Технологическая карта урока музыки в 5 классе по теме урока: «Фольклор в музыке русских композиторов»
Технологическая карта урока музыки в 5 классе по теме урока: «Фольклор в музыке русских композиторов»
Технологическая карта урока музыки
Урок № дата
Тема урока: «Фольклор в музыке русских композиторов»
Предмет: музыка
Учитель: Арзамасова Валентина Петровна
Класс: 5
Авторы программы: Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Вид урока: урок-беседа; сочетание разных видов деятельности.
Цель урока: показать учащимся взаимодействие музыки с другими видами искусства на основе осознания специфики языка каждого из них (музыки и литературы).
Задачи: познакомить учащихся ещё с одним направлением связи музыки с литературой – инструментальной музыкой (симфонической миниатюрой), созданной на основе литературного источника (русское народное предание)
Личностные:
Обучающиеся входят в мир духовных ценностей музыкального искусства, влияющих на выбор наиболее значимых ценностных ориентаций личности; осознают широкие ассоциативные связи музыки с другими видами искусства.
Метапредметные:
регулятивные: выполняют учебные действия в качестве исполнителей и слушателей; ставят и выполняют цель;
2. формулируют и удерживают учебную задачу;
познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель;
2. осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий.
коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии петь хором, вести диалог, слушать собеседника, высказывать свою точку зрения.
Предметные: понимают термин «инструментальная музыка», «вокальная музыка», «симфоническая миниатюра», умеют применять музыкальную терминологию в характеристике музыкального произведения.
Вид используемых ИКТ: презентация (авторская)
Методическое назначение ИКТ: расширить познавательные потребности учащихся, повысить уровень визуализации изучаемого материала; расширить эстетический кругозор обучающихся.
Оборудование: проектор, тетради, текст песни
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока музыки в 5 классе по теме урока: «Фольклор в музыке русских композиторов» »
Технологическая карта урока музыки
Урок № дата
Тема урока: «Фольклор в музыке русских композиторов»
Предмет: музыка
Учитель: Арзамасова Валентина Петровна
Класс: 5
Авторы программы: Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Вид урока: урок-беседа; сочетание разных видов деятельности.
Цель урока: показать учащимся взаимодействие музыки с другими видами искусства на основе осознания специфики языка каждого из них (музыки и литературы).
Задачи: познакомить учащихся ещё с одним направлением связи музыки с литературой – инструментальной музыкой (симфонической миниатюрой), созданной на основе литературного источника (русское народное предание)
Личностные:
Обучающиеся входят в мир духовных ценностей музыкального искусства, влияющих на выбор наиболее значимых ценностных ориентаций личности; осознают широкие ассоциативные связи музыки с другими видами искусства.
Метапредметные:
регулятивные: выполняют учебные действия в качестве исполнителей и слушателей; ставят и выполняют цель;
2. формулируют и удерживают учебную задачу;
познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель;
2. осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий.
коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии петь хором, вести диалог, слушать собеседника, высказывать свою точку зрения.
Предметные: понимают термин «инструментальная музыка», «вокальная музыка», «симфоническая миниатюра», умеют применять музыкальную терминологию в характеристике музыкального произведения.
Вид используемых ИКТ: презентация (авторская)
Методическое назначение ИКТ: расширить познавательные потребности учащихся, повысить уровень визуализации изучаемого материала; расширить эстетический кругозор обучающихся.
Оборудование: проектор, тетради, текст песни
Организационная структура урока
Дидактическая структура урока
Цели этапа
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Задания для учащихся дидактические материалы
Планируемые результаты /УУД/
1.Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)
Цель этапа: включение уч-ся в деятельность, настрой на позитивный лад.
Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку. Исполнение р.н. песни с учениками «Во поле берёза стояла»
Исполняют р.н.п. «Во поле берёза стояла»
Текст песни
К1
Р1
2.Актуализация знаний , необходимых для изучения и понимания нового
Цель этапа:
Повторение изученного материала, подтверждение связи темы урока с темой четверти, выход на проблему, через определение темы урока.
- Какой жанр сейчас исполнили?
- К какому виду музыки он относится?
- какие виды вокальной музыки знаете?
Что такое романс? Вокальная музыка? Появился бы этот вид музыки, если бы не было литературы? Почему? Назовите тему четверти.
А народная песня связана с литературой?
Как называется народное творчество? (Фольклор.)
Какие виды фольклора вы знаете?
Сегодня мы познакомимся с музыкой, которая появилась на свет только благодаря фольклору – сказанию русского народа.
Ответы: песня
Вокальная музыка.
Песня. Романс.
Учащиеся сопоставляют, выделяют главное, находят ответ на вопрос учителя, делают выводы. Анализ и синтез, классификация, обобщение.
Распознавание существенных признаков и свойств явлений с помощью наблюдения, сравнения, анализа.
Дают определения жанрам. Называют тему четверти. Говорят о взаимосвязи музыки и литературы в вокальных жанрах
П1
К1
Р2
3.Сообщение темы урока
Итак назовём тему нашего урока: «Фольклор в музыке русских композиторов».
Опираясь на тему урока, сформулируйте цель урока, используя опорные фразы на доске: узнать, что такое (симфоническая миниатюра), в чём особенности этого (жанра), в чём взаимосвязь музыки и литературы в произведении А.Лядова
Фольклор – музыкальный, прикладной, литературный.
Тема урока : «Фольклор в музыке русских композиторов»
4. Объяснение нового материала
Цель этапа:
Обеспечение восприятия и осмысления нового знания об инструментальной музыке, симфонической миниатюре, а так же о взаимодействии музыки с литературой. Формирование целей и задач, необходимых для изучения этой темы.
Учитель подводит учащихся к пониманию того, что симфоническая миниатюра – это небольшое инструментальное «программное» произведение, в основе которого лежит литературное произведение. Выявить единство выразительности и изобразительности в создании музыкального образа «Кикиморы»
1. Звучит вступление к музыке А.Лядова «Кикимора» 2.Учитель просит выдвинуть предположение об образной сфере, в котором написана эта музыка.
3.Организует беседу, выявляющую знания учащихся о жанре «симфоническая миниатюра».
4.Знакомит с автором литературной основы музыки А.Лядова - фольклористом-собирателем И.Сахаровым.
Отвечая на вопросы учителя, рассуждают и размышляют о том, что общего в литературной и музыкальной «Кикиморе»
Анализируют настроение, характер, атмосферу, выявляют сходство и различие образов (опираясь на ранее изученный материал). Выделяют существенную информацию из особенностей музыки, выдвигают свои гипотезы и обосновывают их.
Осуществляют актуализацию личного жизненного опыта.
Слушают собеседника,
высказывают свое мнение, взаимодействуют путем взаимопонимания..
5.Первичное закрепление знаний
Цель этапа:
Закрепление нового знания; выявление пробелов первичного осмысления изученного материала.
Показ презентации
Слушание музыки. Как музыкальный язык и форма сочинения помогли композитору изобразить эти сказочные события?
Сравнить язык двух художественных произведений.
Появился бы жанр «симфоническая миниатюра», если бы не было литературы?
Учащиеся читают отрывок И.Сахарова в учебнике, затем слушают музыку А.Лядова. Познают особенности музыкального языка. Сравнивают с литературным описанием Кикиморы.
Выявляют неотъемлемую связь музыки и литературы.
П2
К1
Р1
6. Дальнейшая работа по закреплению и обобщению приобретенных знаний и умений
Самостоятельная работа
Какой из образов музыкального сказа запомнился больше других? Почему?
Выполняют в тетради письменно.
Р2
К1
7. Итог урока (рефлексия)
Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и класса.
На доске слайд с вопросами:
Сегодня я узнал, что без фольклора…
Меня удивило…
Сегодняшние знания я смогу применить….
Больше всего мне понравилось…..
Я расскажу о Лядове (кому?)…
Я понял, что «симфоническая миниатюра» - это….
Я узнал о фольклоре…..
Планировали способы и приемы работы. Путем рефлексии на свои действия, корректировали формы совместной работы.
Оценивали собственную деятельность на уроке, во время различных этапов урока.
П1
Р2
7.Домашнее задание ( по выбору)
Слайд – учитель комментирует домашнее задание , благодарит за работу на уроке