kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Открытый урок По предмету «Музыкальная литература» Тема: «Синемафония». на примере 1 части симфонии № 7 «Ленинградской» Д.Д. Шостаковича.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок

По предмету «Музыкальная литература»

Преподавателя ДМШ № 7 – Скребковой К.Ю.

(28. 01. 2015 г.)

Тема: «Синемафония»  на примере 1 части симфонии № 7 «Ленинградской» Д.Д. Шостаковича..

Урок смешанного типа.

Закрепление умений и навыков на примере нового материала.

Объяснение новой темы: «Синемафония» на примере 1 части симфонии № 7 «Ленинградской» Д.Д. Шостаковича.

Цель урока:

  • Воспитание чувства патриотизма и любви к Родине, ко всему живому на земле, через обращение к музыкальному и кинематографическому искусству необходимое, как для создания определённого настроения, установки на восприятие музыкального произведения, так и для более глубокого проникновения учащихся в мир музыкальных образов.

Задачи:

  • Работать над развитием способности к сопереживанию, эмоциональной отзывчивости на музыку.
  • Научить детей понимать эмоционально-образное содержание музыкального произведения, выразительность музыкального языка.
  • Закрепить умение определять и  различать основные средства музыкальной выразительности: темп, регистр, лад, мелодия, ритм, динамика, тембр, форма.
  • Развитие способности учащихся воспринимать, чувствовать и понимать       музыкальный образ.

Наглядность:

Использование компьютера, мультимедийной установки, для показа видеоматериала урока, а также раздаточного наглядного материала (в виде схем).

Оформление домашнего задания, (Слайд-шоу, с коментариями учащихся) «Ленинград в блокаде глазами детей».

Характеристика группы:

Группа  пятого класса, по пятилетнему обучению, дети 12-14 лет. Обучаются на разных отделениях. Учащиеся с различными музыкальными способностями и уровнем эмоциональной активности, но все с интересом относятся к урокам музыкальной литературы.

Ход урока:

  • Проверка домашнего задания.
  • Слайд шоу: «Ленинград в блокаде глазами детей» (с коментариями учащихся).
  • Блиц – опрос. (Разговор о проявлении фашизма в современности).
  • Разговор о симфонии № 7 «Ленинградской» Д.Д. Шостаковича

         (небольшая видеопрезентация).

  • Замыселмысел
  • История создания
  • Знакомство с жанром «Синемафония».
  • Прослушивание музыкального фрагмента «тема фашистского нашествия» симфонии №7 Д.Д.Шостаковича.
  • Образная характеристика темы.
  • Выявление средств музыкальной выразительности:

            форма, мелодия, лад, темп, регистр, динамика, штрих, размер, тембр инструментов.

  • Образное содержание.
  • Просмотр фрагмента синемафонии 1 часть эпизод в разработке: «Тема        фашистского нашествия».
  • Сравненительный анализ двух фрагментов.

*            Обобщение пройденного материала. Написание синквейна - стихотворение, из 5 строк, где:

·  Первая строка. 1 слово – понятие или тема (существительное).

·  Вторая строка. 2 слова – описание этого понятия (прилагательные).

·  Третья строка. 3 слова – действия (глаголы).

·  Четвертая строка. Фраза или предложение, показывающее отношение к теме    (афоризм)

·  Пятая строка. 1 слово – синоним, который повторяет суть темы.

  • Оценка за работу на уроке.
  • Объяснение домашнего задания.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок По предмету «Музыкальная литература» Тема: «Синемафония». на примере 1 части симфонии № 7 «Ленинградской» Д.Д. Шостаковича. »





Открытый урок


По предмету «Музыкальная литература»


Преподавателя МБУДО «ДМШ № 7» – Скребковой К.Ю.


Тема: «Синемафония».

на примере 1 части симфонии № 7 «Ленинградской»

Д.Д. Шостаковича.








Открытый урок

По предмету «Музыкальная литература»

Преподавателя ДМШ № 7 – Скребковой К.Ю.

(28. 01. 2015 г.)

Тема: «Синемафония».

Урок смешанного типа.

Закрепление умений и навыков на примере нового материала.

Объяснение новой темы: «Синемафония» на примере 1 части симфонии № 7 «Ленинградской» Д.Д. Шостаковича.

Цель урока:

  • Воспитание чувства патриотизма и любви к Родине, ко всему живому на земле, через обращение к музыкальному и кинематографическому искусству необходимое, как для создания определённого настроения, установки на восприятие музыкального произведения, так и для более глубокого проникновения учащихся в мир музыкальных образов.



Задачи:

  • Работать над развитием способности к сопереживанию, эмоциональной отзывчивости на музыку.

  • Научить детей понимать эмоционально-образное содержание музыкального произведения, выразительность музыкального языка.

  • Закрепить умение определять и различать основные средства музыкальной выразительности: темп, регистр, лад, мелодия, ритм, динамика, тембр, форма.

  • Развитие способности учащихся воспринимать, чувствовать и понимать музыкальный образ.



Наглядность:



Использование компьютера, мультимедийной установки, для показа видеоматериала урока, а также раздаточного наглядного материала (в виде схем).

Оформление домашнего задания, (Слайд-шоу, с коментариями учащихся) «Ленинград в блокаде глазами детей».



Характеристика группы:

Группа пятого класса, по пятилетнему обучению, дети 12-14 лет. Обучаются на разных отделениях. Учащиеся с различными музыкальными способностями и уровнем эмоциональной активности, но все с интересом относятся к урокам музыкальной литературы.



Ход урока:

  • Проверка домашнего задания.

  • Слайд шоу: «Ленинград в блокаде глазами детей» (с коментариями учащихся).

  • Блиц – опрос. (Разговор о проявлении фашизма в современности).

  • Разговор о симфонии № 7 «Ленинградской» Д.Д. Шостаковича

(небольшая видеопрезентация).

  • Замыселмысел

  • История создания

  • Знакомство с жанром «Синемафония».

  • Прослушивание музыкального фрагмента «тема фашистского нашествия» симфонии №7 Д.Д.Шостаковича.

  • Образная характеристика темы.

  • Выявление средств музыкальной выразительности:

форма, мелодия, лад, темп, регистр, динамика, штрих, размер, тембр инструментов.

  • Образное содержание.

  • Просмотр фрагмента синемафонии 1 часть эпизод в разработке: «Тема фашистского нашествия».

  • Сравненительный анализ двух фрагментов.



  • Обобщение пройденного материала. Написание синквейна - стихотворение, из 5 строк, где:

  • Первая строка. 1 слово – понятие или тема (существительное).

  • Вторая строка. 2 слова – описание этого понятия (прилагательные).

  • Третья строка. 3 слова – действия (глаголы).

  • Четвертая строка. Фраза или предложение, показывающее отношение к теме (афоризм)

  • Пятая строка. 1 слово – синоним, который повторяет суть темы.

  • Оценка за работу на уроке.

  • Объяснение домашнего задания.





Ход урока



Доброе утро всем. Я рада поприветствовать всех гостей, которые пришли к нам на урок. Хотелось бы, для начала представить их.

Преподаватель ККИ им. Иванова-Радкевича Бакуто С.В.

Заведующая городской теоретической секции Белова Т.А.

Директор нашей школы Белоус Л.В.

Заведующая теоретического отделения Каримова А.Г.



Уважаемые гости, наш сегодняшний урок по музыкальной литературе пройдет в смешанной группе учащихся. Здесь у нас ученики 55 и 87.

А тема сегодняшнего урока очень необычная. «Синемафония» на примере 1 части Симфонии №7 «Ленинградской». Д.Д. Шостаковича. Тема урока будет раскрываться постепенно, поэтому наберитесь терпения…

Итак, начнем с проверки домашнего задания. Так случилось, что тема сегодняшнего урока напрямую связана с событиями ВОВ. А произведение, интересующее нас вообще создавалась в Блокадном Ленинграде

Для того, чтобы ребята лучше прониклись материалом, атмосферой военного времени блокадного Ленинграда, у них была целая неделя. Мы долго обсуждали оформление выставки работ, «Дети о войне», но учитывая тему урока, которая на прямую связана с видеорядом, решили обратится к компьютерным технологиям и сделать небольшое слайд-шоу, где каждый слайд ребята будут комментировать.



Показ слайд-шоу:

Коментарии ребят…

Слайд 0. Заставка

Слайд 01,02,03,04,05,06. (Торгашин Никита).



Блокада Ленинграда начался 8 сентября 1941 года, когда гитлеровские войска замкнули кольцо, жители города, даже детистали бойцами фронта. Израненный, измученный, но не сдававшийся Ленинград жил, сражался, работал и творил.

Днём и ночью защитники Ленинградасоздавали оборону города. В главной полосе обороны была создана сеть траншей; многочисленные стальные доты, которые изготовляли рабочие ленинградских заводов. Огневые точки давали возможность простреливать все подступы к переднему краю. Оборона противника просматривалась с тысяч укрытых и наблюдательных пунктов.



Слайд 07,08,09.( Захарова Света ).

Положение в осаждённом городе становилось всё тяжелее. Начался голод. Норма выдачи хлеба населению была снижена. Рабочие получали по 300 г хлеба, а все остальные - по 150 г. А когда прекратилась навигация по Ладожскому озеру, и в Ленинград совсем перестали поступать продукты, и этот скудный паёк пришлось урезать. Население стало получать самую низкую норму за всё время блокады.

Пришли другие бедствия. В конце ноября ударили сорокоградусные морозы. Замёрзли водопроводные трубы, жители остались без воды. Вскоре подошло к концу и топливо. Перестали работать электростанции, в домах погас свет, внутренние стены квартир покрылись изморозью. Целые семьи гибли от холода и голода.



Слайд 10,11.(Василинич Полина.)

Из воспоминаний воспитателей детского дома:

"Больно было видеть детей за столом. Суп они ели в два приёма, вначале бульон, а потом всё остальное. Кашу или кисель намазывали на хлеб. Хлеб крошили на микроскопические кусочки и прятали их в спичечные коробки. Они наслаждались тем, что кусочек хлеба ели часами, рассматривая его, словно какую-нибудь диковину"



Слайд 12,13,14,15.( Фалалеева Полина.)

Положение в осаждённом Ленинграде с каждым днём ухудшалось. В конце ноября 1941 г запасы продовольствия подошли к концу. Военный совет Ленинградского фронта начал подготовку к строительствуледовой дороги через Ладожское озеро.

20 ноября по Ладоге пошёл первый обоз. Работу ледовой дороги очень затрудняла вражеская авиация. Впервые недели фашистские лётчики почти безнаказанно расстреливали автомашины, а фугасными бомбами разбивали лёд на трассе. Для прикрытия «Дороги жизни» командование Ленинградского фронта установило на льду Ладоги зенитные орудия и пулеметы. С этого момента темп перевозок стал непрерывно возрастать. И началась эвакуация жителей вглубь страны. В первую очередь были эвакуированы дети, женщины, больные, раненые и инвалиды.



Слайд 16,17.( Шишлянникова Соня ).

В рабочем посёлке Шатки Горьковской области в годы войны находился детский дом, в котором жили дети, вывезенные из блокадного Ленинграда. Среди них была и Таня Савичева.Её дневник был случайно обнаружен в Ленинграде в пустой, полностью вымершей квартире. Сейчас он хранится в музее Пискарёвского кладбища.

"Женя умерла 28 декабря в 12.00. ч. утра 1941 г.

Бабушка умерла 25 января 3 ч. Дня 1942 г. Лека умер 17 марта в 5 час.утра 1942 г.

Дядя Вася умер 13 апреля 2ч. Ночь 1942 г.

Дядя Лёша 10 мая в 4 ч. Дня 1942.

Савичевы умерли. Умерли все".

Тогда ещё не все. Но Таня об этом, так и не узнала, она умерла в 1944 году, не справившись с последствиями блокады. Её сестра Нина была спасена. Именно она 1945-м годувернувшись домой, нашла дневник с Таниными записями. Брат Тани – Миша смог оправиться после тяжёлого ранения на фронте.



Слайд 18,19.(Радзинская Алена ).

В Петербурге открыта мемориальная доска в память о Тане. На ней написано - "В этом доме Таня Савичева написала блокадный дневник. 1941-1942 годы". Иначертаны строки из её дневника: "Осталась одна Таня". А также установлен памятник с письмами Тани Савичевой, который называется«Траурный курган».

Слайд 20,21,1 21.(Бессарабова Ксения).

Еще один культурный памятник сопротивления, знаменитый Ленинградский метроном, который оповещал о налётах вражеской авиации и воздушной тревоге. Быстрый ритм означал воздушную тревогу, медленный ритм — отбой. Вот такой стук метронома был слышен по ленинградскому радио в течение всех 872 дней блокады.

Звук метронома МР3. (22)

И людям казалось, что это стучит сердце города, что означало, что город жив и рядом есть живые люди.

Слайд 23,24,25.

Окончательное снятие блокады состоялось 27 января 1944 года.
И не далее, как вчера исполнился 71 год с того счастливого дня.





Ребята, сколько лет исполняется со дня окончания ВОВ, в этом году,?

  • Вы следите, за тем, что происходит сегодня в мире?

  • Скажите, вот то, что происходило в Ленинграде в период с 1941-44 гг., вам ничего не надпоминает?

  • А знаете ли вы, что на сегодняшний день Донецкую и Луганскую народную республику сравнивают с блокадным Ленинградом в период Великой Отечественной войны. Там была дорога жизни — Ладожское озеро, тут — российские гуманитарные конвои.
    За время блокады в Ленинграде погибло свыше 630 тысяч жителей.

  • А на Украине ,в результате боевых действий в Донецкой и Луганской областях погибли более 5000 людей, более 11000 были ранены.

  • Но только мне хотелось бы, чтобы вы понимали, что во Время Великой Отечественной войны люди противостояли фашистским аккупантам, а что происходит сейчас…?

  • Скажите ребята, а как вы относитесь к проявлению фашизма в наше время?



Ну ладно, а сейчас мне хотелось бы вернуть вас в блокадный Ленинград и рассказать о том, зачем же вы так глубоко погружались в эту тему…

Именно в блокадном Ленинграде создавалась симфония Шостаковича.

В Осажденном городе жил и творил и Дмитрий Шостакович вмес­те со всеми он копал окопы, дежурил во время воздушных тревог. Занимался оранжировками для концертных бригад, отправлявшихся в действующие части армии.

Но, как всегда у этого уникального му­зыканта-публициста, стал созревать крупный симфонический замысел, посвященный непосред­ственно происходящему вокруг него. Он начал писать Седьмую симфонию, которая оказалась, пожалуй единственной в своем роде произведением-хроникой военных лет.

Еще в августе 1941 года, когда было опубликовано воззвание Ленинградского горкома ВКП(б), «Враг у ворот», Шостакович выступил по городскому радио:

И сейчас, вы увидите историческую съемку, в которой Шостакович делает обращение к Советскому народу.
Видео:

Ну, что ребята не ожидали увидеть такого Шостаковича?

Вот, кинодраматург Алексей Каплер вспоминал: «Он играл, сидя на краешке стула, - худенький, с острыми плечами, в подтяжках, с хохолком, торчащим на голове, удивительно похожий на примерного гимназиста с первой парты. За окном грохотала война …

А как вы думаете какую тему из симфонии он исполнял?

Вот выбирайте:

Это тема о мире, тема фашистского нашествия или тема сопротивления?


Вскоре композитора эвакуируют в Куйбышев, ныне город Самара, где осенью 1941 года он и завершает свою симфонию и посвящает её своему родному городу Ленинграду.

Как и почти любая симфония, она состоит из?.(4-х)..частей.


Строение симфонии смотрите (приложение стр.2):



Строение симфонии



I часть

Сонатная форма с эпизодом вместо разработки



IV часть

Финал










III часть

Адажио

II часть

Скерцо





 

Нас интересует в первую очередь программный замысел…

Первая часть — «Мир и война»

Вторая часть - «Воспоминания о мире»

Третья часть — «Родные просторы» — композитор посвятил любви, детям и красоте, которая спасет Мир.

Четвертая часть - «Победа», она возвращает нас к Миру — блокада прорвана, фашизм побежден.

Более подробно сегодя мы остановимся на изучении 1 части симфонии:

Презентация:

Итак, первое исполнение симфонии состоялось 5 марта 1942 года в Куйбышеве, а тремя неделями позже симфония звучала уже в Москве.Обе эти премьеры принимали все радиоточки Советского Союза.

В июне силами оркестра BBC осуществилась радиотрансляция симфонии в Лондоне, а в июле она звучала уже в Нью-Йорке.

Однако самым значительным и волнующим событием стало исполнение симфонии в осажденном Ленинграде. Это случилось 9 августа 1942 года, в тот самый день, который немецкое командование назначило днем своего победного вступления в город.

Дирижировал симфонией Карл Элиасберг, который в осажденном городе собрал симфонический оркестр, образованный из оставшихся музыкантов, а для премьеры ему даже пришлось отозвать музыкантов с фронта.

Несмотря на голод и страх, для исполнения симфонии собирались полуживые, изможденные музыканты. Они исполнили сложнейшие партии произведения, которое и сегодня крайне редко исполняется целиком — слишком оно непростое; все это сопровождалось грохотом канонады — защитники города препятствовали попыткам фашистов сорвать премьеру…

Об этом свидетельствует стихотворение Николая Савкова, которое прочтет для вас Торгашин Никита:

И не знали они,
что когда в знак начала
Дирижёрская палочка поднялась-
Над краем передним 
как гром, величаво
Другая симфония раздалась:
Симфония
наших гвардейских пушек,
Чтоб враг по городу
бить не стал,
Чтоб город
Седьмую симфонию слушал!
И в зале – шквал,
и на фронте – шквал…

1____________________________________________________________________

В течение всего дня артиллерия вёла ожесточённый обстрел вражеских батарей, буквально не давая немцам поднять головы. Операцией “Шквал” называлась операция артиллеристов. А артиллеристы её ещё называли – “Артиллерийская симфония”. До мельчайших деталей была разработана партитура огненной “симфонии”. В течение июля проводилось уточнение координат фашистских батарей, наблюдательных пунктов, узлов связи, штабов, дополнительно завозились снаряды.

Прием симфонии публикой был ошеломляющим. 
Музыка воспринималась не только слухом... ощущалась всеми нервами, казалось, даже зрением. Во время исполнения первой части всех била дрожь. Очевидцы вспоминают, что после заключительных аккордов в зале в течение десяти-пятнадцати секунд стояла гробовая тишина, а потом на музыкантов и автора обрушился настоящий шквал аплодисментов.
В какой-то момент некоторые наши деятельные современники справедливо заметили, что многие любители музыки и даже профессионалы уже не воспринимают Седьмую симфонию так, как воспринимали ее фронтовики и блокадники. Именно тогда и возникла необходимость создания, чего-то нового, а конкретно, нового жанра «СИНЕМАФОНИЯ». Из названия нам становится понятно, что это синтез музыки и кинематографа. Каждая часть симфонии была проиллюстрирована известными и редкими кадрами мировой кинохроники, начиная с 30-х годов и заканчивая 1945г.

Официально идея синемафонии принадлежит Сергею Давитаю, а над ее детальным воплощением, работала целая команда, во главе с кинорежиссером Георгем Параджановым на протяжении 5 лет. Активное участие в работе над новым жанром принимали вдова композитора Ирина Шостакович, композитор Борис Тищенко, дирижер Рудольф Баршай, друзья и ученики Шостаковича.

Мировая премьера «Синемафонии» состоялась 27 января 2005 года (дата вам не о чем не говорит?) в Санкт-Петербурге, в Большом зале Филармонии. Дирижировал cимфонией сын композитора Максим Шостакович. Позже этот проект с большим успехом прошел в Лондоне, Москве, Риме, Милане.

А сегодня, ребята пришла ваша очередь познакомиться с таким интересным и новым жанром, как синемафония. В рамках сегодняшнего урока мы познакомимся лишь с эпизодом фашистского нашествия из 1 части, но в следующий раз мы досмотрим синемафонию до конца….

В целях экономии урочного времени, вашим домашним заданием было прослушивание аудио варианта темы нашествия.

- Вы послушали?

- Да…

Я просила записать все пошагово…

Учитель. – Итак, какой инструмент начинает «эпизод нашествия»?
Ученики. – Барабан.
Учитель – Какой характер музыки?
Ученики - Настороженная, тревожная.
Учитель - Появляется мелодия. - Какой характер у мелодии?
Ученики - Механический.
Учитель - Мелодия отрывистая, какая-то рубленая.- Затем вступает какой инструмент?
Ученики - Флейта.
Учитель - Какой характер?
Ученики – Бездушный, пустой.
Учитель –- Мелодия все время звучит одна и та же, но почему кажется, что она звучит по-новому? 
Ученики. – Все время вступают новые инструменты. Их количество увеличивается с каждым проведениемтемы.

Учитель. Если вы внимательно посмотрите на страничку 2, там вы увидите табличку, в которой сравниваются Состав классического тройного симфонического оркестра и Состав симфонического оркестра Д.Д. Шостаковича предназначенный для исполнения симфонии № 7 «Ленинградской».

Ученики.Да, медно-духовая группа значительно увеличена. К тройному составу духовых инструментов в оркестре седьмой симфонии добавлены еще 3 тромбона, 4 валторны и 3 трубы. 

А еще увеличивается темп и динамика с каждым повторением темы..

Учитель.  И это не случайно, Шостаковичу было просто необходимо,создать впечатление, что железный монстр с оглушительным лязгом тяжело ползет прямо на слушателя. Не случайно выбрана и форма 11 оркестровых вариаций на неизменную тему, А сам мотив повторяется 175 раз (наиграть повторяющийся мотив).

- Этот эпизод занимает весь средний раздел 1 части симфонии.
- Как вы думаете, можно ли так закончить на этом произведение?
Ученики. – Нет. Должна появиться тема борьбы.
Учитель. – Действительно, тема сопротивления появится. И начнется схватка нашего народа с фашизмом. 

Ну а теперь долгожданный просмотр фрагмента синемафонии «тема фашистского нашествия» симфонии №7 Д.Д.Шостаковича.




  1. Прослушивание музыкального фрагмента «тема фашистского нашествия» симфонии №7 Д.Д.Шостаковича.


В ходе работы над проектом вспыла очень неожиданная деталь. Петербургский композитор Борис Тищенко стал измерять хронометраж каждой части сочинения, и вдруг обнаружил, что тема гитлеровского нашествия в Седьмой симфонии отмечена «числом зверя» — она длится 666 секунд. На русскую землю наступал не просто германский вермахт, а враг рода человеческого, — сделал вывод композитор.



Обобщение пройденного материала.

Скажите ребята, вот вы прослушали 2 совершенно одинаковых фрагмента один из которых вы ещё и просмотрели. Скажите, какой из фрагментов произвел на вас наибольшее впечатление? А как вы думаете почему?



Ну а теперь в качестве закрепления мы попробуем написать синквейн – это стихотворение, из 5 строк, где:

  • Первая строка. 1 слово – понятие или тема (существительное).

  • Вторая строка. 2 слова – описание этого понятия (прилагательные).

  • Третья строка. 3 слова – действия (глаголы).

  • Четвертая строка. Фраза или предложение, показывающее отношение к теме (афоризм)

  • Пятая строка. 1 слово – синоним, который повторяет суть темы.

Синквейн.

  • 1.Нашествие.

  • 2.Зловещая, бесчеловечная.

  • 3.Надвигается, сметает, вторгается.

  • 4.Несёт беду, горе, смерть.

  • 5.Зло.

Оценка за работу на уроке.

Объяснение домашнего задания.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Скребкова Кристина Юрьевна

Дата: 12.07.2015

Номер свидетельства: 222697


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства