kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка урока "Сказочные сюжеты в балете"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок музыки в 1 классе «Сказочные сюжеты в балете»

МОДУЛЬ: Путешествие в мир музыкального театра.

Цель модуля: формирование и развитие музыкальной культуры как части художественной и общей культуры личности каждого учащегося

ТЕМА УРОКА: «Сказочные сюжеты в  балете»    

МИКРОЦЕЛИ УРОКА:

Для ученика

Для учителя

1. Понять, что  танцевальность, маршевость, песенность в музыке  - путь, который ведет в жанр балета.

2.Сформировать первичные представления о балете,  о том, что герои опер поют, а балетов – танцуют. И  пение, и танец в опере и балете объединяет музыка.

3. Выявить, что сюжетами  балетов, как и опер, часто становятся сказки.

4. Познакомиться с фрагментами  из  балетов «Красная шапочка», «Щелкунчик», «Конек-горбунок», «Спящая красавица».

5.Сформировать представления о том, что персонажи балетов, как и опер, имеют свои яркие музыкальные характеристики – мелодии-темы.

6. Понять, что герои балетов могут танцевать по одному (солисты) и вместе. В балетах   звучит только инструментальная музыка (симфонический оркестр). Свои чувства, настроение артисты передают через танец, а музыка помогает донести их до зрителя.

7.  Познакомиться с фрагментами балетов «Красная шапочка», «Щелкунчик», «Спящая красавица», «Конек-горбунок».

1.Помочь выявить и раскрыть особенности танцевальной и маршевой музыки.

 2. Способствовать формированию представления о том, что  музыка объединяет в балете и опере пение и танец.

3. Донести информацию, что сюжетами опер и балетов часто становятся известные сказки.

4.Осуществить анализ музыкальных фрагментов из балетов «Красная шапочка», «Щелкунчик», «Спящая красавица».

5.Сформировать понятие, что музыкальная  характеристика персонажа представлена мелодией-темой.

6. Объяснить, что в балете герои могут танцевать по одному (солисты) и  вместе. В балете звучит только инструментальная музыка (симфонический оркестр). Музыка помогает артистам ярче выразить свои чувства, переживания, настроение, которые артисты выражают  с помощью танца.

7.Осуществить музыкальный анализ фрагментов балетов «Красная шапочка», «Щелкунчик», «Спящая красавица», «Конек-горбунок».

8. Выявить ЗУН учащихся по теме: «Сказочные сюжеты в опере и балете».

Опорные понятия, термины

Новые понятия, термины

Музыкальный театр. Артисты. Оркестр.  Песенность, танцевальность, маршевость, солист, инструментальная музыка, музыкальная характеристика.

Балет.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: Просмотреть видеофрагменты балетов «Щелкунчик» (уже известные и новые), «Спящая красавица», «Конек-горбунок» Р. Щедрина («Золотые рыбки»), «Красная шапочка».

ЭТАПЫ УРОКА

МЕТОДИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ

  1. Организационный момент

Приветствие – распевание, установка  готовности к уроку, постановка цели.

  1. Повторение пройденного материала.

Запускается презентация. Осуществляется проверка знаний учащихся.

 Задаются вопросы и даются задания для выявления у детей знаний об опере, как музыкальном жанре, с  которым можно познакомиться в музыкальном театре. Вспомнить по рисункам названия сказок, лежащих в основе сказочных либретто и музыкальные характеристики их персонажей.

 

Предлагается тест  (раздаются листы с тестом для 3-х уровней).

Учащийся отвечает на вопросы, находящиеся в презентации, согласно уровневым заданиям. Используются элементы репетиционной работы(пение, движение, музицирование, танцевальные номера, драматизация.

  1. Актуализация знаний учащихся.

Учащимся предлагается объяснить, что они понимают под понятиями музыкальный театр, опера, музыкальная характеристика, солист, хор. Вспомнить персонажей сказочных опер и их музыкальные характеристики, с которыми ребята познакомились на прошлом уроке. Какие персонажи исполняют песенную, танцевальную или маршевую музыку.

Учитель включается в обсуждение, дополняет ответы учащихся.

  1. Изучение новой темы.

Устное объяснение нового материала строится на основе прослушивания музыкальных фрагментов из сказочных балетов, их просмотра и анализа.  Осуществляется  знакомство с музыкальной характеристикой персонажей, выраженной через мелодию-тему и танец. В результате музыкального анализа формируется представление, что  пение и танец в опере и балете объединяет музыка, а сюжетами опер и балетов часто становятся сказки, что песенность, танцевальность, маршевость в музыке  - путь, который ведет в жанры оперы и балета.

Просмотр видеофрагментов из балетов на сказочные сюжеты

Учащийся слушает объяснение нового материала,

Слушает. Включается в обсуждение, приводит примеры.

Учитель озвучивает зрительные впечатления детей, постоянно обращаясь к ним с вопросом: «В каком музыкальном спектакле (в опере или балете) могла бы звучать та или иная музыка?» Обращает внимание детей на то, что в операх и балетах песенная, танцевальная и маршевая музыка часто «встречаются» вместе.

 

Проведение физкультминутки.

  Исполнение заключительного хора из оперы «Волк и семеро козлят» с маршировкой, инструментальным сопровождением, четырехручием, изобразительными движениями

Учащиеся самостоятельно придумывают  варианты движения, передающие содержание песни,  и исполняют их вместе с пением.

  1. Закрепление материала.

Учащимся предлагается просмотреть и прослушать видеофрагмент оперы «Муха-цокотуха» М. Красева и балетов на сказочные сюжеты,  закрепить понятие об опере и балете (музыкальная  характеристика персонажа представлена в опере и балете мелодией-темой).

Разыграть с товарищами фрагменты из опер на уроке. Вспомнить, какие персонажи исполняют песенную, танцевальную или маршевую музыку.

  1. Обобщение урока.

Итак, с какими новыми понятиями мы познакомились, путешествуя по музыкальному театру (Опера, балет, музыкальная характеристика, хор – как музыкальный жанр).идеоинформация)ни и танца.

Вспоминает, какие новые понятия прошли на двух  уроках.

  1. Подведение итогов урока.

Комментируются работа учащихся на уроке.

 

  1. Задание на дом.

 Прослушать и просмотреть фрагменты  опер и балетов на сказочные сюжеты.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока "Сказочные сюжеты в балете" »

Урок музыки в 1 классе «Сказочные сюжеты в балете»



МОДУЛЬ: Путешествие в мир музыкального театра.



Цель модуля: формирование и развитие музыкальной культуры как части художественной и общей культуры личности каждого учащегося

ТЕМА УРОКА: «Сказочные сюжеты в балете»





МИКРОЦЕЛИ УРОКА:

Для ученика

Для учителя

1. Понять, что танцевальность, маршевость, песенность в музыке - путь, который ведет в жанр балета.

2.Сформировать первичные представления о балете, о том, что герои опер поют, а балетов – танцуют. И пение, и танец в опере и балете объединяет музыка.

3. Выявить, что сюжетами балетов, как и опер, часто становятся сказки.

4. Познакомиться с фрагментами из балетов «Красная шапочка», «Щелкунчик», «Конек-горбунок», «Спящая красавица».

5.Сформировать представления о том, что персонажи балетов, как и опер, имеют свои яркие музыкальные характеристики – мелодии-темы.

6. Понять, что герои балетов могут танцевать по одному (солисты) и вместе. В балетах звучит только инструментальная музыка (симфонический оркестр). Свои чувства, настроение артисты передают через танец, а музыка помогает донести их до зрителя.

7. Познакомиться с фрагментами балетов «Красная шапочка», «Щелкунчик», «Спящая красавица», «Конек-горбунок».

1.Помочь выявить и раскрыть особенности танцевальной и маршевой музыки.

2. Способствовать формированию представления о том, что музыка объединяет в балете и опере пение и танец.

3. Донести информацию, что сюжетами опер и балетов часто становятся известные сказки.

4.Осуществить анализ музыкальных фрагментов из балетов «Красная шапочка», «Щелкунчик», «Спящая красавица».

5.Сформировать понятие, что музыкальная характеристика персонажа представлена мелодией-темой.

6. Объяснить, что в балете герои могут танцевать по одному (солисты) и вместе. В балете звучит только инструментальная музыка (симфонический оркестр). Музыка помогает артистам ярче выразить свои чувства, переживания, настроение, которые артисты выражают с помощью танца.

7.Осуществить музыкальный анализ фрагментов балетов «Красная шапочка», «Щелкунчик», «Спящая красавица», «Конек-горбунок».

8. Выявить ЗУН учащихся по теме: «Сказочные сюжеты в опере и балете».


Опорные понятия, термины

Новые понятия, термины

Музыкальный театр. Артисты. Оркестр. Песенность, танцевальность, маршевость, солист, инструментальная музыка, музыкальная характеристика.

Балет.



ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: Просмотреть видеофрагменты балетов «Щелкунчик» (уже известные и новые), «Спящая красавица», «Конек-горбунок» Р. Щедрина («Золотые рыбки»), «Красная шапочка».



ЭТАПЫ УРОКА

МЕТОДИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ

  1. Организационный момент



Приветствие – распевание, установка готовности к уроку, постановка цели.


  1. Повторение пройденного материала.

Запускается презентация. Осуществляется проверка знаний учащихся.

Задаются вопросы и даются задания для выявления у детей знаний об опере, как музыкальном жанре, с которым можно познакомиться в музыкальном театре. Вспомнить по рисункам названия сказок, лежащих в основе сказочных либретто и музыкальные характеристики их персонажей.



Предлагается тест (раздаются листы с тестом для 3-х уровней).

Учащийся отвечает на вопросы, находящиеся в презентации, согласно уровневым заданиям. Используются элементы репетиционной работы(пение, движение, музицирование, танцевальные номера, драматизация.

  1. Актуализация знаний учащихся.

Учащимся предлагается объяснить, что они понимают под понятиями музыкальный театр, опера, музыкальная характеристика, солист, хор. Вспомнить персонажей сказочных опер и их музыкальные характеристики, с которыми ребята познакомились на прошлом уроке. Какие персонажи исполняют песенную, танцевальную или маршевую музыку.


Учитель включается в обсуждение, дополняет ответы учащихся.

  1. Изучение новой темы.


Устное объяснение нового материала строится на основе прослушивания музыкальных фрагментов из сказочных балетов, их просмотра и анализа. Осуществляется знакомство с музыкальной характеристикой персонажей, выраженной через мелодию-тему и танец. В результате музыкального анализа формируется представление, что пение и танец в опере и балете объединяет музыка, а сюжетами опер и балетов часто становятся сказки, что песенность, танцевальность, маршевость в музыке - путь, который ведет в жанры оперы и балета.

Просмотр видеофрагментов из балетов на сказочные сюжеты


Учащийся слушает объяснение нового материала,













Слушает. Включается в обсуждение, приводит примеры.

Учитель озвучивает зрительные впечатления детей, постоянно обращаясь к ним с вопросом: «В каком музыкальном спектакле (в опере или балете) могла бы звучать та или иная музыка?» Обращает внимание детей на то, что в операх и балетах песенная, танцевальная и маршевая музыка часто «встречаются» вместе.




Проведение физкультминутки.

Исполнение заключительного хора из оперы «Волк и семеро козлят» с маршировкой, инструментальным сопровождением, четырехручием, изобразительными движениями

Учащиеся самостоятельно придумывают варианты движения, передающие содержание песни, и исполняют их вместе с пением.

  1. Закрепление материала.

Учащимся предлагается просмотреть и прослушать видеофрагмент оперы «Муха-цокотуха» М. Красева и балетов на сказочные сюжеты, закрепить понятие об опере и балете (музыкальная характеристика персонажа представлена в опере и балете мелодией-темой).


Разыграть с товарищами фрагменты из опер на уроке. Вспомнить, какие персонажи исполняют песенную, танцевальную или маршевую музыку.

  1. Обобщение урока.

Итак, с какими новыми понятиями мы познакомились, путешествуя по музыкальному театру (Опера, балет, музыкальная характеристика, хор – как музыкальный жанр).идеоинформация)ни и танца.

Вспоминает, какие новые понятия прошли на двух уроках.

  1. Подведение итогов урока .

Комментируются работа учащихся на уроке.


  1. Задание на дом.

Прослушать и просмотреть фрагменты опер и балетов на сказочные сюжеты.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Методическая разработка урока "Сказочные сюжеты в балете"

Автор: Ковальчук Елена Вячеславовна

Дата: 18.05.2015

Номер свидетельства: 212925


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства