Центрального района г. Волгограда
Методическая разработка интегрированного урока (музыка, литература).
( программы: «Музыка 1-4 классы», издательство «Просвещение»,2012год.
Авторы Е.Д.Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина)
Развивающая программа Л.В..Занкова, учебник «Литературное чтение», (Дрофа, 2012)
высшей квалификационной категории.
стаж работы 24 года.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов | Планируемые результаты |
Предметные | УУД |
I.Самоопределе-ние к деятельности Цель. Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне. | Организует начало работы. | Дети входят в класс, взявшись за руки, хороводом под мелодию русской народной песни. | (Слайд 2) Учитель: Здравствуйте, ребята! Я желаю, чтобы сегодня на уроке вы не только получили новые знания, но и ушли с урока с хорошими впечатлениями, открытиями и приобретенными знаниями. Посмотрите, кто нас встречает! | | Коммуникативные Оформляют свои мысли в устной форме; слушают одноклассников |
II. Актуализация знаний Цель. Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания» Цель для учащихся: Понять отличительные особенности скороговорки. Задачи: Образовательные: Закрепить понятие «фольклор» Развивающие: Развивать умение анализировать и обобщать полученные знания. Воспитательные: Воспитывать музыкально – эстетический вкус и потребность общения с народной художественной культурой. | Даёт задание обучающимся, организует проверку. | Просмотр инсценировки: за столом сидят девушки в русских костюмах и занимаются рукоделием, напевая песни… Ответы детей. Называют жанры русского фольклора. Делают вывод. Ответы детей. | Учитель: О чем нам рассказывает сценка? – Как вы, ребята, думаете, о чем и ком пойдет речь на сегодняшнем уроке? Учитель: Конечно о народном творчестве. Учитель: Ребята, к какому жанру относятся действия из сценки? (фольклор) - Давайте вспомним, что такое фольклор? (Слайд 3) Фольклор – устное народное творчество, зародившееся глубоко в древности. От английского слова - folklore — «народная мудрость». Русский фольклор создавали народные певцы сказители, имена которых нам не известны. Слова песен, сказки, предания, былины передавались из уст в уста, от отца к сыну, от дедов к внукам, переходили из одного селения в другое. - Давайте вспомним жанры устного народного творчества и прикрепим к нашему солнышку лучики с их названиями. (Слайд 4) (Сказки, песни, загадки, потешки, пословицы, частушки, небылицы) - Молодцы! Посмотрите, как заулыбалось наше солнышко. А какое у вас сейчас настроение, когда вы смотрите на него? - Сегодня на уроке мы продолжим наше знакомство с ещё одним жанром устного народного творчества. |
Народное творчество, ориентироваться в жанрах народного творчества. | Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве слушателя. Познавательные: использовать общие приемы решения задач. Коммуникативные адекватно оценивать собственное поведение; воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке |
III. Постановка учебной задачи Цель. Формулирование темы урока. Цель для учащихся: Пробудить интерес к русскому фольклору Задачи: Обучающие: 1. Анализировать связь народного искусства с жизнью и бытом русского человека. Развивающие: 1. Создавать условия для познавательно - активной и творческой деятельности, через проблемно-поисковый подход Воспитательные 1. Воспитывать у учащихся бережное отношение к родным истокам, традициям, обычаем своего народа. | Создаёт проблемную ситуацию. Подводит обучающихся к формированию цели урока. Вводит понятие «скороговорка». |
Исполнение песни-скороговорки участниками инсценировки. Обобщают услышанные ответы и делают вывод. Ответы детей. ( Быстрый темп, без остановок, монотонная интонация)
Формулируют тему урока. | - Давайте еще раз прослушаем песню, которую пели наши рукодельницы в начале урока Скок-поскок! Молодой дроздок По водичку пошёл, Молодичку нашёл. Молодиченька Невеличенька — Сама с вершок, Голова с горшок. Молодичка-молода Поехала по дрова, Зацепилась за пенёк, Простояла весь денёк - На что похожа песня? - А как вы поняли, что это скороговорка? - Кто догадался, какая тема урока сегодня? (Слайд 5) - Правильно, тема нашего урока «Скороговорка в музыке и литературе». Сегодня вы узнаете более подробно, что такое скороговорки; для чего они существуют и как научиться читать и петь скороговорки. |
Особенности скороговорки. | Регулятивные: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем. Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации. Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью, контролировать свои действия в коллективной работе |
IV. «Открытие» обучающимися новых знаний Цель. Цель для учащихся: Узнают особенности музыкального языка скороговорки. Задачи: Обучающие: 1. Учить формулировать особенности музыкального языка скороговорки. Развивающие: 1. Создавать условия для познавательно - активной и творческой деятельности Воспитательные: 1. Воспитывать у учащихся бережное отношение к родным истокам, традициям, обычаем своего народа.
| Организует работу по плану урока Работает над понятием «скороговорка». | Работают по плану урока. Работают над понятием «скороговорка». Совместно с учителем составляют алгоритм изучения скороговорки. Используя составленный алгоритм учащиеся работают над скороговорками. (Приложение №1) | Учитель: Всегда любили на Руси скороговорки. Иногда в народе их называли частоговорками или языковёртками. ( Слайд 6) Действительно, подчас просто выговорить некоторые русские языковёртки и то нелегко, а уж быстро произнести скороговорку несколько раз — язык сломать можно. Вот поэтому с давних пор «скороговорить» — увлекательная игра, в которой ценится умение ловко, чётко и быстро выговаривать трудносочетаемые и труднопроизносимые слова и звуки. Однако иногда упражнения со скороговорками — не игра, а серьёзные занятия. С помощью скороговорок отрабатывают своё произношение артисты, телеведущие, дикторы радио. Но, конечно, не только людям этих профессий важно уметь правильно произносить звуки родного языка. Давайте выясним, как же научиться читать скороговорки. - Какой первый шаг к правильному чтению скороговорки? ( Слайд 7) Прочитай скороговорку медленно и по слогам. Подумай, о чём говориться в скороговорке. Посмотри, какие слова похожи друг на друга по звучанию. Какой согласный много раз повторяется? Прочитай ещё раз медленно и плавно. Проговори скороговорку медленно вслух наизусть. Читай быстрее и представь то, что читаешь. (каждый шаг работы с текстом скороговорки фиксируется на слайдах) 1.Да жила барыня-Блоха, Да злая-злющая голова. Да захотела раз Блоха Да в банецке помыться, 2.Тараканы баню мыли, Комары дрова рубили, Мухи баню топили, Мошки щелочь щелочили. 3. Блоха скок-скок-скок, Повалилась на полок. | Скороговорки Древней Руси, как игра. Значение скороговорки в наше время. Правила изучения скороговорок (алгоритм). | Регулятивные: формировать и удерживать учебную задачу. Познавательные: использовать общие приемы решения исполнительской задачи. Коммуникативные: координировать и принимать различные позиции во взаимодействии |
ФИЗМИНУТКА | Организует проведение физминутки. | Участвуют в физминутке. Тренируют артикуляционный аппарат. | Музыкальная физукульт-минутка. "Солнышко просыпается". (Слайд 8) Дети должны представить, как солнышко появляется из-за горизонта и начинает светить все ярче и ярче. Ребята приседают, начинают тихо петь один звук закрытым ртом. Постепенно дети встают, поднимают руки вверх, словно навстречу восходящему солнцу. Одновременно поют звук "а". Учитель обращает внимание на способ пения "светлым" звуком, улыбаясь. | | |
V. Первичное закрепление Цель. Обобщить знания о фольклоре Цель для учащихся: Осознают значения скороговорки в жизни человека. Задачи: 1.Формировать устойчивый интерес к музыкальной культуре своего народа; 2.Развивать в процессе исполнения песни чувства ритма и музыкального слуха
| Организует работу над проблемным вопросом | Работают с изученным алгоритмом.
Слушание русской народной песни “ Во зеленом во бору”
Ответы детей.
Составляют алгоритм для выучивания музыкальных скороговорок. | - А теперь, я предлагаю вам послушать эту песню-скороговорку в исполнении р.н.хора - Какой характер этого музыкального произведения? - Давайте прослушаем еще раз и сосчитаем, сколько скороговорок использовано в этой песне? - Как вы это услышали? - Как вы думаете легко без подготовки так исполнить эту песню? - Давайте попробуем можно ли применить, те же правила, что и при изучении литературного текста. (Слайд 9) Алгоритм изучения музыкальной скороговорки: Пропеваем скороговорку медленно. Какие звуки повторяются? Выясни смысл. Пропевай еще раз медленно и с выражением. Поем все быстрее и быстрей. |
Характерные особенности песни – скороговорки.
Правила изучения песни – скороговорки (алгоритм) | Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу. Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач. Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию |
VI.Самостоятельная работа. Цель: Эмоционально исполнить песню – скороговорку с учетом выведенного алгоритма. | Организует коллективную работу. | Коллективное исполнение песни с применением изученного алгоритма и | - А теперь я предлагаю исполнить разученную нами песню, используя наш алгоритм. | Правильно исполнять песню – скороговорку. | Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве исполнителя. Познавательные: осуществлять и выделять необходимую информацию. Коммуникативные: участвовать в коллективном пении. |
VIII. Рефлексия Цель. Фиксация нового содержания урока. Цель для учащихся: Осознание обучащюимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. | Организует фиксирование содержания Организует рефлексию. Организует самооценку учебной деятельнос-ти. | Отвечают на вопросы учителя. (Приложение №2) Ответы детей. Рассказывают, что узнали, знают, смогли. Заранее выученное стихотворение рассказывает ученик. Дети прикрепляют лучик «скороговорка» | - Молодцы, ребята! А вы знаете, что скороговорки можно не только читать и петь, но и изображать графически. Посмотрите на слайд и попытайтесь отгадать скороговорки. - Что мы узнали о скороговорках? Для чего же они нужны? (Слайд 10) - Скороговорка - веселая школа. Вот как об этом написано у одного поэта: Кто хочет разговаривать, Тот должен выговаривать Все правильно и внятно, Чтоб было всем понятно. Мы будем разговаривать И будем выговаривать Так правильно и внятно, Чтоб было всем понятно. - Весь урок нас согревало солнышко. Какой же лучик мы сегодня можем добавить к его теплым лучам? (Слайд 11) - И я хочу на память о сегодняшнем уроке подарить вам маленькие солнышки-жанры русского фольклора. (Приложение №3) ( Слайд 12) Дом.задание: 1.Найти и разучить с родителями песенки-скороговорки; 2.Приготовить инсценировку найденной скороговорки; 3.Попытаться изобразить графически понравившуюся скороговорку. | Узнавать в графических рисунках скороговорки. | Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу. Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач. Коммуникативные: проявлять активность в решении познавательных задач |