Класс ____6______ Урок ____________ Дата ___________
Тема урока: Рисование животных в движении.
Вид занятий: рисование по памяти и представлению.
Цели и задачи: знакомство с анималистическим жанром; дать представление о выражении художником-анималистом характера зверя через форму тела, движение, об усилении характерного для большей выразительности; развитие творческих способностей, наблюдательности, внимания к природе, желания беречь и заботиться о ней, ее представителях; графических навыков; укрепление межпредметных связей (чтение, биология, география); воспитание художественной культуры.
Оборудование урока: для учеников - гуашь (2-3 цвета или один цвет), кисти, палитра, игрушки и сувениры, изображающие животных в движении, книги.
Зрительный ряд: иллюстрации В. Ватагина к «Маугли» и другим книгам; иллюстрации по теме, фотографии животных, репродукции работ художников-анималистов: Е. Чарушин, Ю. Васнецов, П. Рубенс «Этюд оседланной лошади», В. Серов «Стригуны на водопое, Домотканово», А. Дюрер «Кролик», Леонардо да Винчи «Наброски коня» и др.; фотографии скульптуры египетской богини Бастет, конных скульптур П. Клодта; рисунки художников, детей.
Литературный ряд: Дж. Р. Киплинг «Маугли», С. Маршак «Детки в клетке», «Сказка о глупом мышонке», Е. Благинина «Котёнок» и др. или другие сказки о животных, загадки (где говорится о характере животных-героев).
Музыкальный ряд: фрагмент из фантазии для инструментального ансамбля «Карнавал животных» К. Сен-Санса.
План урока:
I. Организация класса.
II. Беседа по теме урока.
III. Основные этапы работы над изображением животного в движении.
IV. Работа над заданием учащимися.
V. Итоги урока.
VI. Домашнее задание
Ход урока
I. Организация класса.
Проверка отсутствующих, готовности к уроку.
II. Беседа по теме урока.
- Вы знаете, что у каждого животного есть свой характер? Животные, как и люди, бывают смелые и трусливые, добрые и злые. Мастер Изображения старается передать их характер и настроение.
- Что Мастеру в этом помогает?
Характер зверя выражается через движение и форму тела, стремительного и гибкого или громоздкого и неуклюжего (пантера и крокодил, медведь), изящного или могучего; через пропорции: большая голова, длинные ноги или короткие лапы, выгнутая спина, большие- или маленькие глаза; через выразительные детали: лохматую или гладкую шерсть, через форму ушей, когти, усы, блеск глаз. Художник не просто копирует, но эмоционально усиливает то, что выражает характер, делает видимым то, что понял, почувствовал. Именно поэтому художник внимателен к своим ощущениям.
Только наблюдая за животными, вы поймете, как передать в работе движение, сделать изображение зверей более живым. Быстрые зарисовки с натуры могут передать ощущение непосредственного восприятия. Как можно дольше наблюдайте за тем животным, которого вы хотите нарисовать, уделяя особое внимание его повадкам и поведению. Поможет вам и фотоаппарат: с его помощью можно поймать нужный момент, а затем нарисовать понравившееся животное в свободное время.
III. Основные этапы работы над изображением животного в движении.
Бегущие лошади.
Если вы хотите изобразить животное в движении, понаблюдайте за тем, как двигаются ноги, что происходит с туловищем и как меняется положение некоторых деталей, например ушей или хвоста.
На след. рисунке линии движении — это диагонали, движение дополнительно подчеркнуто острыми углами. Усилино ощущение движении косыми маяками на заднем плане.
Следующий рисунок передает один момент движения. Ощущение движения создается за счет того, что ноги лошади выделены особенно, и за счет определенного направления мазков кисти.
В след. быстрых набросках кистью пока зоны разные мгновения движений ног скачущей лошади. Форма туловища почти не изменяется.
Обратите внимание на то, какие ноги касаются земли. Даже небольшое изменение наклона головы может передать специфический момент движения.
Загадки:
Кто по веткам ловко скачет,
Кто взлетает на дубы?
Кто в дупле орешки прячет,
Сушит на зиму грибы? (Белка.)
Разлинованы лошадки,
Будто школьные тетрадки,
Разрисованы лошадки
От копыт до головы. (Зебра.)
С. Маршак
Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Пушистый хвост - краса,
Кто это? (Лиса.)
Сядет, хвостик распушит,
Быстро шишку шелушит,
Спрыгнет вниз, сорвёт грибок,
Заготавливает впрок. (Белка)
Бегает среди камней,
Не угонишься за ней.
Ухватил её за хвост, но - ах!-
Удрала, а хвост в руках. (Ящерица.)
IV. Работа над заданием учащимися.
Изобразить животное, показав его характер и настроение: веселое, стремительное, угрожающее, трусливое.
Основные этапы работы художника-анималиста над изображением животного, птицы:
1) Анализ основных форм, частей тела.
2) Уточнение пластики, характерных движений.
3) Ознакомление с поведением и способами передвижения.
4) Особенности внешнего вида (кожа, мех, перья).
5) Изучение среды.
Индивидуальная работа с учащимися. Анализ общих ошибок (с помощью работ учащихся, схем и таблиц на доске, пояснений и устного анализа). Уточнение формы, движения.
- Какие книги, фильмы о животных вы смотрели, читали?
- Знаете ли вы, что такое «Красная книга природы»?
V. Итоги урока.
Экспресс-выставка из лучших работ. Оценка выполненных работ. Требования к работам:
- анатомически верные;
- соблюдение пропорций;
- передача движения;
- прорисовка мелких деталей (шерсть, глаза и др.).
- общая завершенность, выразительность;
- аккуратность исполнения.
VI. Домашнее задание: Животные в движении на фоне пейзажа.