Актуализация знаний. Постановка целей и задач. | 2´ | Обобщение представлений об известных народных праздниках. Музыкальный материал: «Вербочки» А.Гречанинова. Стихотворение Блока : (стр.50, 3кл.) Ветерок удаленький, Дождик, дождик маленький, Не задуй огня! В Воскресенье вербное Завтра встану первая Для Святого дня Целеполагание (формирование совместно с об-ся целей и задач) | Актуализирует опыт обучающихся по теме урока. Предлагает прослушать музыкальную загадку. Задает наводящие вопросы, подводящие к теме урока. -Знакома ли вам эта музыка? -Какому празднику посвящена песенка? - Что можете рассказать об этом празднике? - Назовите другие народные праздники, о которых мы говорили на уроках музыки? - О чем будем говорить на уроке? Обобщает высказывания детей. Учитель: Итак, цель сегодняш-него урока: познакомиться с народными традициями, чтобы придерживаться их в дальнейшем | Включаются в беседу. Делают предположения о предстоящей теме урока. Задачи: (формулир. дети) 1. Беседуем о народных праздниках 2. Слушаем и исполняем Троицкие песни 4. Высказываем свое мнение (анализ музыки) | Личностные: осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора Предметные: формирование музыкальной памяти Личностные: развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения |
Объяснение новой темы | 15´ | Отечественные народные музыкальные традиции. Народное творчество России. Музыкальный и поэтический фольклор: песни .танцы, действа, обряды, образы. 1) Музыкальный материал: (фонограмма) Березонька кудрявая, кудрявая, моложавая, Под тобой березонька, все не мак цветет, не огонь горит – Красны девушки в хороводе стоят, Про тебя березонька поют. 2)Ты откуда, русская Зародилась, музыка? То ли в поле чистом, То ли в лесе мглистом? В радости ли? В боли? Или в птичьем свисте? Ты скажи, откуда Грусть в тебе и удаль? В чьём ты сердце билась С самого начала? Как же ты явилась? Как ты зазвучала? Пролетели утки – Уронили дудки. Пролетели гуси – Уронили гусли. Их порою вешней Нашли, не удивились. Ну, а песня? С песней На Руси родились. Геннадий Серебряков 3) Закличка (презентация): - Тин-тинка Подай блинка, Оладышка – прибавышка, Масленый кусок! Тетушка, не скупися, Масленым кусочком поделися! Подайте широкой Масленице! Изложение изучаемого материала, работа с учебником, демонстрация картин, видеофрагментов, аудиозаписей. 1) А. «Рублев «Троица» -репродукция картины 2)Ангельская песня Пресвятой Троице. | - О каком народном празднике поется в этой песне? -Какие ещё традиционные народные праздники вы можете назвать (презентация) Учитель: «Сказка – складка, песня – быль», - говорит пословица. Русские народные песни бесконечно разнообразны. В них глубоко и правдиво отразилась история русского народа с древнейших времён до наших дней. Великой мудрости, правды и красоты полны русские песни. В них вложен талант и ум многих поколений. Сочинённые неизвестными певцами-сказителями, они хранятся в памяти народа и передаются из уст в уста.. Они охватывают жизнь народа целиком, в её прошлом и настоящем. Прочитайте вслух стихотворение Г. Серебрякова. (презентация) -В современной науке о фольклоре принято разделять песни на следующие жанры: (презентация). Люди не всегда были уверены в том, что поле принесёт урожай, а охота и рыбная ловля будет удачной, будет здоровье и счастливо сложится жизнь. Значит, для того, чтобы всё это произошло, просить нужно сверхъестественные силы. Так возникает обряд – особым образом высказанная просьба, направленная в иной мир. А чтобы просьбу правильно поняли и выполнили, её нужно преподнести в понятной и приемлемой форме. Для этого вырабатывался своеобразный язык, где использовались не только слова, но и ритуальные действия и предметы. В каждый из праздников совершались определённые обрядовые действия и пелись приуроченные к этому празднику песни. Цель всех обрядов была одна – способствовать жизненному благополучию крестьян. Поэтому календарным песням свойственно не только торжество смысла, но и определённое единство музыкального напева. Все важные моменты в жизни человека, от рождения до смерти, а также многие календарные даты в старину сопровождались обрядами, и почти при всех обрядах исполнялись песни В связи тем, что мы ограничены рамками одного урока, рассматривать будем по одному обряду каждого времени года. -Послушаем закличку… -Какой праздник она олицеворяет? -Расскажите об этом празднике… Учитель: На Троицу в церковь люди шли с цветами и пахучими травами в руках. Иногда травы складывали снопом, а в середину его вставляли тройную свечу. Потом травы высушивали и долго хранили как средство от всевозможных бед, и в первую очередь использовали их как лекарство. В церкви люди могли видеть икону «Троица», созданную иконописцем Андреем Рублевым. Прочитаем икону как книгу: слева направо. Слева– Бог Отец. Посередине – Бог Сын Иисус Христос Справа– Бог дух Святой Анализ картины: Какие прекрасные лица у Ангелов – задумчивые, сострадательные к людям! Единой доброй беседой Ангелы показывают людям пример жизни в дружбе и любви. Синим, глубоким, как небо, цветом цветет лен, синеют васильки и незабудки – это верхний плащ среднего и нижний плащ правого Ангела. Серебряно-зеленым цветом отливает молодая рожь. Это одежда левого Ангела. И свежая троицкая зелень радует на рублевской иконе. Это дерево над средним Ангелом и ярко-зеленый плащ правого Ангела. - Какая по характеру музыка созвучна образному строю иконы А. Рублева? -Где её можно услышать? - Кто ее может исполнить? - Почему именно такая музыка звучит в церкви? -В старину на Троицу прекращались войны и наступал мир и лад. И сегодня на Троицу принято мириться, забывать обиды и говорить друг другу дружелюбные слова и благодарить Мать-природу за то, что она кормит и поит, и врачует нас и радует несказанной красотой Слушание Ангельской песни Пресвятой Троице. -Какая русская народная песня могла быть спета в троицком хороводе) | -Троица. -Рождество, святки, Масленица, покров и др. Слушают рассказ учителя, принимают участие в беседе. Один из уч-ся читает стихотворение вслух Слушают закличку… -Масленицу. Слушают рассказ учителя. Рассматривают репродукцию картины, принимают участие в алнализе Ответы: -светлая, возвышенная, спокойная -в церкви -церковные певчие а капелла - чтобы напомнить людям о вечном и святом -Во поле берёза стояла. | Коммуникативные: владение навыками осознанного развернутого речевого высказывания о содержании, характере, особенностях интонационно-образного языка русской музыки. Регулятивные: умение проявлять способность к саморегуляции (мобилизации сил в процессе работы над музыкальными произведениями) Предметные: владение исполнительской культурой и культурой слушателя Познавательные: умение строить рассуждения о доступных наглядно воспринимаемых свойствах музыки Регулятивные: освоение навыка первоначальной ориентации в способах решения исполнительской задачи Личностные: формирование эстетических переживаний музыки, понимания роли музыки в собственной жизни, жизни народа. Коммуникативные: умение полно и точно выражать свои мысли. |
Закрепление новой темы | 12´ | Применение знаний и способов действий Музыкальный материал: рнп «Во поле берёза стояла» | Исполнение рнп «Во поле берёза стояла» под минус в записи оркестра народных инструментов. Учитель: рассказывает об одном из обрядов народного праздника Троица. (например, завивание берёзки), его смысле. Творческое задание, подготовка к выполнению домашней работы -Представьте, что вы журналисты и вам нужно сделать репортаж, составленный из ваших заметок, посвященный празднику Троице. На какие темы можно подготовить статьи по теме «Троица»? Работа по учебнику стр 70-71 Чтение рассказа С. Романовского «Троица». Анализ по вопросам учителя. | Исполняют песню хором Примерные темы «Троица в народной жизни» «Троица – церковный праздник» «Моя Троица» и т.д. | Регулятивные: уметь контролировать собственные действия в процессе исполнительской деятельности (хоровой, инструментальной) Предметные: владение исполнительской культурой и культурой слушателя Коммуникативные: умение полно и точно выражать свои мысли. |
Подведение итогов урока. Рефлексия. Оценка работы на уроке | 3´ | Вопросы учителя, направленные на фиксацию нового содержания, изученного на уроке, и рефлексию учебной деятельности. Соотнесение поставленных задач с конечным результатом. | Обращение к цели урока. Подведение к самооценке. -Достигнута цель или нет? - Сможете ли вы забыть после сегодняшнего урока о празднике «Троица»? -В чём особенность этого праздника? - Кому еще вы о нем расскажете? - Нужен ли этот народный праздник в современной жизни? - Охарактеризуйте сегодняшний урок. Каким он был для вас? - Чем он вас удивил? -Что было сложно? Что особенно удалось на уроке? | Отвечают на вопросы учителя, высказывают своё отношение и оценку работы на уроке, формулируют конечный результат, называют основные позиции изученного материала и как они их усвоили. | Личностные: повышение мотивации к учебно-творческому процессу умение оценивать себя на основе критерия успешности. Регулятивные: умение проявлять способность к самоконтролю и саморе-гуляции Коммуникативные: умение п выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью. |