kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технологическая карта урока музыки в 4 классе по теме "Народные праздники. Троица"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока музыки в 4 классе по теме "Народные праздники. Троица" полностью соответствует требованиям Федерального государственного стандарта к составлению поурочного планирования учителя общеобразовательной школы. Урок музыки по этой теме проводится в 3 учебной четверти. Цель урока: обобщение  и расширение представления обучающихся о народных праздниках и христианских православных традициях, осознание обучающимися, что знание народных обрядов поможет им приблизиться к истокам русской культуры и стать продолжателями ее традиций; знакомство с духовно-нравственными корнями русского народа.

При подготовке к урокам музыки я  часто пользуюсь методическими материалами, разработанными учителями и размещенными в сети Интернет, поэтому вы, коллеги, можете найти в моей технологической карте фрагменты своих уроков. Согласитесь, что подготовка к урокам - это долгий и кропотливый труд, поэтому давайте продолжать делиться своими наработками, чтобы облегчить друг другу жизнь.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока музыки в 4 классе по теме "Народные праздники. Троица"»

Предмет: музыка, 4 класс. Дата:________________________ Четверть - 3

Тема: Народные праздники. Троица.

Раздел программы: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (На свете каждый миг мелодия родится).

Тип урока: комбинированный урок.

Форма урока: традиционная

Образовательная цель урока: обобщение и расширение представления обучающихся о народных праздниках и христианских православных традициях, осознание обучающимися, что знание народных обрядов поможет им приблизиться к истокам русской культуры и стать продолжателями ее традиций; знакомство с духовно-нравственными корнями русского народа;

Деятельностная цель: развитие музыкального слуха и музыкальной памяти; воспитание патриотизма, нравственности, интереса и уважения к истории и обычаям родной страны через русские обрядовые песни; развитие художественно - эстетического вкуса, культуры исполнения музыки, слушания русских музыкальных инструментов.

Задачи урока:

Образовательные: проиллюстрировать троицкие обряды, перечислить народные обычаи и их значениями в жизни наших предков, выполнить рисунок по данной теме;

Развивающие: учить исполнять русские народные песни, совершенствовать пение, развивать эмоционально-образную сферу, развивать эстетический вкус;

Воспитательные: пробудить интерес к обычаям и традициям русского народа с целью их продолжения, воспитать творческую и познавательную активность, нравственно-эстетическое отношение к истории нашей Родины;

Валеологическая: способствовать формированию правильной осанки, содействовать эмоционально приподнятому настроению.

Результата деятельности учащихся: обучающиеся должны усвоить особенности русского народного праздника – Троица, его воплощение в картинах русских художников и музыкальных произведениях композиторов, знать особенности и значение обрядовых действий, совершаемых на этом празднике.

Методы обучения: словесные, наглядные, практические.

Оборудование:

Интерактивная доска, мультимедийный проектор, ноутбук.

Фонограммы (+ и -) русских народных песен.

Презентация «Троица. Масленица. Покров»










Технологическая карта урока:

Дидактическая структура урока

Время

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формирование УУД

Орг. момент

Музыкальный материал: Попевка «Кто дежурные?» (-)

Приветствует ребят попевкой «Кто дежурные».

Настраивает на учебную работу.

Задает эмоциональный тон урока.

Актуализирует проявление у обучающихся установок на сотрудничество и успех в предстоящей работе.

Распевание, исполнение попевки

Входят в класс под музыку

Демонстрируют готовность к учебной деят-ти.

Включаются в музыкальное приветствие

Исполняют попевку

Предметные: умение исполнять известный музыкальный канон


Коммуникативные : умение включаться в работу на уроке, организовывать сотрудничество с одноклассниками и учителем


Личностные: повышение мотивации к учебно-творческому процессу

Проверка д/з

Составить кроссворд на тему «Оркестр русских народных музыкальных инструментов»

Проверяет выполнение д/з, предлагает решить один из кроссвордов на доске.


Оценивает выполнение д/з

Комментируют свои домашние работы. Оценивают работу одноклассников

Регулятивные: осмысление своих действий и самооценка, адекватное восприятие оценки одноклассников и учителя

Актуализация знаний. Постановка целей и задач.

Обобщение представлений об известных народных праздниках.

Музыкальный материал: «Вербочки» А.Гречанинова.

Стихотворение Блока : (стр.50, 3кл.)

Ветерок удаленький,

Дождик, дождик маленький,

Не задуй огня!

В Воскресенье вербное

Завтра встану первая

Для Святого дня

Целеполагание (формирование совместно с об-ся целей и задач)

Актуализирует опыт обучающихся по теме урока.

Предлагает прослушать музыкальную загадку. Задает наводящие вопросы, подводящие к теме урока.

-Знакома ли вам эта музыка?

-Какому празднику посвящена песенка?

- Что можете рассказать об этом празднике?

- Назовите другие народные праздники, о которых мы говорили на уроках музыки?

- О чем будем говорить на уроке?

Обобщает высказывания детей.

