Технологическая карта урока музыки в 1 классе по программе Е.Д.Критской «Разыграй песню» с применением системно-деятельностного подхода в организации учебного процесса.
Тип урока: урок общеметодологической направленности
Жанр: тематический с элементами интеграции
Вид: урок-прогулка
Цель: формирование деятельностных способностей обучающихся в процессе работы над исполнительским планом вокального сочинения
Композиция урока: синтез эмоционально-образной драматургии и системно- деятельностного подхода
Методы: проблемно-поисковый метод, элементы арт-педагогики, метод визуализации, метод погружения, соучастия, интеграция в образовательную область «Окружающий мир»
Этапы урока
Содержание
этапов
Формирование УУД
Задача
Увертюра
1.Музыкальное приветствие.
«Здравствуйте, ребята! Очень рада видеть вас!
Здравствуйте, учитель, любит музыку наш класс!»
2.Эмоциональный настрой на встречу с искусством.
3.Мотивирование к учебной деятельности (игра
« Просыпайтесь, глазки!»)
Личностные УУД: формирование нравственно-эстетических ценностей.
Настроить детей на преобразующее взаимодействие с музыкой.
Экспозиция
1.Беседа об изменениях в окружающей природе, её красоте. Исполнение первого куплета песенки «Снежинки спускаются с неба» с движениями.
2.Приглашение в зимний лес: приобщение к слушанию серьёзной классической музыки в игровой форме.
3.Проблемный вопрос: кто на портрете? Поиск решения. Опережающее введение нового понятия «композитор» (выход в зону ближайшего развития)
4.Прикосновение к звукам живой природы (у природы есть свои композиторы, кто они?): слушание звуков зимнего леса, беседа в опоре на субъективный опыт детей.
5. А кого ещё мы можем встретить в зимнем лесу, нам поможет узнать игра «Музыкальная угадай-ка» (пластическое интонирование с элементами театрализации)
Познавательные УУД:
формирование логических умений детей в опоре на их субъективный опыт.
Личностные УУД: формирование ценностного отношения к родной природе.
Вывести детей на проблему урока, используя межпредметные связи, интегрированное восприятие музыкальных произведений.
Разработка
1.Ребята, а чем занимаются звери зимой в лесу? ( На этот вопрос нам ответит песенка).
2.Исполнение песни «Почему медведь зимой спит?» учителем. Как бы вы назвали эту песенку? С каким настроением исполнялась песня?
Беседа по содержанию и интонационному развитию песни в опоре на анимационный фильм.
3.Артикуляционная гимнастика. Распевание. («Зимний лес, зимний лес полон сказок и чудес!» «Снег порхает, снег кружится,
Снег снежинками ложится…»
4.Работа над исполнением песни с движениями.
Введение опережающего понятия «пауза» - выход в зону ближайшего развития
5.Работа с учебником - тетрадью.
Коммуникативные УУД: обучение правилам коллективной
деятельности; развитие монологической, диалоговой речи.
Познавательные УУД:
обучение работе с учебником-тетрадью.
1.Разработать исполнительский план песни в опоре на разные способы слушания и восприятия музыки: метод визуализации, пластического интонирования, эмоционально-образной драматургии, сопереживания.
Реприза
Диалог с классом:
Где мы сегодня были?
Какие звуки природы мы слышали?
Кто по профессии П.И.Чайковский?
Какой лесной житель стал главным героем происшествия и песенки? (показать движениями)
Это серьёзная песенка или шуточная?
А как мы исполняли песенку, с какой интонацией? Это зависело от того, что происходило с героями?
Общеучебные и познавательные УУД:
обучение осознанному и произвольному построению высказывания в устной форме.
Сделать обобщение, выводы, высказать свои оценочные суждения в процессе закрепления материала урока.
Кода
Повторение песни с движениями.
Обсуждение домашнего задания: какие варианты предложат дети?
Рефлексия:
Вам понравился урок?
Что было самое интересное?
Где мы можем исполнить песенку, если с помощью родителей запомним слова?
Значит, у нас есть, к чему стремиться? С каждым уроком музыка будет открывать нам свой волшебный мир.
Личностные УУД: формирование интереса к учению.
1.Предложить осознанный выбор домашнего задания.
2.Провести рефлексию «приращения» образовательного ресурса, полученного на уроке; рефлексию области применения знаний и умений; рефлексию психологической комфортности.
Послезвучие
Выберите нотки на память об этом уроке, где они могут нам пригодиться? (как закладки для рабочих тетрадей)
Музыкальное прощание:
«Ребята, до свидания, скоро встретимся опять!
Учитель, до свидания! Очень-очень будем ждать!»
Личностные УУД: мотивировать устойчивый интерес к дальнейшим занятиям.
Продлить эстетическое позитивное воздействие урока музыки на детей.