3.Организация познавательной деятельности 3.1. Целеполагание 3.2. Открытие нового знания (через различные виды музыкальной деятельности): 3.2.1. Восприятие (слушание музыки, беседа о композиторе, произведении) 3.2.2. Вокально-хоровая работа (исполнение распевок, попевок, вок.хор.упражнений; повторение или разучивание песни) 3.2.3.Музыкально-ритмические движения (музыкально-двигательная разминка, музыкальная пальчиковая гимнастика, элементы ритмики) 3.2.4. Игра на детских музыкальных инструментах 3.2.5. Творческое задание (Виды музыкальной деятельности на уроке музыки могут меняться местами в зависимости от цели и задач урока) 3.3. Первичное закрепление (проходит после каждого вида музыкальной деятельности) 3.4. Повторение и включение в систему знаний | Прошу назвать получившееся слово в кроссворде. -Дети, какое слово получилось у вас? - Верно, на прошлом уроке мы изучали группу семейно-бытовых песен. -Как вы думаете, какую группу песен мы будем изучать на сегодняшнем уроке. - Правильно, мы с вами будем изучать жанр трудовых песен. -Какую цель мы можем поставить перед собой? Рассказываю о роли трудовых песен в жизни русского народа. - Эти песни возникли в глубокой древности. Их появление связано со стремлением древних славян облегчить физический труд. Трудовые песни и припевки объединяли единым ритмом работу многих людей, делали её размеренной, точной и дружной. Тема труда нашла широкое отражение во многих русских народных песнях. Предлагаю разучить и инсценировать попевку «Раз, два – взяли!».(приложение 2) - Ребята, вы были похожи на настоящих лесорубов. - Дети, как вы думаете зачем лесорубы исполняли такие песни? - Да, вы правильно сказали. Трудовые песни слагали лесорубы, грузчики, бурлаки. При подъеме грузов, бревен и других тяжестей требовались одновременные усилия нескольких человек. Песня объединяла их работу, делала ее более размеренной и дружной. Предлагаю посмотреть и осудить картину в учебнике. - Посмотрите на картину замечательного русского художника И.Е. Репина. - Кто изображён на картине? - Как изображены люди на картине? -Как художник изображает усталость мужчин? - Давайте дадим название этой картине. - Ребята, эта картина называется «Бурлаки на волге» - А вы знаете кто такие бурлаки? - Бурлаки – это наёмные рабочие, которые идя по берегу, тянут при помощи речное судно против тесания. Большое количество песен было сложено в среде бурлаков. С ранней весны они добровольно собирались группой для совместной коллективной работы и тянули баржи по берегам Волги. Так возникли бурлацкие песни, в которых выражена могучая сила духа, сила воли русского народа и одновременно изображён тяжёлый, изнуряющий шаг бурлаков. - Могла ли песня помочь бурлакам в их нелегком труде? - А как же? Предлагаю выполнить физ минутку (прил.3) Предлагаю прослушать русскую народную песню «Эх, ухнем» фрагмент. - Обратите внимание на звуки в музыке, какой у нее темп, какое настроение. - Какие слова часто повторяются в ней? - Как вы думаете, почему? - Что музыка изображает? - Прозвучала русская народная песня “Эй, ухнем” в исполнении великого русского певца. Знаком ли он вам? Рассказываю о Ф.И. Шаляпине. (прил.4) -Вот я вас и познакомила с биографией великого русского певца. Ребята, а эту песню написал Ф.И. Шаляпин? -А кто же? - Верно. У этой песни большое кол-во вариаций и я предлагаю вам определить это кол-во и проанализировать элементы музыкальной речи по таблице в учебнике с.38. - Вот мы с вами проанализировали одну из народных трудовых песен, но я хочу представить вашему вниманию другую трудовую песню русского народа. Предлагаю прослушать песню «Русская изба» Е.Птичкина, - Какое настроение вызвала у вас эта песня? -О чем пелось в песне?
– К какому песенному жанру относится эта песня? -Молодцы! Вы правы, эта песня посвящена труду наших предков. - Как вы думаете, мы должны помнить труды наших предков. -По этому я предлагаю вам разучить эту песню, так мы выразим уважение к нашим предкам.(приложение 5) -Перед вами лежат листочки со словами. Я буду читать, а вы следить глазками по тексту. Готовы? -Ребята, есть ли в песне незнакомые вам слова? -Это хорошо, давайте вспомним слова 1 куплета. Предлагаю спеть 1 куплет. -Вступаем по моей руке. -Давайте прочитаем припев. -Обратите внимание, что припев повторяется только 1 раз. -А теперь давайте прочитаем 1 куплет и припев -Теперь давайте споём. -Теперь куплет поют девочки, а припев мальчики. -Давайте прочитаем 2 куплет . -Давайте споем 2 куплет -Давайте еще раз прочитаем припев -Теперь споем 2 куплет и припев -Приняли певческую позицию-руки на парте, ножки вместе, спинки выпрямили. -Поём всю песню. -Теперь песню поют девочки (напоминает с чего начинаются слова перед каждым куплетом) -Приняли певческую позицию-руки на парте, ножки вместе, спинки выпрямили. -Теперь песню поют мальчики -Приняли певческую позицию-руки на парте, ножки вместе, спинки выпрямили. -Давайте прочитаем 3 куплет . -Давайте споем 3 куплет -Давайте еще раз прочитаем припев -Теперь споем 3 куплет и припев -А теперь я предлагаю всем встать и спеть всем вместе песню «Русская изба» -Молодцы ребята! Присаживайтесь. -Кто же работал, писал песню? Поэт, художник или композитор. -Какие эмоции, чувства у вас вызвала песня? -Я предлагаю поработать художниками, и в тетрадях давайте нарисуем настоявшую русскую избу. (ключаю фоновую музыку) -Теперь свои работы нам покажут мальчики. -Теперь свои работы покажут девочки. -Дети, наши предки очень много трудились? - А как же они развлекались? - Вот и я вам предлагаю поиграть в игровой хоровод «Мак маковистый».(приложение 6) -Ребята, вам понравился наш хоровод? - Замечательно. И сейчас я предлагаю вам снова поиграть в «» Волшебную шкатулочку. (приложение 7) | - Трудовые. - На сегодняшнем уроке мы будем изучать трудовые песни. - Узнать о трудовых песнях. Слушают рассказ о трудовых песнях. Разучивают попевку «Раз, два – взяли!» и имитируют движения лесорубов. - Для того, чтобы одновременно поднимать груз и чтобы было веселее работать. Слушают рассказ учителя. Смотрят картину И.Е. Репина «Бурлаки на волге». - Мужчины, которые тянут за собой корабль. - В рваных вещах, уставшие, истощённые. - Опущенные руки, вытирание пота со лба, уставшие лица тд. Высказывают предположения - Нет, не знаем. Слушают рассказ учителя. - Могла. - Веселее выполнять тяжёлую работу, одновременно тянуть. Выполняют физ.минутку Слушают фрагмент песни «Эх, ухнем». - Чувство лёгкости, чувство ритмичности. -“Ой, раз, еще раз”, “Эй, ухнем”. - В песне подчеркивалось то место, которое служило сигналом для одновременного рывка или движения. - Изображает тяжелый, изнуряющий шаг бурлаков. -Нет, незнаком. Слушают рассказ учителя. -Нет, её написал русский народ. Определяют кол-во вариаций песни, анализируют элементы музыкальной речи по таблице в учебнике с.38. Слушают и разучивают песню «Русская изба». - Весёлая, протяжная. - О избе русской, о её просторе,о её красоте и о наших прадедах. - К трудовым песням. - Да, должны. -Разучивают песню. -Да. - Нет. Читают 1 куплет, исполняют. Читают припев Читают 1 куплет и припев Поют 1 куплет и припев Куплет поют девочки, а припев мальчики. Читают 2 куплет Поют 2 куплет Читают припев Поют 2 куплет и припев Поют всю песню Поют девочки
Поют мальчики Читают 3 куплет Поют 3 куплет Читают припев Поют 3 куплет и припев Исполняют песню. Присаживаются -Русский народ. - Радости, веселья,гордости. Рисуют русскую избу в тетрадях. Показывают свои рисунки мальчики. Показывают рисунки девочки. -Да! -Песни пели,танцевали и тд. - Играют в игровой хоровод. -Да. Играют в «Волшебную шкатулочку» | | |