Урок музыки в 1 классе «Сказочные сюжеты в балете»
МОДУЛЬ: Путешествие в мир музыкального театра.
Цель модуля: формирование и развитие музыкальной культуры как части художественной и общей культуры личности каждого учащегося
ТЕМА УРОКА: «Сказочные сюжеты в балете»
МИКРОЦЕЛИ УРОКА:
Для ученика
Для учителя
1. Понять, что танцевальность, маршевость, песенность в музыке - путь, который ведет в жанр балета.
2.Сформировать первичные представления о балете, о том, что герои опер поют, а балетов – танцуют. И пение, и танец в опере и балете объединяет музыка.
3. Выявить, что сюжетами балетов, как и опер, часто становятся сказки.
4. Познакомиться с фрагментами из балетов «Красная шапочка», «Щелкунчик», «Конек-горбунок», «Спящая красавица».
5.Сформировать представления о том, что персонажи балетов, как и опер, имеют свои яркие музыкальные характеристики – мелодии-темы.
6. Понять, что герои балетов могут танцевать по одному (солисты) и вместе. В балетах звучит только инструментальная музыка (симфонический оркестр). Свои чувства, настроение артисты передают через танец, а музыка помогает донести их до зрителя.
7. Познакомиться с фрагментами балетов «Красная шапочка», «Щелкунчик», «Спящая красавица», «Конек-горбунок».
1.Помочь выявить и раскрыть особенности танцевальной и маршевой музыки.
2. Способствовать формированию представления о том, что музыка объединяет в балете и опере пение и танец.
3. Донести информацию, что сюжетами опер и балетов часто становятся известные сказки.
4.Осуществить анализ музыкальных фрагментов из балетов «Красная шапочка», «Щелкунчик», «Спящая красавица».
5.Сформировать понятие, что музыкальная характеристика персонажа представлена мелодией-темой.
6. Объяснить, что в балете герои могут танцевать по одному (солисты) и вместе. В балете звучит только инструментальная музыка (симфонический оркестр). Музыка помогает артистам ярче выразить свои чувства, переживания, настроение, которые артисты выражают с помощью танца.
7.Осуществить музыкальный анализ фрагментов балетов «Красная шапочка», «Щелкунчик», «Спящая красавица», «Конек-горбунок».
8. Выявить ЗУН учащихся по теме: «Сказочные сюжеты в опере и балете».
Опорные понятия, термины
Новые понятия, термины
Музыкальный театр. Артисты. Оркестр. Песенность, танцевальность, маршевость, солист, инструментальная музыка, музыкальная характеристика.
Балет.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: Просмотреть видеофрагменты балетов «Щелкунчик» (уже известные и новые), «Спящая красавица», «Конек-горбунок» Р. Щедрина («Золотые рыбки»), «Красная шапочка».
ЭТАПЫ УРОКА
МЕТОДИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ
ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
- Организационный момент
Приветствие – распевание, установка готовности к уроку, постановка цели.
- Повторение пройденного материала.
Запускается презентация. Осуществляется проверка знаний учащихся.
Задаются вопросы и даются задания для выявления у детей знаний об опере, как музыкальном жанре, с которым можно познакомиться в музыкальном театре. Вспомнить по рисункам названия сказок, лежащих в основе сказочных либретто и музыкальные характеристики их персонажей.
Предлагается тест (раздаются листы с тестом для 3-х уровней).
Учащийся отвечает на вопросы, находящиеся в презентации, согласно уровневым заданиям. Используются элементы репетиционной работы(пение, движение, музицирование, танцевальные номера, драматизация.
- Актуализация знаний учащихся.
Учащимся предлагается объяснить, что они понимают под понятиями музыкальный театр, опера, музыкальная характеристика, солист, хор. Вспомнить персонажей сказочных опер и их музыкальные характеристики, с которыми ребята познакомились на прошлом уроке. Какие персонажи исполняют песенную, танцевальную или маршевую музыку.
Учитель включается в обсуждение, дополняет ответы учащихся.
- Изучение новой темы.
Устное объяснение нового материала строится на основе прослушивания музыкальных фрагментов из сказочных балетов, их просмотра и анализа. Осуществляется знакомство с музыкальной характеристикой персонажей, выраженной через мелодию-тему и танец. В результате музыкального анализа формируется представление, что пение и танец в опере и балете объединяет музыка, а сюжетами опер и балетов часто становятся сказки, что песенность, танцевальность, маршевость в музыке - путь, который ведет в жанры оперы и балета.
Просмотр видеофрагментов из балетов на сказочные сюжеты
Учащийся слушает объяснение нового материала,
Слушает. Включается в обсуждение, приводит примеры.
Учитель озвучивает зрительные впечатления детей, постоянно обращаясь к ним с вопросом: «В каком музыкальном спектакле (в опере или балете) могла бы звучать та или иная музыка?» Обращает внимание детей на то, что в операх и балетах песенная, танцевальная и маршевая музыка часто «встречаются» вместе.
Проведение физкультминутки.
Исполнение заключительного хора из оперы «Волк и семеро козлят» с маршировкой, инструментальным сопровождением, четырехручием, изобразительными движениями
Учащиеся самостоятельно придумывают варианты движения, передающие содержание песни, и исполняют их вместе с пением.
- Закрепление материала.
Учащимся предлагается просмотреть и прослушать видеофрагмент оперы «Муха-цокотуха» М. Красева и балетов на сказочные сюжеты, закрепить понятие об опере и балете (музыкальная характеристика персонажа представлена в опере и балете мелодией-темой).
Разыграть с товарищами фрагменты из опер на уроке. Вспомнить, какие персонажи исполняют песенную, танцевальную или маршевую музыку.
- Обобщение урока.
Итак, с какими новыми понятиями мы познакомились, путешествуя по музыкальному театру (Опера, балет, музыкальная характеристика, хор – как музыкальный жанр).идеоинформация)ни и танца.
Вспоминает, какие новые понятия прошли на двух уроках.
- Подведение итогов урока.
Комментируются работа учащихся на уроке.
- Задание на дом.
Прослушать и просмотреть фрагменты опер и балетов на сказочные сюжеты.