Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром по теме: "Карнавал на лугу"
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром по теме: "Карнавал на лугу"
Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром по теме: «Карнавал на лугу»
Организационный этап:
Воспитатель:
Мы пойдем по коврику
Его никто не ткал.
Он разостлался сам собой,
Лежит у речки голубой
И желт, и синь, и ал.
- Что же это за ковер? (Рассуждения детей).
- Давайте пройдемся медленно по лугу
И «Здравствуй!» скажем каждому цветку.
Должны мы над цветками наклониться
Не для того, чтоб рвать или срезать,
А чтоб увидеть добрые их лица
И доброе лицо им показать. (Дети прогуливаются по ковру, рассматривая цветы).
С.Вургун
Основной этап:
- Что же такое луг? (Рассуждения детей).
Луг – это участок, покрытый травянистой растительностью (травой и цветами).
- Кто-то из вас был когда-нибудь на лугу? Как вы можете описать луг? (Описания детей своих ощущений и воспоминаний)
- А сейчас проверим, знаете ли вы луговые растения.
- Этот цветок легко узнать, хоть он меняет шапку: то желтую носит, то белую и пушистую. А уж если сильный ветер подует, то он и совсем шапку снимет. Узнали, о каком цветке я говорю? (Одуванчик).
- Есть у одуванчика одна особенность: он может предсказывать погоду. В пасмурную погоду его цветки не раскрываются, а в ясную и сухую погоду цветки распускаются в 5-6 часов утра и закрываются около 3-х часов дня.
Давайте представим, что мы с вами одуванчики.
Игра-имитация «Одуванчик»
«Бутон» - дети встают в плотный круг и берутся за руки.
«Бутон распускается» - дети расходятся, держась за руки.
«Одуванчик расцвел» - образуют широкий круг.
«Одуванчик подрос» - поднимают руки вверх.
«Одуванчик улетел» - разбегаются по группе.
- А вот летит мохнатенький,
Летит за сладеньким.
Кто это? (Шмель).
-Толстый, неторопливый, будто одетый в теплое меховое пальто, шмель один из первых весной начинает свой труд по сбору пыльцы и меда. Появление шмелей ранней весной очень важно для растений, поскольку насекомых-опылителей еще мало, а шмели опыляют практически все растения.
- Летит – воет.
Сядет – землю роет.
Кто это? (Шмель).
- Правильно, и эта загадка тоже о шмеле. На самом деле, он не роет землю, а «делает зарядку» - машет крыльями, но остается на месте. Такая зарядка согревает насекомых, поэтому даже в холодную погоду температура их тела. Поднимается по сравнению с окружающей средой градусов на 20 (если же температура тела насекомого падает, то он впадает в спячку или погибает).
- А еще шмели «пишут письма», не смотря на то что, у них нет ни карандаша, ни ручки. Зато у них есть челюсти, которые служат шмелю ручкой. Касаясь коры деревьев, покусывая листики и веточки, шмель оставляет свои пахучие листья – «письма».
«Самомассаж уха – Шмель»
Пушистый шмель
Загибают вперед всеми пальцами ушные раковины.
Сел на ухо.
Сидел, сидел,
Кончиками большого и указательного пальцев тянуть обе мочки ушей (4 раза).
Никуда не улетел.
Жужжал, жужжал,
Захватить большими и указательными пальцами козелок и поворачивать его во все стороны.
Воспитатель показывает детям «разобранный портрет» гусеницы. Дети угадывают, кто нарисован и складывают портрет.
Психогимнастический тренинг «Гусеница» (по Л.Н. Башлаковой и Л.А. Мартыновой)
Дети выкладывают из заранее подготовленных пуговиц (камешков) гусениц.
Динамическое упражнение «Гусеница ищет сестренку»
Дети выстраиваются друг за другом в гусеницу и движутся по группе в поисках гусеницы.
- А кто же сестренка гусеницы?
Над цветком порхает, пляшет,
Веером узорным машет (Бабочка).
- А почему бабочку называют сестрой гусеницы? (Рассуждения детей). Зимуют бабочки в щелях, подвалах и других укромных местах. Весной же бабочки вылетают из своих укрытий, чтобы опылять цветы, радовать людей красотой своих крылышек. Кроме того, есть бабочки-синоптики, которые умеют, как и одуванчики, предсказывать погоду.
- Гусеницы, вылупившиеся из отложенных бабочками яиц, приносят вред, но они же являются и кормом для птиц, без которых людям пришлось бы туго. А потом гусеницы превращаются в бабочек, и люди, глядя на это чудо, прощают гусеницам их вред.
- Среди насекомых есть и хищники. Следующая загадка про одного из них.
Голубой аэропланчик
Сел на желтый одуванчик (Стрекоза).
