Конспект НОД Познавательное развитие по ознакомлению с окружающим в
ГОН с 4 – 5 лет.
Тема НОД: «Животные севера».
Цель:
Развитие познавательно-речевой активности у воспитанников среднего дошкольного возраста. Продолжать знакомить с животными Севера, чем питаются, расширить их кругозор с элементами триз, способность анализировать.
Задачи:
Образовательные:
Формировать умения у воспитанников отгадывать загадки, развивать мышление; чётко проговаривать слова, сочетая движения и речь.
Развивающие:
Развивать познавательный интерес; воспитывать любовь к животным, интерес к природе родного края.
Методические приемы:
1. Наглядные: интерактивная доска с картинками леса, детского сада, диких животных.
2. Игровые: дидактическая игра, загадки, подвижная игра.
3. Картинки питания животных с элементами триз (тычок).
4.Аудио запись «Снежный город детства моего».
5. Словесные: объяснение, поощрение, вопросы.
Оборудование:
Интерактивная доска с картинками леса, диких животных, детского сада, д/и «Четвёртый лишний», альбомные листы с изображением питания диких животных, аудио запись - «Снежный город детства моего», гуашь, тычок на каждого ребёнка, влажная салфетка.
Предварительная работа:
Чтение произведений В. Бианки «Голубой зверёк», Чарушина Е. «Медвежонок», Шорыгина Т.А. «Какие звери в лесу»; рассматривание и чтение энциклопедии «Животные»; дидактические игры «Дикие животные», «Лапы, уши и хвосты», «Кто чем питается», «Кто где живёт?»; - словесные игры «Что будет, если…», эколого – психологический тренинг: упражнения «Природный оркестр», «Лесной карнавал», коллективный коллаж на тему «Кто живёт в лесу».
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, давайте поздороваемся с гостями. /дети здороваются/
- С кем ещё можно поздороваться (дети высказывают свои варианты).
- Я предлагаю поздороваться с природой.
Здравствуй, солнце золотое! (потянулись вверх)
Здравствуй, небо голубое! (развели руки)
Здравствуй, вольный ветерок! (покачали руками)
Здравствуй, маленький росток! (присели, опустив руки к земле)
Здравствуй, милый мой дружок! (пожать руки соседу).
Воспитатель: Ребята, как называется наш город, в котором мы с вами живём?
Дети: Нижневартовск.
Воспитатель: Какая погода чаще бывает в Нижневартовске? (если дети молчат, задать наводящий вопрос: холодная или жаркая?)
Дети: Холодная.
Воспитатель: Да, холодная, а как вы думаете, почему?
Дети отвечают.
В. Зима у нас длинная, а лето короткое, потому что мы живем на севере.
Воспитатель: Ребята, давайте мы вместе с вами отправимся в путешествие… в зимний лес (не говорить куда мы отправляемся в путешествие). Я дотронусь до вас своей волшебной палочкой и мы окажемся… в лесу (дети сами должны сказать где они оказались).
Воспитатель: Посмотрите внимательно и скажите, (что вы видите) какой он наш северный лес? (интерактивная доска – картина леса)
Дети: Большой, красивый, снежный.
Воспитатель: Зимой в лесу холоднее, чем в городе, бушуют метели, стоят сильные морозы.
П/игра «Холодно - жарко»
Подул холодный ветер – ребёнок съёжился в комочек. Выглянуло летнее солнышко – можно загорать (расслабляется, обмахивается, напряжение и расслабление мышц туловища).
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, какие животные живут в наших северных лесах? (дети отвечают).
Воспитатель: А вот какие животные живут в наших северных лесах вы узнаете по загадкам. Я буду загадывать загадки, а вы попробуете их отгадать: (ответы в картинках на интерактивной доске).
Загадки:
Серый, страшный и зубастый.
Произвёл переполох
Все зверята разбежались
Напугал зверят тех (волк)
Летом серый, а зимой белый (заяц)
Хитрая плутовка, рыжая головка
Хвост пушистый – краса!
А зовут её … (лиса)
Посреди густого леса,
Нет ни дома, ни навеса,
А в берлоге тесно ведь,
Вот и спит зимой …(медведь)
Сидит на ветке, а не птица.
Есть рыжий хвост, а не лисица. (белка)
Словно царскую корону,
Носит он свои рога.
Ест лишайник, мох зелёный.
Любит снежные луга (олень)
Воспитатель: Молодцы ребята! А все эти животные дикие или домашние?
Дети: Дикие животные.
Воспитатель: Почему животных леса называют дикими?
Дети: Животные живут в лесу, сами добывают себе еду.
Физминутка:
У оленя дом большой (руки вверх домиком)
Смотрит он в своё оконце (выглядывают)
Зайка беленький бежит (на месте бегут)
В дверь его стучит
«Тук -тук – тук дверь открой ( стучат)
Злой охотник там идёт»
«Зайка, зайка забегай (зовут)
Лапу мне скорей давай!» (подают руку)
Воспитатель: А теперь давайте поиграем с вами в игру, которая называется « Четвёртый лишний» (на интерактивной доске).
Воспитатель: Д/и «Чем питаются дикие животные?» (работа за столом по картинкам, аудио записи - «Снежный город детства моего»)
Дети правильно подбирают картинки для животного (элементы триз, используют тычок раскрашивают) и объясняют в 2 – 3 предложениях.
Воспитатель: Вот и подошло к концу наше путешествие. Давайте вернёмся с вами домой в наш детский сад с помощью нашей волшебной палочки.
Воспитатель: Где мы с вами сегодня побывали? Кого мы увидели в лесу, что мы делали, Что узнали (подготовить короткий ответ, если дети не смогут сказать, что они узнали, проговорить вместе). Понравилось вам наше путешествие? (похвалить детей).