Тип урока: усвоение нового материала.
Форма урока: урок- исследование.
Цели урока:
- Обучающие: видеть, чувствовать и понимать образный язык поэтического произведения;
- Развивающие: совершенствовать речь, технику чтения, умение высказывать свои мысли;
- Воспитывающие: прививать любовь к русской поэзии, самостоятельность в работе с текстом, внимание, любовь к окружающему миру.
Оборудование:
- учебник «Литературное чтение.
- карточки для коллективной работы;
- романс Варламова на стихи М.Ю. Лермонтова;
- видеозапись о жизни поэта;
- листики и краски
Ход урока:
I. Организационный момент
Ребята, я заметила, что вы рассматривали картину на доске. А интересно вам, чем мы будем сегодня заниматься на уроке?
(Ответы детей.) Тогда подравняйтесь, посмотрите, всё ли у вас на партах лежит аккуратно? Садитесь. Не волнуйтесь. Вы у меня замечательные, у нас с вами всё получится.
II. Сообщение темы и целей урока
Тема нашего урока: М.Ю. Лермонтов “Осень”.
Эпиграфом к уроку я взяла слова М.Ю. Лермонтова (читают слова на доске)
Есть сила благодатная,
В созвучье слов живых,
И дышит непонятная,
Святая прелесть в них.
( М.Ю.Лермонтов.)
Цели урока:
- почувствовать и понять созвучие слов “живых”, образный язык поэтического произведения;
- учиться высказывать свои мысли и чувства по прочитанному произведению;
- развивать технику выразительного чтения..
III. Слово учителю.
Изучая творчество М.Ю. Лермонтова, мы с вами познакомились с некоторыми страницами его жизни. Давайте вспомним.
Напомню вам, что родился поэт в 1814 году, 3 октября (по новому стилю 15). В этом году ему исполнилось бы 200 лет. Прожил он недолгую, трагическую жизнь, всего 27 лет, погибнув на дуэли. Но он успел написать много замечательных стихов, поэм и даже роман.
В своих произведениях Лермонтов отражал одиночество, любовь к Родине, к природе. Картины природы оживали в его воображении и становились волшебными. Но образы природы всегда говорят нам о судьбе человека, о его стремлениях, страданиях.
IV. Проверка домашнего задания
Учитель: Сегодня наш урок пройдёт необычно. На столе у вас карточки с заданиями. Поработайте с ними. (Дети составляют стихотворения и зачитывают их.)
- Спасибо! Скажите, ребята, что свойственно поэтическому языку? (Ответ детей.)
Правильно, поэтическому языку свойственны: рифма, чувства автора.
Ребята, а что называется рифмой?
(Рифма – это созвучие последних слов в строке)
А сейчас давайте проследим, в каких строфах мы чувствуем созвучие последних слов.
Прочитаем стихотворение “На севере диком стоит одинока…” и определим, какую рифму использует автор.
Дети: (Используется перекрестная рифма.)
Учитель: Докажите это.
Дети: (Приводят рифмующиеся строки.)
А какую рифму вы знаете ещё? (Парную.)
V. Всесторонняя проверка знаний
Учитель: Молодцы, а какие языковые средства помогают автору выразить свои чувства к тому, что он описывает в произведении?
Дети: (Поэту помогают выразить свои чувства эпитеты, олицетворения, метафоры, сравнения.)
Учитель: Давайте прочитаем стихотворение «Утёс». И найдём, какие языковые средства помогают автору выразить свои чувства к тому, что он описывает в произведении.
Дети: (Дети работают в группах, по окончании объясняют, какие слова в стихотворении, передают чувство автора. (Какими языковыми средствами они являются).
Учитель: Молодцы, вы хорошо справились с заданием, смогли передать чувство автора.
(Физ. минутка) Некоторые стихотворения стали песнями, романсами.
Давайте сейчас окунемся в глубину цвета и музыки, написанной на стихи Лермонтова, раскрасим листочки, лежащие у вас на столах, в любимые цвета поэта, под звуки романса Варламова на стихотворение М.Ю. Лермонтова “Горные вершины…”.
(Звучит романс, дети рисуют, закончив, вешают листочки на доску.)
Видите, какая яркая палитра красок, заглянула к нам в класс. Нет нигде такой прекрасной осени, как в России. В каком произведении М. Ю . Лермонтова мы найдём описание этого времени года.
VI. Подготовка к активному и сознательному усвоению нового материала
Учитель: А сейчас мы познакомимся с ещё одним произведением Михаила Юрьевича, называется оно “Осень”. Закройте глазки, и пока мы будем слушать, постарайтесь представить картину, рисующую поэтом. (На доске появляется картина Левитана) - Подходит ли эта картина к нашему уроку?
1. Лексическая работа.
Ребята, в стихотворении “Осень” вам встретились непонятные слова, помогите понять их значение. (пометы на полях)
(На доске слова: в бору – в хвойном лесу;
поникши – опустились, пригнулись, приуныли;
мрачную – тёмную (безрадостную, печальную);
отважный – смелый, храбрый;
поневоле – вопреки его желанию (независимо от его желания).
2. Работа с текстом.
- Прочитайте теперь это стихотворение вполголоса.
- Сейчас скороговоркой.
Давайте теперь прочитаем его друг другу.
Прочитаем выразительно вслух.
VII. Усвоение новых знаний
Вопросы:
- О чем хотел рассказать поэт в этом стихотворении?
- Какие строки говорят вам об осени?
(Читают.)
- Почему поэт называет зелень “мрачной”?
- Прочтите строки, говорящие о поведении животных.
(Читают.)
- Как вы их понимаете?
- О каком же периоде осени идёт речь? О ранней или уже, о поздней осени идет речь.?
(Ответы.)
Учитель: Как нужно читать это стихотворение, чтобы передать настроение автора?
(Печально.)
Дети: (Читают спокойно, стараясь передать печаль).
Какое время года у нас сейчас? Что об этом можно сказать выйдя на прогулку?
Какие краски присущи осени сейчас?
(По окончании работы заслушиваем несколько учащихся)
Спасибо. Вижу, что вы прочувствовали поэтический язык автора, пронизанный любовью к Родине, природе. Любите, охраняйте окружающий мир, трепетно относитесь друг к другу, и тогда чувство одиночества, которое испытывал Михаил Юрьевич, никогда не коснётся вас. Изучайте, сохраняйте всё ценное, приумножайте богатства, тогда мир будет прекраснее.
Х VIII. Итог урока
Молодцы!
Спасибо за работу на уроке.
Оценки получают:……
Х1. Инструкция по выполнению домашнего задания
Откройте, пожалуйста, дневники, запишите задание на дом:
Выучить наизусть стихотворение М.Ю. Лермонтова «Осень», сделайте к нему рисунок. Написать синквейн к стихотворению «Осень».