Развитие связной речи. Сочинение на тему:«Солдаты Отечества живут в наших сердцах (по картине Б. Неменского «Дыхание весны»).
Развитие связной речи. Сочинение на тему:«Солдаты Отечества живут в наших сердцах (по картине Б. Неменского «Дыхание весны»).
Открытый урок по русскому языку в 9 классе.
Т/у: Развитие связной речи. Сочинение на тему:«Солдаты Отечества живут в наших сердцах (по картине Б. Неменского «Дыхание весны»).Слайд №1.
Цель: воспитание чувства патриотизма, гордости за российский народ и его Вооруженные силы ;
Развитие навыков анализа произведений живописи и составление связного текста Слайд №2.
Оборудование: проектор, ресурсы сети интернет; СД диск с записью музыки «Священная война», «День победы».
- Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова;
- репродукции картин;
- цитаты, использованные в качестве эпиграфа: Слайд №3
1) Солдат становится бесстрашным и могучим,
когда его Отчизна позовет.
Н. Добронравов
2) Врагу нельзя, невозможно отдать на поругание не то что пяди земли, даже малого подснежника.
Б. Неменский.
3) Они здесь стояли насмерть!
И были средь них солдаты –
Мальчишки в серых шинелях
Со звёздами на ушанках.
Простые наши мальчишки-
Немного старше, чем ты.
М. Агашина
-2-
Учитель: Самое большое зло на планете-это война с её насилием, кровью, запахом смерти.22 июня 1941 года. Тихое воскресное утро.Люди ещё спят:впереди-выходной,торопиться некуда. И вдруг… Внезапный гул самолётов.Они всё ближе,вот уже с грохотом рвутся бомбы.Крики,кровь,смерть.Слайд №4.
-Слова Левитана звучат о нападении фашистов на нашу страну.
Так на нашу землю пришла война. Страшнее этой войны до сих пор не было.
Весь народ от мала до велика поднялся на защиту Родины.
-Звучит песня «Священная война» А.Александрова,а на фоне музыки читается
отрывок из стихотворения «Реквием» Роберта Рождественского.Слайд №5
Наши солдаты никого не завоёвывали, а защищали Родину. Великая
Отечественная война стала тяжелейшим испытанием для нашего народа.Весь народ без отдыха трудился на заводах и полях. «Всё для фронта,всё для победы»-этот лозунг стал главной с первых дней войны.
В годы войны,в дни тяжёлых испытаний ни поэты, ни писатели,ни художники не остались в стороне от боевого искусства.Более 900 художников отправились на фронт.Они создавали свои плакаты, рисунки, картины.
Кукриниксы в годы Великой Отечественной войны были авторами плаката «Беспощадно разгромим и уничтожим врага»,появившаяся через день после начала войны. Автор показывает вероломное нападение на нашу страну фашистов.Бесноватый фюрер головой прорывает текст договора о ненападении и тянет вперёд хищную лапу со звериными когтями.
С первых же дней войны создан плакат Тоидзе «Родина-мать зовёт».
Работы художников звали на борьбу с врагом,вселяли веру в победу.
Продолжателем военной тематики стал и художник Б.М. Неменский.Он вошёл в искусство со своей темоц-война и судьбы людей.Война прошила юность художника и не даёт ему покоя доныне,потому что нет на земле зла сильнее
и беспощаднее.
- Сообщение о художнике Б.М.Неменском. Слайд №6(ученица)
У-ль : Рассмотрев многие картины Б.НЕменского, мы порожаемся их образной мощи, психологической глубине.Он прирожденный талантливый педагог, профессор художественногофакультета ВГИКАБолее полувека он воспитывает творческуюмолодёжь.Ныне под его руководством действует «Центр непрерывного художественного образования»
Учитель: Из правды жгучих военных лет родилисьего картины.Одна из «Дыхание весны».
-Давайте рассмотрим картину художника и скажем, почему Картину художник назвал «Дыхание весны».
Ученик: Автор показывает радостное пробуждение жизни, наступление веасны.
3-Учитель:На какую тему написана картина Б.Неменс
кого?
Учитель:Кого мы видим на переднем плане картины?
Ученик :Картина рассказывает о войне.В ней запечатлен-короткий отдых наших солдат после тяжёлого сражения.Мы видим, как уставшие бойцы остановились на привал и тут же уснули.
Учитель:Война-это тяжёлый труд для фронтовиков.И в тоже время в короткие часы отдыха солдаты не забывают о радости жизни.
Учитель:Кого мы видим на переднем плане и в центре картины?
Ученик; Мы видим уставших солдат,которые прошли не один десяток километров за ночь.Может, эти мужественные солдаты только что приняли бой с врагом. Они заснули, укутавшись в шинели и не сняв сапог.Фронтовики спят под открытым небом,постелив на холоднуюсырую землю еловый лапник. Чувствуется, как дорог им этот короткий миг отдыха.
Учитель: Что окружает воинов? На каком фоне показаны солдаты?
Ученик:Мы видим весенний лес,голубоватый от тумана и дыма догарающего костра, силуэты танков,грузовиков.Как дым,струятся вверх стволы берёз.Тлеют угли.Утро,туман.Щебечут птицы.Земля покрыта подснежниками.Спят солдаты,набираются сил перед новым боем.
Учитель: Кого мы выделяем среди солдат?
Ученик : Мы смотрим на самого молодого солдата с пухлыми,ещё детскими губами, со сбившейся на затылок ушанкой. Широко раскрылись глаза юноши,яркие,синие,как первые подснежники,что пробиваются сквозь чёрную прошлогоднюю листву.
Учитель: Как вы думаете,ребята,почему не спится этому молодому пареньку?
Ученик: Я думаю,что ему не спится потому,что удивительна здесь,среди оружия,боевых машин эта мирная тишина.
Ученик: Солдат приподнялся с земли на локте,замер,жадно вслушивается в музыку природы,Солдат вдруг понял,как хороша жизнь. Но счастье надо завоевать,надо уничтожить врага,пройти сотни,тысячи километров, чтобы отбросить фашистов.
Учитель: Глядя на юношу, мы верим,что такой солдат победит в бою, каким бы тяжёлым бой ни был.
Учитель : Что мы можем сказать о пожилом солдате?
Ученик: Это бывалый солдат спит богатырским сном. Он честно защищает свою Родину. Ему есть что защищать : до войны,скорее всего, он строил дома, заводы, пахал землю, растил детей- всё это ему дорого, родное. Пока он жив, враг не пройдёт по этим хрупким цветам, по этому весеннему лесу с нежными берёзами и пением птиц. Спящий солдат даже во сне остаётся хозяином,защитником родной земли.Об этом говорят его сильные, выразительные руки.
Учитель : Да,ребята, художник утверждает человечность,гуманность, лучшие качества людей.
Как мы увидели, что в картинах художника нет злых,грубых,холодных,безразличных людей.Все его герои глубоко человечны.Его герой размышляют о жизни,ищут решений. На картине изображены смелые, мужественные,сильные телом и духом герои. Такие люди приближали День Победы.
Учитель : Как вы думаете, что хотел художник,создавая эту картину ?
Ученик : Художник, изображая воинов, старых и молодых,хотел,чтобы мы,глядя на картину,вспомнили,восприняли,почувствовали,что пришлось пережить героям,защитникам Отечества.
Учитель: Делая вывод по этой картине, мы можем сказать, что в суровое время войны солдаты находили время увидеть красоту родной природы: тихое утро с пением птиц, с хрупкими весенними цветами, с нежными русскими берёзами. И это стало для многих воинов ещё одним открытием Родины, открытием собственной любви к самой её малой крупинке, к цветам, осознанием своей ответственности за судьбу всего народа. Б.М.Неменский выразил идею картины в таких словах: «Врагу нельзя,невозможно отдать на поругание не то что пяди земли,-даже малого подснежника»
5.Работа над словами и выражениями, необходимые для написания сочинения. Слайд №7.
Слова записаны на доске.Обратимся к словарю русского языка Ожегова.
1.Бесстрашие
2 Бесстрашный
3.Гуманизм.
Гуманный человек
5.Человечный.
6. Составление тезисов. Выяснение значения слова тезис-положение,кратко излагающее какую-нибудь идею,а также одну из мыслей сочинения,доклада.
Тезисы на презентации.
Учитель: Отходит всё дальше страшное время войны. Мы, родившиеся в мирное время, узнаём об этом великом и страшном времени из произведений литературы и искусства, из рассказов ветеранов ВО войны. Эти солдаты живут в наших сердцах, в нашей памяти. Они приближали День Победы, они спасли нашу Родину от фашизма, рабства, уничтожения.Они спасли всю страну, спасли для нас, чтобы мы могли спокойно учиться, работать.
Слайд № 8. Звучит песня В.Харитонова и Д.Тухманова «День Победы»
В этом году мы отпраздновали 65-летие Победы в ВО войне. Это важная дата нашей общей истории. Всё меньше и меньше остаётся участников войны и тыла. На их глазах мы читаем боль, страдания и гордость за наш народ.Память об этой войне навсегда останется в наших сердцах. Сейчас вспомнились слова поэта С.Баруздина: Войну мы вспоминаем не за тем,
Чтоб лишний раз победой похвалиться,
Мы просто повторяем всё и всем
Подобному не должно повториться.
Это о них о всех солдатах говорилось в приказах Верховного Главнокомандующего : « Вечная слава героям,павшим в борьбе за свободу и независимость нашей Родины.
Минута молчания.
7. Разработка вступлений к сочинению.
- День Победы. Парад юнормейцев в городе Москва. В шеренге юношей мелькнуло знакомое лицо.Оно напомнила нам молодого воина с картины Б.Неменского «Дыхание весны». И т.д.
8. Устное составление рассказа по картине «Дыхание весны»
9.Чтение составленных сочинений.
9.Итог урока. Д/з. написать сочинение в тетрадях для творческих работ, используя обособленные члены предложения.
Повторить сложные предложения.
10.Итог. Проходят годы, десятилетия, сменяются поколения, но разве можно забыть подвиг воинов, защитивших не только нашу жизнь, но и само звание человека, которое хотел растоптать фашизм.
Ребята наша задача заключается в том, чтобы не забывать никогда самим и передать нашу память о войне и тех, кто защитил страну, нашим потомкам.
Хочется хзакончить наш урок словами А.Т.Твардовского :
Прошла война,прошла страда,
Но боль взывает к людям:
Давайте, люди, никогда
Об этом не забудем.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Развитие связной речи. Сочинение на тему:«Солдаты Отечества живут в наших сердцах (по картине Б. Неменского «Дыхание весны»). »
-1-
Открытый урок по русскому языку в 9 классе.
Т/у: Развитие связной речи. Сочинение на тему:«Солдаты Отечества живут в наших сердцах (по картине Б. Неменского «Дыхание весны»).Слайд №1.
Цель: воспитание чувства патриотизма, гордости за российский народ и его Вооруженные силы ;
Развитие навыков анализа произведений живописи и составление связного текста Слайд №2.
Оборудование: проектор, ресурсы сети интернет; СД диск с записью музыки «Священная война», «День победы».
- Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова;
- репродукции картин;
- цитаты, использованные в качестве эпиграфа: Слайд №3
1) Солдат становится бесстрашным и могучим,
когда его Отчизна позовет.
Н. Добронравов
2) Врагу нельзя, невозможно отдать на поругание не то что пяди земли, даже малого подснежника.
Б. Неменский.
3) Они здесь стояли насмерть!
И были средь них солдаты –
Мальчишки в серых шинелях
Со звёздами на ушанках.
Простые наши мальчишки-
Немного старше, чем ты.
М. Агашина
-2-
Учитель: Самое большое зло на планете-это война с её насилием, кровью, запахом смерти.22 июня 1941 года. Тихое воскресное утро.Люди ещё спят:впереди-выходной,торопиться некуда. И вдруг… Внезапный гул самолётов.Они всё ближе,вот уже с грохотом рвутся бомбы.Крики,кровь,смерть.Слайд №4.
-Слова Левитана звучат о нападении фашистов на нашу страну.
Так на нашу землю пришла война. Страшнее этой войны до сих пор не было.
Весь народ от мала до велика поднялся на защиту Родины.
-Звучит песня «Священная война» А.Александрова ,а на фоне музыки читается
отрывок из стихотворения «Реквием» Роберта Рождественского.Слайд №5
Наши солдаты никого не завоёвывали, а защищали Родину. Великая
Отечественная война стала тяжелейшим испытанием для нашего народа.Весь народ без отдыха трудился на заводах и полях. «Всё для фронта,всё для победы»-этот лозунг стал главной с первых дней войны.
В годы войны,в дни тяжёлых испытаний ни поэты, ни писатели ,ни художники не остались в стороне от боевого искусства.Более 900 художников отправились на фронт.Они создавали свои плакаты, рисунки, картины.
Кукриниксы в годы Великой Отечественной войны были авторами плаката «Беспощадно разгромим и уничтожим врага»,появившаяся через день после начала войны. Автор показывает вероломное нападение на нашу страну фашистов.Бесноватый фюрер головой прорывает текст договора о ненападении и тянет вперёд хищную лапу со звериными когтями.
С первых же дней войны создан плакат Тоидзе «Родина-мать зовёт».
Работы художников звали на борьбу с врагом,вселяли веру в победу.
Продолжателем военной тематики стал и художник Б.М. Неменский.Он вошёл в искусство со своей темоц-война и судьбы людей.Война прошила юность художника и не даёт ему покоя доныне,потому что нет на земле зла сильнее
и беспощаднее.
- Сообщение о художнике Б.М.Неменском. Слайд №6(ученица)
У-ль : Рассмотрев многие картины Б.НЕменского, мы порожаемся их образной мощи, психологической глубине.Он прирожденный талантливый педагог, профессор художественногофакультета ВГИКАБолее полувека он воспитывает творческуюмолодёжь.Ныне под его руководством действует «Центр непрерывного художественного образования»
Учитель: Из правды жгучих военных лет родилисьего картины.Одна из «Дыхание весны».
-Давайте рассмотрим картину художника и скажем, почему Картину художник назвал «Дыхание весны».
Ученик: Автор показывает радостное пробуждение жизни , наступление веасны.
3-Учитель:На какую тему написана картина Б.Неменс
кого?
Учитель:Кого мы видим на переднем плане картины?
Ученик :Картина рассказывает о войне.В ней запечатлен-короткий отдых наших солдат после тяжёлого сражения.Мы видим, как уставшие бойцы остановились на привал и тут же уснули.
Учитель:Война-это тяжёлый труд для фронтовиков .И в тоже время в короткие часы отдыха солдаты не забывают о радости жизни.
Учитель:Кого мы видим на переднем плане и в центре картины?
Ученик; Мы видим уставших солдат,которые прошли не один десяток километров за ночь.Может, эти мужественные солдаты только что приняли бой с врагом. Они заснули , укутавшись в шинели и не сняв сапог.Фронтовики спят под открытым небом,постелив на холоднуюсырую землю еловый лапник. Чувствуется , как дорог им этот короткий миг отдыха.
Учитель: Что окружает воинов? На каком фоне показаны солдаты?
Ученик:Мы видим весенний лес,голубоватый от тумана и дыма догарающего костра, силуэты танков,грузовиков.Как дым,струятся вверх стволы берёз.Тлеют угли.Утро,туман.Щебечут птицы.Земля покрыта подснежниками.Спят солдаты,набираются сил перед новым боем.
Учитель: Кого мы выделяем среди солдат?
Ученик : Мы смотрим на самого молодого солдата с пухлыми ,ещё детскими губами, со сбившейся на затылок ушанкой. Широко раскрылись глаза юноши,яркие,синие,как первые подснежники,что пробиваются сквозь чёрную прошлогоднюю листву.
Учитель: Как вы думаете,ребята,почему не спится этому молодому пареньку?
Ученик: Я думаю ,что ему не спится потому,что удивительна здесь ,среди оружия,боевых машин эта мирная тишина.
Ученик: Солдат приподнялся с земли на локте,замер,жадно вслушивается в музыку природы,Солдат вдруг понял,как хороша жизнь.. Но счастье надо завоевать,надо уничтожить врага,пройти сотни ,тысячи километров, чтобы отбросить фашистов.
Учитель: Глядя на юношу, мы верим ,что такой солдат победит в бою, каким бы тяжёлым бой ни был.
Учитель : Что мы можем сказать о пожилом солдате?
Ученик: Это бывалый солдат спит богатырским сном. Он честно защищает свою Родину. Ему есть что защищать : до войны,скорее всего, он строил дома, заводы, пахал землю, растил детей- всё это ему дорого , родное. Пока он жив, враг не пройдёт по этим хрупким цветам, по этому весеннему лесу с нежными берёзами и пением птиц. Спящий солдат даже во сне остаётся хозяином,защитником родной земли.Об этом говорят его сильные, выразительные руки.
Учитель : Да ,ребята, художник утверждает человечность,гуманность, лучшие качества людей.
Как мы увидели , что в картинах художника нет злых,грубых,холодных ,безразличных людей.Все его герои глубоко человечны.Его герой размышляют о жизни ,ищут решений. На картине изображены смелые, мужественные ,сильные телом и духом герои. Такие люди приближали День Победы.
Учитель : Как вы думаете, что хотел художник,создавая эту картину ?
Ученик : Художник , изображая воинов, старых и молодых,хотел,чтобы мы,глядя на картину,вспомнили ,восприняли,почувствовали,что пришлось пережить героям,защитникам Отечества.
Учитель: Делая вывод по этой картине, мы можем сказать, что в суровое время войны солдаты находили время увидеть красоту родной природы: тихое утро с пением птиц, с хрупкими весенними цветами, с нежными русскими берёзами. И это стало для многих воинов ещё одним открытием Родины, открытием собственной любви к самой её малой крупинке, к цветам, осознанием своей ответственности за судьбу всего народа. Б.М.Неменский выразил идею картины в таких словах: «Врагу нельзя,невозможно отдать на поругание не то что пяди земли ,-даже малого подснежника»
5.Работа над словами и выражениями, необходимые для написания сочинения. Слайд №7.
Слова записаны на доске.Обратимся к словарю русского языка Ожегова.
1.Бесстрашие
2 Бесстрашный
3.Гуманизм.
Гуманный человек
5.Человечный.
6. Составление тезисов. Выяснение значения слова тезис-положение,кратко излагающее какую-нибудь идею,а также одну из мыслей сочинения ,доклада.
Тезисы на презентации.
Учитель: Отходит всё дальше страшное время войны. Мы, родившиеся в мирное время, узнаём об этом великом и страшном времени из произведений литературы и искусства, из рассказов ветеранов ВО войны. Эти солдаты живут в наших сердцах, в нашей памяти. Они приближали День Победы, они спасли нашу Родину от фашизма, рабства, уничтожения.Они спасли всю страну, спасли для нас, чтобы мы могли спокойно учиться , работать.
Слайд № 8. Звучит песня В.Харитонова и Д.Тухманова «День Победы»
В этом году мы отпраздновали 65-летие Победы в ВО войне. Это важная дата нашей общей истории. Всё меньше и меньше остаётся участников войны и тыла. На их глазах мы читаем боль, страдания и гордость за наш народ.Память об этой войне навсегда останется в наших сердцах. Сейчас вспомнились слова поэта С.Баруздина: Войну мы вспоминаем не за тем,
Чтоб лишний раз победой похвалиться,
Мы просто повторяем всё и всем
Подобному не должно повториться.
Это о них о всех солдатах говорилось в приказах Верховного Главнокомандующего : « Вечная слава героям ,павшим в борьбе за свободу и независимость нашей Родины.
Минута молчания.
7. Разработка вступлений к сочинению.
- День Победы . Парад юнормейцев в городе Москва. В шеренге юношей мелькнуло знакомое лицо.Оно напомнила нам молодого воина с картины Б.Неменского «Дыхание весны». И т.д.
8. Устное составление рассказа по картине «Дыхание весны»
9.Чтение составленных сочинений.
9.Итог урока. Д/з. написать сочинение в тетрадях для творческих работ , используя обособленные члены предложения.
Повторить сложные предложения.
10.Итог. Проходят годы, десятилетия, сменяются поколения, но разве можно забыть подвиг воинов, защитивших не только нашу жизнь, но и само звание человека, которое хотел растоптать фашизм.
Ребята наша задача заключается в том, чтобы не забывать никогда самим и передать нашу память о войне и тех, кто защитил страну , нашим потомкам.
Хочется хзакончить наш урок словами А.Т.Твардовского :