II. Актуализация знаний. Работа в группах (по рядам). Задание:Отгадать загадки. Ребята, посмотрите на этот музыкальный домик. Волшебный домик! Он приготовил для Вас загадки. Сейчас один человек из каждой группы подходит и вытягивает по 2 загадки. Затем вы посовещавшись расскажите нам про кого же эти загадки. | 1. (Слон) 2. (Лев) 3. (Черепаха) 4. (Кенгуру) 5. (Аквариум) 6. (Лебедь) | Серый толстый великан Нос как будто длинный кран На спине прокатит он Озорной ушастый …
Среди зверей кто самый главный? Храбрый, с гривою шикарной, Он не привык скрывать свой гнев, Зверей он царь, свирепый…
Всем известный тихоход, По делам она ползет, В панцирь прячется от страха Долгожитель …
Он с кармашечком родился. И кармашек пригодился. Лихо скачет поутру Наш весёлый … Стеклянный домик на окне С прозрачною водой, С камнями и песком на дне И с рыбкой золотой. Вот так птица - какова! И не спутаешь с другой. Может, это цифра два? Шея выгнута дугой! |
III. Мотивация учащихся. Определение темы урока. Послушайте мою загадку. Как вы думаете какая тема нашего урока? | Животные «Карнавал животных» | В этой сюите – увидите сами, Ноты живые, с хвостами, усами! Бегать умеют они и летать, Ползать и плавать, кусать и хватать! Ноты мохнатые, ноты пернатые, Стройные ноты и ноты горбатые. Добрые, злые, наземные, водные. Кто же они, догадались? |
V. Систематизация и применение знаний. Работа на интерактивной доске. Задание: Соотнести произведения и композиторов. Внимание на доску: устно соотнесите названия композиторов и произведения. Ответьте на вопрос: Что объединяет эти произведения? А что такое цикл? А какой замысел у цикла «Карнавал животных»? Тест на знания материала. Письменно, индивидуально. Ответы проговариваются вслух учителем. Поменяйтесь тетрадями. Взаимооценивание. Поставьте плюсы и минусы. У кого все правильные ответы получают ноты. | «Шахерезада» Римский – Корсаков «Пер Гюнт» Э.Григ «Времена года» (12 пьес) П.И Чайковский «Времена года» (4 части) А. Вивальди Это произведения циклы. Цикл – это несколько пьес, объединенных общим замыслом и названием. Пьесы, входящие в этот цикл про животных. Ответы на тест. 1. а 2. в 3. а, б, д. | Слайд 1.Камиль Сен-Санс - композитор какой страны? А) Франции Б) Норвегии В) России 2.Сколько пьес в сюите «Карнавал животных»? А) 12 Б) 5 В) 14 Перечислите животных, которые встречаются в цикле «Карнавал животных». А) антилопы Б) куры и петух В) медведь Г) собака Д) черепаха Е) лиса |
VI. Изучение новых знаний. 1) Может ли музыка изобразить звуками окружающий нас мир? Может ли музыка нарисовать картины, как настоящий художник? А как называются музыкальные «краски», которые используют композиторы для создания своих произведений? Перечислите выразительные средства музыки. Работа по парам. Задание: При прослушивании пьесы выбрать 3 наиболее значимые выразительные средства, которые характеризуют этого животного. Узнали ли вы музыку? Кто это ? Докажите почему именно эти средства описывают очень точно этого животного. А какой это танец? (Раз-два-три). Да, неуклюжий вальс слона. Вальсообразная мелодия, играемая контрабасом, основана на заимствованиях двух тем: танца сильфов из драматической легенды Берлиоза «Осуждение Фауста» и Скерцо из музыки Мендельсона к комедии «Сон в летнюю ночь». Комизм заключается в том, что музыка, задумывавшаяся как лёгкая и воздушная и в оригинале исполняемая инструментами высокого регистра, передана неповоротливому инструменту, звучащему в нижней части диапазона и изображающему танцующего слона. 