- Стрекоза очень прожорлива, она съедает в день пищи больше, чем весит сама. Добычу (комаров и мошек) стрекоза ловит лапками, которые покрыты шипами и щетинками.
Если стрекозу можно сравнить с аэропланчиком, то следующее насекомое - хищник носит красное платье в горошек. Его еда – тли, крошечные, но очень вредные насекомые. Вы догадались, о каком насекомом идет речь? (божья коровка). Этот жук выделяет оранжевое молочко, как корова, на самом деле – это не молочко, а едкая и неприятная жидкость. Из-за нее не едят божьих коровок не птицы, ни пауки, ни ящерицы.
Массаж рук «Божья коровка» (по А. Уманской)
Божья коровка,
Пробежать пальцами правой руки по левой руке от кисти к плечу.
Полети на облачко, Принеси нам с неба
Пробежать пальцами левой руки по правой руке от кисти к плечу.
Чтобы были летом
В огороде – бобы,
Поглаживать правой ладонью левую руку от кисти к плечу.
В лесу – ягоды, грибы,
В роднике водица,
Во поле пшеница.
Поглаживать левой ладонью правую руку от кисти к плечу.
Народная приговорка
- Сидят девицы в темнице,
Плетут затейливый узор
Не петлей и не узлом.
Сок из цветов они берут,
И в сотканный узор кладут (Пчелы).
- Дети, а что вы знаете о пчелах? (Рассказ детей)
- А вы слышали такое выражение: «Трудолюбивый, как пчела»? Когда так говорят? И это действительно правильное сравнение, пчела очень трудолюбива: в день она посещает примерно 7 тысяч цветков. Это очень много для такого маленького насекомого.
- А еще на лугу живет скрипач,
Носит фрак и ходит вскачь (кузнечик).
- У кузнечиков очень хороший слух, но уши у них находятся, как вы думаете, где? (на ногах). А разговаривают кузнечики при помощи крылышек. Кузнечиков так прозвали за их звук, который они издают: будто стучат они молоточком, как кузнецы.
Посмотрите, задние лапки у кузнечиков длиннее, это позволяет им лучше отталкиваться от земли и прыгать так далеко.
- А теперь посмотрите на всех обитателей луга и назовите их одним словом, кто это? (насекомые).
- А как отличить насекомых от других живых существ, обитающих на лугу? Посчитайте, сколько ног у стрекозы, жука, бабочки, паука и других насекомых (шесть). Обратите внимание, как вы верно заметили, насекомые – это животные у которых шесть ног.
Заключительная часть:
ТРИЗ-игра «Что умеют делать насекомые?»
Дети держат в руках насекомое и подбирают слова-действия к своему насекомому (летает, порхает, прыгает, ползает, кусает, жалит, собирает, пьет, жужжит, звенит, гудит, вредит и т.п.).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
И доброе лицо им показать. (Дети прогуливаются по ковру, рассматривая цветы).
С.Вургун
Основной этап:
- Что же такое луг? (Рассуждения детей).
Луг – это участок, покрытый травянистой растительностью (травой и цветами).
- Кто-то из вас был когда-нибудь на лугу? Как вы можете описать луг? (Описания детей своих ощущений и воспоминаний)
- А сейчас проверим, знаете ли вы луговые растения.
- Этот цветок легко узнать, хоть он меняет шапку: то желтую носит, то белую и пушистую. А уж если сильный ветер подует, то он и совсем шапку снимет. Узнали, о каком цветке я говорю? (Одуванчик).
- Есть у одуванчика одна особенность: он может предсказывать погоду. В пасмурную погоду его цветки не раскрываются, а в ясную и сухую погоду цветки распускаются в 5-6 часов утра и закрываются около 3-х часов дня.
Давайте представим, что мы с вами одуванчики.
Игра-имитация «Одуванчик»
«Бутон» - дети встают в плотный круг и берутся за руки.
«Бутон распускается» - дети расходятся, держась за руки.
«Одуванчик расцвел» - образуют широкий круг.
«Одуванчик подрос» - поднимают руки вверх.
«Одуванчик улетел» - разбегаются по группе.
- А вот летит мохнатенький,
Летит за сладеньким.
Кто это? (Шмель).
-Толстый, неторопливый, будто одетый в теплое меховое пальто, шмель один из первых весной начинает свой труд по сбору пыльцы и меда. Появление шмелей ранней весной очень важно для растений, поскольку насекомых-опылителей еще мало, а шмели опыляют практически все растения.
- Летит – воет.
Сядет – землю роет.
Кто это? (Шмель).
- Правильно, и эта загадка тоже о шмеле. На самом деле, он не роет землю, а «делает зарядку» - машет крыльями, но остается на месте. Такая зарядка согревает насекомых, поэтому даже в холодную погоду температура их тела. Поднимается по сравнению с окружающей средой градусов на 20 (если же температура тела насекомого падает, то он впадает в спячку или погибает).
- А еще шмели «пишут письма», не смотря на то что, у них нет ни карандаша, ни ручки. Зато у них есть челюсти, которые служат шмелю ручкой. Касаясь коры деревьев, покусывая листики и веточки, шмель оставляет свои пахучие листья – «письма».
«Самомассаж уха – Шмель»
Пушистый шмель
Загибают вперед всеми пальцами ушные раковины.
Сел на ухо.
Сидел, сидел,
Кончиками большого и указательного пальцев тянуть обе мочки ушей (4 раза).
Никуда не улетел.
Жужжал, жужжал,
Захватить большими и указательными пальцами козелок и поворачивать его во все стороны.
Воспитатель показывает детям «разобранный портрет» гусеницы. Дети угадывают, кто нарисован и складывают портрет.
Психогимнастический тренинг «Гусеница» (по Л.Н. Башлаковой и Л.А. Мартыновой)
Дети выкладывают из заранее подготовленных пуговиц (камешков) гусениц.
Динамическое упражнение «Гусеница ищет сестренку»
Дети выстраиваются друг за другом в гусеницу и движутся по группе в поисках гусеницы.
- А кто же сестренка гусеницы?
Над цветком порхает, пляшет,
Веером узорным машет (Бабочка).
- А почему бабочку называют сестрой гусеницы? (Рассуждения детей). Зимуют бабочки в щелях, подвалах и других укромных местах. Весной же бабочки вылетают из своих укрытий, чтобы опылять цветы, радовать людей красотой своих крылышек. Кроме того, есть бабочки-синоптики, которые умеют, как и одуванчики, предсказывать погоду.
- Гусеницы, вылупившиеся из отложенных бабочками яиц, приносят вред, но они же являются и кормом для птиц, без которых людям пришлось бы туго. А потом гусеницы превращаются в бабочек, и люди, глядя на это чудо, прощают гусеницам их вред.
- Среди насекомых есть и хищники. Следующая загадка про одного из них.
Голубой аэропланчик
Сел на желтый одуванчик (Стрекоза).
- Стрекоза очень прожорлива, она съедает в день пищи больше, чем весит сама. Добычу (комаров и мошек) стрекоза ловит лапками, которые покрыты шипами и щетинками.
Если стрекозу можно сравнить с аэропланчиком, то следующее насекомое - хищник носит красное платье в горошек. Его еда – тли, крошечные, но очень вредные насекомые. Вы догадались, о каком насекомом идет речь? (божья коровка). Этот жук выделяет оранжевое молочко, как корова, на самом деле – это не молочко, а едкая и неприятная жидкость. Из-за нее не едят божьих коровок не птицы, ни пауки, ни ящерицы.
Массаж рук «Божья коровка» (по А. Уманской)
Божья коровка,
Пробежать пальцами правой руки по левой руке от кисти к плечу.
Полети на облачко, Принеси нам с неба
Пробежать пальцами левой руки по правой руке от кисти к плечу.
Чтобы были летом
В огороде – бобы,
Поглаживать правой ладонью левую руку от кисти к плечу.
В лесу – ягоды, грибы,
В роднике водица,
Во поле пшеница.
Поглаживать левой ладонью правую руку от кисти к плечу.
Народная приговорка
- Сидят девицы в темнице,
Плетут затейливый узор
Не петлей и не узлом.
Сок из цветов они берут,
И в сотканный узор кладут (Пчелы).
- Дети, а что вы знаете о пчелах? (Рассказ детей)
- А вы слышали такое выражение: «Трудолюбивый, как пчела»? Когда так говорят? И это действительно правильное сравнение, пчела очень трудолюбива: в день она посещает примерно 7 тысяч цветков. Это очень много для такого маленького насекомого.
- А еще на лугу живет скрипач,
Носит фрак и ходит вскачь (кузнечик).
- У кузнечиков очень хороший слух, но уши у них находятся, как вы думаете, где? (на ногах). А разговаривают кузнечики при помощи крылышек. Кузнечиков так прозвали за их звук, который они издают: будто стучат они молоточком, как кузнецы.
Посмотрите, задние лапки у кузнечиков длиннее, это позволяет им лучше отталкиваться от земли и прыгать так далеко.
- А теперь посмотрите на всех обитателей луга и назовите их одним словом, кто это? (насекомые).
- А как отличить насекомых от других живых существ, обитающих на лугу? Посчитайте, сколько ног у стрекозы, жука, бабочки, паука и других насекомых (шесть). Обратите внимание, как вы верно заметили, насекомые – это животные у которых шесть ног.
Заключительная часть:
ТРИЗ-игра «Что умеют делать насекомые?»
Дети держат в руках насекомое и подбирают слова-действия к своему насекомому (летает, порхает, прыгает, ползает, кусает, жалит, собирает, пьет, жужжит, звенит, гудит, вредит и т.п.).