kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Изобразительность и выразительность в музыке Камиля Сен - Санса «Карнавал животных»

Нажмите, чтобы узнать подробности

На данном  уроке учащиеся знакомятся с французским композитором К. Сен - Сансом и его творчеством, на примере цикла музыкальных пьес о животных. Знакомятся с понятиями: изобразительность и выразительность свойств в музыке на примере "Карнавала Животных". Урок сопровождается презентацией по теме, музыкальными фрагментами и творческой работой (заполнение таблицы).

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Изобразительность и выразительность в музыке Камиля Сен - Санса «Карнавал животных»»

Тема урока: Изобразительность и выразительность в музыке Камиля Сен - Санса «Карнавал животных»

Класс: 1 класс

Цель урока: формирование музыкального творчества учащихся на основе знакомства с циклом музыкальных пьес, изображающих разных животных.

Задачи:

  1. Знакомство с музыкой французского композитора Камиля Сен-Санса. Формирование понятия: изобразительные свойства музыки.

  2. Развитие у детей фантазии и образного восприятие музыки

  3. Воспитание интереса и любви к музыкальному искусству, интереса к предмету «Слушание музыки» через применение на уроке ИКТ.

Тип урока: Введение новых знаний.

Методы:

  1. Метод художественного, нравственно- эстетического познания музыки;

  2. Метод интонационно- стилевого постижения музыки;

  3. Метод эмоциональной драматургии;

  4. Метод перспективы и ретроспективы;

  5. Метод создания «композиций»;

  6. Метод игры;

  7. Метод художественного контекста;

  8. Объяснительно- иллюстративный метод.

При использовании ИКТ учащиеся приобретают свойства личностно ориенторованного обучения, а так же получают возможность выстраивать индивидуальные образовательные траектории в зависимости от успешности обучения и личностных психологических качеств (восприятие, память, мышление).

Оборудование: музыкальный центр, мультимедиа проектор, компьютер.

План- конспект урока:

  1. Организационный момент: приветствие

  2. Актуализация знаний: преподаватель озвучивает тему и цель урока;

  3. Формирование новых понятий, знакомство с музыкальными образами: дети слушают музыкальные фрагменты и угадывают «спрятавшихся» животных.

  4. Осознание нового материала: с помощью слов-помощников, написанных на доске, дети ассоциируют музыкальный образ животного с образом жизненным. При правильном сопоставлении появляется слайд с изображением животного и стихотворение(загадка) о нём, и т.д.

  5. Практическое применение полученных знаний: угадывание пьесы.

  6. Обобщение полученных знаний.

Ход урока

(звучит запись голосов птиц и животных)

Опрос учащихся об услышанных звуках.

Педагог: - Что вы сейчас слышите? (голоса птиц и животных)
- Что воспроизводят эти голоса? (звуки)
- Издревле люди наблюдали за живой природой, прислушивались к различным звукам, голосам животных и птиц, пытаясь в своих музыкальных произведениях изобразить с помощью музыкальных звуков образы этих животных.
Педагог: - Сегодня на уроке мы будем говорить об изобразительности и выразительности музыки в творчестве французского композитора Камиля Сен-Санса.

Показ слайда №1 (Тема урока «Изобразительность и выразительность в музыке Камиля Сен-Санса» )

Педагог: - Сегодня у нас необычный урок, так как мы с вами попадем на карнавал, а что такое карнавал?

Карнавал – костюмированное праздничное шествие. Как на него одеваются? А наш карнавал – это не обычный карнавал, попробуйте отгадать чем необычен этот карнавал:

В этой сюите, – увидите сами!
– Ноты живые: с хвостами, с усами.
Бегать умеют они, и летать,
Ползать и плавать, кусать и хватать.
Ноты мохнатые, ноты пернатые,
Стройные ноты и даже горбатые,
Добрые, злые, наземные, водные –
Кто же они? Догадались?
 -   ЖИВОТНЫЕ

Педагог: - А поможет нам переместиться, попасть на карнавал животных - музыка величайшего французского композитора Камиля Сен-Санса.

