Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по музыке»
Урок №1.
Цель урока: изучение нового материала, упражнений на воспроизведение звука "дом", постановка дыхания "таба тыыныы", познакомить детей с вокально-хоровыми навыками.
Задачи:
Формировать интерес к творчеству своего народа;
Формировать вокально-хоровые навыки у детей младшего школьного возраста в процессе изучения якутского фольклора.
Музыкальный материал:якутская народная песня "Сайын" (лето).
Виды упражнений:
Примеры упражнений на овладение техникой традиционно исполнительского мастерства:
Упражнения на воспроизведение звука"дом".
Описание.Воспроизведение звука "дом" является особой установкой исполнителя на чистоту помыслов и действий человека.
Постановка дыхания "таба тыыныы".
Описание: Тип брюшного дыхания с преобладанием боты мышц низа живота.
Методы: практический
Формы работы: индивидуальная, групповая, коллективная.
Планируемые результаты:
Познавательные УУД: формулирование проблемы изучения якутского фольклора;
Коммуникативные УУД: обеспечение социальной компетентности и учета позиции других учащихся, умение слушать и вступать в диалог; участие в коллективном обсуждении проблем; планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; работа в группах на протяжении всех этапов урока.
Личностные УУД: ценностно – смысловая ориентация учащихся на уважительное отношение к культуре и традициям якутского народа;
Регулятивные УУД: целеполагание или постановка учебной задачи; планирование определения последовательности действий учащихся; оценка и самооценка качества и уровня усвоения учебного материала урока.
Оборудование урока: текст песни для каждого ученика на листах, аудиозапись песни "Сайын", учебник, записи на доске.
Ход урока:
Үтүө күнүнэн, оҕолоор!
Үтүө күнүнэн!
Бүгүн хайдах күнүй? (рассказ детей на якутском языке о погоде за окном).
Какое время года у нас сейчас? Назовите времена года на якутском языке.
В любое время года прекрасна наша родина: и в зимнем белоснежном наряде, и в нежной зелени весны, и знойным звонким летом, и в осеннем золоте берёз… Красоту родины, её природы воспевали якуты во все времена.
Не только знаменитые сказители, но и простые люди пели о той красоте, которую видели вокруг. Одна из таких песен называется "Сайын" (Лето). Послушайте её (прослушивание аудиозаписи песни).
Какая эта песня по темпу, по настроению? (быстрая, ритмичная, весёлая, радостная).
О каком времени года поётся в песне?
Сегодня на уроке мы с вами познакомимся упражнениями на воспроизведение звука "дом" и постановка дыхания "таба тыыныы", а также попробуем спеть песню "Сайын".
Нужно встать прямо и сконцентрировать внимание. Затем сделать глубокий вдох и медленно произносить звук "до-о-о-о-о-о-м". При этом юноши воспроизводят его с использованием нижнего регистра, а девушки - верхнего. Запомнили? Тогда прошу вас повторять их после меня.
Нужно встать прямо и сконцентрировать внимание. Затем сделать глубокий вдох и медленно произносить:
Дом - дом - дом! - Дом - дом - дом!
Саргыбыт салалыннын! - Пусть повернется к нам счастье!
Өйбүт-санаабыт тубустун! - Пусть очистятся наши мысли!
Уруй-айхал буолуохтун! - Ниспошли и благослови!
Дом - дом - дом! - Дом - дом - дом!
Чтобы начать петь, надо сначала взять дыхание. Нужно вдохнуть воздух через нос, при этом грудная клетка остается неподвижной (нерасширяется), воздух поступает в нижнюю часть живота. При вдохе мышцы живота растягиваются, при выдохе сильно сокращаются, живот глубоко втягивается. При выполнении упражнений нужно встать прямо (повторяют за учителем упражнения).
Теперь послушаем песню "Сайын" (Лето). Слова и музыка народные.
Һыттыа-һыттыа, сырдык күммүт
Һыттыа-һыттыа, күммүт тыкпыт,
Һыттыа-һыттыа, сылаас уотун
Һыттыа-һыттыа, уотун ыспыт,
Һыттыа-һыттыа, итии-куйаас
Һыттыа-һыттыа, куйаас түспүт,
Һыттыа-һыттыа, илгэ сайын
Һыттыа-һыттыа, сайын кэлбит.
Һыттыа-һыттыа, чыычаах кэлбит,
Һыттыа-һыттыа, чыычаах туойбут,
Һыттыа-һыттыа, тойугунан
Һыттыа-һыттыа, толоон туолбут.
Һыттыа-һыттыа, итии-куйаас
Һыттыа-һыттыа, куйаас түспүт,
Һыттыа-һыттыа, илгэ сайын
Һыттыа-һыттыа, сайын кэлбит.
В песне поётся о лете, о том, что солнце расплескало жаркие лучи, что наступило лето. В народной песне слова всегда несколько раз повторяются. По таким повторам можно определить, что эта песня именно народная.
Давайте прочитаем слова песни вместе. Сначала медленно, а потом ещё раз быстрее. А теперь я громко, а вы про себя. Старайтесь успеть за мной. Теперь наоборот, вы – громко, я тихо.