Тема: “ Карнавал животных”
Цель: Цель: Создать целостное представление о средствах музыкальной выразительности.
Обучающая, Формирование знаний учащихся о новых музыкальных инструментах, закрепление знаний по темам “Высота звука”, “Короткие и долгие звуки”,
Расширение знаний в области европейской музыки Сен-Санс «Аквариум», Лаураушас «Деревянная лошадка».
Развивающая: “Развитие ритмических навыков в исполнении движений к песне-игре, развитие умения выражать словами средства музыкальной выразительности;
умение сравнивать высоту звука.
Воспитательная: Воспитание слушательской культуры, уважение к творчеству композиторов-классиков. Прививать любовь к животному миру.
Тип урока: Урок изучения и закрепление знаний.
Форма организации урока: Беседа, слушание музыки, просмотр видео материала.
Дидактическое обеспечение урока: компьютер, фонохрестоматия аквариума, портрет композитора Сен-Санса, фотографии животных.
Ход урока
- Организационный этап: Вход в класс под песню “Дружба”
- Актуализация ЗУН: Повторение опорных ЗУН
а) Проверка домашнего задания (фронтально)
- На прошлом уроке я попросила Вас принести рисунки любимых животных.
Просмотр рисунков.
б) Контрольный ЗУН
- А может ли музыка изобразить животное?
- А настроение животного?
Цель:Сегодня на уроке мы с вами еще раз убедимся в том,что при помощи звуков и средств муз. выразительности можно изобразить любого животного и показать его характер
3.2. Этап усвоения новых знаний
(Показ на интерактивной доске животных в зоопарке)
- Ребята, куда это мы с вами попали? (Зоопарк)
- Зоо переводится животный. Значит парк для животных.
- Для чего нужны зоопарки? (в зоопарке можно наблюдать за животными,
изучать их поведение, а некоторых животных просто спасли от гибели)
- В зоопарке содержатся, какие животные? Домашние или дикие?
- Если вы наблюдали за животными, то скажите, характер, повадки, поведение
у них одинаковое или разное?
Песня «Зверобика»
Так одинаковое у них поведение или разное? ( одни спокойные, другие подвижные, игривые)
- А давайте устроим для них праздник и назовём мы его …. А чтобы узнать
название праздника нужно отгадать загадки. Первую букву отгаданного
слова выложите на столе и соберите слово
- По реке плывёт бревно
Ох, и злющее оно!
Тем, кто в речку угодил
Нос откусит ….(крокодил)
- Это старый нам знакомый,
Он живёт на крыше дома
Длинноногий, длинноносый,
Длинноногий, безголосый,
Он летает на охоту
За лягушками к болоту….(аист)
- Под водой живёт народ
Ходит задом наперёд (раки)
- У него один лишь рог
Он зовётся……(носорог)
- Стеклянный домик на окне
С прозрачною водой
С камнями и песком на дне
И с рыбкой золотой….(аквариум)
- Кар-кар-кар кричит плутовка
Ну и ловкая воровка
Все блестящие вещицы, очень любит эта птица
И она вам всем знакома
Как зовут её….(ворона)
- Серебристых рыбок стая промелькнула
А за ними мчится хищная….(акула)
- Хвост пушистый, мех золотистый
В лесу живёт, кур в деревне крадёт…(лиса)
Получилось слово КАРНАВАЛ
- А что такое карнавал?
Это праздник с песнями, танцами, масками, костюмами
- А у меня есть маски. Кто это? (перечислить животных). У нас есть песня про этих животных, в которой ребята покажут характер каждого из них. (Выбрать детей)
Исполнение песни: “Тень-тень - потетень”
- Все герои разные, а какими звуками могли бы их изобразить. Например, медведь
(высокими, низкими или средними?). Лиса, еж, блохи, коза….
- Так сколько у нас регистров? (Три)
Композиторы выбирают не только регистры, но и инструменты, чтобы изобразить
В музыке животных.
Латышский композитор Лаураушас изобразил всем нам знакомое животное, на очень интересном инструменте. Послушайте и угадайте, что это за животное?
- Какой исполняет инструмент?
- Какими звуками исполняется произведение
- Какой характер у пьесы? (слушают)
- Кого изображает композитор? (лошадку)
- Что она делает? (бегает, стучит копытцами)
- Какими звуками изобразил её композитор? ( в среднем регистре отрывистыми)
- Какой характер у лошадки? (весёлый)
- А на каком инструменте исполняется? (ксилофон). Показывается инструмент
ксилофон
- Все животные любят бегать, прыгать, резвиться?
- А путешествовать любят?
- А на чём можно путешествовать?
- Звуки по длительности одинаковые?
- Какие длительности нот мы знаем?
- Как считается целая половинная, четвёртая, восьмая?
На экране вагоны
Прохлопать.
- Ну, раз мы сосчитали все длительности теперь можно ехать. Встали.
(исполнение песни “Котёнок и паровоз”)
- Ой, как далеко мы уехали, до самой Франции. В Париж. В этом городе жил французский композитор Сен-Санс (показываю его портрет)
Он так любил животных, любил за ними наблюдать и написал о них музыкальный альбом под названием “Карнавал животных”. В нем есть про кенгуру, слона, бабочек и про рыбок.
Мы прослушаем музыкальное произведение, которое называется “Аквариум”
-Чем покрыты рыбки? Чешуей. она серебристая, золотистая.
Художник может взять краски и кисточки и нарисовать рыбок. А композитор как? Чем он изобразит рыбок? - звуками
- Какие могут быть звуки?
Высокие средние низкие
Быстрые и медленные
Короткие и долгие
Отрывистые и плавные
Громкие и тихие
И всё это средства музыкальной выразительности. Именно ими должен пользоваться композитор, чтобы изобразить, что-либо в музыке.
Слушание и просмотр фильма “Аквариум” Сен-Санса
Какая была музыка по характеру?
- Какими звуками изобразил их композитор Сен-Санс.
-какое настроение передает музыка?
На доске средства музыкальной выразительности дети выбирают.
Обобщение: Так может ли музыка изобразить животных, птиц, рыб?
А передать настроение животных? Чем пользуется композитор?
(звуками и средствами музыкальной выразительности)
Вы молодцы, хорошо пели, отвечали, особенно …….
Рефлексия: Понравился урок - желтый цвет
Не понравился- черный
Испытывал трудности-
Урок Закончен.