Литературно-музыкальная композиция "Советская культура периода Великой Отечественной войны"
Литературно-музыкальная композиция "Советская культура периода Великой Отечественной войны"
Литературно-музыкальная композиция:
«Советская культура периода Великой Отечественной войны».
Вспомним всех поимённо,
Горем вспомним своим.
Это нужно не мёртвым-
Это нужно живым.
Р.Рождественский.
Звучит голос Левитана о вероломном нападении фашистских войск на территорию Советского Союза.
1 Ведущий: …22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война, но наш народ в смертельной схватке с врагом одержал победу. Чтобы понять, как «ковалась победа», сегодня мы с вами постараемся мысленно пройти по трудным дорогам войны, по дорогам, на которых погибло 27 млн. советских людей.
2 Ведущий: 27 млн. за 1418 дней. Это значит: 19 тыс. убитых ежедневно, 800 чел. - в час, 13 чел. каждую минуту
1. Студенты! Сегодня мы проводим литературно-музыкальную композицию «Советская культура периода Великой Отечественной войны». Мы попытаемся понять, какую роль сыграла культура в общей победе над врагом, как она влияла на духовный подъем, эмоциональное состояние бойцов, из каких компонентов состояла культура той поры.
2 Ведущий: В «Толковом словаре» С.И.Ожегова дано такое определение: «Культура-это совокупность достижений человечества в производственном и умственном отношении.» Слово «культура» в значении «достижение в умственном отношении» можно заменить синонимом «искусств».
Искусство имеет следующие виды: живопись, литература, музыка, киноискусство.
1 Ведущий: Живопись.
Война, сплотившая народ во имя победы над общим врагом, способствовала возвращению в искусство традиционных художественных образов России, русской земли, родного дома. В годы войны в живописи оживает историческая тема, позволившая воссоединить современные события с героическим прошлым России. В связи с этим, обратим внимание на творчество прекрасного русского живописца Павла Дмитриевича Корина (1892-1967). Родом из потомственных иконописцев, он воспитывался в среде палехских мастеров. Творение Корина – «Александр Невский» было закончено в 1942 году. В этой картине после многих лет забвения словно ожили черты древнерусской иконописи. В суровом аскетичном образе Александра Невского воплощены сила, мощь, уверенность в победе, а также напряженная энергия, олицетворяющая внутреннее состояние русского народа в минуты крайней опасности. Силуэт Александра, окрашенный в красно-черные тона, как бы вырастает на фоне Софийского собора и русских просторов. Глядя на полотно, вспоминаешь слова князя, ставшие пророческими: «Кто с мечом на Русь придет, от мяча и погибнет».
Стр.340 МХК……………………………………………………………………………
Плакатный жанр.
Но самым известным плакатом времен Вов был плакат И.М.Тоидзе «Родина –Мать зовет». В нем содержится героический призыв, обращенность к каждому человеку-гражданину и ко всему народу нашей страны встать на защиту нашей Родины.
Суровая летопись войны – так можно назвать произведения изобразительного искусства тех лет. Военные будни, насыщенные страданиями и смертью, подвиг тружеников тыла, жертвенность солдат и офицеров, ненависть к врагу, скорбь по погибшим и радость победы – все это стало предметом обобщения в произведениях художников-современников, непосредственных участников или свидетелей исторических событий неповторимой героической эпохи. Одни из первых картин на военную тему: «Окраины Москвы. Ноябрь 1941 года» (1941 г.), «Оборона Севастополя» (1942 г.) - А.А.Дайнеко, «Фашист пролетел» (1942 г.) - А.А.Пластов.
Среди работ военного времени приобрела известность картина С.В.Герасимова «Мать партизана» (1943г.) Художник изобразил простую русскую женщину, смело и гордо смотрящую в лицо немецкому офицеру.
1 Ведущий. Скульптура.
В скульптуре военного времени преобладает портрет, обращаясь к которому мастера стремились как можно более точно и лостоверно запечатлеть облик своего героя. С окончанием войны образы скульптуры меняются. В них появляется торжественная помпезность, соответствующая настроениям народа-победителя. Одной из лучших работ первых послевоенных лет по праву считается памятник «Советскому воину-освободителю» (1946) в Трептов-парке в Берлине работы скульптора Евгения Викторовича Вучетича. «Он стоит, как символ нашей славы», - сказано об образе солдата берлинского мемориала в одном из стихотворений. Действительно, фигура воина, держащего в одной руке меч, а в другой – ребенка, стала олицетворением победы глубокой человечности и любви к людям над ненавистью и звериной злобой тех, кто пытался поставить нашу страну на колени.
Музыка.
Во время войны была создана талантливая музыкав разных жанрах. На фронте и в тылу звучало не мало талантливых песенных мелодий, среди которых были свои символы. Главная из них – героико-патриотическая «Священная война», написанная композиторомА.В.Александровым на стихи В.И. Лебедева-Кумача в 1941 г. Песня с огромной силой выразила то состояние, которое испытал наш народ в начале войны. В её звуках, суровых и мужественных, чувствуется ощущение страшной опасности, нависшей над страной, ненависть к фашизму, вера в грядущую победу над врагом.
Слушание отрывка из данного произведения.
Огромный общественный резонанс в первый год войны вызвало исполнение Седьмой («Ленинградской») симфонии Д.Д.Шостаковича в осажденном Ленинграде 5 марта 1942 г., в тот самый день, когда, по планам немецкого командования, фашисты рассчитывали победно войти в город. В этом сочинении 4 части; из них лучшей и наиболее ёмкой по содержанию является первая – грандиозная симфоническая поэма о противостоянии образов добра и зла, человечности и жестокости, жизни и смерти. Седьмая симфония звучит как памятник тем, кто стал жертвой насилия и жестокости, кто «не дожил и не долюбил» в этом мире, ввергнутом в ад братоубийственных войн. Присутствовавшие на блокадном концерте слушатели с полным основанием восприняли музыку Шостаковича как рассказ о грозном военном времени, как свидетельство очевидца. Поэтесса В.М.Инбер позднее писала:»Я слушала Седьмую симфонию, и мне казалось, что это все о Ленинграде. Лязгающее приближение вражеских танков – это было здесь».
Потребность в лирической задушевной песне у усталых, измотанных долгими годами нелегкого ратного труда людей действительно была очень велика. Именно в этом жанре своевременно и ярко раскрылся талант композитора Василия Павловича Соловьёва-Седого. В числе лучших патриотических песен композитора – «Вечер на рейде». Не менее популярными стали его «Соловьи», «Давно мы дома не были», «На солнечной поляночке». В послевоенные годы вся страна запела шуточные песни Соловьева-Седого из кинофильма «Небесный тихоход», «Пора в путь-дорогу» и др.
Студенты исполняют рад перечисленных песен.
Ведущий 2
Мы уже слышали потери Советского Союза в Великой Отечественной войне – 27 млн. Из них – 417 человек- это писатели и поэты.
- Ребята, а сейчас давайте послушаем стихи о войне.
(звучит стихотворение К. Симонова « Жди меня».)
Это стихотворение написано живым и ясным языком. Оно пользовалось не обыкновенной популярностью: его переписывали от руки, посылали домой вместо письма. « Я считал, что эти стихи - мое личное дело, - говорил поэт.-Но самые разные люди десятки раз при свете керосиновой коптилки или ручного фонарика переписывали на клочке бумаги стихотворение «Жди меня»,которое,как мне казалось раньше, я написал только для одного человека.
К.Симонов уехал на войну, а женщина, которую он любил, актриса В.В.Серова, оставалась в тылу, на Урале. Письмо в стихах предназначалось ей, оно было написано в июле 1942 г. потом его опубликовала газета «Правда». В 1943г. был поставлен к\ф Жди меня», главную роль в котором сыграла В. Серова, ставшая женой писателя.
В стихотворении поэт пишет о любви и верности как о непременном условии мужества и стойкости солдата, а значит, непременного залога победы.
(звучит отрывок из поэмы Твардовского «Василий Тёркин»)
Образ Василия Тёркина превратился в подлинно народного героя, который приобрёл огромную популярность.
Как иллюстрация к поэме «Василий Тёркин» стала картина Непринцева «Отдых после боя».
Видно, что только что закончился бой. Ещё не остыли орудия, изображённые на заднем плане картины, А на переднем – бойцы уже окружили неунывающего весельчака, навроде В.Тёркина. Таких солдат любили, потому что они среди смертей, крови,грохота канонад отвлекали от военных тягот и лишений, поэтому, как изобразил художник, кто-то поставил перед ним котелок с кашей, кто-то услужливо подсунул ему красный кисет с табаком. Эту картину можно подписать словами Твардовского: «Балагуру смотрят в рот, слово ловят жадно».
На войне сражалось много молодых людей-17-18-летних. 21 июня 1941 года в школах отзвенели выпускные балы. А наутро была объявлена война, и многие выпускники из-за школьных парт шагнули в войну и показали чудеса храбрости.
Одной из таких вчерашних школьниц была Зоя Космодемьянская, воспитанница 201 Московской школы, где учительницей работала и её мама, Любовь Тимофеевна Космодемьянская.
Зоя воевала в партизанском отряде, и во время выполнения одного из заданий её схватили немцы. Девочку допрашивали, били, а потом босую, раздетую её выводили на декабрьский мороз. Часовой в тулупе и валенках водил её по снежным сугробам, пока не начинал мёрзнуть сам; заводил в избу, грелся, а потом – снова на мороз, и так всю длинную декабрьскую ночь.
Но Зоя выдержала пытки, не сдала своих. Утром её повесили.
После трагической гибели комсомолки Зои Космодемьянской, по горячим следам, поэтесса М. Алигер написала поэму «Зоя».
(Чтение отрывка из поэмы)
Летом 1942 года по указанию М. И. Калинина решили поставить памятник на родине Зои в Тамбове.
За это горячо взялся выдающийся советский скульптор МатвейГенриховичМанизер. Уже к 25-й годовщине Октябрьской революции на выставке в Третьяковской галерее была представлена статуя для памятника Героя Советского Союза Зои Космодемьянской.
В 1943 году в Тамбове был поставлен памятник.
(описание скульптуры Зои).
Как скорбный реквием (т. е. траурное музыкальное или литературное произведение ) по молодым, погибшим от рук фашистов, звучит роман А.А.Фадеева «Молодая гвардия». Почти все герои произведения – реальные: Олег Кошевой, Ульяна Громова, Сергей Тюленин, Любовь Шевцова –такие, какими они были в жизни, хотя книга художественная, и в ней есть домысел автора.
Да и нельзя было писать документальную, поскольку слишком страшной была правда о гибели юных краснодонцев, членов тайной поподпольной комсомольской организации "Молодая гвардия"
Презентация
Чтение отрывков из документальных сведений о молодогвардейцах
-Что остаётся нам, потомкам,которые не в силах сдержать «ярость благородную»? Звучит «Реквием» Моцарта
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Литературно-музыкальная композиция "Советская культура периода Великой Отечественной войны"»
Литературно-музыкальная композиция:
«Советская культура периода Великой Отечественной войны».
Вспомним всех поимённо,
Горем вспомним своим.
Это нужно не мёртвым-
Это нужно живым.
Р.Рождественский.
Звучит голос Левитана о вероломном нападении фашистских войск на территорию Советского Союза.
1 Ведущий: …22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война, но наш народ в смертельной схватке с врагом одержал победу. Чтобы понять, как «ковалась победа», сегодня мы с вами постараемся мысленно пройти по трудным дорогам войны, по дорогам, на которых погибло 27 млн. советских людей.
2 Ведущий: 27 млн. за 1418 дней. Это значит: 19 тыс. убитых ежедневно, 800 чел. - в час, 13 чел. каждую минуту
1. Студенты! Сегодня мы проводим литературно-музыкальную композицию «Советская культура периода Великой Отечественной войны». Мы попытаемся понять, какую роль сыграла культура в общей победе над врагом, как она влияла на духовный подъем, эмоциональное состояние бойцов, из каких компонентов состояла культура той поры.
2 Ведущий: В «Толковом словаре» С.И.Ожегова дано такое определение: «Культура-это совокупность достижений человечества в производственном и умственном отношении.» Слово «культура» в значении «достижение в умственном отношении» можно заменить синонимом «искусств».
Искусство имеет следующие виды: живопись, литература, музыка, киноискусство.
1 Ведущий: Живопись.
Война, сплотившая народ во имя победы над общим врагом, способствовала возвращению в искусство традиционных художественных образов России, русской земли, родного дома. В годы войны в живописи оживает историческая тема, позволившая воссоединить современные события с героическим прошлым России. В связи с этим, обратим внимание на творчество прекрасного русского живописца Павла Дмитриевича Корина (1892-1967). Родом из потомственных иконописцев, он воспитывался в среде палехских мастеров. Творение Корина – «Александр Невский» было закончено в 1942 году. В этой картине после многих лет забвения словно ожили черты древнерусской иконописи. В суровом аскетичном образе Александра Невского воплощены сила, мощь, уверенность в победе, а также напряженная энергия, олицетворяющая внутреннее состояние русского народа в минуты крайней опасности. Силуэт Александра, окрашенный в красно-черные тона, как бы вырастает на фоне Софийского собора и русских просторов. Глядя на полотно, вспоминаешь слова князя, ставшие пророческими: «Кто с мечом на Русь придет, от мяча и погибнет».
Стр.340 МХК……………………………………………………………………………
Плакатный жанр.
Но самым известным плакатом времен Вов был плакат И.М.Тоидзе «Родина –Мать зовет». В нем содержится героический призыв, обращенность к каждому человеку-гражданину и ко всему народу нашей страны встать на защиту нашей Родины.
Суровая летопись войны – так можно назвать произведения изобразительного искусства тех лет. Военные будни, насыщенные страданиями и смертью, подвиг тружеников тыла, жертвенность солдат и офицеров, ненависть к врагу, скорбь по погибшим и радость победы – все это стало предметом обобщения в произведениях художников-современников, непосредственных участников или свидетелей исторических событий неповторимой героической эпохи. Одни из первых картин на военную тему: «Окраины Москвы. Ноябрь 1941 года» (1941 г.), «Оборона Севастополя» (1942 г.) - А.А.Дайнеко, «Фашист пролетел» (1942 г.) - А.А.Пластов.
Среди работ военного времени приобрела известность картина С.В.Герасимова «Мать партизана» (1943г.) Художник изобразил простую русскую женщину, смело и гордо смотрящую в лицо немецкому офицеру.
1 Ведущий. Скульптура.
В скульптуре военного времени преобладает портрет, обращаясь к которому мастера стремились как можно более точно и лостоверно запечатлеть облик своего героя. С окончанием войны образы скульптуры меняются. В них появляется торжественная помпезность, соответствующая настроениям народа-победителя. Одной из лучших работ первых послевоенных лет по праву считается памятник «Советскому воину-освободителю» (1946) в Трептов-парке в Берлине работы скульптора Евгения Викторовича Вучетича. «Он стоит, как символ нашей славы», - сказано об образе солдата берлинского мемориала в одном из стихотворений. Действительно, фигура воина, держащего в одной руке меч, а в другой – ребенка, стала олицетворением победы глубокой человечности и любви к людям над ненавистью и звериной злобой тех, кто пытался поставить нашу страну на колени.
Музыка.
Во время войны была создана талантливая музыкав разных жанрах. На фронте и в тылу звучало не мало талантливых песенных мелодий, среди которых были свои символы. Главная из них – героико-патриотическая «Священная война», написанная композиторомА.В.Александровым на стихи В.И. Лебедева-Кумача в 1941 г. Песня с огромной силой выразила то состояние, которое испытал наш народ в начале войны. В её звуках, суровых и мужественных, чувствуется ощущение страшной опасности, нависшей над страной, ненависть к фашизму, вера в грядущую победу над врагом.
Слушание отрывка из данного произведения.
Огромный общественный резонанс в первый год войны вызвало исполнение Седьмой («Ленинградской») симфонии Д.Д.Шостаковича в осажденном Ленинграде 5 марта 1942 г., в тот самый день, когда, по планам немецкого командования, фашисты рассчитывали победно войти в город. В этом сочинении 4 части; из них лучшей и наиболее ёмкой по содержанию является первая – грандиозная симфоническая поэма о противостоянии образов добра и зла, человечности и жестокости, жизни и смерти. Седьмая симфония звучит как памятник тем, кто стал жертвой насилия и жестокости, кто «не дожил и не долюбил» в этом мире, ввергнутом в ад братоубийственных войн. Присутствовавшие на блокадном концерте слушатели с полным основанием восприняли музыку Шостаковича как рассказ о грозном военном времени, как свидетельство очевидца. Поэтесса В.М.Инбер позднее писала:»Я слушала Седьмую симфонию, и мне казалось, что это все о Ленинграде. Лязгающее приближение вражеских танков – это было здесь».
Потребность в лирической задушевной песне у усталых, измотанных долгими годами нелегкого ратного труда людей действительно была очень велика. Именно в этом жанре своевременно и ярко раскрылся талант композитора Василия Павловича Соловьёва-Седого. В числе лучших патриотических песен композитора – «Вечер на рейде». Не менее популярными стали его «Соловьи», «Давно мы дома не были», «На солнечной поляночке». В послевоенные годы вся страна запела шуточные песни Соловьева-Седого из кинофильма «Небесный тихоход», «Пора в путь-дорогу» и др.
Студенты исполняют рад перечисленных песен.
Ведущий 2
Мы уже слышали потери Советского Союза в Великой Отечественной войне – 27 млн. Из них – 417 человек- это писатели и поэты.
- Ребята, а сейчас давайте послушаем стихи о войне.
(звучит стихотворение К. Симонова « Жди меня».)
Это стихотворение написано живым и ясным языком. Оно пользовалось не обыкновенной популярностью: его переписывали от руки, посылали домой вместо письма. « Я считал, что эти стихи - мое личное дело, - говорил поэт.-Но самые разные люди десятки раз при свете керосиновой коптилки или ручного фонарика переписывали на клочке бумаги стихотворение «Жди меня»,которое ,как мне казалось раньше, я написал только для одного человека.
К.Симонов уехал на войну, а женщина, которую он любил, актриса В.В.Серова, оставалась в тылу, на Урале. Письмо в стихах предназначалось ей, оно было написано в июле 1942 г. потом его опубликовала газета «Правда». В 1943г. был поставлен к\ф Жди меня», главную роль в котором сыграла В. Серова, ставшая женой писателя.
В стихотворении поэт пишет о любви и верности как о непременном условии мужества и стойкости солдата, а значит, непременного залога победы.
(звучит отрывок из поэмы Твардовского «Василий Тёркин»)
Образ Василия Тёркина превратился в подлинно народного героя, который приобрёл огромную популярность.
Как иллюстрация к поэме «Василий Тёркин» стала картина Непринцева «Отдых после боя».
Видно, что только что закончился бой. Ещё не остыли орудия, изображённые на заднем плане картины, А на переднем – бойцы уже окружили неунывающего весельчака, навроде В.Тёркина. Таких солдат любили, потому что они среди смертей, крови ,грохота канонад отвлекали от военных тягот и лишений, поэтому, как изобразил художник, кто-то поставил перед ним котелок с кашей, кто-то услужливо подсунул ему красный кисет с табаком. Эту картину можно подписать словами Твардовского: «Балагуру смотрят в рот, слово ловят жадно».
На войне сражалось много молодых людей-17-18-летних. 21 июня 1941 года в школах отзвенели выпускные балы. А наутро была объявлена война, и многие выпускники из-за школьных парт шагнули в войну и показали чудеса храбрости.
Одной из таких вчерашних школьниц была Зоя Космодемьянская, воспитанница 201 Московской школы, где учительницей работала и её мама, Любовь Тимофеевна Космодемьянская.
Зоя воевала в партизанском отряде, и во время выполнения одного из заданий её схватили немцы. Девочку допрашивали, били, а потом босую, раздетую её выводили на декабрьский мороз. Часовой в тулупе и валенках водил её по снежным сугробам, пока не начинал мёрзнуть сам; заводил в избу , грелся, а потом – снова на мороз, и так всю длинную декабрьскую ночь.
Но Зоя выдержала пытки, не сдала своих. Утром её повесили.
После трагической гибели комсомолки Зои Космодемьянской, по горячим следам, поэтесса М. Алигер написала поэму «Зоя».
(Чтение отрывка из поэмы)
Летом 1942 года по указанию М. И. Калинина решили поставить памятник на родине Зои в Тамбове.
За это горячо взялся выдающийся советский скульптор МатвейГенриховичМанизер. Уже к 25-й годовщине Октябрьской революции на выставке в Третьяковской галерее была представлена статуя для памятника Героя Советского Союза Зои Космодемьянской.
В 1943 году в Тамбове был поставлен памятник.
(описание скульптуры Зои).
Как скорбный реквием (т. е. траурное музыкальное или литературное произведение ) по молодым, погибшим от рук фашистов, звучит роман А.А.Фадеева «Молодая гвардия». Почти все герои произведения – реальные: Олег Кошевой, Ульяна Громова, Сергей Тюленин, Любовь Шевцова –такие, какими они были в жизни, хотя книга художественная, и в ней есть домысел автора.
Да и нельзя было писать документальную, поскольку слишком страшной была правда о гибели юных краснодонцев, членов тайной поподпольной комсомольской организации»Молодая гвардия»
Презентация
Чтение отрывков из документальных сведений о молодогвардейцах
-Что остаётся нам, потомкам, не в силах сдержать «ярость благородную»? Звучит «Реквием» Моцарта