Вводное слово о композиторе Д.Шостаковиче.Исторические факты,литературная проза в контексте урока,пояснегие учащимся о написании тем в симфонии( прослушивание, видеоматериалы.
Использовалась разработка на уроках,посвященым памятным датам
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Современность симфоний Шостаковича»
Конспект урока "Современность симфоний Д.Д. Шостаковича, символа мужества и героического подвига народа". 7-й класс
Цель урока: Воспитание музыкальной культуры, как части общей духовной культуры учащихся
Задачи урока:
сформировать понятие о музыке Шостаковича, как музыке соответствующей духу времени;
развитие навыков эмоционально-осознанного восприятия симфонической музыки.
воспитание нравственных качеств личности на примере мужества и героизма советского народа в годы войны;
Оборудование:
портрет Шостаковича;
фортепиано;
Ход урока:
1. Организационный момент.
2. Работа по теме урока:
У: Модна ли симфоническая музыка?
Д: Нет. Мода проходящее явление, А симфоническая музыка вечна.
У: А современна ли симфоническая музыка? Так как на этот вопрос единого мнения нет, мы с вами ответим на этот вопрос чуть позже.
У: В самом начале войны город Ленинград (ныне Санкт-Петербург) фашисты окружили блокадным кольцом. Город подвергался страшной, ежедневной бомбардировке с воздуха. Из-за отсутствия связи с внешним миром в городе не хватало продуктов питания и медикаментов. Всё это привело к голоду, эпидемиям и массовой гибели мирного населения. Когда Шостаковичу бесповоротно отказали послать его на фронт, он записался в народное ополчение, (его определили в пожарную команду) и дежурил на крыше во время вражеских налётов. В свободное время он сочинял песни, делал переложения для концертов на передовой. В это время он ощутил, что должен сделать что-то более серьёзное. Так он и начал сочинять свою знаменитую седьмую симфонию. Он полностью погрузился в работу. Даже во время воздушной тревоги, он, проводив в бомбоубежище жену и двоих детей, возвращался в квартиру и под разрывами бомб продолжал писать.
Вскоре оставаться в городе стало совсем опасно и Шостакович вместе с семьёй был эвакуирован в город Куйбышев (ныне Самара). Работа над симфонией шла очень быстро и уже в конце декабря 1941 года он закончил партитуру. На титульном листе композитор написал: «Посвящается городу Ленинграду».
Первая премьера состоялась в марте 1942 года в городе Куйбышеве. Премьеру транслировали по радио на всю страну. Вскоре состоялась вторая премьера в Москве. Но всё же самое главное исполнение состоялось там, в осажденном Ленинграде, где репетиции часто проходили под грохот разрывов, где оркестранты изнемогали от голода, многие умерли или ушли на фронт. А для исполнения такого сложного произведения нужен большой симфонический оркестр. Дирижер Карл Ильич Элиасберг приложил немалые усилия. Премьеру симфонии очень ждали. И вот в этом полуразрушенном, голодном городе настал день премьеры 9 августа 1942 года. Дирижировал оркестром Карл Ильич Элиасберг.
У: Послушайте главную партию экспозиции (показ на фортепиано) охарактеризуйте её.
Д: Она звучит героически и величественно. Перед нами образ Родины.
У: Вслед за главной звучит лирическая побочная партия. (показ на фортепиано)
Д: Это тоже образ Родины. Образ советских людей. Их мирный и созидательный труд. Мелодия словно струиться и растворяется в тишине.
У: Так заканчивается экспозиция. Дальше идет знаменитый эпизод фашистского нашествия, это потрясающая картина вторжения разрушительной силы.
Издалека доноситься дробь военного барабана. На фоне этой дроби возникает странная, аккуратная, симметричная, отрывистая тема. (показ на фортепиано)
Д: Казалось будто двигаются марионетки
У: А. Толстой назвал эту музыку «пляской учёных крыс под дудку крысолова».
Эпизод нашествия построен в форме вариаций (их одиннадцать) на одну мелодически неизменную тему. Неизменной остаётся и барабанная дробь всё усиливающаяся к концу.
В восьмой вариации тема достигает устрашающей звучности, фортиссимо. В девятой вариации появляется мотив стона. В двух последних вариациях кажется, что железное чудовище с оглушительным грохотом тяжело движется прямо на слушателя. Но тут резко меняется тональность и начинает звучать драматический мотив, который называют мотивом сопротивления: (показ на фортепиано)
А сейчас мы с вами будем слушать фрагмент Первой части Седьмой симфонии Д.Д. Шостаковича.
СЛУШАНИЕ
У: Ребята, что вы почувствовали, слушая эту музыку?
Д: Музыка показала движение механического чудовища, растаптывающее всё живое на своём пути.
У: Вот скоро 70 лет, как наша страна живёт под мирным небом. А в памяти народа всё ёще живёт размеренная дробь барабана. Нельзя допустить возрождение фашизма на нашей земле. Но и сейчас мы с вами являемся свидетелями фашистских и террористических актов. И не случайно, что на площади Цхинвала, под открытым небом снова звучала 7 Симфония Шостаковича в исполнении оркестра под управлением
В Гергиева. Теперь ответим на вопрос, который я задал вам в начале урока: Может ли быть современной симфоническая музыка?
Д: Да может. Ведь современная, это соответствующая духу времени.
3. Разучивание песни ( по выбору учащихся)
У: Какие чувства вызывает эта песня?
Д: Чувства скорби, печали, патриотизма
У: Какова главная мысль песни?
Д: Уважение к тому поколению, уважение к истории своей страны, своего народа
У: Современна ли эта песня?
Д: Да, современна, так как она не потеряла своей актуальности.
Вокально-хоровая работа:
добиться допевания окончания фраз (целая нота);
эмоционально-осознанное исполнение
4. Обобщение
У: Какое искусство мы называем современным?
Д: То, которое соответствует духу времени.
У: Как вы понимаете высказывание Ромена Роллана: «Искусство всегда вовлечено в бой своей эпохи»?
Д: Искусство отражает происходящие события. Помогает людям жить. Воспитывает человека. Без искусства невозможно представить жизнь.