Конкурс скороговорки
«Всех скороговорок не переговоришь,
не перевыговоришь»
Цель: активизация речевой деятельности учащихся
Задачи: 1.работать над улучшением дикции детей, формировать выразительность речи;
2.совершенствовать звуковую сторону речи;
3. закреплять навыки звуко-буквенного анализа;
4. развивать слуховую, зрительную память, внимание;
5.формировать умения взаимодействовать со сверстниками, применять знания в новой ситуации.
Оборудование: ноутбук, интерактивная доска,2 бубна, запись песни «Выйду на улицу».
Предварительная подготовка: учащиеся учат наизусть одну из скороговорок, делают к ней рисунок, дети делятся на две команды:
«Звонкоголосики» и «Говорунишки».
Орг. момент: вступительное слово учителя:
Звучит музыка «Выйду на улицу, гляну на село…»
Учитель: Дорогие ребята, уважаемые взрослые! Сегодня в вашем классе мы проводим «Конкурс скороговорки»
Скороговорка - жанр устного народного творчества. Это специально подобранная фраза с трудно выговариваемым подбором звуков, быстро произносимая шуточная поговорка или прибаутка.
Хотите узнать откуда появились скороговорки?
Трудно определить точное время возникновения скороговорок на Руси, но содержание многих текстов говорит об их древности. Скороговорка “Семь – те стрел каленых, страшилище” могла появиться до массового распространения огнестрельного оружия. О древности говорит и местоимение “те”. В некоторых текстах встречается древняя форма счета: “Полчетверта четверика гороху без червоточинки”. В скороговорке “Круг прорублю, мать проведу, сестру выведу” слышен намек на древние верования и обряды, связанные с кругом. Тексты подобных скороговорок отразили различные стороны жизни народа, его быта, интересов, верований, суеверий.
Всегда любили на Руси скороговорки. Иногда в народе их называли частоговорками или языковёртками.
Действительно, подчас просто выговорить некоторые русские языковёртки и то нелегко, а уж быстро произнести скороговорку несколько раз — язык сломать можно. Вот поэтому с давних пор «скороговорить» — увлекательная игра, в которой ценится умение ловко, чётко и быстро выговаривать трудносочетаемые и труднопроизносимые слова и звуки. Однако иногда упражнения со скороговорками — не игра, а серьёзные занятия.
С помощью скороговорок отрабатывают своё произношение артисты, телеведущие, дикторы радио. Но, конечно, не только людям этих профессий важно уметь правильно произносить звуки родного языка, а важно и всем нам. Вот почему русские скороговорки до сих пор не забыты и даже рождаются новые, на современные темы.
Сегодняшний наш конкурс называется «Всех скороговорок не переговоришь, не перевыговоришь». Участвовать будут две команды: «Звонкоголосики» и «Говорунишки» по 10 человек в каждой, в случае затруднений детям будут помогать родители. Оценивать работу будет компетентное жюри (по 5-бальной шкале)
Задание 1. Скороговорки-невелички.
Учитель: начинаем конкурс с разминки. Передаём бубен и повторяем за мной чётко, правильно, быстро скороговорку:
Для команды №1: Для команды №2:
Веня и Иван не виноваты. Внимание: в водоёме водяной.
В дневнике у Вадима девять двоек. В сундуке на судно несут посуду.
Филимон был на футболе в футболке. У Пети Потапова папа – капитан.
В Японии все пони в попоне. У Дуни в неделе одни понедельники.
Дима даёт Дине дыню. Парень поел пареной репы.
Дядя Федя дал мёда медведю. Опять Антон пьёт кипяток.
Сынок не носит косынок. Синице гусеница снится.
У забияки змея за пазухой. Десять совят на сосне сидят.
Наш шпион выше вашего шпиона. У швеи в шкафу ковшик и кувшин.
Королю подарили пару кроликов. Лодырь прогулял урок риторики.
Жюри подводит итоги 1 конкурса.
Задание2. Бабушкины скороговорки.
Звучит мелодия «Выйду на улицу…»
Учитель:
Ребята, к нам приехала бабушка Аграфена Дормидонтовна.
Аграфена Дормидонтовна: Здравствуйте, ребятки дорогие. Для начала попробуйте поздороваться со мной и правильно произнести моё имя.
Дети:…
Аграфена Дормидонтовна: Слыхала я, что вы скорговорки хорошо умеете говорить. Так то, наверное, современные, а вы попробуйте мои старинные повторить. Выходите ко мне из каждой команды молодец и девица. На картинки мои посмотрите и скороговорки чётко и быстро повторите.
Команда №1: Команда №2:
Бык тупогуб, тупогубенький бычок. Стоит воз овса, возле воза овца.
Хохлатые хохотушки хохотали, Течёт речка, печёт печка,
Хохотали,похохатывали. Печёт печка, течёт речка.
Аграфена Дормидонтовна хвалит детей и,прощаясь, уходит. Жюри оценивает.
Задание 3. Артистичные скороговорки.
Учитель: скороговорки нужно уметь не только произносить чётко и быстро, но ещё и выразительно. Поэтому конкурс для самых артистичных!
Приглашаю по одному участнику из каждой команды. Перед вами скороговорка:(для каждой команды своя)
Тощий Кащей тащит ящик овощей.
Цыплёнок и курица пьют чай на улице.
(Образец учителя: Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, да всё с творогом!)
Нужно произнести скороговорку в соответствии с данной эмоцией:
Веселье, грусть, испуг, удивление.
Оценка жюри.
Задание4. Звукобуквенные скороговорки.
Учитель. А теперь проверим, как вы хорошо умеете слышать звуки и помните написание букв.
Выделите повторяющийся звук(звуки),запишите букву.
Команда №1. Команда №2.
1.Жук жужжит и встать не может, 1.Занят заклинатель змей звонкой
Ждёт он, кто ему поможет. музыкой своей.
2.Катя копала лопаткой канавку. 2.В пенале у Полины паук плетёт
паутину.
3.Был у бабушки баран, бойко бил 3.Дятел долбит древний дуб,
он в барабан. добрый дятел дубу люб.
4.Щёткой чищу я щенка, 4. Ходит по лесу хорёк, хищный
щекочу ему бока. Маленький зверёк.
5.В пятницу цена акции девятнадцать 5.Чубчик не у внучки, чубчик у
центов. внучка.
Оценка жюри.
Задание 5. Перепутанная скороговорка.
Учитель. Пока несла скороговорки сюда, на конкурс, они разлетелись. Поэтому задание для команд:
Соберите скороговорку, прочитайте, расскажите.
Команда №1 Команда №2.
Шла Саша по шоссе, несла сушку на На Ерёму напала дрёма,
шесте. От дрёмы уснул Ерёма.
Оценка жюри.
Задание6.Творческие скороговорки.
Учитель. Во всех предыдущих заданиях вам предлагались готовые скороговорки. А теперь вы сами постараетесь их сочинить, используя такие слова:
Команда №1: Команда №2:
Розы, берёзы, гриб. Кошка, матрёшка, машина.
Оценка жюри.
Задание 7. Домашние скороговорки.
Учитель: к этому конкурсу вам предлагалось дома выучить понравившуюся скороговорку и её проиллюстрировать (рисунком, поделкой).
Выступления из команд.
Оценка жюри.
Общие итоги все конкурсов.
Учитель: Конкурс завершился. Очень приятно, что вы старались говорить, читать правильно и выразительно. Чтобы ваша речь стала ещё лучше, больше учите скороговорок, пословиц, поговорок, чистоговорок, того, чем богат наш язык!
Список использованной и рекомендуемой литературы:
1.Кодолбенко Е.А. Зашифрованные скороговорки//Конфетка. –М.: ТЦ Сфера,2011.
2.Куликовская Т.А. Скороговорки и чистоговорки. Практикум по улучшению дикции.М.,2000.
3.Сухин И.Г. Весёлые скороговорки для «непослушных звуков».Ярославль,2006.
4.Фоминых Е.Н. Всех скороговорок не переговоришь, не перевыговоришь//Учитель. 2012.№5.