Технологическая карта урока музыки в 5 классе по программе В.В. Алеев Т.И. Науменко
Технологическая карта урока музыки в 5 классе по программе В.В. Алеев Т.И. Науменко
Вам представлена технологическая карта урока музыки в 5 классе. Технологическая карта составлена в соответствии с требованиями ФГОС ООО. В документе прописаны планируемые результаты, УУД, целеполагание. Также к документу разработана презентация и раздаточный материал в форме задания в таблицах "Я-композитор", где проанализировав стих, дети должны подобрать характеристики, которые по их мнению подошли звучанию мелодию
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока музыки в 5 классе по программе В.В. Алеев Т.И. Науменко»
Пояснительная записка
Название представленного материала: Технологическая карта урока музыки;
Вид материала: Технологическая карта, презентация, раздаточный дидактический материал;
Название программы, к которой относится представленный материал: В. В. Алеев, Т.И. Науменко,
Т.Н. Кичак Программа по музыке для общеобразовательных учреждений. 5-8 класс
Раздел программы, к которой относится представленный материал: Музыка и слово;
Цель реализуемой программы:
Формирование музыкальной культуры личности, включая развитие
творческих способностей, основанное на активном деятельностном присвоении опыта
музицирования и овладении основными элементами музыкознания, что соответствует требованиям
ФГОС
Задачи реализуемой программы:
-развитие и углубление интереса к музыке и музыкальной деятельности, развитие музыкальной
памяти и слуха, ассоциативного мышления, фантазии, воображения;
-развитие творческих способностей учащихся в различных видах музыкальной деятельности
(слушание музыки, пение, игра на музыкальных инструментах, музыкально – пластическое
движение, импровизация и другие).
Цель применения представляемого на конкурс материала: Овладение видом
профессиональной деятельности: преподавание музыки и организация музыкальной деятельности в
общеобразовательных учреждениях; организация и проведение урока музыки в 5классе
Задачи применения представляемого на конкурс материала:
-научитьсяорганизовывать и проводить урок музыки в средних классах общеобразовательного
учреждения;
-научится доступно и полно разрабатывать дидактический материал с учетом целеполагания,
содержания урока, видов музыкальной деятельности обучающихся
-использовать различные информационные источники, ИКТ (информационно-коммуникативные
технологии).
Целевая группа (возраст, состав, количество): 5 класс, 11-12 лет, количество 25 человек;
Планируемый результат применения представляемого на конкурс материала:
-Овладение методикой организации слушания музыкальных произведений и музыкально
исполнительской деятельности;
-Включение обучающихся в самооценку и взаимооценку результата и
процесса его достижения и использование разных способов оценки образовательных достижений школьников,
-Адекватная оценка результатов обучающихся. -Овладение технологией проблемного обучения и методом моделирования художественно-творческого процесса.
-Результативная организация коммуникативного пространства, установление педагогически целесообразных взаимоотношений с детьми.
-Использование разнообразных методов и приемов, способствующих развитию музыкальных способностей с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся.
-Обоснованное осуществление отбора различных методов, средств и форм организации деятельности обучающихся с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся.
Концепция (ее автор): «Основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы» Д.Б. Кабалевский
Подход применения представляемого на конкурс материала: системно-деятельностный к организации музыкального воспитания;
Технология применения представляемого на конкурс материала: Технология проблемного обучения
Автор – разработчик конкурсного материала: Шуракова Анна Андреевна, руководитель Комарова Татьяна Александровна;
Исполнитель: Шуракова Анна Андреевна.
Технологическая карта урока музыки
Дата: 13.02.2015
Класс: 5 «в»
Номер урока по рабочей программе учителя музыки: № 21
УМК (название, автор): В. В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак Программа по музыке для общеобразовательных учреждений. 5-8 класс
Название раздела: Музыка и литература
Тема урока: Музыкальность слова
Тип урока: получение новых знаний
Вид урока: урок-практикум
Цель урока: нахождение ассоциативных связей между художественными образами литературы и музыки
Задачи:
-развивающая - формировать умение сравнивать, анализировать, выделять главное и обобщать; устанавливать ассоциативные связи в процессе анализа литературных произведений;
-образовательная – познакомить обучающихся с романсом М. Яковлева «Зимний вечер»;
-воспитательная - воспитывать эстетические чувства и духовно-нравственное начало через приобщение к сокровищам мировой художественной и музыкальной классики.
Планируемый результат:
-предметный: научатся слушать, анализировать, сравнивать романс М.Яковлева «Зимний вечер» в разных исполнительских трактовках; получат возможность развивать вокальные данные и исполнительские способности; разучат романс «Зимний вечер»
-метапредметные: внимательно слушать, формулировать ответы на вопросы (познавательные); осваивают диалоговую форму общения (коммуникативные); оценивают результаты деятельности (личностные); выбирать задачи и средства их реализации (регулятивные)
Методы: Метод моделирования творческого процесса, фонопедический метод В.В. Емельянова, наглядный метод, слуховой метод, проблемные вопросы, беседа, метод опроса, метод обобщения, метод пластического интонирования,
Средства обучения:
экранно-звуковые – презентация;
демонстрационные дидактические материалы – таблицы для практической работы;
технические средства - фортепиано, мультимедиа-аппаратура, компьютер, колонки, видеокамера;
Информационные источники:
Музыка. 5 класс: система уроков по учебнику Т.И.Науменко, В.В.Алеева / сост. О.П.Власенко. – Волгоград : Учитель, 2012. – 165 с.
Учебник В. В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак Программа по музыке для общеобразовательных учреждений. 5-8 класс.
Интернет-ресурс: wikipedia.ru
Методические рекомендации: при подготовке к проведению урока учителю нужно обратить внимание на историю создания романса, изучение биографии А.С. Пушкина и М.Л. Яковлева. Возможна измена творческих заданий, вид урока.В авторском варианте должен остаться романс «Зимний вечер»,
Профессиональные и общие компетенции, которыми должен обладать учитель, чтобы провести данный урок:
ПК 2.1 Определять цели, задачи, планировать уроки музыки и внеурочную музыкальную деятельность, в т. ч. работу школьного музыкального объединения/кружка.
ПК 2.2 Организовывать и проводить уроки музыки.
ПК 2.4 Выявлять музыкально одаренных детей и оказывать им педагогическую поддержку.
ПК 2.5 Определять и оценивать результаты обучения музыке и музыкального образования обучающихся.
ПК 2.7 Вести документацию, обеспечивающую процесс музыкального образования в общеобразовательном учреждении.
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать
с руководством, коллегами и социальными партнерами.
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий.
ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей, оказывать первую медицинскую помощь, организовывать и проводить мероприятия по защите детей и взрослых в чрезвычайных ситуациях.
ОК 11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением правовых норм ее регулирующих.
Этап урока
(дидактические задачи этапа)
Деятельность учителя (осуществляемые действия)
Деятельность обучающихся
Методы и приемы (элементы/технологии)
Средства обучения
Результат
(УУД)
Организационный
Задача: эмоциональный настрой на урок
Здравствуйте, меня зовут Анна Андреевна, сегодня урок музыки проведу у вас я.
Муз. приветствие
(свободная вокализация)
Пропевают по звукам трезвучия слова: «Здравствуйте»
«Хорошо»
Вокализация, собственный показ учителя, звуковысотный показ
Слайд №1 (лестница-высота звуков)
Мотивационный
Задача: определение темы урока, выявление основных проблем
-Что необычного было в моем приветствии?
-Посмотрите на экран, вам представлены стихотворения, знакомые вам.
- Скажите, на каждый стих можно придумать мелодию?
-Что должно быть в стихе, чтобы удобно было положить слова на придуманную мелодию?
-Правильно, а можно ли эти стихи пропеть как песенку?
-Почему?
-Верно, попробуйте пропеть какой-нибудь из стихов, представленных на слайде.
-Определите тему нашего урока
-Тема нашего урока «Музыкальность слова2 запишите ее в тетради
-На какие вопросы вы хотите узнать сегодня ответ? Запишите их в тетради
-Разговаривали с нами музыкально, пропевая слова
-Нет
-Должно быть много гласных звуков, для того, чтобы можно было их распевать
-Да
Импровизируют на представленные стихи
-«Музыкальные стихи, слова» и
др.
Записывают в тетради тему, цели и задачи урока
(что такое музыкальность слова, какие стихи считаются музыкальными, особенности этих стихов)
Беседа
Наглядный
Беседа;
Проблемный вопрос
Беседа
Вокальная импровизация
Решение проблемной ситуации
Практическая работа (запись в тетрадь)
Слайд №2 стихи
Слайд №3 тема урока
Рабочая тетрадь ученика по предмету
КУУ участвовать в диалоге: слушать и слышать другого
РУУ определять цель и задачи урока с помощью учителя и самостоятельно
Актуализация знаний, выявление проблемы
Задача:
-Сейчас я прочитаю вам еще одно стихотворение, а вы внимательно слушайте и скажите мне автора этого стихотворения и его название
-О чем говорится в этом стихотворении?
-Эти стихи можно назвать музыкальными? Почему?
-А что подсказывают нам, что они музыкальны?
-А. С. Пушкин «Зимний вечер»
-О чувствах поэта, его переживаниях
-Да
-Слова: воет, плачет
-Образы: вьюги, бури, звуки которых можно услышать
Беседа; выразительное чтение стихотворения: собственный показ учителем
Проблемный вопрос
Слайд №4 (стихотворение «Зимний вечер»)
Слайд №5 портрет А. С. Пушкина
РУУ выдвигать версии, выбирать средства достижения цели
Усвоение навык знаний и способов действий
Задача:
-Я предлагаю вам побыть в роли композиторов. Ваша задача сочинить музыку к данным стихам.
Заполните таблицу, используя предложенные вам характеристики.
-Кто хочет прочитать что у вас получилось?
- Скажите, что такое романс?
-Какие романсы вы знаете
-А теперь я вам исполню романс М.Яковлева, друга А.С.Пушкина,
а вы будете слушать и сравнивать что общего в вашем варианте и в варианте композитора.
-Музыка дополняет стихи?
-Помогает прочувствовать содержание произведения?
-Какое настроение?
-Какая мелодия? -что напоминает?
-Какой образ в этом произведении?
-Да, ребята вы правы, через образ бури автор передает свои воспоминания и чувства, он вспоминает тихие вечера, когда он был еще ребенком и его любимую няню Арину Родионовну, ему очень хочется вернуться в детство, но увы время нельзя возвратить назад.
-Ребята, сейчас послушаем другие варианты этого романса, а вы сравните, чем они отличаются.
Работа с дидактическим материалом. Заполнение таблицы
Романс-это музыкально-поэтическое произведение для голоса с инструментальным сопровождением.