2) Ребята, а что такое карнавал? Я приглашаю вас на карнавал, где мы будем снимать маски с животных, отгадывая их с помощью музыкального мышления. Какая музыка по характеру должна открывать праздник, карнавал? А какой жанр используется на праздниках? А кто вспомнит какая пьеса открывает сюиту «Карнавал животных»? Почему именно этот зверь? Ваши предположения? Физминутка. Задание:изобразить марш льва, и все действия которые он исполняет. Музыка подскажет вам. 3) На прошлом уроке домашним заданием было нарисовать персонаж, понравившейся пьесы. Мы говорили об «Аквариуме». Я предлагаю вам под музыку этой дивной мелодии поместить наших рыбок в аквариум. На доске нарисован аквариум и учащиеся на магниты приклеивают своих рыбок. Очень красивые рыбки. Художник может взять краски и кисточки и нарисовать рыбок. А как же композитор изобразил переливающиеся чешуйки рыбок, блеск воды, булькание рыбок, хрупкость аквариума (стекла). Кроме выразительных средст музыки композитор выбирает инструменты. Какие инструменты звучали в этой пьесе? А еще композитор использовал стеклянную гармонику. Или колокольчики. Поэтому и характер получился такой волшебный и сказочный. 4) Викторина. Письменно. Задание: угадать название пьесы при прослушивании музыки. Записать название пьесы в тетрадь. Самопроверка. Ответы демонстрируются на интерактивной доске. 5) Неожиданно звучит музыка «Канкан» из оперы «Орфей в аду» Оффенбаха. Что это за знаменитый танец? Энергичный французский танец. А какую связь имеет этот танец с сюитой «Карнавал животных»? Просмотр видео фрагмента «Черепаха», где музыканты аж заснули пока играли эту пьесу. При просмотре и прослушивании пьесы дети напевают мелодию. 5) Ребята, у меня для вас есть музыкальный сюрприз. К нам в гости пришли музыканты и исполнят в живую для нас и наших гостей одну пьесу из цикла «Карнавал животных». Ваша задача – показать как вы умеете слушать музыку, потому что после прослушивания вы будете выполнять задание. Звучит в живом исполнении учителей нашей гимназии «Лебедь» К.Сен- Санса Апплодисменты! Провожаем наших гостей. Задание: прослушивание данного номера поможет вставить пропущенные слова в предложения. Задание письменное. Проверка устно фронтально. Певучая мелодия у виолончели изображает плавное движение лебедя по поверхности воды, а фигурации у фортепиано ― рябь на ней. На музыку «Лебедя» хореограф Михаил Фокин в 1907 году поставил знаменитый балетный номер «Умирающий лебедь» для Анны Павловой. Сен-Санс был удивлён такой трактовкой ― в его пьесе лебедь не умирает ― но не возражал против неё. Физминутка. Попробуем изобразитьэти движения вместе с просмотром видео. Танец Майи Плисецкой «Лебедь». | Выразительные средства музыки Темп, тембр, мелодия, регистр,лад, динамика,фактура. Регистр Темп Тембр Слон Низкий регистр – большой Медленный темп – тяжело идет. Тембр контрабаса – низкий голос большого зверя. Аккордовая фактура – шаги слона. Вальс Праздник с красивыми нарядами в масках. Веселая, торжественная. Марш Королевский марш льва Царь зверей,сильный, властный и тд. Маршируют, осматриваются и рычат. Приклеивают рыбок на магниты в аквариум. Струнные, флейта, фортепианно. Показывают глиссандо на фортепиано. 1. Антилопы 2. Куры и петух 3. Кенгуру Кан- Кан В пьесе «Черепаха» композитор процитировал эту мелодию в четыре раза медленнее, чтоб изобразить как медленно черепаха ходит. Лебедь Виолончель В балете | ЭССЕ Пьеса, которую я прослушал(-а) называется «___». Солирующим инструментом была ___. Певучая мелодия у инструмента изображает плавное движение изящной птицы, на поверхности воды. На эту музыку знаменитые хореографы поставили танец в ____. |