4. Усвоение новых знаний и способов действий. | Организует проблемную ситуацию и условия для ее решения. На доске ровные, извилистые, зигзагообразные линии. Посмотрите на доску. Как вы думаете, что здесь изображено? Сопоставьте изображение с темой урока. Как они между собой связаны? Обобщает ответы детей и формулирует тему урока «Мелодия». Вы обращали внимание на то, что иногда, занимаясь каким-нибудь делом, или просто находясь в хорошем расположении духа, мы напеваем. Иногда даже без слов. Мы напеваем мелодию. Слово «мелодия» в переводе с греческого языка означает «петь песню». Давайте пропоем мелодии любимых ваших песен. Организует исполнение детьми мелодий популярных детских песен (по выбору учащихся) или использовует игру «Угадай мелодию». Предлагает прослушать незнакомую мелодию (Вступление к опере «Хованщина» М. Мусоргского «Рассвет на Москве-реке) и подумать, о чем она может рассказать. Какую картину рисует музыка? Какое название подошло бы к этой мелодии? Какими чувствами наполнена эта мелодия? Подберите подходящие слова-характеристики. Как вы считаете, это мелодия народной песни или мелодия, написанная композитором? Какое отношение имеет к прослушаннной музыке иллюстрация в учебнике? Что на ней изображено? Произведение, которое мы послушали, называется «Рассвет на Москве-реке». Написал эту красивую, душевную мелодию русский композитор Модест Петрович Мусоргский, живший в 19 веке. Обращает внимание учащихся на портрет композитора в учебнике и на доске. Предлагает пропеть главную тему, ориентируясь на нотную запись в учебнике в сопровождении фортепиано. К чему близка эта мелодия — к маршу, песне или танцу? Какие интонации и изобразительные моменты помогают нам понять время суток, изображенное в музыке? Предлагает учащимся представить себя в роли дирижера и продирижировать музыкальный фрагмент. | Рассматривают изображение на доске, высказывают и аргументируют свои предположения. Исполняют мелодии любтмых песен сольно и хором. Слушают новое музыкальное произведение, проводят интонационно-образный анализ, подбирают выразительные характеристики. Сопоставляют звучание музыки и изображение, сравнивают. Запоминают название музыкального произведения, его автора. Осознают значение понятия «мелодия» через слушание, собственное пение. Участвуют в пластическом интонировании в роли дирижера. | Регулятивные: выполняют учебныеп действия в громкоречевой и умственной форме; оценивают совместно с учителем илиодноклассниками результат своих действий, вносят соответтсвующие коррективы; в сотрудничестве с учителем, классом находят решениеп учебной задачи. Познавательные: осуществляют анализ, сравнение, устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы. Коммуникативные: приобретают умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений различных эпох, творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации; полно и точно выражают свои мысли; допускают существование различных точек зрения; договариваются, приходят к общему решению, используют в общении правила вежливости. Личностные: развивают мотивы учебной деятельности и личностного смысла учения; овладевают навыками сотрудничества с учителем и сверстниками; проявляют эмоционально-ценностное отношение к искусству, понимание его функций в жизинр человека и общества. | Фронтальная. Устный опрос, слушание, сольное и хоровое пение, работа с иллюстрациями, нотным текстом. |