kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Ленинградская симфония"

Нажмите, чтобы узнать подробности

 «Ленинградская симфония»

Д.Д. Шостакович.

7-й класс

 

 

 

 

Цель урока: Воспитание части общей духовной культуры учащихся через музыкальное искусство, а так же развитие патриотизма в сознании школьников.

 

Задачи урока:

- сформировать понятие о музыке Шостаковича, как музыке соответствующей духу времени;

 - развитие навыков эмоционально-осознанного восприятия симфонической музыки.

 - воспитание нравственных качеств личности на примере мужества и героизма советского народа в годы войны;

 

Оборудование:

 - портрет Шостаковича;

 - фортепиано;

 - мультимедийный проектор

 - ПК

 - аудио-центр

 

Ход урока:

1. Организационный момент.

2. Работа по теме урока:

У: Популярна ли в наше время симфоническая музыка?

Д: Да, но не так сильно как несколько десятков лет назад.

У: Что нужно сделать, чтобы заинтересовать современную аудитория для приобщение к симфонической музыке?

Д: Нужно выдвигать ее в массы, как проект «Опера всем».

У: Совершенно верно! Но появляется вопрос: Современна ли симфоническая музыка? Так как на этот вопрос единого мнения нет, мы с вами ответим на него позднее.

У: Давайте перенесемся на 74 года назад. В какой год?

Д: В 1941 год.

У: Какие исторические события связаны с этим временем?

Д: Начало Великой Отечественной войны.

У: Да!

В самом начале войны город Ленинград (ныне Санкт-Петербург) фашисты окружили блокадным кольцом. Город подвергался страшной, ежедневной бомбардировке с воздуха. Из-за отсутствия связи с внешним миром в городе не хватало продуктов питания и медикаментов. Всё это привело к голоду, эпидемиям и массовой гибели мирного населения.

Конечно никто не мог сидеть сложа руки. Так же как все Ленинградские

композиторы старались попасть на фронд добровольцами. Одним из них был Д. Шостакович.

Но из-за очень плохого зрения композитору бесповоротно отказали послать его на фронт. Тогда он записался в народное ополчение, (его определили в пожарную команду) и дежурил на крыше во время вражеских налётов.

В свободное время он сочинял песни, делал переложения для концертов на передовой. В это время он ощутил, что должен сделать что-то более серьёзное. Так он и начал сочинять свою знаменитую седьмую симфонию.

Он полностью погрузился в работу. Даже во время воздушной тревоги, он, проводив в бомбоубежище жену и двоих детей, возвращался в квартиру и под разрывами бомб продолжал писать.

Вскоре оставаться в городе стало совсем опасно и Шостакович вместе с семьёй был эвакуирован в город Куйбышев (ныне Самара). Работа над симфонией шла очень быстро и уже в конце декабря 1941 года он закончил партитуру. На титульном листе композитор написал: «Посвящается городу Ленинграду».

Первая премьера состоялась в марте 1942 года в городе Куйбышеве. Премьеру транслировали по радио на всю страну. Вскоре состоялась вторая премьера в Москве. Но всё же самое главное исполнение состоялось там, в осажденном Ленинграде, где репетиции часто проходили под грохот разрывов, где оркестранты изнемогали от голода, многие умерли или ушли на фронт. А для исполнения такого сложного произведения нужен большой симфонический оркестр. Дирижер Карл Ильич Элиасберг приложил немалые усилия. Премьеру симфонии очень ждали. И вот в этом полуразрушенном, голодном городе настал день премьеры 9 августа 1942 года. Дирижировал оркестром Карл Ильич Элиасберг.

У: Послушайте экспозицию и зарисуйте схему строения экспозиции.

(дети работают над схемой и определением ладов звучания музыки)

У: Охарактеризуйте главную партию экспозиции. (Напоминание темы на инструменте)

Д: Она звучит героически и величественно. Перед нами образ великой страны, нашей Родины.

У: Какая тема звучит вслед за главной? (показ на инструменте)

Д: Побочная.

У: Как представлена эта тема в симфонии?

Д: Это тоже образ Родины. Образ советских людей. Их мирный и созидательный труд. Мелодия словно струится и растворяется в тишине.

У: Так заканчивается экспозиция. Дальше идет знаменитый эпизод фашистского нашествия, это потрясающая картина вторжения разрушительной силы.

Издалека доноситься дробь военного барабана. На фоне этой дроби возникает странная, аккуратная, симметричная, отрывистая тема. (показ на фортепиано)

Д: Казалось будто двигаются марионетки, музыка очень статична и лаконична, она бездушная, как всепоглощающая машина.

У: А. Толстой назвал эту музыку «пляской учёных крыс под дудку крысолова».

У: В какой форме написан эпизод нашествия?

Д: В форме вариаций.

У:Правильно, сколько вы насчитали вариаций темы?

Д: одиннадцать.

У: Верно, вариации построены на одной мелодически неизменной теме. Неизменной остаётся и барабанная дробь всё усиливающаяся к концу.

В восьмой вариации тема достигает устрашающей звучности, фортиссимо. В девятой вариации появляется мотив стона. В двух последних вариациях кажется, что железное чудовище с оглушительным грохотом тяжело движется прямо на слушателя. Но тут резко меняется тональность и начинает звучать драматический мотив, который называют мотивом сопротивления: (показ на фортепиано)

А сейчас мы с вами будем слушать фрагмент Первой части Седьмой симфонии Д.Д. Шостаковича.

СЛУШАНИЕ

У: Ребята, что вы почувствовали, слушая эту музыку?

Д: Музыка показала движение механического чудовища, растаптывающее всё живое на своём пути.

У: В этом году 70 лет, как наша страна живёт под мирным небом. А в памяти народа всё ёще живёт размеренная дробь барабана. Нельзя допустить возрождение фашизма на нашей земле. Но и сейчас мы с вами являемся свидетелями фашистских и террористических актов. И не случайно что на площади Цхинвала, под открытым небом снова звучала 7 Симфония Шостаковича в исполнении оркестра под управлением

В Гергиева. Теперь ответим на вопрос, который я задал вам в начале урока: Может ли быть современной симфоническая музыка?

Д: Да может. Ведь современная, это соответствующая духу времени.

3. Разучивание песни Брейтбурга «Русский парень».

У: Ребята, Д. Д. Шостакович запечатлел в своей легендарной симфонии трагические и в тоже время героические события. Это история нашей великой страны. Послушайте песню Брейтбурга «Русский парень» и подумайте, что хотел сказать автор?

Исполнение учителем.

У: Какие чувства вызывает эта песня?

Д: Чувства гордости за наших солдат.

У: Какова главная мысль песни?

Д: Показ бесстрашного и сильного духа солдата и огромной любви к Родине и своей семье. Показ чувства патриотизма.

У: Современна ли эта песня?

Д: Да, современна.

У: Кто ее исполняет?

Д: Алексей Гоман.

У: Правильно, и мы сейчас ее исполним.

Вокально-хоровая работа:

 - добиться допевания окончания фраз;

- добиться четкого ритмического исполнения

 - добиться эмоционально-осознанного исполнения

4. Обобщение

У: Какое искусство мы называем современным?

Д: То, которое соответствует духу времени.

У: Как вы понимаете высказывание Ромена Роллана: «Искусство всегда вовлечено в бой своей эпохи»?

Д: Искусство отражает происходящие события. Помогает людям жить. Воспитывает человека. Без искусства невозможно представить жизнь.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Ленинградская симфония" »










Конспект урока




«Ленинградская симфония» Д.Д. Шостаковича.

7-й класс




























Конспект урока «Ленинградская симфония» Д.Д. Шостаковича.

7-й класс





Цель урока: Воспитание части общей духовной культуры учащихся через музыкальное искусство, а так же развитие патриотизма в сознании школьников.


Задачи урока:

- сформировать понятие о музыке Шостаковича, как музыке соответствующей духу времени;

- развитие навыков эмоционально-осознанного восприятия симфонической музыки.

- воспитание нравственных качеств личности на примере мужества и героизма советского народа в годы войны;


Оборудование:

- портрет Шостаковича;

- фортепиано;

- мультимедийный проектор

- ПК

- аудио-центр

Ход урока:

1. Организационный момент.

2. Работа по теме урока:

У: Популярна ли в наше время симфоническая музыка?

Д: Да, но не так сильно как несколько десятков лет назад.

У: Что нужно сделать, чтобы заинтересовать современную аудитория для приобщение к симфонической музыке?

Д: Нужно выдвигать ее в массы, как проект «Опера всем».

У: Совершенно верно! Но появляется вопрос: Современна ли симфоническая музыка? Так как на этот вопрос единого мнения нет, мы с вами ответим на него позднее.

У: Давайте перенесемся на 74 года назад. В какой год?

Д: В 1941 год.

У: Какие исторические события связаны с этим временем?

Д: Начало Великой Отечественной войны.

У: Да!

В самом начале войны город Ленинград (ныне Санкт-Петербург) фашисты окружили блокадным кольцом. Город подвергался страшной, ежедневной бомбардировке с воздуха. Из-за отсутствия связи с внешним миром в городе не хватало продуктов питания и медикаментов. Всё это привело к голоду, эпидемиям и массовой гибели мирного населения.

Конечно никто не мог сидеть сложа руки. Так же как все Ленинградские

композиторы старались попасть на фронд добровольцами. Одним из них был Д. Шостакович.

Но из-за очень плохого зрения композитору бесповоротно отказали послать его на фронт. Тогда он записался в народное ополчение, (его определили в пожарную команду) и дежурил на крыше во время вражеских налётов.

В свободное время он сочинял песни, делал переложения для концертов на передовой. В это время он ощутил, что должен сделать что-то более серьёзное. Так он и начал сочинять свою знаменитую седьмую симфонию.

Он полностью погрузился в работу. Даже во время воздушной тревоги, он, проводив в бомбоубежище жену и двоих детей, возвращался в квартиру и под разрывами бомб продолжал писать.

Вскоре оставаться в городе стало совсем опасно и Шостакович вместе с семьёй был эвакуирован в город Куйбышев (ныне Самара). Работа над симфонией шла очень быстро и уже в конце декабря 1941 года он закончил партитуру. На титульном листе композитор написал: «Посвящается городу Ленинграду».

Первая премьера состоялась в марте 1942 года в городе Куйбышеве. Премьеру транслировали по радио на всю страну. Вскоре состоялась вторая премьера в Москве. Но всё же самое главное исполнение состоялось там, в осажденном Ленинграде, где репетиции часто проходили под грохот разрывов, где оркестранты изнемогали от голода, многие умерли или ушли на фронт. А для исполнения такого сложного произведения нужен большой симфонический оркестр. Дирижер Карл Ильич Элиасберг приложил немалые усилия. Премьеру симфонии очень ждали. И вот в этом полуразрушенном, голодном городе настал день премьеры 9 августа 1942 года. Дирижировал оркестром Карл Ильич Элиасберг.

У: Послушайте экспозицию и зарисуйте схему строения экспозиции.

(дети работают над схемой и определением ладов звучания музыки)

У: Охарактеризуйте главную партию экспозиции. (Напоминание темы на инструменте)

Д: Она звучит героически и величественно. Перед нами образ великой страны, нашей Родины.

У: Какая тема звучит вслед за главной? (показ на инструменте)

Д: Побочная.

У: Как представлена эта тема в симфонии?

Д: Это тоже образ Родины. Образ советских людей. Их мирный и созидательный труд. Мелодия словно струится и растворяется в тишине.

У: Так заканчивается экспозиция. Дальше идет знаменитый эпизод фашистского нашествия, это потрясающая картина вторжения разрушительной силы.

Издалека доноситься дробь военного барабана. На фоне этой дроби возникает странная, аккуратная, симметричная, отрывистая тема. (показ на фортепиано)

Д: Казалось будто двигаются марионетки, музыка очень статична и лаконична, она бездушная, как всепоглощающая машина.

У: А. Толстой назвал эту музыку «пляской учёных крыс под дудку крысолова».

У: В какой форме написан эпизод нашествия?

Д: В форме вариаций.

У:Правильно, сколько вы насчитали вариаций темы?

Д: одиннадцать.

У: Верно, вариации построены на одной мелодически неизменной теме. Неизменной остаётся и барабанная дробь всё усиливающаяся к концу.

В восьмой вариации тема достигает устрашающей звучности, фортиссимо. В девятой вариации появляется мотив стона. В двух последних вариациях кажется, что железное чудовище с оглушительным грохотом тяжело движется прямо на слушателя. Но тут резко меняется тональность и начинает звучать драматический мотив, который называют мотивом сопротивления: (показ на фортепиано)

А сейчас мы с вами будем слушать фрагмент Первой части Седьмой симфонии Д.Д. Шостаковича.

СЛУШАНИЕ

У: Ребята, что вы почувствовали, слушая эту музыку?

Д: Музыка показала движение механического чудовища, растаптывающее всё живое на своём пути.

У: В этом году 70 лет, как наша страна живёт под мирным небом. А в памяти народа всё ёще живёт размеренная дробь барабана. Нельзя допустить возрождение фашизма на нашей земле. Но и сейчас мы с вами являемся свидетелями фашистских и террористических актов. И не случайно что на площади Цхинвала, под открытым небом снова звучала 7 Симфония Шостаковича в исполнении оркестра под управлением

В Гергиева. Теперь ответим на вопрос, который я задал вам в начале урока: Может ли быть современной симфоническая музыка?

Д: Да может. Ведь современная, это соответствующая духу времени.

3. Разучивание песни Брейтбурга «Русский парень».

У: Ребята, Д. Д. Шостакович запечатлел в своей легендарной симфонии трагические и в тоже время героические события. Это история нашей великой страны. Послушайте песню Брейтбурга «Русский парень» и подумайте, что хотел сказать автор?

Исполнение учителем.

У: Какие чувства вызывает эта песня?

Д: Чувства гордости за наших солдат.

У: Какова главная мысль песни?

Д: Показ бесстрашного и сильного духа солдата и огромной любви к Родине и своей семье. Показ чувства патриотизма.

У: Современна ли эта песня?

Д: Да, современна.

У: Кто ее исполняет?

Д: Алексей Гоман.

У: Правильно, и мы сейчас ее исполним.

Вокально-хоровая работа:

- добиться допевания окончания фраз;

- добиться четкого ритмического исполнения

- добиться эмоционально-осознанного исполнения

4. Обобщение

У: Какое искусство мы называем современным?

Д: То, которое соответствует духу времени.

У: Как вы понимаете высказывание Ромена Роллана: «Искусство всегда вовлечено в бой своей эпохи»?

Д: Искусство отражает происходящие события. Помогает людям жить. Воспитывает человека. Без искусства невозможно представить жизнь.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Ленинградская симфония"

Автор: Михайлова Марина Сергеевна

Дата: 09.10.2014

Номер свидетельства: 117613

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(154) "Интегрированный урок музыки и истории "Образ Ленинградской симфонии Д.Шостаковича" "
    ["seo_title"] => string(86) "intieghrirovannyi-urok-muzyki-i-istorii-obraz-lieninghradskoi-simfonii-d-shostakovicha"
    ["file_id"] => string(6) "105092"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402817347"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(146) "Презентация на тему "Образ врага в симфонии №7 "Ленинградская" Д .Д .Шостаковича" "
    ["seo_title"] => string(85) "priezientatsiia-na-tiemu-obraz-vragha-v-simfonii-7-lieninghradskaia-d-d-shostakovicha"
    ["file_id"] => string(6) "102174"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1402483838"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(83) "Конспект урока музыки "Симфония огненных лет""
    ["seo_title"] => string(44) "konspiekturokamuzykisimfoniiaoghniennykhliet"
    ["file_id"] => string(6) "281782"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453577955"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "Презентация к уроку музыки в 7 классе "Симфония № 7 (Ленинградская) Д.Шостакович "
    ["seo_title"] => string(86) "priezientatsiia-k-uroku-muzyki-v-7-klassie-simfoniia-7-lieninghradskaia-d-shostakovich"
    ["file_id"] => string(6) "131850"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1416238809"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(226) "Технологическая карта  урока музыки в 4 классе по теме"Музыка о войне и на войне: Д. Шостакович Симфония № 7 «Ленинградская»" "
    ["seo_title"] => string(134) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-muzyki-v-4-klassie-po-tiemie-muzyka-o-voinie-i-na-voinie-d-shostakovich-simfoniia-7-lieninghradskaia"
    ["file_id"] => string(6) "205879"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1430049425"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства