kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технологическая карта урока музыки в 4 классе по теме "Народные праздники. Троица"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока музыки в 4 классе по теме "Народные праздники. Троица" полностью соответствует требованиям Федерального государственного стандарта к составлению поурочного планирования учителя общеобразовательной школы. Урок музыки по этой теме проводится в 3 учебной четверти. Цель урока: обобщение  и расширение представления обучающихся о народных праздниках и христианских православных традициях, осознание обучающимися, что знание народных обрядов поможет им приблизиться к истокам русской культуры и стать продолжателями ее традиций; знакомство с духовно-нравственными корнями русского народа.

При подготовке к урокам музыки я  часто пользуюсь методическими материалами, разработанными учителями и размещенными в сети Интернет, поэтому вы, коллеги, можете найти в моей технологической карте фрагменты своих уроков. Согласитесь, что подготовка к урокам - это долгий и кропотливый труд, поэтому давайте продолжать делиться своими наработками, чтобы облегчить друг другу жизнь.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока музыки в 4 классе по теме "Народные праздники. Троица"»

Предмет: музыка, 4 класс. Дата:________________________ Четверть - 3

Тема: Народные праздники. Троица.

Раздел программы: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (На свете каждый миг мелодия родится).

Тип урока: комбинированный урок.

Форма урока: традиционная

Образовательная цель урока: обобщение и расширение представления обучающихся о народных праздниках и христианских православных традициях, осознание обучающимися, что знание народных обрядов поможет им приблизиться к истокам русской культуры и стать продолжателями ее традиций; знакомство с духовно-нравственными корнями русского народа;

Деятельностная цель: развитие музыкального слуха и музыкальной памяти; воспитание патриотизма, нравственности, интереса и уважения к истории и обычаям родной страны через русские обрядовые песни; развитие художественно - эстетического вкуса, культуры исполнения музыки, слушания русских музыкальных инструментов.

Задачи урока:

Образовательные: проиллюстрировать троицкие обряды, перечислить народные обычаи и их значениями в жизни наших предков, выполнить рисунок по данной теме;

Развивающие: учить исполнять русские народные песни, совершенствовать пение, развивать эмоционально-образную сферу, развивать эстетический вкус;

Воспитательные: пробудить интерес к обычаям и традициям русского народа с целью их продолжения, воспитать творческую и познавательную активность, нравственно-эстетическое отношение к истории нашей Родины;

Валеологическая: способствовать формированию правильной осанки, содействовать эмоционально приподнятому настроению.

Результата деятельности учащихся: обучающиеся должны усвоить особенности русского народного праздника – Троица, его воплощение в картинах русских художников и музыкальных произведениях композиторов, знать особенности и значение обрядовых действий, совершаемых на этом празднике.

Методы обучения: словесные, наглядные, практические.

Оборудование:

Интерактивная доска, мультимедийный проектор, ноутбук.

Фонограммы (+ и -) русских народных песен.

Презентация «Троица. Масленица. Покров»










Технологическая карта урока:

Дидактическая структура урока

Время

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формирование УУД

Орг. момент

Музыкальный материал: Попевка «Кто дежурные?» (-)

Приветствует ребят попевкой «Кто дежурные».

Настраивает на учебную работу.

Задает эмоциональный тон урока.

Актуализирует проявление у обучающихся установок на сотрудничество и успех в предстоящей работе.

Распевание, исполнение попевки

Входят в класс под музыку

Демонстрируют готовность к учебной деят-ти.

Включаются в музыкальное приветствие

Исполняют попевку

Предметные: умение исполнять известный музыкальный канон


Коммуникативные : умение включаться в работу на уроке, организовывать сотрудничество с одноклассниками и учителем


Личностные: повышение мотивации к учебно-творческому процессу

Проверка д/з

Составить кроссворд на тему «Оркестр русских народных музыкальных инструментов»

Проверяет выполнение д/з, предлагает решить один из кроссвордов на доске.


Оценивает выполнение д/з

Комментируют свои домашние работы. Оценивают работу одноклассников

Регулятивные: осмысление своих действий и самооценка, адекватное восприятие оценки одноклассников и учителя

Актуализация знаний. Постановка целей и задач.

Обобщение представлений об известных народных праздниках.

Музыкальный материал: «Вербочки» А.Гречанинова.

Стихотворение Блока : (стр.50, 3кл.)

Ветерок удаленький,

Дождик, дождик маленький,

Не задуй огня!

В Воскресенье вербное

Завтра встану первая

Для Святого дня

Целеполагание (формирование совместно с об-ся целей и задач)

Актуализирует опыт обучающихся по теме урока.

Предлагает прослушать музыкальную загадку. Задает наводящие вопросы, подводящие к теме урока.

-Знакома ли вам эта музыка?

-Какому празднику посвящена песенка?

- Что можете рассказать об этом празднике?

- Назовите другие народные праздники, о которых мы говорили на уроках музыки?

- О чем будем говорить на уроке?

Обобщает высказывания детей.

Учитель: Итак, цель сегодняш-него урока: познакомиться с народными традициями, чтобы придерживаться их в дальнейшем

Включаются в беседу.

Делают предположения о предстоящей теме урока.





Задачи: (формулир. дети)

1. Беседуем о народных праздниках

2. Слушаем и исполняем Троицкие песни

4. Высказываем свое мнение (анализ музыки)

Личностные: осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора


Предметные: формирование музыкальной памяти





Личностные: развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения

Объяснение новой темы

15´

Отечественные народные музыкальные традиции. Народное творчество России. Музыкальный и поэтический фольклор: песни .танцы, действа, обряды, образы.

1) Музыкальный материал: (фонограмма) Березонька кудрявая, кудрявая, моложавая,

Под тобой березонька, все не мак цветет, не огонь горит –

Красны девушки в хороводе стоят,

Про тебя березонька поют.

2)Ты откуда, русская

Зародилась, музыка?

То ли в поле чистом,

То ли в лесе мглистом?

В радости ли? В боли?

Или в птичьем свисте?

Ты скажи, откуда

Грусть в тебе и удаль?

В чьём ты сердце билась

С самого начала?

Как же ты явилась?

Как ты зазвучала?

Пролетели утки –

Уронили дудки.

Пролетели гуси –  

Уронили гусли.

Их порою вешней

Нашли, не удивились.

Ну, а песня?

С песней

На Руси родились.

Геннадий Серебряков

3) Закличка (презентация):

- Тин-тинка

Подай блинка,

Оладышка – прибавышка,

Масленый кусок!

Тетушка, не скупися,

Масленым кусочком поделися!

Подайте широкой Масленице!

Изложение изучаемого материала, работа с учебником, демонстрация картин, видеофрагментов, аудиозаписей.

1) А. «Рублев «Троица» -репродукция картины



















2)Ангельская песня Пресвятой Троице.




- О каком народном празднике поется в этой песне?

-Какие ещё традиционные народные праздники вы можете назвать (презентация)

Учитель: «Сказка – складка, песня – быль», - говорит пословица. Русские народные песни бесконечно разнообразны. В них глубоко и правдиво отразилась история русского народа с древнейших времён до наших дней. Великой мудрости, правды и красоты полны русские песни. В них вложен талант и ум многих поколений. Сочинённые неизвестными певцами-сказителями, они хранятся в памяти народа и передаются из уст в уста.. Они охватывают жизнь народа целиком, в её прошлом и настоящем. Прочитайте вслух стихотворение Г. Серебрякова. (презентация)

-В современной науке о фольклоре принято разделять песни на следующие жанры: (презентация). Люди не всегда были уверены в том, что поле принесёт урожай, а охота и рыбная ловля будет удачной, будет здоровье и счастливо сложится жизнь. Значит, для того, чтобы всё это произошло, просить нужно сверхъестественные силы. Так возникает обряд – особым образом высказанная просьба, направленная в иной мир. А чтобы просьбу правильно поняли и выполнили, её нужно преподнести в понятной и приемлемой форме. Для этого вырабатывался своеобразный язык, где использовались не только слова, но и ритуальные действия и предметы.

В каждый из праздников совершались определённые обрядовые действия и пелись приуроченные к этому празднику песни. Цель всех обрядов была одна – способствовать жизненному благополучию крестьян. Поэтому календарным песням свойственно не только торжество смысла, но и определённое единство музыкального напева.

Все важные моменты в жизни человека, от рождения до смерти, а также многие календарные даты в старину сопровождались обрядами, и почти при всех обрядах исполнялись песни

В связи тем, что мы ограничены рамками одного урока, рассматривать будем по одному обряду каждого времени года.

-Послушаем закличку…

-Какой праздник она олицеворяет?

-Расскажите об этом празднике…


Учитель: На Троицу в церковь люди шли с цветами и пахучими травами в руках. Иногда травы складывали снопом, а в середину его вставляли тройную свечу. Потом травы высушивали и долго хранили как средство от всевозможных бед, и в первую очередь использовали их как лекарство. В церкви люди могли видеть икону «Троица», созданную иконописцем Андреем Рублевым. Прочитаем икону как книгу: слева направо.

Слева– Бог Отец.

Посередине – Бог Сын Иисус Христос

Справа– Бог дух Святой

Анализ картины: Какие прекрасные лица у Ангелов – задумчивые, сострадательные к людям! Единой доброй беседой Ангелы показывают людям пример жизни в дружбе и любви.

Синим, глубоким, как небо, цветом цветет лен, синеют васильки и незабудки – это верхний плащ среднего и нижний плащ правого Ангела.

Серебряно-зеленым цветом отливает молодая рожь. Это одежда левого Ангела.

И свежая троицкая зелень радует на рублевской иконе. Это дерево над средним Ангелом и ярко-зеленый плащ правого Ангела.

- Какая по характеру музыка созвучна образному строю иконы А. Рублева?

-Где её можно услышать?

- Кто ее может исполнить?

- Почему именно такая музыка звучит в церкви?

-В старину на Троицу прекращались войны и наступал мир и лад. И сегодня на Троицу принято мириться, забывать обиды и говорить друг другу дружелюбные слова и благодарить Мать-природу за то, что она кормит и поит, и врачует нас и радует несказанной красотой

Слушание Ангельской песни Пресвятой Троице.

-Какая русская народная песня могла быть спета в троицком хороводе)

-Троица.

-Рождество, святки, Масленица, покров и др.



Слушают рассказ учителя, принимают участие в беседе.


















Один из уч-ся читает стихотворение вслух















Слушают закличку…

-Масленицу.





Слушают рассказ учителя.




Рассматривают репродукцию картины, принимают участие в алнализе














Ответы:

-светлая, возвышенная, спокойная

-в церкви

-церковные певчие а капелла

- чтобы напомнить людям о вечном и святом




-Во поле берёза стояла.

Коммуникативные: владение навыками осознанного развернутого речевого высказывания о содержании, характере, особенностях интонационно-образного языка русской музыки.


Регулятивные: умение проявлять способность к саморегуляции (мобилизации сил в процессе работы над музыкальными произведениями)


























Предметные: владение исполнительской культурой и культурой слушателя



Познавательные: умение строить рассуждения о доступных наглядно воспринимаемых свойствах музыки



Регулятивные: освоение навыка первоначальной ориентации в способах решения исполнительской задачи













Личностные: формирование эстетических переживаний музыки, понимания роли музыки в собственной жизни, жизни народа.



Коммуникативные: умение полно и точно выражать свои мысли.




Физкультминутка

Упражнения для релаксации

Предлагается выполнить упражнения, соответствующие смыслу стихотворения:

-Хомка, Хомка, Хомячок, полосатенький бочок.

Хомка рано встаёт, ушки моет, лапки трёт.

Подметает Хомка хатку и выходит на зарядку:

Раз,два,три, четыре, пять. Хомка хочет сильным стать.

Вдох-выдох-вдох-выдох.

Выполняют движения

Коммуникативные: умение выполнять коллективные действия в соответствии с предложенными критериями.

Закрепление новой темы

12´

Применение знаний и способов действий


Музыкальный материал: рнп «Во поле берёза стояла»

Исполнение рнп «Во поле берёза стояла» под минус в записи оркестра народных инструментов.

Учитель: рассказывает об одном из обрядов народного праздника Троица. (например, завивание берёзки), его смысле.

Творческое задание, подготовка к выполнению домашней работы

-Представьте, что вы журналисты и вам нужно сделать репортаж, составленный из ваших заметок, посвященный празднику Троице. На какие темы можно подготовить статьи по теме «Троица»?


Работа по учебнику стр 70-71

Чтение рассказа С. Романовского «Троица». Анализ по вопросам учителя.


Исполняют песню хором







Примерные темы

«Троица в народной жизни»

«Троица – церковный праздник»

«Моя Троица» и т.д.


Регулятивные: уметь контролировать собственные действия в процессе исполнительской деятельности (хоровой, инструментальной)



Предметные: владение исполнительской культурой и культурой слушателя


Коммуникативные: умение полно и точно выражать свои мысли.

Домашнее задание

Написать заметку в школьную стенгазету на тему, связанную с народным праздником Троица.

Оглашает д/з

Воспринимают д/з и записывают в дневники

Познавательные : владение навыком поиска информации;

Регулятивные: способность к самоконтролю.

Подведение итогов урока. Рефлексия.

Оценка работы на уроке

Вопросы учителя, направленные на фиксацию нового содержания, изученного на уроке, и рефлексию учебной деятельности. Соотнесение поставленных задач с конечным результатом.

Обращение к цели урока. Подведение к самооценке.

-Достигнута цель или нет?

- Сможете ли вы забыть после сегодняшнего урока о празднике «Троица»?

-В чём особенность этого праздника?

- Кому еще вы о нем расскажете?

- Нужен ли этот народный праздник в современной жизни?

- Охарактеризуйте сегодняшний урок. Каким он был для вас?

- Чем он вас удивил?

-Что было сложно? Что особенно удалось на уроке?


Отвечают на вопросы учителя, высказывают своё отношение и оценку работы на уроке, формулируют конечный результат, называют основные позиции изученного материала и как они их усвоили.

Личностные: повышение мотивации к учебно-творческому процессу умение оценивать себя на основе критерия успешности.

Регулятивные: умение проявлять способность к самоконтролю и саморе-гуляции

Коммуникативные: умение п выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.



5






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Технологическая карта урока музыки в 4 классе по теме "Народные праздники. Троица"

Автор: Кузьминова Татьяна Николавена

Дата: 21.01.2016

Номер свидетельства: 280301

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "Презентация и конспект урока музыки "Фольклор - народная мудрость""
    ["seo_title"] => string(59) "priezientatsiiaikonspiekturokamuzykifolklornarodnaiamudrost"
    ["file_id"] => string(6) "337575"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1468584127"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства