Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока музыки по теме: "Мелодия - душа музыки"»
Урок №1
Тема: «Мелодия - душа музыки»
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Цель урока: формирование знаний о мелодии как основе музыки и ее выразительных возможностях.
Задачи:
Образовательные
Развивающие
Воспитательные
формировать знания об особенностях таких жанров музыки, как симфония, песня;
способствовать освоению умений и навыков самостоятельного интонационно-образного и жанрово-стилевого анализа музыкальных сочинений, развёрнутого речевого высказывания (с использованием музыкальных терминов и понятий), умения размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека;
воспитывать художественный вкус школьников на основе осмысления интонационно-образной природы искусства
воспитывать культуру слушателя, исполнителя
УМК, ТСО: Критская Е. Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Музыка. 3 класс: учебник.- М.: Просвещение,2014; Хрестоматия музыкального материала. 3 класс.- М.: Просвещение, 2016 г.; фонохрестоматия; ноутбук; экран; мультимедиа-проектор; электронное фортепиано.
Основные понятия: мелодия, песня, симфония.
Методы: метод обобщения через жанр, метод музыкальной драматургии, метод интонационно-стилевого постижения музыки, пластическое интонирование, метод сравнения, беседа.
Ход урока
1.Организационный этап. Музыкальное приветствие («Здравствуй, музыка!»), заполнение журнала; требования к уроку, проверка уровня готовности к уроку.
2. Мотивация учебной деятельности учащихся. Встречи с музыкой летом. Впечатления. Настрой на уроки музыки. Требования к уроку.
Правила при встрече с музыкой.
Музыка может звучать только в тишине. Это главное правило. Нельзя говорить, стучать, мешать одноклассникам, выкрикивать и заниматься другими посторонними делами.
Говорить о музыке можно только тогда, когда она прозвучала, подняв руку.
На уроке музыки мы должны быть культурными слушателями и исполнителями.
(о правилах пения мы вспомним отдельно)
3. Актуализация знаний. Постановка темы и цели урока.
Наиграть мелодию - «Во поле береза…» р.н.п. Ребята, что вы сейчас услышали? Музыку. Я на клавишах наиграла вам несколько звуков, которые соединились в одну …? Мелодию. Узнали? Напеть.
Какая мелодия по характеру? (выбрать в карточке!)
Плавная, напевная, протяжная, спокойная. Из чего сложилась наша мелодия? Из звуков.
Наиграть отдельные в произвольном порядке звуки, это мелодия? Нет, звуки в мелодии должны как-то связываться.
Может ли получиться красивая музыка, если так играть? Нет. Правильно. Звуки мелодии
это как отдельные буквы и слова в нашей речи должны связываться в предложения, должны нам о чём-то рассказывать. Мелодию образует певучесть, музыкальная связанность, завершённость. Композитор через мелодию передаёт свои мысли, чувства, переживания, то есть раскрывает свой внутренний мир, свою душу. Верно сказал П. И. Чайковский: «Мелодия- это душа музыки». Это ее основа. Так мы и назовем наш урок.
Тема урока.
4. Первичное усвоение новых знаний. Ребята, вы уже знаете кто пишет музыку? Композиторы. А как называется музыка, которую сочинил народ? Народная. Каких композиторов уже знаете? И самое главное в любом муз.произведении- кто бы ее не написал - это мелодия. Именно в ней выражены чувства, переживания, которые иногда трудно передать словами.
«Мелодия» — слово, красивое само по себе, мягкое, благородное. От греческого мелодия – напев, песня.
В тетрадь: Мелодия – это ряд звуков, которые образуют напев.
Это мысль, выраженная звуками. Мелодию мы всегда можем напеть.
Как записывается мелодия? Нотками. Сколько нот с музыке? – наглядность- спеть.
Льется мелодия, ноты соединяются снова и снова, словно рассказывает нам о чем-то.
Словом «мелодия» стали обозначать звуковую линию. И мелодии – эти волшебные линии могут быть разные: (можно рисовать на доске)
«Кузнечик» - наиграть (мелодия отрывистая)
Распевка –«Волна»
«Шагаем по лесенке» - вверх и вниз.
Характер мелодии тоже может быть разный: напевный (Во поле береза») или танцевальный, радостный («Полька») или грустный («Вечереет, и луна взошла»). То есть мелодия передаёт чувства, выражает настроение, может по-разному рассказать о чем-то. Поэтому мелодия - главное выразительное средство в музыке. Это ее душа!
Великий русский композитор П. И. Чайковский всегда мечтал о том, чтобы его музыка, его мелодии приносили людям радость, подпору и утешение. Он очень любил Россию, любил природу, любил жизнь- и все это умел выразить в своих мелодиях. Он говорил: «Я ещё не встречал человека, более меня влюблённого в матушку Русь!».
Симфония №4 Часть 2
- Ребята, скажите, кто исполнял это муз. произведение? Симфонический оркестр. Как называется сложное произведение для симф. оркестра? Вы услышали фрагмент Симфонии № 4 П.Чайковского – 2 часть.
-Какие чувства передает эта музыка? (печаль и радость, покой и взволнованность, тревога и умиротворение).
-В чём красота этого сочинения? Что можно казать о мелодии? Наиграть. Какая мелодия по характеру? Немного печальная. Она спокойная, плавная, мягкая, широкая, певучая .Мелодия льется и словно превращается в кружево, узор из звуков. Она необычайно красива.
Можно сказать, что мелодия очень песенная. - ее так и хочется петь, даже без слов.
Ребята, мы сказали, что композитор передал в музыке печаль, светлую грусть, переживания человека. А ведь об этом никто не пел! Не было слов! Как мы об этом догадались? Музыка подсказала. По мелодии!
В ней - любовь музыканта к своей Родине!
Давайте попробуем стать дирижерами и жестом показать- какая мелодия в Симфонии №4- стоя
5. Первичная проверка понимания, первичное закрепление в вокально-хоровой работе. А мы на уроках будем не только слушать музыку, но и петь.
«Классная компания» - слушание. О чем? Характер? Вы на год стали взрослее и пусть весело шагает ваша классная компания весь учебный год- с новыми успехами и пятерками.
Правила пения и схема песни:
Петь будем без крика- естественным голосом1 (жвачки- нет!)
Слушать друг друга.
Мелодия, слова, согреть сердцем.
Ребята, какая бы песня не звучала - грустная или веселая, мы всегда будем помнить в первую очередь о мелодии. Без чистой выразительной мелодии нет песни.
Вокально-хоровая работа - распевание «Мы- третьеклассники!»
1 куп- припев-учить.
6.Итоги урока. Рефлексия. Подведение итогов. Что нового узнали на уроке? Что мы называем душой музыки? Мелодию. Что такое мелодия? С каким композитором познакомились? Как называется произведение, которое слушали?
Какое настроение после урока? Смайлик нарисовать в тетрадь.
7.Домашняя работа. Учебник –с.6-7 чит. уч. новые слова в тетради , песня- 1-2 куп. учить.
Урок №2 вопросы из учебника! 1—2 куп. песни группа детей на оценку. Работа с самопроверкой.
"Классная компания"
1.Класс необычный в школе у нас, Классом гордится каждый из нас! Любим смеяться, мечтать и творить, Изобретать и шутить. Линейка, тетрадки, карандаши Помогут построить кораблик мечты И море познаний открыть поскорей С командой верных друзей.
Припев: Классная компания, классная! Озорной весёлый народ! Где-то по соседству рядом с вами Класс необычный живёт! Классная компания, классная! Дружная большая семья! Вместе мы откроем В океане знаний острова.
2.Класс необычный в школе у нас. Знает об этом каждый из вас. Первыми к цели отважно придём И с пути не свернём. Учитель-наставник, наш капитан, Нам помогает постичь океан Истинных правил, важных наук. Он – наш лучший друг. Припев.
"Классная компания"
1.Класс необычный в школе у нас, Классом гордится каждый из нас! Любим смеяться, мечтать и творить, Изобретать и шутить. Линейка, тетрадки, карандаши Помогут построить кораблик мечты И море познаний открыть поскорей С командой верных друзей.
Припев: Классная компания, классная! Озорной весёлый народ! Где-то по соседству рядом с вами Класс необычный живёт! Классная компания, классная! Дружная большая семья! Вместе мы откроем В океане знаний острова.
2.Класс необычный в школе у нас. Знает об этом каждый из вас. Первыми к цели отважно придём И с пути не свернём. Учитель-наставник, наш капитан, Нам помогает постичь океан Истинных правил, важных наук. Он – наш лучший друг. Припев.
"Классная компания"
1.Класс необычный в школе у нас, Классом гордится каждый из нас! Любим смеяться, мечтать и творить, Изобретать и шутить. Линейка, тетрадки, карандаши Помогут построить кораблик мечты И море познаний открыть поскорей С командой верных друзей.
Припев: Классная компания, классная! Озорной весёлый народ! Где-то по соседству рядом с вами Класс необычный живёт! Классная компания, классная! Дружная большая семья! Вместе мы откроем В океане знаний острова.
2.Класс необычный в школе у нас. Знает об этом каждый из вас. Первыми к цели отважно придём И с пути не свернём. Учитель-наставник, наш капитан, Нам помогает постичь океан Истинных правил, важных наук. Он – наш лучший друг. Припев.