kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Развитие связной речи. Сочинение на тему:«Солдаты Отечества живут в наших сердцах (по картине Б. Неменского «Дыхание весны»).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок   по русскому языку в 9 классе.

Т/у: Развитие связной речи. Сочинение на тему:«Солдаты Отечества живут в наших сердцах (по картине Б. Неменского «Дыхание весны»).Слайд №1.

Цель: воспитание чувства патриотизма, гордости за российский народ и его Вооруженные силы ;

Развитие навыков анализа произведений живописи и составление связного текста Слайд №2.

Оборудование: проектор, ресурсы сети интернет; СД диск с записью музыки «Священная война», «День победы».

- Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова;

- репродукции картин;

- цитаты, использованные в качестве эпиграфа: Слайд №3

1) Солдат становится бесстрашным и могучим,

 когда его Отчизна позовет.

                                                Н. Добронравов

2) Врагу нельзя, невозможно отдать на поругание не то что пяди земли, даже малого подснежника.                                                             

Б. Неменский.

3) Они здесь стояли  насмерть!

И были средь них солдаты –

 Мальчишки в серых шинелях

 Со звёздами на ушанках.

Простые наши мальчишки-

Немного старше, чем ты.

                 М. Агашина

                                                               -2-

Учитель: Самое большое зло на планете-это война с её  насилием, кровью, запахом смерти.22 июня 1941 года. Тихое воскресное утро.Люди ещё спят:впереди-выходной,торопиться некуда. И вдруг… Внезапный гул самолётов.Они всё ближе,вот уже с грохотом рвутся бомбы.Крики,кровь,смерть.Слайд №4.

-Слова Левитана звучат  о нападении фашистов на нашу страну.

Так на нашу землю пришла война. Страшнее этой войны до сих пор не было.

Весь народ от мала до велика поднялся на защиту Родины.

-Звучит песня «Священная война» А.Александрова,а  на фоне музыки читается

   отрывок из стихотворения «Реквием» Роберта Рождественского.Слайд №5

Наши солдаты никого не завоёвывали, а защищали Родину. Великая

Отечественная война стала тяжелейшим испытанием для нашего народа.Весь народ без отдыха трудился на заводах и полях. «Всё  для фронта,всё для победы»-этот лозунг стал главной с первых дней войны.

В годы войны,в дни тяжёлых испытаний ни поэты, ни писатели,ни художники не остались в стороне от боевого искусства.Более 900 художников отправились на фронт.Они создавали свои плакаты, рисунки, картины.

Кукриниксы в годы Великой Отечественной войны были авторами плаката «Беспощадно разгромим и уничтожим врага»,появившаяся через день после начала войны. Автор показывает вероломное нападение на нашу страну фашистов.Бесноватый фюрер головой прорывает текст договора о ненападении  и тянет вперёд  хищную лапу со звериными когтями.

С первых же дней войны создан плакат Тоидзе «Родина-мать зовёт».

Работы художников звали на борьбу с врагом,вселяли веру в победу.

Продолжателем военной тематики стал  и художник Б.М. Неменский.Он вошёл в искусство со своей темоц-война и судьбы людей.Война прошила  юность художника и не даёт ему покоя доныне,потому что нет на земле зла сильнее

 и беспощаднее.

- Сообщение о художнике Б.М.Неменском. Слайд №6(ученица)

У-ль : Рассмотрев многие картины Б.НЕменского, мы порожаемся их образной мощи, психологической глубине.Он прирожденный талантливый педагог, профессор художественногофакультета ВГИКАБолее полувека он воспитывает творческуюмолодёжь.Ныне под его руководством действует «Центр непрерывного художественного образования»

Учитель: Из правды жгучих военных лет родилисьего картины.Одна из «Дыхание весны».

-Давайте рассмотрим картину художника и скажем, почему  Картину художник назвал «Дыхание весны».

Ученик: Автор показывает радостное пробуждение жизни, наступление веасны.

3-Учитель:На какую тему написана картина Б.Неменс

кого?

Учитель:Кого мы видим на переднем плане картины?

Ученик :Картина рассказывает о войне.В ней запечатлен-короткий отдых наших солдат после тяжёлого сражения.Мы видим, как уставшие бойцы остановились на привал и тут же уснули.

Учитель:Война-это тяжёлый труд для фронтовиков.И в тоже время в короткие часы отдыха солдаты не забывают о радости жизни.

Учитель:Кого мы видим на переднем плане  и в центре картины?

Ученик; Мы видим уставших солдат,которые прошли не один десяток километров за ночь.Может, эти мужественные солдаты только что приняли бой с врагом. Они заснули, укутавшись  в шинели  и не сняв сапог.Фронтовики спят под открытым небом,постелив на холоднуюсырую землю еловый лапник. Чувствуется, как дорог им этот короткий миг отдыха.

Учитель: Что окружает воинов? На каком фоне показаны солдаты?

Ученик:Мы видим весенний лес,голубоватый от тумана и дыма догарающего костра, силуэты танков,грузовиков.Как дым,струятся вверх стволы берёз.Тлеют угли.Утро,туман.Щебечут птицы.Земля покрыта подснежниками.Спят солдаты,набираются сил перед новым боем.

Учитель: Кого мы выделяем среди солдат?

Ученик : Мы смотрим на самого молодого солдата с пухлыми,ещё детскими губами, со сбившейся на затылок ушанкой. Широко раскрылись глаза юноши,яркие,синие,как первые подснежники,что пробиваются сквозь чёрную прошлогоднюю листву.

Учитель: Как вы думаете,ребята,почему не спится  этому молодому пареньку?

Ученик: Я думаю,что ему не спится потому,что удивительна здесь,среди оружия,боевых машин эта мирная тишина.

Учитель: Посмотрите,ребята,как расположился солдат?

Ученик: Солдат приподнялся с земли на локте,замер,жадно вслушивается в музыку природы,Солдат вдруг понял,как хороша жизнь. Но счастье надо завоевать,надо уничтожить врага,пройти сотни,тысячи километров, чтобы отбросить фашистов.

Учитель: Глядя на юношу, мы верим,что такой солдат победит в бою, каким бы тяжёлым бой ни был.

Учитель : Что мы можем сказать о пожилом солдате?

Ученик: Это бывалый солдат спит богатырским сном. Он честно защищает свою Родину. Ему есть что защищать : до войны,скорее всего, он строил дома, заводы, пахал землю, растил детей- всё это ему дорого, родное. Пока он жив, враг не пройдёт по этим хрупким цветам, по этому весеннему лесу с нежными берёзами и пением птиц. Спящий солдат даже во сне остаётся хозяином,защитником родной земли.Об этом говорят его сильные, выразительные руки.

Учитель : Да,ребята, художник утверждает человечность,гуманность, лучшие качества людей.

Как мы увидели, что в картинах художника нет злых,грубых,холодных,безразличных людей.Все его герои глубоко человечны.Его герой размышляют о жизни,ищут решений. На картине изображены смелые, мужественные,сильные телом и духом герои. Такие люди приближали День Победы.

Учитель : Как вы думаете, что хотел художник,создавая эту картину ?

Ученик : Художник, изображая воинов, старых и молодых,хотел,чтобы мы,глядя на картину,вспомнили,восприняли,почувствовали,что пришлось пережить героям,защитникам Отечества.

Учитель: Делая вывод по этой картине, мы можем сказать, что в суровое время войны солдаты находили время увидеть красоту родной природы: тихое утро с пением птиц, с хрупкими весенними цветами, с нежными русскими берёзами. И это стало  для многих воинов ещё одним открытием  Родины, открытием собственной любви к самой её малой крупинке, к цветам, осознанием своей ответственности за судьбу всего народа. Б.М.Неменский выразил идею картины в таких словах: «Врагу нельзя,невозможно отдать на поругание не то что пяди земли,-даже малого подснежника»

5.Работа над словами и выражениями, необходимые для написания сочинения. Слайд №7.

Слова записаны на доске.Обратимся к словарю русского языка Ожегова.

1.Бесстрашие

2 Бесстрашный

3.Гуманизм.

Гуманный человек

5.Человечный.

6. Составление тезисов. Выяснение значения слова тезис-положение,кратко излагающее какую-нибудь идею,а также одну из мыслей сочинения,доклада.

Тезисы на презентации.

Учитель:  Отходит всё дальше страшное время войны. Мы, родившиеся в мирное время, узнаём об этом великом и страшном времени из произведений литературы и искусства, из рассказов ветеранов ВО войны. Эти солдаты живут в наших сердцах, в нашей памяти. Они приближали День Победы, они спасли нашу Родину от фашизма, рабства, уничтожения.Они спасли всю страну, спасли для нас, чтобы мы могли спокойно учиться, работать.

Слайд № 8. Звучит песня В.Харитонова и Д.Тухманова «День Победы»

В этом году мы отпраздновали 65-летие Победы в ВО войне. Это важная дата нашей общей истории. Всё меньше и меньше остаётся участников войны и тыла. На их глазах мы читаем боль, страдания и гордость за наш народ.Память об этой войне навсегда останется в наших сердцах. Сейчас вспомнились слова поэта С.Баруздина: Войну мы вспоминаем не за тем,

Чтоб лишний раз победой похвалиться,

Мы просто повторяем всё и всем

Подобному не должно повториться.

Это о них о всех солдатах говорилось в приказах Верховного Главнокомандующего : « Вечная слава героям,павшим в борьбе за свободу и независимость нашей Родины.

Минута молчания.

 7.  Разработка вступлений к сочинению.

- День Победы. Парад юнормейцев в городе Москва. В шеренге юношей мелькнуло знакомое лицо.Оно напомнила нам молодого воина с картины Б.Неменского «Дыхание весны». И т.д.

8. Устное составление рассказа по картине «Дыхание весны»

9.Чтение составленных сочинений.

9.Итог урока. Д/з. написать сочинение в тетрадях для творческих работ, используя обособленные члены предложения.

Повторить сложные предложения.

10.Итог. Проходят  годы, десятилетия, сменяются поколения, но разве  можно забыть подвиг воинов, защитивших не только нашу  жизнь, но и само звание человека, которое хотел растоптать фашизм.

Ребята наша задача заключается в том, чтобы не забывать никогда самим и передать нашу память о войне и тех, кто защитил страну, нашим потомкам.

Хочется хзакончить наш урок словами А.Т.Твардовского :

Прошла война,прошла страда,

Но боль взывает к людям:

Давайте, люди, никогда

Об этом не забудем.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Развитие связной речи. Сочинение на тему:«Солдаты Отечества живут в наших сердцах (по картине Б. Неменского «Дыхание весны»). »

-1-

Открытый урок по русскому языку в 9 классе.


Т/у: Развитие связной речи. Сочинение на тему:«Солдаты Отечества живут в наших сердцах (по картине Б. Неменского «Дыхание весны»).Слайд №1.


Цель: воспитание чувства патриотизма, гордости за российский народ и его Вооруженные силы ;

Развитие навыков анализа произведений живописи и составление связного текста Слайд №2.


Оборудование: проектор, ресурсы сети интернет; СД диск с записью музыки «Священная война», «День победы».

- Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова;

- репродукции картин;

- цитаты, использованные в качестве эпиграфа: Слайд №3


1) Солдат становится бесстрашным и могучим,

когда его Отчизна позовет.

Н. Добронравов


2) Врагу нельзя, невозможно отдать на поругание не то что пяди земли, даже малого подснежника.

Б. Неменский.


3) Они здесь стояли насмерть!

И были средь них солдаты –

Мальчишки в серых шинелях

Со звёздами на ушанках.

Простые наши мальчишки-

Немного старше, чем ты.

М. Агашина












-2-

Учитель: Самое большое зло на планете-это война с её насилием, кровью, запахом смерти.22 июня 1941 года. Тихое воскресное утро.Люди ещё спят:впереди-выходной,торопиться некуда. И вдруг… Внезапный гул самолётов.Они всё ближе,вот уже с грохотом рвутся бомбы.Крики,кровь,смерть.Слайд №4.


-Слова Левитана звучат о нападении фашистов на нашу страну.

Так на нашу землю пришла война. Страшнее этой войны до сих пор не было.

Весь народ от мала до велика поднялся на защиту Родины.


-Звучит песня «Священная война» А.Александрова ,а на фоне музыки читается

отрывок из стихотворения «Реквием» Роберта Рождественского.Слайд №5


Наши солдаты никого не завоёвывали, а защищали Родину. Великая

Отечественная война стала тяжелейшим испытанием для нашего народа.Весь народ без отдыха трудился на заводах и полях. «Всё для фронта,всё для победы»-этот лозунг стал главной с первых дней войны.

В годы войны,в дни тяжёлых испытаний ни поэты, ни писатели ,ни художники не остались в стороне от боевого искусства.Более 900 художников отправились на фронт.Они создавали свои плакаты, рисунки, картины.

Кукриниксы в годы Великой Отечественной войны были авторами плаката «Беспощадно разгромим и уничтожим врага»,появившаяся через день после начала войны. Автор показывает вероломное нападение на нашу страну фашистов.Бесноватый фюрер головой прорывает текст договора о ненападении и тянет вперёд хищную лапу со звериными когтями.

С первых же дней войны создан плакат Тоидзе «Родина-мать зовёт».

Работы художников звали на борьбу с врагом,вселяли веру в победу.

Продолжателем военной тематики стал и художник Б.М. Неменский.Он вошёл в искусство со своей темоц-война и судьбы людей.Война прошила юность художника и не даёт ему покоя доныне,потому что нет на земле зла сильнее

и беспощаднее.

- Сообщение о художнике Б.М.Неменском. Слайд №6(ученица)

У-ль : Рассмотрев многие картины Б.НЕменского, мы порожаемся их образной мощи, психологической глубине.Он прирожденный талантливый педагог, профессор художественногофакультета ВГИКАБолее полувека он воспитывает творческуюмолодёжь.Ныне под его руководством действует «Центр непрерывного художественного образования»

Учитель: Из правды жгучих военных лет родилисьего картины.Одна из «Дыхание весны».

-Давайте рассмотрим картину художника и скажем, почему Картину художник назвал «Дыхание весны».

Ученик: Автор показывает радостное пробуждение жизни , наступление веасны.

3-Учитель:На какую тему написана картина Б.Неменс

кого?

Учитель:Кого мы видим на переднем плане картины?



Ученик :Картина рассказывает о войне.В ней запечатлен-короткий отдых наших солдат после тяжёлого сражения.Мы видим, как уставшие бойцы остановились на привал и тут же уснули.


Учитель:Война-это тяжёлый труд для фронтовиков .И в тоже время в короткие часы отдыха солдаты не забывают о радости жизни.

Учитель:Кого мы видим на переднем плане и в центре картины?

Ученик; Мы видим уставших солдат,которые прошли не один десяток километров за ночь.Может, эти мужественные солдаты только что приняли бой с врагом. Они заснули , укутавшись в шинели и не сняв сапог.Фронтовики спят под открытым небом,постелив на холоднуюсырую землю еловый лапник. Чувствуется , как дорог им этот короткий миг отдыха.

Учитель: Что окружает воинов? На каком фоне показаны солдаты?


Ученик:Мы видим весенний лес,голубоватый от тумана и дыма догарающего костра, силуэты танков,грузовиков.Как дым,струятся вверх стволы берёз.Тлеют угли.Утро,туман.Щебечут птицы.Земля покрыта подснежниками.Спят солдаты,набираются сил перед новым боем.

Учитель: Кого мы выделяем среди солдат?

Ученик : Мы смотрим на самого молодого солдата с пухлыми ,ещё детскими губами, со сбившейся на затылок ушанкой. Широко раскрылись глаза юноши,яркие,синие,как первые подснежники,что пробиваются сквозь чёрную прошлогоднюю листву.

Учитель: Как вы думаете,ребята,почему не спится этому молодому пареньку?

Ученик: Я думаю ,что ему не спится потому,что удивительна здесь ,среди оружия,боевых машин эта мирная тишина.

Учитель: Посмотрите,ребята,как расположился солдат?

Ученик: Солдат приподнялся с земли на локте,замер,жадно вслушивается в музыку природы,Солдат вдруг понял,как хороша жизнь.. Но счастье надо завоевать,надо уничтожить врага,пройти сотни ,тысячи километров, чтобы отбросить фашистов.

Учитель: Глядя на юношу, мы верим ,что такой солдат победит в бою, каким бы тяжёлым бой ни был.

Учитель : Что мы можем сказать о пожилом солдате?

Ученик: Это бывалый солдат спит богатырским сном. Он честно защищает свою Родину. Ему есть что защищать : до войны,скорее всего, он строил дома, заводы, пахал землю, растил детей- всё это ему дорого , родное. Пока он жив, враг не пройдёт по этим хрупким цветам, по этому весеннему лесу с нежными берёзами и пением птиц. Спящий солдат даже во сне остаётся хозяином,защитником родной земли.Об этом говорят его сильные, выразительные руки.

Учитель : Да ,ребята, художник утверждает человечность,гуманность, лучшие качества людей.

Как мы увидели , что в картинах художника нет злых,грубых,холодных ,безразличных людей.Все его герои глубоко человечны.Его герой размышляют о жизни ,ищут решений. На картине изображены смелые, мужественные ,сильные телом и духом герои. Такие люди приближали День Победы.

Учитель : Как вы думаете, что хотел художник,создавая эту картину ?

Ученик : Художник , изображая воинов, старых и молодых,хотел,чтобы мы,глядя на картину,вспомнили ,восприняли,почувствовали,что пришлось пережить героям,защитникам Отечества.

Учитель: Делая вывод по этой картине, мы можем сказать, что в суровое время войны солдаты находили время увидеть красоту родной природы: тихое утро с пением птиц, с хрупкими весенними цветами, с нежными русскими берёзами. И это стало для многих воинов ещё одним открытием Родины, открытием собственной любви к самой её малой крупинке, к цветам, осознанием своей ответственности за судьбу всего народа. Б.М.Неменский выразил идею картины в таких словах: «Врагу нельзя,невозможно отдать на поругание не то что пяди земли ,-даже малого подснежника»

5.Работа над словами и выражениями, необходимые для написания сочинения. Слайд №7.

Слова записаны на доске.Обратимся к словарю русского языка Ожегова.

1.Бесстрашие

2 Бесстрашный

3.Гуманизм.

Гуманный человек

5.Человечный.

6. Составление тезисов. Выяснение значения слова тезис-положение,кратко излагающее какую-нибудь идею,а также одну из мыслей сочинения ,доклада.

Тезисы на презентации.

Учитель: Отходит всё дальше страшное время войны. Мы, родившиеся в мирное время, узнаём об этом великом и страшном времени из произведений литературы и искусства, из рассказов ветеранов ВО войны. Эти солдаты живут в наших сердцах, в нашей памяти. Они приближали День Победы, они спасли нашу Родину от фашизма, рабства, уничтожения.Они спасли всю страну, спасли для нас, чтобы мы могли спокойно учиться , работать.

Слайд № 8. Звучит песня В.Харитонова и Д.Тухманова «День Победы»

В этом году мы отпраздновали 65-летие Победы в ВО войне. Это важная дата нашей общей истории. Всё меньше и меньше остаётся участников войны и тыла. На их глазах мы читаем боль, страдания и гордость за наш народ.Память об этой войне навсегда останется в наших сердцах. Сейчас вспомнились слова поэта С.Баруздина: Войну мы вспоминаем не за тем,

Чтоб лишний раз победой похвалиться,

Мы просто повторяем всё и всем

Подобному не должно повториться.

Это о них о всех солдатах говорилось в приказах Верховного Главнокомандующего : « Вечная слава героям ,павшим в борьбе за свободу и независимость нашей Родины.


Минута молчания.

7. Разработка вступлений к сочинению.

- День Победы . Парад юнормейцев в городе Москва. В шеренге юношей мелькнуло знакомое лицо.Оно напомнила нам молодого воина с картины Б.Неменского «Дыхание весны». И т.д.

8. Устное составление рассказа по картине «Дыхание весны»

9.Чтение составленных сочинений.

9.Итог урока. Д/з. написать сочинение в тетрадях для творческих работ , используя обособленные члены предложения.

Повторить сложные предложения.

10.Итог. Проходят годы, десятилетия, сменяются поколения, но разве можно забыть подвиг воинов, защитивших не только нашу жизнь, но и само звание человека, которое хотел растоптать фашизм.

Ребята наша задача заключается в том, чтобы не забывать никогда самим и передать нашу память о войне и тех, кто защитил страну , нашим потомкам.

Хочется хзакончить наш урок словами А.Т.Твардовского :

Прошла война,прошла страда,

Но боль взывает к людям:

Давайте , люди, никогда

Об этом не забудем.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Автор: Родина Елена Михайловна

Дата: 19.10.2015

Номер свидетельства: 241439


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства