kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по изобразительному искусству. презентация для урока

Нажмите, чтобы узнать подробности

урок по изобразительному искусству на тему: "Графика — вид изобразительного искусства. Выразительные средства графики — линия, пятно, штрих.

Задачи урока:

  1. научиться владеть графическими средствами изображения в рисунке, владея законами перспективы, соотношениями светлых и темных пятен, силуэтным построением;
  2. овладеть определенными методами, принципами и техническими приемами работы, обеспечивающими возможность убедительного изображения действительности;
  3. обучаясь графической грамоте, развить свои творческие способности.

Материалы к уроку: альбомный лист, карандаш, ластик, черный (или другого цвета) фломастер.

Оформление классной доски:

  • графические рисунки: “Русский мотив”, “Изборские дали” В. М. Васильева (рисунок 1, рисунок 2);
  • промышленный пейзаж “В доке” И.И. Текучева (рисунок 4);
  • иллюстрация И.М. Филя к рассказу А.П. Чехова “Тоска” (рисунок 3);
  • учебные графические рисунки деревенского пейзажа и сцены прощания русского воина с семьей;
  • таблица методической последовательности работы над графическим рисунком;
  • слова Микеланджело “Рисунок, который иначе называют искусством наброска, есть высшая точка живописи и скульптуры, и архитектуры, рисунок является источником и душой всех видов живописи и корнем всей науки”;
  • рисунок цветными мелками на доске “В стойбище оленеводов”;
  • карикатурные зарисовки мелом.

Приглушенное звучание музыки из произведения Моцарта.

Изложение учебного материала

Сообщив тему урока, задачи, учитель знакомит учащихся с графикой, как видом изобразительного искусства, цитирует слова Микеланджело о роли рисунка в графическом, живописном и скульптурном изображении (слайд 3).

Если живопись – это искусство красочное, то основные цвета графики - черный и белый (слайд 1). Выразительные средства графики – линия, рисунок, переходы света и тени.

Несмотря на то, что художник-график ограничен только двумя цветами и оттенками черного и белого, линией и пятном, он может передать многоцветность мира, мягкость ткани, блеск стали.

Графика возникла в доисторические времена, когда древние люди в наскальных рисунках простыми линиями изображали события окружающего мира. Учитель вызывает к доске двух учащихся и дает задание мысленно перевоплотиться в древних художников и нарисовать цветными мелками “наскальные” изображения животных, за которыми охотились наши предки. Затем комментируют полученные изображения с последующим выводом, что именно рисунок является общей основой графики и живописи. Искусство графики, продолжает учитель, имеет много общего с живописью. И тут и там перед нами определенное изображение на плоскости. Художник-график, так же как и художник-живописец должен знать перспективу, уметь хорошо рисовать.

С произведениями графики человек сталкивается в течение всей жизни. Рисунки и гравюры, представляющие самостоятельные, законченные по мысли произведения искусства, шрифт в книге и на плакате, книжные иллюстрации, почтовые марки, этикетки, театральные и киноафиши – все это произведения станковой и прикладной графики.

Само слово “графика” происходит от греческого слова “графо” - “пишу”, “черчу”, “рисую” (слайд 2).

Итак, графика – это, прежде всего рисунок, искусство линейное, строгое, основанное на сочетании черного и белого, причем белым является сама бумага, а черным – карандаш, уголь, фломастер. Рисунок может быть произведен во многих экземплярах при различных техниках, как рукотворных, так и машинных.

Линейный рисунок о многом “умалчивает”, он не передает ни цвета, ни тона предметов, ничего не говорит о материале, из которого они сделаны. Таким образом, художник располагает очень скупыми выразительными средствами: только линией, которая передает очертания предметов. Но, оказывается, если линией владеть в полной мере, то можно постичь очень многое. Изображая, например, человека, можно “схватить” его движение, повадку, характер. Это в полной мере можно постичь, если внимательно рассматривать сцену прощания русского воина с семьей, собирающегося отразить нападение врага. Умело манипулируя линией, художник передал силу и мужество воина, грусть и скорбь собирающих его в дальний путь сыновей и жены. А в рисунках художника В.М. Васильева (рисунок 1, рисунок 2) линией и пятном с поразительной силой переданы величие, романтическая сила русской природы, русской деревни. Иллюстрация к рассказу А.П. Чехова “Тоска”, выполненная художником И.М. Филем (рисунок 3), наталкивает на размышление о сущности человеческого бытия на земле, а графический рисунок И.И. Текучева “В доке” (рисунок 4) показывает могущество индустриального города – порта.

Если обратиться к таблице изображающей способы использования линии художником-графиком, то можно заметить их разнообразие: это вертикальные, горизонтальные, наклонные линии, пересекающиеся между собой; линии, принимающие форму изображаемого предмета, частота нанесения которых создает определенный тон, глубину.

Искусство линии требует от художника снайперской точности глаза, безошибочной верности руки, тонкого чувства формы и высокого вкуса. Линия может быть спокойной, плавной, льющейся, а может быть, напротив, стремительной, нервной, малейшие ее колебания, утолщения, утончения, способны выразить своеобразие форм, увиденных художником в жизни.

По сравнению с живописью, язык графики более условен. Он не передает того богатства цвета и форм, которая способна передать живопись. Графика упрощает образ предмета, выбирая и подчеркивая лишь основные его признаки.

Итак, графические произведения могут быть отпечатаны во многих экземплярах. Для этого художник режет особыми резцами линолеум или деревянную доску, или рисует на литографическом камне, или вытравливает рисунок на металлической пластине. Мы называем их эстампами. Оттиски, сделанные с досок из дерева, с листков линолеума, пластинок металла, называются гравюрами.

Учитель раздает двум учащимся готовые, вырезанные ребятами на линолеуме, графические изображения. Учащиеся с помощью кисточки накладывают краску на линолеум, который лежит на чистом листке бумаги, затем обработанный листок линолеума накладывают на чистый альбомный лист, производит оттиск. Готовое изображение демонстрируется учащимся.

Обобщенность образа, условность его цветовой характеристики, преувеличение и символистика – все это ощущается в графике. Смелые, порой неожиданные приемы допускает сатирическая графика – карикатура.

Особое значение имеет работа художника-графика в книге. Основа книжного искусства – иллюстрация. Художник в книге создает орнаментально-шрифтовое оформление переплета, титульного листа и всех других элементов украшения книги. От рисунка каждой отдельной буквы, из которых складываются слова, строка, страница, от её красоты зависит и легкость чтения, восприятия текста. Плакат, рекламная афиша – сравнительно новый вид графики, необходимый в жизни современного человека. Особой популярностью пользуется промышленная графика.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по изобразительному искусству. презентация для урока»

урок по изобразительному искусству по теме "Синтез искусств в архитектуре. Мозаика"

План-конспект урока

Тема урока: “Синтез искусств в архитектуре. Мозаика”.

Цели урока:1. Закрепить знания учащихся о видах изобразительного искусства, о синтезе искусств в архитектуре; сформировать представление о мозаике, как о виде монументального искусства.

2. Развивать навыки работы с бумагой в технике аппликации.

3. Воспитывать уважительное отношение к мнению одноклассников и их работам.

Оборудование:

1. Для учителя: репродукции по теме.

2. Для учащихся: альбом, простой карандаш, ластик, цветные карандаши, цветная бумага, ножницы, клей.

Оформление классной доски:

центральная часть – дата, тема, репродукции;
левая, правая части – репродукции.

План урока:

  1. Организационная часть

  2. Закрепление изученного материала

  3. Сообщение нового материала

  4. Постановка художественной задачи

  5. Практическое выполнение задания

  6. Подведение итогов

  7. Домашнее задание

Ход урока.

1. Организационная часть.

1) Установить должную дисциплину в классе. 
2) Отметить отсутствующих.
3) Проверить подготовку к уроку.
4) Сообщить тему, цели и задачи урока.

У.:- Тема нашего урока “Синтез искусств в архитектуре. Мозаика”. В первой части урока мы поговорим о видах изобразительного искусства, об их связи с архитектурой, закрепим знания о них. Эти знания вам пригодятся на уроках истории, при изучении тем, связанных с культурой и искусством разных стран и народов. Затем я более подробно познакомлю вас с одним из видов монументального искусства – мозаикой. И, наконец, перейдем к работе по составлению мозаики. Это умение пригодится вам и в повседневной жизни. Мозаичные картины и панно буду прекрасным украшением интерьера вашей комнаты. Также будем развивать творческие способности, воспитывать в себе уважительное отношение к мнению одноклассников и их работам.

2. Закрепление изученного материала.

1) У.: – Ребята, какие виды изобразительного искусства вы знаете?

(Живопись, графика, скульптура, архитектура, декоративно-прикладное искусство.)

У.: – Рассмотрите репродукции Рисунок1,Рисунок2,Рисунок3,Рисунок4,Рисунок5, определите вид изобразительного искусства, на листочках, которые лежат перед вами, напишите название вида изобразительного искусства. Обменяйтесь листочками с соседом по парте, проверьте его работу. Если считаете, что работа выполнена верно, поставьте “+”.

У.: – Ребята, прочитайте, какие виды изобразительного искусства вы выписали. (Проверка). Поднимите руку, кто допустил ошибки. Какие ошибки вы допустили?

У.: – Вернемся к репродукциям и докажем, что это именно тот вид изобразительного искусства, о котором мы говорим.

(Учащиеся дают краткую характеристику видов изобразительного искусства:

живопись – вид изобразительного искусства, произведение искусства, выполненное красками;

графика – вид изобразительного искусства, изображение на бумаге или картоне карандашом, пером, углем или с помощью специальных приспособлений, машин – печатная графика;

скульптура – вид изобразительного искусства, объемное изображение человека, животного; архитектура – вид изобразительного искусства, искусство проектировать и строить;

декоративно-прикладное искусство - вид изобразительного искусства, художественно оформленные предметы быта).

У.: – Ребята, что мы сейчас повторили?

(Виды изобразительного искусства.)

2) У.: -Ребята, как эти виды изобразительного искусства связаны с архитектурой?

(Все эти виды изобразительного искусства неразрывно связаны с архитектурой, так как участвуют в оформлении интерьеров различных зданий, украшении фасадов, улиц, площадей, парков и.т.д.)

У.:- Рассмотрите предложенные репродукции, определите, какие архитектурные сооружения на них изображены и докажите правильность выдвинутого утверждения.

( 1. Храм Парфенон в Афинском Акрополе Рисунок6 – выстроен в V веке до нашей эры архитекторами Иктином и Калликратом. Фриз украшен рельефами, фронтоны заполнены скульптурой.

2.Собор и башня в Пизе,Рисунок7. Начало строительства – 1063 год. Этот прекрасный ансамбль создавался долгое время. Видим сочетание скульптуры (круглой и рельефы), монументальной живописи.

3.. Покровский собор на Красной площади (1555 – 1561 гг.) ,Рисунок8, в народе его называют храмом Василия Блаженного, построен по указу Ивана Грозного. Декоративное убранство очень богато – многочисленные рельефы, росписи на внутренних и внешних поверхностях стен. Поэтому тоже можем говорить о синтезе искусств в архитектуре.)

У.: – Ребята, почему мы должны знать и охранять эти памятники архитектуры?

(Потому что это всемирное культурное достояние, которое должно быть сохранено для других поколений, чтобы быть высокообразованными людьми.)

У.: – О чем мы сейчас говорили?

(Мы говорили о том, что архитектура неразрывно связана с другими видами изобразительного искусства)

3. Сообщение нового материала.

У.: – Искусство, которое рассчитано на массовое восприятие и существующее в синтезе с архитектурой, принято называть монументальным. Оно “живет” на внутренних и внешних стенах зданий и сооружений, на улицах городов.

У.: – Приведите примеры.

(Скульптуры – памятники, скульптуры-фонтаны, обелиски, статуи, мозаики, фрески, панно, витражи и т.д.)

У.: – Сегодня мы более подробно познакомимся с одним из видов монументального искусства – мозаикой.

- Вспомните, что мы называем мозаикой.

(Мозаика – вид монументального искусства, изображение, составленное из кусочков, разноцветных натуральных камней, стекла (смальты), керамики, дерева и других материалов.)

У.: – Мозаику называют вечной живописью. Из глубокой древности дошли до нас мозаичные картины, не померкнув и не потеряв своих красок. История мозаики насчитывает тысячелетия!

В Древнем Египте Рисунок9 мозаика из пластинок и кубиков из природных камней применялась для украшения различных изделий бытового назначения. Также использовались полудрагоценные и драгоценные камни. Уже в Древнем Египте наблюдался расцвет производства цветных глухих стекол – смальт (цветные кубики из стекла, сплавленного с минеральными красками).

Античная мозаика Рисунок10,Рисунок11 развивалась от несложных, выложенных галькой, узоров до сложных черно-белых или цветных композиций.

В Византии Рисунок12,Рисунок13,Рисунок14 мозаика заняла господствующее положение в убранстве храмов. На весь мир прославились знаменитые сохранившиеся равеннские мозаики из мавзолея Галлы Плацидии и декоративные мозаичные композиции церквей Сан-Витале и Сант- Аполлинаре-ин -Классе.

В Равенне до сих пор хранятся и поддерживаются традиции изготовления мозаичных панно. В городе существует институт мозаики. Копии равеннских мозаик, выполненные художниками этого заведения, известны во всем мире. В городском парке экспонируются мозаики известных итальянских и зарубежных художников, созданные в разных стилях и материалах специально для этого парка и демонстрирующие связь между прошлым и настоящим и веру в будущее мозаичного искусства.

В России мозаичные изображения получили распространение с ХVIII в. Особенно увлеченно работал над мозаикой М.В.Ломоносов. На уроках литература вы встретитесь с творчеством М.В. Ломоносова. Обратите внимание, насколько он был разносторонне образованным человеком! Сегодня он станет вам известен не только как писатель, но и художник. Он положил много труда на организацию, научно- исследовательскую и творческую работу в области мозаики. Провел более 4 тысяч опытных плавок стекла с минеральными красителями, получил 112 тонов и 1000 оттенков. Многими его рецептами пользуются до сих пор.

Время революции и Гражданской войны не способствовало развитию монументальных жанров в изобразительном искусстве, но, начиная с 30-х гг. в нем вновь возникает потребность. Украшение внутренних помещений мозаиками становится распространенным в сталинскую эпоху. Ярким примером являются станции метро, построенные в это время. Мозаичные панно создаются для станций московского метрополитена “Комсомольская-Кольцевая”, “Киевская”, “Аэропорт” и других. Известные российские художники Павел Корин, Александр Дейнека, Юрий Королев  выполнили немало мозаичных работ. Эта традиция продолжается и сегодня. Вновь открытые станции и переходы метро также украшаются мозаиками.

Теперь, когда почти в каждом доме есть компьютер, “эффект мозаики” можно создавать при помощи программы – графического редактора “Painter 5”, переводя в мозаичное изображение любое живописное произведение. Эта программа демонстрирует необычную связь между прошлым, настоящим и будущим искусства мозаики.

У.: – Ребята, с каким видом монументального искусства вы сейчас познакомились?

(С мозаикой, с возникновением и развитием этого вида монументального искусства)

4. Постановка художественной задачи.

У.: – Теперь и вы поработаете в технике мозаики. Язык изобразительного искусства понятен всем без исключения, поэтому существуют знаки, не требующие словесного пояснения, например дорожные, медицинские или спортивные. Предлагаю создать знаки-эмблемы школьных кабинетов и выполнить их в технике мозаики.

У.: – Создадим три рабочие группы, каждая из которой будет работать над своим знаком, выберите ответственного в своей группе, который подведет итог вашей работе в конце урока.

У.: – Последовательность работы такова:

1) Определить сюжет будущей мозаики.
2) Выполнить эскиз мозаики небольшой величины, примерно 1/4 листа формата А4 в цвете.
3) Перенести рисунок на основу тонкими линиями.
4) Подобрать цветную бумагу соответствующих тонов.
5) Подготовить материал для мозаики (по желанию можно выбрать круглую, овальную, квадратную, прямоугольную, треугольную и др. форму кусочков бумаги)
6) Скомпоновать кусочки цветной бумаги на основе, то есть выложить рисунок по эскизу. Ни один кусочек не должен закрывать другой, они должны прилегать друг к другу .
7) Закрепить мозаику на основе с помощью клея.

5. Практическое выполнение задания.

У.: – Рабочие группы могут приступить К выполнению задания, желаю успеха!

6. Подведение итогов.

1) У.: – О чем говорили на уроке?
2) Показ выполненных работ учащихся. Рисунок16,Рисунок17,Рисунок18. Выступление рабочих групп с рассказом о проделанной работе.
3) Выставление оценок.

7. Домашнее задание.

1) Вспомнить, что такое мозаика, этапы развития данного вида монументальной живописи.
2) Выполнить мозаику с использованием другого материала.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока по изобразительному искусству. презентация для урока

Автор: Югай Нина Лазаревна

Дата: 17.01.2016

Номер свидетельства: 278194

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(170) "Конспект урока изобразительного искусства. Тема: "Жанры в изобразительном искусстве. Пейзаж""
    ["seo_title"] => string(96) "konspiekt-uroka-izobrazitiel-nogho-iskusstva-tiema-zhanry-v-izobrazitiel-nom-iskusstvie-pieizazh"
    ["file_id"] => string(6) "300752"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1456775361"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "конспект урока изобразительного искусства в 5 классе  "Русская изба" "
    ["seo_title"] => string(70) "konspiekt-uroka-izobrazitiel-nogho-iskusstva-v-5-klassie-russkaia-izba"
    ["file_id"] => string(6) "207437"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1430479713"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(199) "План - конспект урока изобразительного искусства в 7 классе «Суриков – основоположник исторического жанра» "
    ["seo_title"] => string(109) "plan-konspiekt-uroka-izobrazitiel-nogho-iskusstva-v-7-klassie-surikov-osnovopolozhnik-istorichieskogho-zhanra"
    ["file_id"] => string(6) "108171"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403596947"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(250) "Конспект урока изобразительного искусства в 3 классе по теме "Искусство на улицах твоего города. Парки, скверы, бульвары" УМК Перспектива"
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt_uroka_izobrazitiel_nogho_iskusstva_v_3_klassie_po_tiemie_iskusstvo_na_"
    ["file_id"] => string(6) "391424"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1487004166"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(227) "Конспект урока изобразительного искусства  «Природа и архитектура.  Организация архитектурно-ландшафтного пространства.» "
    ["seo_title"] => string(126) "konspiekt-uroka-izobrazitiel-nogho-iskusstva-priroda-i-arkhitiektura-orghanizatsiia-arkhitiekturno-landshaftnogho-prostranstva"
    ["file_id"] => string(6) "192794"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427524990"
  }
}




ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства