kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока музыки в 5 классе "Богатырская тема в искусстве"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока музыки в 5 классе по теме "Богатырская тема в искусстве". Урок разработан согласно ФГОС, указаны цели и задачи, написаны произведения искусства (песни, картины, классическая музыка). 

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока музыки в 5 классе "Богатырская тема в искусстве"»


«Богатырская тема в искусстве»

(к теме «Музыка и визуальные образы» 5 класс)

Лопата Наталья Петровна, учитель музыки

Цель: раскрыть значимость музыкальных и живописных портретов с точки зрения их глубокой взаимосвязи с историческим и культурным наследием народа, определить их созвучность жизни современного человека.

Задачи:

Образовательные:

  • раскрыть образ богатырей через живописные и музыкальные образы;

  • познакомить с живописью В. Васнецова, «Богатырской симфонией»

  • А. П. Бородина, образами богатырей в раз­ных произведениях искусства;

  • учить обучающихся соотносить жи­вописные образы с музыкальными и литературными;

  • обобщить понятие об изобразительности в музыке.

Развивающие:

  • развивать навыки активного восприятия;

  • развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать;

  • развивать и совершенствовать певческие навыки, развивать речевую активность, музыкальную память, эмоциональную отзывчивость;

  • добиваться выразительного исполнения «Песни о маленьком трубаче»;

  • развивать творческое воображение.

Воспитательные:

  • формировать эмоционально – нравственное отношение к произведениям искусства;

  • воспитывать чувство патриотизма, гордость за свою страну, способствовать осознанию причастности себя к её историческому прошлому.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование урока и методическое обеспечение:

1. Компьютер и мультимедийный проектор, экран, колонки.

2. Презентация с использованием видео – и аудиоряда:

а) А. П. Бородин. Вторая симфония “Богатырская” (фрагмент I части). Исп. Государственный Академический оркестр, дирижёр Е. Светланов

б) Н. Паганини «Бесконечное движение»

в) В. М. Васнецов. «Богатыри»

г) Видиофрагмент из к/ф «Илья Муромец»

д) Портреты А. П. Бородина и В. М. Васнецова

3. Словарь эмоционально-образных определений музыки.

4. Фортепиано.

5. Рабочая доска.

Ход урока:

1.Оргмомент. Вход в класс под пьесу Паганини «Бесконечное движение»

2. Музыкальное приветствие:

«Добрый день вам, добрый день,

В мире музыки, фантазии, песен.

Добрым будь, щедрым будь

И с искусством в далекий путь!»

3. Подготовка к раскрытию темы урока:

Уч.: Ребята, под какую музыку вы зашли в класс?

Д.: «Бесконечное движение» Никколо Паганини.

Уч.: В нашем музыкальном приветствии есть слова, которые подтверждают, что мы тоже не стоим на месте. Что поведет нас в далекий путь?

Д.: Искусство.

Уч.: Сегодня с помощью музыки, живописи и литературы мы войдем в мир музыки, которая наполнена могучей, огромной силой. Но я еще не могу открыть вам тему нашего урока. Для того, чтобы это узнать, мы должны прой­ти определенный путь.

4. Слушание музыки. «Богатырская симфония» А. П. Бородина

(фрагмент)

Сейчас на ф-но я сыграю незнакомую мелодию. Попробуйте определить характер музыки.

(Учитель играет главную тему І ч. «Богатырской симфонии» А. Бородина.)

Уч.: Какой характер вы услышали в этом небольшом фрагменте?

Д.: Музыка как будто угрожает чем-то, напряженная, но при этом твердая.

Уч.: Да, еще можно добавить: мощная, настойчивая. Сейчас мы с вами попробуем разучить эту мелодию. Какая линия имеет преимущество, как движется мелодия – прыжками или плавно? Что это напоминает в природе, если сравнить з деревьями- березу, вербу или дуб?

Д.: Дуб.

Уч.: Правильно. У вербы ветки опущены вниз, они как будто бы плачут, поэтому и называют вербу плакучей. А вот ветки дубу просто тянутся вверх, они на­пряжены, ломаные. Почему? Что требует большего преодоления— движение вверх или движение вниз?

Д.: Движение вверх.

Уч.: Правильно. Как в жизни: движение вперед, вверх очень трудный путь. Вернемся к нашей мелодии. Попробуем ее пропеть, называя ноты.

(Дети сольфеджируют в медленном темпе с тактированием)

Уч.: Нужно точно петь интонационно, напряженно.

(Дети работают над выразительность исполнения)

Уч.: Мы только что спели с вами главную тему І ч. симфонии № 2

А. П. Бородина – известного русского композитора.

Сейчас мы послушаем эту тему в симфоническом звучании, проследим, какие новые тембровые краски появляются. В этом нам поможет наш словарик. Продумайте, сможем ли мы «увидеть» своим «внутренним зрением» эту музыку?

(Учащиеся слушают музыку и, пользуясь «Словарем эмоционально-образных определений музыки», определяют характер «краски».

Уч.: Дети, какие новые слова для определения характера музыки вы нашли в словарях?

Д.: Героическая, непоколебимая, отважная, стойкая, широкая, мужественная, храбрая, смелая, богатырская, непобедимая.

Уч.: Вот видите, сколько слов - красок вы подобрали дополнительно, потому что музыка написана для оркестра.

Кто стал героем ваших воображаемых полотен? Может среди них есть герои, знакомство с которыми происходило на занятиях по литературе, изобразительному искусству? Вы ведь выбрали слова: героическая, мужественная, храбрая, смелая.

Д.: Грозный океан, вековой лес, богатыри ...

Уч.: Никто из вас не сказал, что это порхающий мотылек, или журчащий ручеек. Силою и величием веет от этой музыки.

Представьте себе на минутку, что вы ходите по уютным залам Третьяковской галереи. Здесь есть картина, она очень созвучна музыке Бородина.

Д.: Я бы остановился около картины «Богатыри» В. Васнецова

5. Беседа о живописи.

Уч.: А что вы знаете об этом художнике? Проведите с нами экскурсию. Я вам помогу, дам вам маленькую справку.

(Учитель дает текст желающему ученику) Приложение1

Уч.: Ни одна экскурсия по Третьяковской галерее не обходится без обязательной остановки у этого произведения. Но продолжим экскурсию, сделайте описание картины.

Звучит фоном «Богатырская симфония».

«Экскурсовод.: Неподвижно замерли у дороги воины. Необъятные дали русской земли раскинулись за спинами богатырей. Величественная успокоенность и уверенность в своих силах ощущается в позах и фигурах.

Уч.: Скажите, какие цвета имеют преимущества в картине?

Д.: Суровые, неяркие.

Уч.: Почему такие цвета выбрал художник.

Д.: Наверное, неспокойно на земле, враг поблизости.

Уч.: Художник мастерски передает состояние природы как бы предвещающий о наступлении опасности. Но богатыри представляют собой надежную и мощную силу защитника родной земли.

Очень интересная экскурсия вышла у нас. Скажите, что общего между музыкою симфонии Бородина и картиною В. Васнецова?

Д.: Эти произведения воплотили идею величия и могущества народа.

Уч.: Стоит отметить, что В. М. Васнецов и А. П. Бородин – современники. Мало того, некоторое время и композитор, и художник находятся в одном городе – в Петербурге.

Картина «Богатыри» будет завершена в 1898 году, спустя 11 лет после смерти композитора. В русском искусстве она «прозвучит» не менее громко и победно, чем Вторая симфония Бородина. Вспомните слова, которыми вы описывали музыку (записи на доске). Можно ли их отнести и к картине? (да, эти произведения созвучны). Богатыри всегда были олицетворением русского народа, который в самые трудные моменты не склонял головы перед бедой

Уч.: Вам будет интересно узнать, что ни композитор, ни художник не видели и не слышали произведения друг друга. Ведь называются они одинаково. Вы сейчас слушали симфонию №2, которую современники Бородина назвали «Богатырской». Итак, теперь мы с вами запишем тему нашего урока. Кто может сформулировать ее? (Ответы детей)

(Вывешивается плакат с названием темы «Богатырская тема в искусстве»)

Уч.: И сегодня все произведения (и музыкальные, и литературные, и живописные) введут нас в мир могучих людей, которые способны защитить свою землю, свой народ.

5.Физкультминутка

Уч.: Вы хорошо сегодня работаете, и, наверное, немного устали. И сейчас мы с вами отдохнем, слушая песню А. Пахмутовой, на стихи Н. Добронравова

«Богатырская сила», которая была написана в 80 - е годы XX в., когда ваши мамы и папы примерно были именно такими, как вы сейчас. Эта песня также наполнена богатырским духом. Вы можете под эту музыку подвигаться, «показать» свою богатырскую силу, исполняя упражнения, которые для вас подготовил (называется имя обучающегося)

Ученик проводит физкультминутку.

6.Чтение сказки «Богатырь» Салтыкова – Щедрина.

Уч.: Богатырская тема с давних времен звучала в искусстве. Мы часто встречались с ней в народном творчестве, литературе, театре, изобразительном искусстве. Как вы думаете, почему?

Д.: Потому, что с давних времен со всех концов на нашу землю нападали враги.

Уч.: Да. Образ богатыря родился в искусстве как образ защитника Родины, богатырь – это символ патриотизма.

Дети, вы все любите сказки. Так вот сейчас я вам прочитаю сказку, которую написал русский писатель Салтыков-Щедрин. Она называется так же, как и картина Васнецова, и симфония Бородина: «Богатырь».

(Учитель читает сказку «Богатырь» Салтыкова – Щедрина)

Уч.: Еще один образ богатыря, но настоящий ли этот богатырь? Ведь он обладал огромной физической силой.

Д.: Нет. Он, имея огромную силу, не помог людям, не защитил их. Его нельзя назвать богатырем.

Богатыри всегда были олицетворением русского народа, который в самые трудные моменты не склонял головы перед бедой.

7. Беседа: «В жизни всегда найдется место для подвига»

Уч.: Каждый физически сильный человек лишь тогда становится богатырем, героем, когда находит благородное применение своей силы, творит добро, несет счастье людям.

Таким образом, можно лишь физически сильных людей назвать богатырями? Ведь мы знаем много случаев, когда не очень сильные люди и даже дети вершили подвиги. Что делало их могучими, храбрыми?

Д.: Сила духа.

Уч.: Подвиг – это и есть наивысшее проявление силы духа.

Уч.: У каждого народа есть свои любимые песни, которые воспевают народных героев, их подвиги.

8. Вокально- хоровая работа

В нашем репертуаре также есть такая песня. Вспомните ее название. События, отраженные в «Песне о маленьком трубаче», перенесут нас в другую эпоху – годы Великой Отечественной войны.

Сегодня мы продолжаем работать над выразительностью исполнения «Песни о маленьком трубаче» С. Никитина на стихи С. Крылова. Давайте составим план исполнения.

1 куплет- начинается со страшного слова «война». (Играю начало песни). Песня начинается с той же интонации, что и «Священная война», не случайно. Взрослые люди в растерянности, в ужасе. А здесь маленький ребенок.

Дети войны...

Смотрят в небо глаза воспаленные.

Дети войны...

В сердце маленьком горе бездонное.

Поэтому, наверное, начальные интонации нужно исполнить взволнованно.

Обилие пауз напоминают прерывистую человеческую речь. Вместе с тем

пунктирный ритм придаем мелодии собранность. Поэтому каждое слово

нужно произносить четко.

2 куплет исполняется более ярко, горделиво «как хорошо, не надо кланяться».

В 3 куплете сначала слышится какая-то растерянность, а потом мучительно

искался выход «ну как же быть…» и тут же принимается решение.

4 куплет должен быть исполнен решительно и мужественно: «И встал

трубач…». В трудную минуту «Интернационал» поднимает весь полк.

В 5 куплете -боль утраты и величие подвига «обыкновенного настоящего»

трубача.

Выразительное исполнение песни.

Когда мы исполняли эту песню, то мы, как бы проживали вместе с маленьким

трубачом его короткую героическую жизнь. Выразительная музыка,

замечательные стихи раскрасили каждый куплет этой песни.

Можем мы назвать маленького трубача богатырем? (ответы детей)

Сила духа, любовь к Родине удесятеряют силу человека.

Ребята, вы настоящие молодцы, потому что пели песню так, как будто сами

были участниками далеких событий и воевали за свою землю.

9. Итог. Рефлексия.

Сегодня на уроке разные виды искусства - живопись, музыка,

литература, независимо друг от друга, каждый по-своему воплотили одно и

тоже жизненное содержание, обогатили наше представление про древние

времена, заставили вспыхнуть в наших сердцах любовь к Родине, желание

по – настоящему, по – богатырски защитить свою землю.

Я хочу закончить наш урок следующими словами: (на фоне фрагмента из

кинофильма «Илья Муромец»)

А и сильные, могучие богатыри на славной Руси! Не скакать врагам по нашей

земле, не топтать их коням землю русскую, не затмить им солнце наше

красное! Век стоит Русь – не шатается, и века простоит – не шелохнётся!

Спасибо за внимание!

Домашнее задание:

Вслушиваться в героические темы интонаций в живописи, музыке, литературе.

Использованная литература:

1.Программа общеобразовательных учреждений “Музыка 1-8 классы” Г.П. Сергеева, Е. Д. Критская.

2. Горюнова Л.В., Маслова Л.П. Урок музыки – урок искусства: Книга для учителя. - М.,1989

2.Музыка в 4-7 классах: Метод. пособие для учителя/ Т. А. Бейдер.

Т. Е. Вендерова, Е. Д. Критская и др.; Под ред. Э. Б. Абдуллина; Науч. Руководитель Д. Б. Кабалевский. – М.: Просвещение, 1986. – 239 с.: нот.

3.Энциклопедический словарь юного музыканта.


Приложение 1

Текст для «экскурсовода»

Мы находимся в зале художника Виктора Михайловича Васнецова – выдающегося русского художника (к. XIX – н. XX в.в.).

«Богатыри», «Аленушка», «Витязь на распутье»– знаменитые картины художника, в которых мастер обращается к сказочной теме, к русскому былинному эпосу одним из первых из русских художников.

Мощной песней России называют картину Виктора Васнецова "Богатыри". В творчестве художника она заняла главное место.

Все начиналось, между прочим, с маленького карандашного наброска, но в итоге получилось огромное полотно почти три на четыре метра. И вот

сегодня картина художника Васнецова находится в Третьяковской галерее уже больше ста лет. Говорят, знаменитому коллекционеру Павлу Третьякову понадобилось всего несколько минут, чтобы купить эту картину так она

ему понравилось. Картина заняла свое постоянное место в Третьяковской галерее.
Для Третьяковской галереи Васнецов художник особенный, так как именно он придумал всем известный фасад знаменитого музея.

Историю создания картины Виктора Михайловича Васнецова «Богатыри»

можно было бы начать с начала пятидесятых годов, когда он мальчиком жим Вятском крае, в семье сельского священника. Он воспоминает, что тогда они жили среди мужиков и баб, он заслушивался сказаниями о витязях- защитниках родины. Первый живописный эскиз «Богатырей» Васнецов написал в начале 70-х в Париже в мастерской своего друга Василия Поленова. Считается, что в образе Добрыни Никитича Васнецов изобразил самого себя.

Затем Васнецов получил возможность работать над громадным полотном

в усадьбе Саввы Мамонтова Абрамцеве. Мамонтов устроим ему большую мастерскую. Это был 1881 год. Картина была завершена весной в 1898 году.

Больше 20 лет своей жизни Виктор Васнецов работал над «Богатырями».

Ни одна экскурсия по Третьяковской галерее не обходится без обязательной остановки у этого произведения.














Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Разработка урока музыки в 5 классе "Богатырская тема в искусстве"

Автор: Лопата Наталья Петровна

Дата: 09.11.2020

Номер свидетельства: 562844

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "Конспект урока музыки в 3 классе "Настрою гусли на старинный лад..." "
    ["seo_title"] => string(67) "konspiekt-uroka-muzyki-v-3-klassie-nastroiu-ghusli-na-starinnyi-lad"
    ["file_id"] => string(6) "120738"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413801890"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(150) "Методическая разработка урока во 2 классе «Образы защитников Отечества в музыке» "
    ["seo_title"] => string(90) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-vo-2-klassie-obrazy-zashchitnikov-otiechiestva-v-muzykie"
    ["file_id"] => string(6) "214133"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1432216794"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(159) "методическая разработка урока по предмету Основы светской этики "Нравственные идеалы""
    ["seo_title"] => string(84) "mietodichieskaiarazrabotkaurokapopriedmietuosnovysvietskoietikinravstviennyieidiealy"
    ["file_id"] => string(6) "294917"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1455748928"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(229) "Развитие связной речи. Сочинение на тему:«Солдаты Отечества живут в наших сердцах (по картине Б. Неменского «Дыхание весны»). "
    ["seo_title"] => string(141) "razvitiie-sviaznoi-riechi-sochinieniie-na-tiemu-soldaty-otiechiestva-zhivut-v-nashikh-sierdtsakh-po-kartinie-b-niemienskogho-dykhaniie-viesny"
    ["file_id"] => string(6) "241439"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445252044"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(185) "Презентация к конспекту урока по литературному чтению в 3- м классе по рассказу А.Гайдара «Чук и Гек». "
    ["seo_title"] => string(110) "priezientatsiia-k-konspiektu-uroka-po-litieraturnomu-chtieniiu-v-3-m-klassie-po-rasskazu-a-gaidara-chuk-i-giek"
    ["file_id"] => string(6) "111744"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1407854521"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства