Просмотр содержимого документа
«Разработка урока "Мир музыки в сказке"»
Тема урока: «Мир музыки в сказке»
Учитель: Добрый день, дорогие учащиеся, уважаемые коллеги, гости нашего занятия. Сегодня наш урок будет не совсем обычным и хочу сначала предложить Вам небольшое стихотворение:
Плывут угрюмые века, плывут как в небе облака
Спешат. Бегут за годом год, а сказка для тебя живет.
Она живет в любом дому и странствует по странам,
А почему? Да потому, что без нее нельзя нам.
Когда и кто ее сложил, в своей избушке где - то
И самый старый сторожил не даст тебе ответа.
И про зверей, и про царей и что на свете было-
Все в памяти своей - нам с вами сохранила.
Учитель:Как Вы думаете, ребята, чему сегодня будет посвящен наш урок ?
Учащ-ся: наверное сказкам.
Учитель: Действительно, посмотрите, как оформлен наш зал, здесь мы видим Ваши книжки, любимые игрушки, которые вы принесли. Сегодня наша встреча посвящена сказкам, а тема нашего урока «Мир музыки в сказке».
Как вы думаете почему мы решили поговорить сегодня о сказках ?
Учащ-ся: Наверно, потому, что произведения имеют сказочные названия?
Учитель: Может быть, а какие вы подготовили сегодня произведения, как они называются ?
(учащиеся называют произведения, которые они подготовили к уроку)
Учитель: Ребята, вы все подготовили произведения, у которых есть названия. А знаете ли Вы, как называются такие произведения?
Учащ-ся: Произведение, имеющее название называется программное, и уже по названию можно понять какой образ хотел изобразить композитор в музыке.
Учитель: Хорошо, а кто может объяснить, что такое образ ?
Учащ-ся:Музыкальный образ – это то, что увидел и воспринял композитор и передал нам эти ощущения в музыкальных звуках.
Учитель: А приходилось ли вам раньше исполнять программные произведения, где муз.образ известен по названию ?
(Учащиеся называют произведения, которые они исполняли раньше)
Учитель: Вот видите, сколько произведений с интересными названиями вы уже знаете. И мы сегодня поговорим о музыке, которая может рассказывать сказки, но не словами, а звуками – разными : ласковыми , добрыми, таинственными или тревожными. Для того, чтобы создать сказочное настроение, не обязательно должен быть большой, длинный сюжет. Бывает достаточно одного названия и нашей фантазии, и мы –уже попадаем в сказку. Что же это такое - сказка ?
Учащ-ся: Сказка - это особый мир , где возможно все, здесь обязательно есть что то фантастическое, неправдоподобное, животные могут разговаривать друг с другом, обыкновенные предметы, могут оказаться волшебными и помогать главному герою.
Учащ-ся: Сказка –это выдуманная история со счастливым концом, где добро побеждает зло, а также - жанр литературного творчества с установкой на вымысел.
Учитель: Да, все верно…, каждый из нас в детстве засыпал под тихий голос родителей, который читал или рассказывал сказки о прекрасных принцессах, храбрых принцах и злобных чудовищах. Ребята, а какие сказки вы можете назвать, кто их написал?
(Учащ-ся называют сказки)
Учитель: Молодцы, ребята. Я поняла, что вы любите и знаете сказки, а скажите откуда появились сказки, кто их сочинял ?
Учащ-ся: Сказки сочинял народ, поэтому сказки называются народные или еще их называют « сказки народов мира». Но есть сказки, которые в детстве были услышаны талантливыми людьми, а в будущем, были записаны на бумаге, для детей разных уголков нашей планеты. Этими людьми были известные поэты и писатели.
Учитель: А каких известных писателей и поэтов, написавших сказки вы можете назвать?
(Учащ-ся называют известных писателей и поэтов)
Учитель: Молодцы, ребята. Конечно, сказок огромное количество, какие-то, вы прочитали сами, какие то узнали в школе, а какие-то сказки вы помните с самого раннего детства. Действительно, невозможно представить себе детство без волшебной сказки. Кто из нас не любил их в детстве, Наверно, не найдется и такого человека.
Учитель: Сейчас я хочу предложить Вам небольшие отрывочки из сказок, а вы попробуете угадать, из какой они сказки.
1)Ты прекрасна – спору нет, но царица всех милее, всех румяней и белее.
Уч-ся : «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»
2) Воротился старик ко старухе ,рассказал ей великое чудо.
Уч-ся : «Сказка о рыбаке и рыбке».
3) Ель растет перед дворцом , а под ней хрустальный дом,
Белка там живет ручная , да затейница какая!
Белка песенки поет , да орешки все грызет»
Уч-ся: «Сказка о царе Салтане»
Учитель: правильно, это «Сказка о царе Салтане». Ребята, а Вы знаете, кто сочинил все эти сказки ?
Уч-ся : Это – известный великий русский писатель - А. С. Пушкин.
Учитель: У Пушкина очень большое количество сказок, которые вдохновляли многих композиторов на создание музыкальных произведений. Вот и к «Сказке о царе Салтане» была придумана музыка , но об этом нам расскажет Ульяна, которая пришла в костюме белочки. И так - путешествие в первую сказку.
1 учащ-ся: Полное название моей сказки - «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди», музыку к сказке сочинил великий русский композитор - Николай Андреевич Римский –Корсаков. Николай Андреевич очень любил писать музыку к сказкам . Во всем мире его называют музыкальный сказочник. Когда Римский-Корсаков прочел «Сказку о царе Салтане» Пушкина, ему тут же захотелось изобразить ее в музыке, оживить звуками образы сказочных героев.
Мое произведение - это отрывок из сказки , называется «Во саду ли в огороде». Эту песенку в сказке поет Белочка. Вот как рисует Белочку Пушкин в своей сказке:
«…Белка песенки поет И орешки все грызет А орешки не простые, Все скорлупки золотые…. …Кучки равные кладет, И с присвисточкой поет При честном при всем народе…«Во саду ли, в огороде».
(Учащ-ся подготовила рисунок к произведению)
Послушайте как образ белочки изобразил в музыке Римский- Корсаков .
( Исполнение произведения в ансамбле с преподавателем)
Учитель: расскажи нам, Ульяна , немножко про произведение, которое ты исполнила и про своего героя , в образе которого ты пришла.
Учащ-ся: Мое произведение для 2-х человек, это ансамбль – я исполняю главную партию - мелодию, а Е.В - аккомпанемент. Характер этой песенки – певучий, но легкий. Темп –подвижный -аллегретто, я представляю проворную певунью и плясунью. Белка, как птичка легко прыгает по веткам, в музыке слышно - будто сверкают изумруды, поэтому и мои пальчики должны быть очень легкие, острые,словно коготочки у Белочки. Руки играют здесь вместе, в интервал – сексту, т.е. 6 ступеней. Главная мелодия звучит в правой руке, а в левой как будто – подпевает другой голос . Поэтому нужно стараться, чтобы эти голоса сливались и звучали одновременно. Звучит моя партия в высоком регистре и среднем, сначала на форте , затем во 2-й сторочке – на пиано, в конце есть замедление и реприза. Я также пела эту песенку с подтекстовкой, т.е. со словами, чтобы играть ровнее и певучее:
Во саду ли , в огороде девица гуляла,
У ней русая коса и лента голубая.
Учитель: Ульяна, скажи, пожалуйста, ты читала эту сказку, понравилась она тебе и помогла ли тебе белочка из сказки в исполнении этой песенки ?
Учащ-ся: Сказка помогла мне почувствовать характер произведения; я узнала, что песенка, которую играю - из большой сказки известного сказочника А.С. Пушкина, а музыку к этой сказке сочинил композитор - Н. А. Римский – Корсаков.
Учитель: А теперь давайте перенесемся в те времена, когда люди верили в то, что на земле живет множество необычных существ, владеющих секретами волшебства. К числу таких существ относились и гномы, которые под различными именами присутствовали в поверьях и сказках разных народов. А кто скажет, кто такие гномы и как они выглядят ?
Учащ-ся: Гномы - это очень маленькие человечки, имеющие бороду, носят они колпачки и красные костюмчики, на ногах серебряные башмаки. В сказках рассказывают, что они выбирали себе дом по вкусу и селились в нем. Дождавшись ночи, выходили из своих укрытий и принимались за уборку — мыли посуду и делали другую домашнюю работу. Гномики бывают злые и добрые.
Учитель: Ребята, а кто из Вас знает сказки , где есть гномы?
Уч-ся: «Белоснежка и 7 гномов», мультфильм – «Смурфики».
Учитель: А знаете ли вы музыкальные произведения, где главные герои - гномы ? может вы исполняли произведения ?
(Учащ-ся перечисляют произведения с названиями)
Учитель: А сейчас давайте послушаем небольшой отрывок и определим , что это за произведение и кто его сочинил ?
(Звучит отрывок произведения «В пещере горного короля» Э.Грига)
Учитель: а вы знаете, кого хотел изобразить Э.Григ в этом произведении?
Учащ-ся: сказочных персонажей троллей.
Учитель: действительно, Эдвард Григ - северный волшебник, жил он в местечке «Трольхауген», это название переводится – холм троллей. А тролли –это злые духи, которые как и гномы являются персонажами норвежских народных сказок.
Учитель: Ну а сейчас мы отправляемся в сказку, где тоже есть гномы.
Учащ-ся: Я хочу вам рассказать сказку , которую сочинила сама к произведению, которое исполняю - «У гномов» композитора Цильхера.
К этому произведению я тоже нарисовала рисунок. Послушайте , пожалуйста , как я представила этих человечков.
(Учащ-ся рассказывает сказку, затем исполняет произведение)
Учитель: Настя, ты сочинила замечательную сказку, а расскажи как композитор изобразил гномов в произведении ?
Учащ-ся: Композитор – Пауль Цильхер –немецкий композитор и педагог. Он сочинил много «незатейливых , но изящных и проникнутых теплыми чувствами» пьес, но пьеса «У гномов» - самая известная.
Произведение - 3-х частное, в подвижном темпе; шутливого, игривого характера . Если проследить, как меняется окраска музыки, ее настроение и характер, то становится ясно, о чем повествуется в сказке, рассказанной музыкой. Солнечного настроения 1 части композитор добивается с помощью мажорного лада; шутливое , игривое настроение придают хроматизмы в левой руке - можно представить скатившихся маленьких человечков с горы, которые , заигравшись, не заметили, что меняется погода (показ на инструменте). 2 часть – это неожиданный дождик, который в конце этой части перерастает в гром –это кульминация произведения (показ - аккорды с секундами - кульминация), затем все постепенно затихает (показ) и снова выглядывает солнышко. 3 часть - снова мажор и светое, радостное настроение , в конце гномы уходят домой и закрывают за собой дверь, окно, выключают свет – конец на рр (показ).
Композитор использует много верхнего регистра, есть средний, а также немного нижнего. Штрих стаккато на протяжении всего произведения, очень точно изображает маленьких гномиков на своих коротеньких ножках, но и представляет некоторую сложность в исполнении. Часто левая рука перестает слушаться и получается неточный штрих, из за этого может поменяться и характер. Острые, цепкие пальцы должны быть постоянно активны, а особенно на р. Поэтому - нужна хорошая отработка отдельными руками и постоянный слуховой контроль.
Мое произведение очень красивое, я с удовольствием его разучиваю. Фантазируя и представляя своих героев, мне удается лучше передать тот образ, который задумал композитор.
Учитель: Спасибо, Настя за твою сказку, мы с удовольствием побывали в гостях у твоих фантастических персонажей.
Девочки, а любите ли Вы играть в куклы ? Наверняка у вас у всех есть куклы, и когда Вы были помладше - любили их переодевать, делать им прически , красить? Ну тогда путешествуем дальше.
Учащ-ся: А я хочу познакомить Вас с моим произведением советского композитора Берковича Исаака Яковлевича - «Танец куклы». Так как я очень люблю фантазировать и мечтать, особенно перед сном, я тоже попробовала сочинить небольшую историю - про куклу, которая любила танцевать.
(Учащ-ся читает сказку,сочиненную к произведению):
В одном игрушечном магазине на витрине стояла кукла. Ей было одиноко, и у нее была мечта — найти себе друга.В витрине магазина было пыльно, кукла стояла там уже давно. Она была прекрасной куклой: красивое платье из алого бархата, черная маленькая шляпка и маленькие красные танцевальные туфельки.Целыми днями она смотрела на улицу и мечтала. Мимо бежали, шли, ковыляли, торопились прохожие: взрослые и дети. Кукла так хотела, чтобы кто-нибудь обратил на нее внимание, чтобы она кому-нибудь понравилась, но прохожие были заняты своими делами, и взгляд на витрину игрушечного магазина падал редко. Ночью же, когда магазин закрывался, его обитатели оживали. Это были куклы, разные животные, которые устраивали карнавалы, играли в свой собственный кукольный театр и, конечно же, танцевали на своих кукольных балах. Но, несомненно, если бы вы заглянули в магазин после полуночи, то ваш взгляд бы остановился на одинокой кукле в красивом платье из алого бархата, которая танцевала свой печальный и волшебный танец - танец куклы, мечта которой не спешила сбываться.
(Исполнение пьесы «Танец куклы»)
Учащ-ся: Композитор - Беркович постарался передать музыкальными выразительными средствами образ танцующей куклы – изящный, грациозный. Он использует минорный лад, подвижный темп. Капризность мелодии подчеркивается сменой фактуры, штрихов и длительностей. Трудности представляли короткие ноты по трезвучию , переходящие в аккорд - то в правой руке , то в левой. А также аккорды , в которых мелодия звучит в нижнем голосе и провести ее нужно 1-м пальцем. 2 часть - более взволнованная, с мотивами отчаяния, как будто кукла хочет обратить на себя внимание и рассказать как ей одиноко. Кульминация приходится на эти восходящие по септаккорду мотивы. Конец произведения- успокоение, повторение мотивов с 1 части, это снова витрина, на которой стоит грустная кукла, а там, за витриной все те же куда то спешащие прохожие.
Учитель: А сейчас мы с Вами перенесемся в далекую страну, где происходят волшебные превращения. Отгадайте загадку и узнаете в какую сказку мы с вами сейчас отправимся.
Загадка: Скорей бы приблизился вечер и час долгожданный настал.
Чтоб мне в золоченой карете поехать на сказочный бал!
Никто во дворце не узнает – откуда я, как зовусь,
Но только лишь полночь настанет – к себе на чердак я вернусь.
Учащ-ся: Мое произведение - из замечательной , всеми любимой сказки - Шарля Перро «Золушка». Называется - «Отъезд Золушки на бал» из балета С.С. Прокофьева. История бедной падчерицы, попадающей на бал, благодаря доброте и волшебству Феи и находящей там свое счастье, не раз вдохновляла композиторов, но до Прокофьева не находила столь яркого , выразительного воплощения. «Основное, что мне хотелось передать в музыке «Золушки»,- писал композитор, – зарождение и расцвет чувства, препятствия на его пути, осуществление мечты».
(Исполнение произведения в ансамбле с педагогом)
Учащ-ся: Вальс - по - характеру очень взволнованный и даже томительно – напряженный. Золушка, переодетая в красивое платье, хрустальные туфельки –отправляется впервые на бал, конечно же она волнуется. Радостное предчувствие героини, ожидание чуда усиливается за счет стремительного темпа, минорного лада, восходящей интонации с полутоновыми мотивами, с опеваниями. Словно целый рой внезапно пробудившихся неясных ощущений создал в душе юной девушки состояние столь же неуловимое, как и сама романтическая музыкальная стихия. 2 часть – это нисходящая мелодия по хроматизмам, очень резкие созвучия, гармонические обороты, тональные отклонения, характерные для стиля этого композитора. Ритмическая точность, быстрый темп, смена фактуры и штрихов - это те трудности, которые предстоит еще решить в дальнейшем. Композитор писал - «Золушку я вижу не только как сказочный персонаж, но и как живого человека, чувствующего и волнующего нас».
Учитель: сказка «Золушка»- наверно самая любимая сказка девочек, каждая из которых хотела бы вот так попасть на бал.
Сегодня мы побывали в гостях у разных героев из сказок, проанализировали, с помощью чего композитор изображает образы и характеры своих героев. Скажите, помогли ли вам сказки, при разучивании музыкального произведения?
Учащ-ся: Сказки развивают фантазию, мышление, с помощью сказки я научилась придумывать новые сюжеты, образы. Сказка помогает почувствовать настроение, которое хотел передать нам композитор.
Учитель: Ребята, а чему учат сказки в жизни ? нужно ли их читать?
Учащ-ся: сказки учат детей отличать хорошее от плохого, добро от зла, смекалку от глупости. Сказка учит смелости, доброте и всем другим хорошим человеческим качествам. Сказка также показывает - что может произойти, если человек поступает плохо, не по совести. Сказка учит не судить о людях по их внешнему виду.
Учитель: Правильно, сказки не только воспитывают, развлекают, но и радуют душу. Сказки учат вечным истинам жизни - любви и справедливости, смелости и противостоянию.
А теперь от лица сказочных персонажей, которых вы сегодня представляли давайте скажем друг другу пожелания, а поможет нам в этом вот это сердечко – смайлик.
Ульяна: верить в чудо, в сказку и волшебство;
Маша: никогда не отчаиваться и всегда преодолевать трудности;
Настя: желаю иметь много друзей и никогда не бросать их в беде;
Даша: желаю побольше счастливых моментов в жизни.
Учитель: Ну а я вам всем желаю – оставайтесь такими же творческими личностями, сочиняйте, мечтайте, фантазируйте; пусть в вашей жизни, которая только начинается сбываются все мечты, царит только добро и справедливость, как в самой доброй любимой сказке. А вам дорогие коллеги я хочу пожелать – не забывайте, что добро всегда побеждает зло и что любые трудности преодолимы. Поэтому - читайте сказки!!!
.
Учитель: конечно , читать сказки полезно не только в детстве. Вырастая, мы частенько забываем, что в конце добро всегда побеждает зло, что любые трудности преодолимы. Поэтому читайте сказки.
«Сказка, игра, фантазия- животворный источник детского мышления»- В.А. Сухомлинский.
Сказка важна для развития воображения, мышления ,фантазии, творчества, помогает различать понятия добра и зла.
Под влиянием чувств , пробуждаемых сказочными образами, уч-ся учатся мыслить и чувствовать.
В сказках добро всегда борется со злом, в них повествуется о фантастических персонажах, волшебных превращениях.