|   Актуализация знаний. Постановка целей и задач.   |    2´   |     Обобщение представлений об известных народных праздниках.   Музыкальный материал: «Вербочки» А.Гречанинова.   Стихотворение Блока : (стр.50, 3кл.)   Ветерок удаленький,     Дождик, дождик маленький,     Не задуй огня!     В Воскресенье вербное     Завтра встану первая     Для Святого дня  Целеполагание (формирование совместно с об-ся целей и задач)   |    Актуализирует  опыт обучающихся по теме урока.  Предлагает прослушать музыкальную загадку. Задает наводящие вопросы, подводящие к теме урока.  -Знакома ли вам эта музыка?  -Какому празднику посвящена песенка?  - Что можете рассказать об этом празднике?  - Назовите другие народные праздники, о которых мы говорили на уроках музыки?  - О чем будем говорить на уроке?   Обобщает высказывания детей.  Учитель: Итак, цель сегодняш-него урока: познакомиться с народными традициями, чтобы придерживаться их в дальнейшем   |    Включаются в беседу.   Делают предположения о предстоящей теме урока.                       Задачи: (формулир. дети)   1. Беседуем о народных праздниках     2. Слушаем и исполняем Троицкие песни  4. Высказываем свое мнение (анализ музыки)   |     Личностные: осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора        Предметные: формирование музыкальной памяти                      Личностные: развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения   |  
  |   Объяснение новой темы   |    15´   |     Отечественные народные музыкальные традиции. Народное творчество России. Музыкальный и поэтический фольклор: песни .танцы, действа, обряды, образы.     1) Музыкальный материал: (фонограмма) Березонька кудрявая, кудрявая, моложавая,   Под тобой березонька, все не мак цветет, не огонь горит –     Красны девушки в хороводе стоят,   Про тебя березонька поют.   2)Ты откуда, русская   Зародилась, музыка?   То ли в поле чистом,   То ли в лесе мглистом?   В радости ли? В боли?   Или в птичьем свисте?   Ты скажи, откуда   Грусть в тебе и удаль?   В чьём ты сердце билась   С самого начала?   Как же ты явилась?   Как ты зазвучала?   Пролетели утки –     Уронили дудки.   Пролетели гуси –     Уронили гусли.   Их порою вешней   Нашли, не удивились.   Ну, а песня?   С песней   На Руси родились.   Геннадий Серебряков   3) Закличка (презентация):   - Тин-тинка   Подай блинка,   Оладышка – прибавышка,   Масленый кусок!   Тетушка, не скупися,   Масленым кусочком поделися!   Подайте широкой Масленице!   Изложение изучаемого материала, работа с учебником, демонстрация картин, видеофрагментов, аудиозаписей.   1) А. «Рублев «Троица» -репродукция картины                                                                                             2)Ангельская песня Пресвятой Троице.                 |     - О каком народном празднике поется в этой песне?   -Какие ещё традиционные народные праздники вы можете назвать (презентация)   Учитель:  «Сказка – складка, песня – быль», - говорит пословица. Русские народные песни бесконечно разнообразны. В них глубоко и правдиво отразилась история русского народа с древнейших времён до наших дней. Великой мудрости, правды и красоты полны русские песни. В них вложен талант и ум многих поколений. Сочинённые неизвестными певцами-сказителями, они хранятся в памяти народа и передаются из уст в уста.. Они охватывают жизнь народа целиком, в её прошлом и настоящем. Прочитайте вслух стихотворение Г. Серебрякова. (презентация)   -В современной науке о фольклоре принято разделять песни на следующие жанры: (презентация). Люди не всегда были уверены в том, что поле принесёт урожай, а охота и рыбная ловля будет удачной, будет здоровье и счастливо сложится жизнь. Значит, для того, чтобы всё это произошло, просить нужно сверхъестественные силы. Так возникает обряд – особым образом высказанная просьба, направленная в иной мир. А чтобы просьбу правильно поняли и выполнили, её нужно преподнести в понятной и приемлемой форме. Для этого вырабатывался своеобразный язык, где использовались не только слова, но и ритуальные действия и предметы.   В каждый из праздников совершались определённые обрядовые действия и пелись приуроченные к этому празднику песни. Цель всех обрядов была одна – способствовать жизненному благополучию крестьян. Поэтому календарным песням свойственно не только торжество смысла, но и определённое единство музыкального напева.     Все важные моменты в жизни человека, от рождения до смерти, а также многие календарные даты в старину сопровождались обрядами, и почти при всех обрядах исполнялись песни   В связи тем, что мы ограничены рамками одного урока, рассматривать будем по одному обряду каждого времени года.   -Послушаем закличку…   -Какой праздник она олицеворяет?   -Расскажите об этом празднике…        Учитель: На Троицу в церковь люди шли с цветами и пахучими травами в руках. Иногда травы складывали снопом, а в середину его вставляли тройную свечу. Потом травы высушивали и долго хранили как средство от всевозможных бед, и в первую очередь использовали их как лекарство. В церкви люди могли видеть икону «Троица», созданную иконописцем Андреем Рублевым. Прочитаем икону как книгу: слева направо.   Слева– Бог Отец.   Посередине – Бог Сын Иисус Христос   Справа– Бог дух Святой   Анализ картины: Какие прекрасные лица у Ангелов – задумчивые, сострадательные к людям! Единой доброй беседой Ангелы показывают людям пример жизни в дружбе и любви.   Синим, глубоким, как небо, цветом цветет лен, синеют васильки и незабудки – это верхний плащ среднего и нижний плащ правого Ангела.   Серебряно-зеленым цветом отливает молодая рожь. Это одежда левого Ангела.   И свежая троицкая зелень радует на рублевской иконе. Это дерево над средним Ангелом и ярко-зеленый плащ правого Ангела.   - Какая по характеру музыка созвучна образному строю иконы А. Рублева?     -Где её можно услышать?   - Кто ее может исполнить?     - Почему именно такая музыка звучит в церкви?     -В старину на Троицу прекращались войны и наступал мир и лад. И сегодня на Троицу принято мириться, забывать обиды и говорить друг другу дружелюбные слова и благодарить Мать-природу за то, что она кормит и поит, и врачует нас и радует несказанной красотой   Слушание Ангельской песни Пресвятой Троице.  -Какая русская народная песня могла быть спета в троицком хороводе)   |     -Троица.   -Рождество, святки, Масленица, покров и др.             Слушают рассказ учителя, принимают участие в беседе.                                                                       Один из уч-ся читает стихотворение вслух                                                          Слушают закличку…  -Масленицу.                  Слушают рассказ учителя.              Рассматривают репродукцию картины, принимают участие в алнализе                                                      Ответы:   -светлая, возвышенная, спокойная   -в церкви   -церковные певчие а капелла   - чтобы напомнить людям о вечном и святом               -Во поле берёза стояла.   |    Коммуникативные: владение навыками осознанного развернутого речевого высказывания о содержании, характере, особенностях интонационно-образного языка русской музыки.      Регулятивные: умение проявлять способность к саморегуляции (мобилизации сил в процессе работы над музыкальными произведениями)                                                                                                      Предметные: владение исполнительской культурой и культурой слушателя          Познавательные: умение строить рассуждения о доступных наглядно воспринимаемых свойствах музыки          Регулятивные: освоение навыка первоначальной ориентации в способах решения исполнительской задачи                                                  Личностные: формирование эстетических переживаний музыки, понимания роли музыки в собственной жизни, жизни народа.          Коммуникативные: умение полно и точно выражать свои мысли.               |  
  |   Закрепление новой темы   |    12´   |     Применение знаний и способов действий         Музыкальный материал: рнп «Во поле берёза стояла»   |     Исполнение рнп «Во поле берёза стояла» под минус в записи оркестра народных инструментов.   Учитель: рассказывает об одном из обрядов народного праздника Троица. (например, завивание берёзки), его смысле.   Творческое задание, подготовка к выполнению домашней работы   -Представьте, что вы журналисты и вам нужно сделать репортаж, составленный из ваших заметок, посвященный празднику Троице. На какие темы можно подготовить статьи по теме «Троица»?        Работа по учебнику стр 70-71   Чтение рассказа С. Романовского «Троица». Анализ по вопросам учителя.       |     Исполняют песню хором                                 Примерные темы   «Троица в народной жизни»   «Троица – церковный праздник»   «Моя Троица» и т.д.       |    Регулятивные: уметь контролировать собственные действия в процессе исполнительской деятельности (хоровой, инструментальной)          Предметные: владение исполнительской культурой и культурой слушателя      Коммуникативные: умение полно и точно выражать свои мысли.   |  
  |    Подведение итогов урока. Рефлексия.  Оценка работы на уроке   |    3´   |    Вопросы учителя, направленные на фиксацию нового содержания, изученного на уроке, и рефлексию учебной деятельности. Соотнесение поставленных задач с конечным результатом.   |     Обращение к цели урока. Подведение к самооценке.   -Достигнута цель или нет?   - Сможете ли вы забыть после сегодняшнего урока о празднике «Троица»?   -В чём особенность этого праздника?   - Кому еще вы о нем расскажете?   - Нужен ли этот народный праздник в современной жизни?   - Охарактеризуйте сегодняшний урок. Каким он был для вас?   - Чем он вас удивил?   -Что было сложно? Что особенно удалось на уроке?       |    Отвечают на вопросы учителя, высказывают своё отношение и оценку работы на уроке, формулируют конечный результат, называют основные позиции изученного материала и как они их усвоили.   |     Личностные: повышение мотивации к учебно-творческому процессу умение оценивать себя на основе критерия успешности.   Регулятивные: умение проявлять способность к самоконтролю и саморе-гуляции  Коммуникативные: умение п выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.       |