Учитель: Итак, цель сегодняш-него урока: познакомиться с народными традициями, чтобы придерживаться их в дальнейшем

Включаются в беседу.

Делают предположения о предстоящей теме урока.





Задачи: (формулир. дети)

1. Беседуем о народных праздниках

2. Слушаем и исполняем Троицкие песни

4. Высказываем свое мнение (анализ музыки)

Личностные: осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора


Предметные: формирование музыкальной памяти





Личностные: развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения

Объяснение новой темы

15´

Отечественные народные музыкальные традиции. Народное творчество России. Музыкальный и поэтический фольклор: песни .танцы, действа, обряды, образы.

1) Музыкальный материал: (фонограмма) Березонька кудрявая, кудрявая, моложавая,

Под тобой березонька, все не мак цветет, не огонь горит –

Красны девушки в хороводе стоят,

Про тебя березонька поют.

2)Ты откуда, русская

Зародилась, музыка?

То ли в поле чистом,

То ли в лесе мглистом?

В радости ли? В боли?

Или в птичьем свисте?

Ты скажи, откуда

Грусть в тебе и удаль?

В чьём ты сердце билась

С самого начала?

Как же ты явилась?

Как ты зазвучала?

Пролетели утки –

Уронили дудки.

Пролетели гуси –  

Уронили гусли.

Их порою вешней

Нашли, не удивились.

Ну, а песня?

С песней

На Руси родились.

Геннадий Серебряков

3) Закличка (презентация):

- Тин-тинка

Подай блинка,

Оладышка – прибавышка,

Масленый кусок!

Тетушка, не скупися,

Масленым кусочком поделися!

Подайте широкой Масленице!

Изложение изучаемого материала, работа с учебником, демонстрация картин, видеофрагментов, аудиозаписей.

1) А. «Рублев «Троица» -репродукция картины



















2)Ангельская песня Пресвятой Троице.




- О каком народном празднике поется в этой песне?

-Какие ещё традиционные народные праздники вы можете назвать (презентация)

Учитель: «Сказка – складка, песня – быль», - говорит пословица. Русские народные песни бесконечно разнообразны. В них глубоко и правдиво отразилась история русского народа с древнейших времён до наших дней. Великой мудрости, правды и красоты полны русские песни. В них вложен талант и ум многих поколений. Сочинённые неизвестными певцами-сказителями, они хранятся в памяти народа и передаются из уст в уста.. Они охватывают жизнь народа целиком, в её прошлом и настоящем. Прочитайте вслух стихотворение Г. Серебрякова. (презентация)

-В современной науке о фольклоре принято разделять песни на следующие жанры: (презентация). Люди не всегда были уверены в том, что поле принесёт урожай, а охота и рыбная ловля будет удачной, будет здоровье и счастливо сложится жизнь. Значит, для того, чтобы всё это произошло, просить нужно сверхъестественные силы. Так возникает обряд – особым образом высказанная просьба, направленная в иной мир. А чтобы просьбу правильно поняли и выполнили, её нужно преподнести в понятной и приемлемой форме. Для этого вырабатывался своеобразный язык, где использовались не только слова, но и ритуальные действия и предметы.

В каждый из праздников совершались определённые обрядовые действия и пелись приуроченные к этому празднику песни. Цель всех обрядов была одна – способствовать жизненному благополучию крестьян. Поэтому календарным песням свойственно не только торжество смысла, но и определённое единство музыкального напева.

Все важные моменты в жизни человека, от рождения до смерти, а также многие календарные даты в старину сопровождались обрядами, и почти при всех обрядах исполнялись песни

В связи тем, что мы ограничены рамками одного урока, рассматривать будем по одному обряду каждого времени года.

-Послушаем закличку…

-Какой праздник она олицеворяет?

-Расскажите об этом празднике…


Учитель: На Троицу в церковь люди шли с цветами и пахучими травами в руках. Иногда травы складывали снопом, а в середину его вставляли тройную свечу. Потом травы высушивали и долго хранили как средство от всевозможных бед, и в первую очередь использовали их как лекарство. В церкви люди могли видеть икону «Троица», созданную иконописцем Андреем Рублевым. Прочитаем икону как книгу: слева направо.

Слева– Бог Отец.

Посередине – Бог Сын Иисус Христос

Справа– Бог дух Святой

Анализ картины: Какие прекрасные лица у Ангелов – задумчивые, сострадательные к людям! Единой доброй беседой Ангелы показывают людям пример жизни в дружбе и любви.

Синим, глубоким, как небо, цветом цветет лен, синеют васильки и незабудки – это верхний плащ среднего и нижний плащ правого Ангела.

Серебряно-зеленым цветом отливает молодая рожь. Это одежда левого Ангела.

И свежая троицкая зелень радует на рублевской иконе. Это дерево над средним Ангелом и ярко-зеленый плащ правого Ангела.

- Какая по характеру музыка созвучна образному строю иконы А. Рублева?

-Где её можно услышать?

- Кто ее может исполнить?

- Почему именно такая музыка звучит в церкви?

-В старину на Троицу прекращались войны и наступал мир и лад. И сегодня на Троицу принято мириться, забывать обиды и говорить друг другу дружелюбные слова и благодарить Мать-природу за то, что она кормит и поит, и врачует нас и радует несказанной красотой

Слушание Ангельской песни Пресвятой Троице.

-Какая русская народная песня могла быть спета в троицком хороводе)

-Троица.

-Рождество, святки, Масленица, покров и др.



Слушают рассказ учителя, принимают участие в беседе.


















Один из уч-ся читает стихотворение вслух















Слушают закличку…

-Масленицу.





Слушают рассказ учителя.




Рассматривают репродукцию картины, принимают участие в алнализе














Ответы:

-светлая, возвышенная, спокойная

-в церкви

-церковные певчие а капелла

- чтобы напомнить людям о вечном и святом




-Во поле берёза стояла.

Коммуникативные: владение навыками осознанного развернутого речевого высказывания о содержании, характере, особенностях интонационно-образного языка русской музыки.


Регулятивные: умение проявлять способность к саморегуляции (мобилизации сил в процессе работы над музыкальными произведениями)


























Предметные: владение исполнительской культурой и культурой слушателя



Познавательные: умение строить рассуждения о доступных наглядно воспринимаемых свойствах музыки



Регулятивные: освоение навыка первоначальной ориентации в способах решения исполнительской задачи













Личностные: формирование эстетических переживаний музыки, понимания роли музыки в собственной жизни, жизни народа.



Коммуникативные: умение полно и точно выражать свои мысли.




Физкультминутка

Упражнения для релаксации

Предлагается выполнить упражнения, соответствующие смыслу стихотворения:

-Хомка, Хомка, Хомячок, полосатенький бочок.

Хомка рано встаёт, ушки моет, лапки трёт.

Подметает Хомка хатку и выходит на зарядку:

Раз,два,три, четыре, пять. Хомка хочет сильным стать.

Вдох-выдох-вдох-выдох.

Выполняют движения

Коммуникативные: умение выполнять коллективные действия в соответствии с предложенными критериями.

Закрепление новой темы

12´

Применение знаний и способов действий


Музыкальный материал: рнп «Во поле берёза стояла»

Исполнение рнп «Во поле берёза стояла» под минус в записи оркестра народных инструментов.

Учитель: рассказывает об одном из обрядов народного праздника Троица. (например, завивание берёзки), его смысле.

Творческое задание, подготовка к выполнению домашней работы

-Представьте, что вы журналисты и вам нужно сделать репортаж, составленный из ваших заметок, посвященный празднику Троице. На какие темы можно подготовить статьи по теме «Троица»?


Работа по учебнику стр 70-71

Чтение рассказа С. Романовского «Троица». Анализ по вопросам учителя.


Исполняют песню хором







Примерные темы

«Троица в народной жизни»

«Троица – церковный праздник»

«Моя Троица» и т.д.


Регулятивные: уметь контролировать собственные действия в процессе исполнительской деятельности (хоровой, инструментальной)



Предметные: владение исполнительской культурой и культурой слушателя


Коммуникативные: умение полно и точно выражать свои мысли.

Домашнее задание

Написать заметку в школьную стенгазету на тему, связанную с народным праздником Троица.

Оглашает д/з

Воспринимают д/з и записывают в дневники

Познавательные : владение навыком поиска информации;

Регулятивные: способность к самоконтролю.

Подведение итогов урока. Рефлексия.

Оценка работы на уроке

Вопросы учителя, направленные на фиксацию нового содержания, изученного на уроке, и рефлексию учебной деятельности. Соотнесение поставленных задач с конечным результатом.

Обращение к цели урока. Подведение к самооценке.

-Достигнута цель или нет?

- Сможете ли вы забыть после сегодняшнего урока о празднике «Троица»?

-В чём особенность этого праздника?

- Кому еще вы о нем расскажете?

- Нужен ли этот народный праздник в современной жизни?

- Охарактеризуйте сегодняшний урок. Каким он был для вас?

- Чем он вас удивил?

-Что было сложно? Что особенно удалось на уроке?


Отвечают на вопросы учителя, высказывают своё отношение и оценку работы на уроке, формулируют конечный результат, называют основные позиции изученного материала и как они их усвоили.

Личностные: повышение мотивации к учебно-творческому процессу умение оценивать себя на основе критерия успешности.

Регулятивные: умение проявлять способность к самоконтролю и саморе-гуляции

Коммуникативные: умение п выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.



5






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Технологическая карта урока музыки в 4 классе по теме "Народные праздники. Троица"

Автор: Кузьминова Татьяна Николавена

Дата: 21.01.2016

Номер свидетельства: 280301

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "Презентация и конспект урока музыки "Фольклор - народная мудрость""
    ["seo_title"] => string(59) "priezientatsiiaikonspiekturokamuzykifolklornarodnaiamudrost"
    ["file_id"] => string(6) "337575"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1468584127"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1510 руб.
2520 руб.
1460 руб.
2430 руб.
1660 руб.
2770 руб.
1390 руб.
2320 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства