Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
1.Организационно - мотивационный | Приветствие с обучающимися «Здравствуйте!»: создаёт условия для формирования эмоционально позитивного настроя учащихся через исполнение попевки – приветствия, организует диалог, направленный на повторение пройденного: - С творчеством какого поэта связаны наши уроки? - Зачем сопоставляем поэзию Пушкина и музыкальные произведения? - Каждый урок – страничка из альбома о жизни А.С.Пушкина. Какой теме был посвящен последний листок? Организует появление интереса у детей (через побуждающий диалог): - О чем А.С.Пушкин мог сказать следующие строки: « Наперсница волшебной старины, друг вымыслов, игривых и печальных?» | Коллективно исполняют попевку «Здравствуйте!» Включаются в диалог, закрепляют ранее полученные знания Проявляют интерес к теме Обсуждают и ищут правильный ответ | Личностные: - пробуждение эмоциональной отзывчивости - формирование учебной мотивации Коммуникативные: - согласование своих действий с действиями одноклассников, - проявление доброжелательного отношения к окружающим Регулятивные: - согласование песни и музыки Познавательные: - построение логической цепи рассуждений |
2. Актуализация знаний | Задает вопросы - Какие сказки Пушкина вы знаете? Через побуждающий диалог организует перевод интереса в область проблемы данного урока: - Как могли начинаться сказки А.С.Пушкина? - А как может начинаться музыкальная сказка, без слов? Показ музыкальных примеров на фортепиано (синтезаторе) | Внимательно слушают и отвечают на вопросы Используют знания, полученные ранее Вспоминают варианты зачинов, начинающих сказки Слушают музыкальный фрагмент, анализируют средства музыкальной выразительности, представляют каким персонажам соответствовало музыкальное вступление, подбирают тембры инструментов оркестра, соответсвующие характеру интонации | Познавательные: - умение осознанно строить речевое высказывание - сравнение, классификация, анализ, установление причинно- следственных связей Коммуникативные: - вступление в диалог с учителем - умение точно и полно выражать свои мысли Личностные: - выражение своего эмоционального отношения к музыкальному образу |
3. Постановка цели, задач | Организует через подводящий диалог перевод интереса в область проблемы данного урока: - Мы уже пришли к выводу о том, что речь сегодня пойдет о сказке, но зачем же тогда мы слушаем и анализируем музыкальные интонации? ( подводит детей к самостоятельной формулировке темы урока, корректирует ее - «Сказка в музыке») Организует через побуждающий диалог формулировку цели : «Познакомиться с тем, как одна из сказок Пушкина была отражена в музыке Н.А. Римского-Корсакова, смогла ли музыка без слов рассказать сказку так же интересно и понятно. Как у Пушкина?» Беседует о том, каких персонажей из сказок Пушкина знают ученики, с какими уже встретились на уроках музыки в предыдущих классах, какие композиторы обращались к сказкам Пушкина | Формулируют тему, участвуют в диалоге, беседе с учителем, формулируют цель, работают с тетрадью, активизируют знания, отвечают на вопросы | Познавательные: - самостоятельное формулирование темы, поиск и выделение необходимой информации, умение осознанно строить речевое высказывание, анализ, установление причинно – следственных связей Личностные: - смыслообразование (понимание связи между деятельностью и ее целью) |
4. Физкультминутка | Показывает физические упражнения, создает условия для снятия переутомления у учащихся | Учащиеся повторяют физические упражнения | Личностные: - формирование ценности здорового образа жизни |
5. Открытие нового | Организует восприятие вступления ко 2 действию и подводящий диалог для ответа на вопросы: какую стихию изображает музыка? о какой сказке сегодня пойдет речь? Использует нотную запись на доске, просит пластикой проинтонировать мелодию Организует восприятие фрагмента «Три чуда» Просит обратить внимание на средства музыкальной выразительности, смену настроения, количество частей Организует анализ каждого прозвучавшего фрагмента, средств музыкальной выразительности, поиск аналога этого музыкального фрагмента в литературной основе Подводит итоги групповой работы (дети называют описанные образы: Белочка., 33 богатыря, царевна - лебедь) | Слушают музыку, анализируют средства музыкальной выразительности, моделируют музыкальный образ, расширяют интонационно- слуховой запас Слушают музыку, включаются в сравнительный анализ музыкальных частей, овладевают умениями осознанного построения речевого высказывания Работают в группах, подбирают карточки, характеризующие муз. фрагмент Учатся выявлять выразительные стороны ритма, темпа, мелодии, тембра. | Личностные: - выражение своего эмоционального отношения к музыкальному образу Регулятивные: - умение самоорганизовать процесс восприятия музыки, волевая саморегуляция, целеполагание ( зачем слушаем музыку) Познавательные: - логический анализ, сравнение, установление причинно – следственных связей - подведение под понятие, построение логической цепи рассуждений - умение пластикой смоделировать музыкальную тему, осознанно строить речевое высказывание Коммуникативные: - определение функции участников, - сотрудничество - управление поведением партнера - умение полно и точно выражать свои мысли |
6. Первичное усвоение новых знаний, проверка понимания | Анализирует пластическое интонирование, восприятие фрагмента «Три чуда», определение учащимися средств музыкальной выразительности в каждом прозвучавшем музыкальном фрагменте | Работают в группах, подбирают карточки, характеризующие музыкальный фрагмент Учатся выявлять выразительные стороны ритма, темпа, мелодии, тембра | Личностные: - выражение своего эмоционального отношения к музыкальному образу Регулятивные: - умение самоорганизовать процесс восприятия музыки, волевая саморегуляция, целеполагание ( зачем слушаем музыку) Познавательные: - логический анализ, сравнение, установление причинно – следственных связей - подведение под понятие, построение логической цепи рассуждений - умение пластикой смоделировать музыкальную тему, осознанно строить речевое высказывание Коммуникативные: - определение функции участников, - сотрудничество - управление поведением партнера - умение полно и точно выражать свои мысли |
7. Первичное закрепление нового материала | Актуализирует полученные на уроке новые знания Предлагает продолжить фразы: «Я не знал, что……», «Я понял, что……» «Теперь я смогу……» | Слушают учителя Обобщают новые знания | Познавательные: - умение анализировать, структурировать знания - выделение необходимой информации, построение логической цепочки рассуждений Коммуникативные: - умение с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли в устной речи |
8. Обобщение знаний, связь с ранее полученными | Организует эмоциональное и осознанное усвоение музыкального содержания через систему вопросов Закрепляет знания с помощью сопоставления с литературным текстом | Отвечают на вопросы Слушают (или сами читают) фрагмент « Сказки о царе Салтане» | Познавательные: - извлечение необходимой информации из текста, смысловое чтение - логические сравнения Личностные: - нравственно – эстетическое оценивание, эмоциональный отклик на содержание урока |
9. Рефлексия (подведение итогов) | Организует подведение итогов урока через организацию вопросов - ответов о полученных на уроке знаниях - Получилось ли композитору рассказать нам сказку при помощи музыки? Была ли она нам ясна? - Что помогло нам понять музыкальные образы? -Какой фрагмент вызвал наибольшее затруднение в понимании? Рассказывает о том, что Римского- Корсакова прозвали « Великим музыкальным сказочником» - Наш урок закончен, я благодарю всех за работу и желаю успехов! | Обобщают свои музыкальные впечатления, облачая их в словесную форму Размышляют о том, что они узнали на уроке Включаются в активную позицию на уроке, проявляют лидерские качества | Регулятивные: - выделение и осознание того, что усвоено - формирование умения анализировать свою деятельность на уроке Коммуникативные: - постановка вопросов, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, сотрудничество - коррекция ответов и вопросов одноклассников Личностные: - формирование эмоционально – нравственное отношение к музыкальному образу |
10. Домашнее задание | Объясняет задание Играет музыкальный выход с урока | Слушают объяснение учителя Осмысливают домашнее задание Записывают в дневнике – Учебник стр. 48-51 Уходят с урока под музыку | |