Показ слайда № 2 (портрет Камиля Сен-Санса» )

Камиль Сен – Санс (1835г. Париж - 1921г. Алжир, похоронен в Париже), французский композитор, который сочинял необыкновенно красивую и удивительную музыку. Много лет звучит его музыка для людей, которые умеют слушать и понимать великое искусство.

Красивое звукосочетание Камиль Сен-Санс. Давайте повторим неторопливо три раз - Камиль Сен-Санс.

Сен-Санс прожил долгую жизнь (86 лет), с 2-х лет занимался музыкой; в 5 лет – самостоятельно сочинял музыку. Яркое музыкальное дарование композитора проявилось в столь раннем возрасте, что составило ему славу второго Моцарта. Родители мальчика много внимания уделяли музыкальным занятиям сына, и он делал большие успехи. В 10 лет -  выступал в концертных залах Парижа. В 1848г. Поступил в Парижскую консерваторию и закончил через 3 года по классу органа и композиции. В 1953 году (когда композитору было 18 лет) с большим успехом была исполнена его первая симфония.

Камиль Сен – Санс был необыкновенной личностью, очень одаренным и образованным человеком. Дирижер, пианист, педагог, писал стихи, пьесы, замечательно рисовал карикатуры. Его познания в астрономии и физике, археологии и истории, зоологии и ботанике не уступали ученым. Сен – Санс много путешествовал и с огромным интересом относился к музыке народов других стран. Сен – Санс несколько раз бывал в России, очень любил музыку русских композиторов и охотно знакомил с нею любителей музыки у себя на родине. Произведения Сен – Санса отличаются яркой выразительностью, изяществом, близостью к народно – бытовой музыке. Искусству Сен - Санса свойственны образы светлой лирики, созерцательности и настроения радости. Им написано огромное количество произведений.

Педагог: - Сегодня мы познакомимся с сюитой - фантазией «Карнавал животных» К. Сен -Санса, которая поможет нам образно представить то или иное животное. Сюита созданная в 1886 году, вобрала в себя все эти характерные черты творчества композитора. Сюите автор дал подзаголовок: «Большая зоологическая фантазия».

Показ слайда № 3 («Большая зоологическая фантазия»)

Педагог: - В этом произведении нашли отражение воспоминания и привязанности детства. С раннего возраста Сен – Санс чутко прислушивался к звукам природы: журчанию ручейка, шелесту листвы, тихому дуновению ветра, и все эти звуки находили воплощение в создаваемых композитором музыкальных произведениях. Маленький Камиль увлекался естественными науками – он собирал коллекции насекомых, минералов, выращивал цветы, но с особой любовью относился к животным. Это и послужило впоследствии основанием для создания «Карнавала животных».

Показ слайда № 4 (Состав исполнителей)

Педагог: - «Карнавал животных» - это сюита, или, как автор его называл «Зоологическая фантазия» для двух фортепиано, струнного квартете, флейты, кларнета и ксилофона. Сочинил ее композитор когда ему был 51 год (1886г.) в уединенном местечке в Австралии.

Показ слайда № 5-6 (Про сюиту и пьесы)

Педагог: - Что такое сюита? (Сюита - это несколько музыкальных пьес, объединенных одной общей темой). «Карнавал животных» был опубликован в 1922 году и вскоре получил большую популярность. В сюите 14 номеров, каждый из которых имеет заглавие и финал.

Педагог: - Но прежде чем мы узнаем о каких животных нам хочет поведать композитор в своей сюите, вы должны отгадать загадки:

- Как вы думаете, какое из животных открывает карнавал? (Лев)

- А почему? (лев – царь зверей, он главный)

  1. 1.В этой клетке-царь зверей,

  2. Из кошачьих он семей.

  3. И мяукает, как кошка,

  4. И рычит на нас немножко.

  5. У него хоть мирный вид,

  6. Знаем, в клетке кто сидит!

  1. Уж очень вид у них чудной
    У папы-локоны копной
    А мама ходит стриженой

  1. На что она обижена? (львы)

  1. Показ слайда № 7  (Львы)

  2. 1. Пьеса «Королевский  марш  львов» из сюиты «Карнавал животных» К. Сен-Санса.

  3. Педагог: - Какая музыка по характеру (Музыка торжественная, важная, сильная, гордая, маршевая, величественная) Какие звуки преобладают? (низкие) А что еще изобразила музыка? Что подчеркивает, что это лев? (рычание, поступь) Каким вы себе его представили?

  4. Ученики: – Он зубаст с косматой гривой, царь зверей такой красивый!
    Педагог: - Вы  обратили внимание на походку льва? Музыка изображает царственную горделивую поступь. Поступь (шаги) льва изображает весь ансамбль, а рычание – фортепиано.

  5. ЧЕТКАЯ, маршевая, восточного характера тема время от времени прерывается грозным рычанием властелина зверей. Просто и внушительно хроматические волны фортепианных аккордов рисуют образ могучего царя зверей.

  6. Педагог: - Какие ещё средства выразительности  использовал Сен-Санс? - Темп медленный, Регистр – средний и низкий, Мелодия – плавная.

  7. Заполнение таблицы (см. ниже).

  8. А кто же еще придет ко льву? Кто же следующий торопится к нам на весёлый карнавал? Узнать это нам помогут загадки.

  1. 2.Вроде птица — не летает,

  2. Ходит, зёрна собирает.

  3. (курица)

  4. Он носом землю постучит,

  5. Взмахнёт крылом и закричит.

  6. Кричит он даже сонный,

  7. Крикун неугомонный. (петух)

  1. Показ слайда № 8  (Куры и петух )

  2. 2. Пьеса «Куры и петух» из сюиты «Карнавал животных» К. Сен-Санса.

  3. Педагог: - Как вам музыка подсказала, что это куры и петухи? (Звуки короткие, не протяжные, частые) Что они изображают? (Будто курочка клюет, а петух кукарекает) То есть, в этой пьесе один и тот же звук повторяется. Опишите музыку, какая она? (Торопливая, беспокойная). Подумайте, какая музыка по характеру? (Танцевальная, песенная) Сколько образов вы услышали? Какие? (Три, образ курицы, петуха и кошки)

  4. Какими вы представили себе курицу и петуха? (игривыми, заводными, бойкими, озорными) Послушайте музыку еще раз. Какой инструмент помогает заметить движение курицы и петуха? (Скрипка) Какой темп: быстрый или медленный? (Быстрый) Меняется ли музыка? (Да, от медленной к быстрой, от спокойной к беспокойной)

  5. В быстром, назойливом повторении одного и того же звука остроумно изображается кудахтанье кур, которое прерывается какуреканьем петуха. Автор достигает здесь большого звукоизобразительного эффекта.

  1. Заполнение таблицы

  2. На ветке сидит
    Своё имя кричит

  3. Не ворона, не синица

  4. Как зовётся эта птица? (кукушка)

  1. Показ слайда № 9  (Кукушка)

  2. 3. Пьеса «Кукушка» из сюиты «Карнавал животных» К. Сен-Санса.

  3. Педагог: - Как музыка помогла вам это понять? (два звука как бы передают кукование кукушки). Какая музыка, опишите ее. (Плавная, спокойная) Какая она по характеру? (маршевая, напевная) А где живет кукушка? (в лесу). Сколько образов в этой пьесе? Какие? (Два, леса и кукушки)

  4. Какой инструмент передает образ леса? (фортепиано) Каким вы себе его представили? (Красивым, большим, дремучим). «Кукушка в глубине леса» кларнет упорно кукует на фоне аккордов.

  5. Заполнение таблицы

  1. Загляни к нему ты в сумку,

  2. Там увидишь ты малютку.

  3. Далеко прыгает в длину

  4. Всем известный … (кенгуру)

  5. Показ слайда №10 (Кенгуру)

  1. Пьеса «Кенгуру» из сюиты «Карнавал животных» К. Сен – Санса.

  1. Педагог: - Какие средства выразительности использовал Сен – Санс в этой пьесе?

  2. - Характер – пугливый, осторожный. Мелодия – отрывистая, прыгучая с паузами,

  1. Темп – медленный (фортепиано).

  2. Педагог: - Опишите музыку, какая она? Как музыка помогла вам это определить? (Она «прыгающая», с изменением ритма) Что этими остановками хотел показать Сен-Санс? (Прыжки кенгуру)

  3. Педагог: - Это животное доброе или злое?  Как вы думаете, кого изобразил композитор?

  4. Раздумья, рассуждения ребят.

  5. В пьесе легкие, «прыгающие» звуки – аккорды заканчиваются остановками, как бы изображая смену изящных движений и внезапных остановок кенгуру.

  6. Заполнение таблицы

  7. Ее не причислишь к баранам и козам,
     Хотя из рогатых животных она.

  8. Красивы глаза. Грациозные позы…
    На редкость пуглива. Легка и стройна.

  9. Сильны ее  быстрые длинные ноги.
    Пучком из волос завершается хвост.
    От хищников стадо уходит галопом.
    Животное это зовут…  
     ( Антилопа )

  10.                                              Показ слайда № 11  (Антилопа )

  11. 6. Пьеса «Антилопа» из сюиты «Карнавал животных» К. Сен-Санса.

  12. Педагог: - Какое это животное? (грациозное, сильное, быстрое животное)

  13. Педагог: - Какие средства выразительности использовал Сен-Санс в этой пьесе? – Характер – энергичный, пугливый, Мелодия – волнообразная, плавная, Темп –быстрый, стремительный (фортепиано).

  14. Педагог: - Может быть лев напугал нашего гостя?.. Это животное доброе или злое?  Как вы думаете, кого изобразил композитор?

  15. Раздумья, рассуждения ребят.

  16. Стремительный бег иллюстрируется своеобразными фортепианными пассажами.

  17. Заполнение таблицы

  18. Педагог: - Давайте «посмотрим», кто еще попал на наш карнавал.

  19. В море синем, и в песочке,

  20. ты меня отыщешь точно.

  21. Дом таскаю на себе, и знакома я тебе.

  22. Плавать я умею быстро, обожаю песок чистый.

  23. В клетку на спине рубаха,

  24. А зовусь я… (Черепаха )

  25. Показ слайда № 12  ( Черепахи)

  26. Пьеса «Черепахи» из сюиты «Карнавал животных» К. Сен-Санса.

  27. Полный контраст предыдущей пьесе: медленные движения черепах передаются неторопливыми сменными аккордов, сопровождающих тягучую виолончельную тему.

  28. Заполнение таблицы

  29. ТЕМА: «Камиль Сенс – Санс «Карнавал животных»

    1. характер

    1. темп

    1. регистр

    1. мелодия

    1. «Львы»

    1. «Куры и петух»»

    1. «Кукушка»

    1. «Кенгуру»

    1. «Антилопы»

    1. «Черепаха»

  30. Теперь мы узнали каких животных изображает композитор в своём произведении (лев, черепаха, кукушка, куры и петухи, антилопа, кенгуру).

  31. Подведение итогов.
    Педагог: - Животные и птицы являются для нас лучшими друзьями, беззащитность которых надо охранять. Мы живём вместе с животным миром на одной планете. Это наш общий дом. Поэтому мы должны жить в мире и согласии. Любить и понимать друг друга. И как сказал герой книги «Маленький принц» Сент - Экзюпери: «Мы в ответе за тех, кого мы приручили».

  32. - Как называется произведение, с которым мы сегодня познакомились? (Сюита «Карнавал животных»)

  33. - Что такое сюита?

  34. - Назовите имя композитора, который написал это замечательное произведение? (Камиль Сен-Санс)

  35. - Вспомним, кто же посетил наш карнавал. Сейчас прозвучат фрагменты пьес, а вы определите ее название.

  36. Игра «Определи пьесу»

  37. Звучат уже знакомые учащимся музыкальные темы.

  38. Домашнее задание: нарисовать животных и найти дополнительную информацию, из познавательной литературы, характеризующую данное животное (лев, черепаха, кукушка, куры и петух, антилопа, кенгуру).





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 1 класс

Скачать
Изобразительность и выразительность в музыке Камиля Сен - Санса «Карнавал животных»

Автор: Луговина Наталия Васильевна

Дата: 27.12.2016

Номер свидетельства: 373941

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(79) "конспект урока "Изобразительная интонация""
    ["seo_title"] => string(45) "konspiekt_uroka_izobrazitiel_naia_intonatsiia"
    ["file_id"] => string(6) "372315"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1482348907"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства