kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока по теме «Образ матери в искусстве».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока по теме «Образ матери в искусстве».

 

Здравствуйте, ребята! Сегодня я вновь хочу пригласить вас в мир музыки, в мир искусства.  Мы будем работать по группам 1 группа это историки, 2 группа – литераторы, 3 группа – искусствоведы. На столе у вас  лежат пронумерованные листки с заданиями, вы их будете брать для выполнения  тогда, когда я вас попрошу об этом.

Итак,  давайте настроим свои сердца на прекрасное и начнем наш урок.

Сл.1(На фоне музыки Шуберта «Ave Maria») Учитель читает четверостишье:

Я верю, что женщина – чудо такое,

Какого на Млечном пути не сыскать,

И если “любимая” - слово святое,

То трижды священное – “женщина – мать!”

Л. Рогожников

Ребята,  о чём это четверостишье? (о матери, о женщине)

С чем сравнивает Л.Рогожкин женщину? (с чудом, какое на млечном пути не сыскать) Ребята, а какой образ возникает перед вами, когда вы читаете эти строки? (образ матери).   А  как Л.Рогожкин говорит в своих стихах о матери? (Самое священное на земле – слово мать)

Ребята, как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке? (О матери)

А в каких видах искусства мы встречаем произведения о  матери? (во всех).

А как вы думаете, каждый ли человек, будь то художник, скульптор, музыкант одинаково рисует образ матери? (нет).

А от чего это зависит? (От того, что хочет передать автор), т.е. каждый хочет рассказать о  матери по – своему.  Ребята, а что хочет передать нам  художник, поэт, скульптор, музыкант своим произведением? (Образ матери)

 Кто может сформулировать тему нашего урока?

Сл.2 «Образ матери в искусстве».

В искусстве есть великие, вечные темы. Тема материнства от века к веку волновала художников, музыкантов, скульпторов всех народов. Эта тема близка каждому человеку.  Давайте попробуем разобраться, каким является образ матери в искусстве?

Сл.3 «Сикстинская мадонна»

Что вы видите?

 В центре как бы парит, едва касаясь ногами облаков, прекрасная женщина с младенцем на руках. Она исполнена любви, чувства материнской гордости, кротости и тревоги. Имя младенца – Христос, имя его матери – Мария. Перед ними склонились Святая Варвара и Святой Сикст (отсюда и название картины “Сикстинская мадонна”). А почему перед Мадонной преклоняются святые? Посмотрите, насколько велика перед святыми Мария? (Когда Мария родила Иисуса Христа, она знала, что  сын обречён на  мученическую смерть).  Поэтому, все латинские молитвы, обращённые к матери Христа, начинаются словами “Аве Мария”, что значит “Славься, Мария”.  Один их великих художников, который передает образ матери в своём полотне художник эпохи возрождения,  Рафаэль. Он написал более 30 полотен, посвящённых Мадонне. Незримой тонкой нитью  связана картина Рафаэля с произведением Ф. Шуберта «Ave, Maria!», которое мы с вами и послушаем.

(Слушание произведения)

Что вы почувствовали? Какой образ перед вами возник?

Выполните пожалуйста задание №1.

(Слушание ответов)

 Сл.4 Образ Богоматери писали многие художники. Вот, например В.М. Васнецов.

А как вы думаете, где ещё может быть запечатлён образ Богоматери? (в иконах)

Сл.5-6-7.

Как вы думаете, почему образ Богоматери называется то Владимирская, то Тихвинская, то Казанская? (Образ защищает)

 Недаром среди многих обращений к Богородице – Дева МарияЦарица Небесная, Мадонна – есть обращение: Всепетая. В русской православной церкви есть подобная молитва, обращённая к матери – “Богородице Дево, радуйся”, которую написал композитор С.В. Рахманинов.

- Давайте послушаем эту молитву Богородице Дево, радуйся”.

 (На фоне музыки идут слайды)

Сл. 4-5-6-7 Богоматерь Казанская и Тихвинская, Владимирская.

Ребята, какие чувства у вас возникли?

(Задание №2)

(Слушание ответов)

Ребята, и в наше время современными художниками, скульпторами, музыкантами воспевается образ матери.

Я предлагаю вам всем вместе пропеть известную песню «Моя мама лучшая на свете». (Физкультминутка)

Задание №3

Обсуждение.

Итак, ребята давайте попробуем с вами определить каким является образ матери в искусстве? (высказывание детей)

Я думаю, что подвести итог можно такими словами (дети читают стихи по строчкам).

Мама - это значит нежность,
Это ласка, доброта,
Мама - это безмятежность,
Это радость, красота!
Мама - это на ночь сказка,
Это утренний рассвет,
Мама - в трудный час подсказка,
Это мудрость и совет!
Мама - это зелень лета,
Это снег, осенний лист,
Мама - это лучик света,
Мама - это значит ЖИЗНЬ!   

А теперь давайте проверим, как вы усвоили материал сегодняшнего урока

 Ребята, выполните тест. Отдайте рядом сидящему другу тест на проверку

 

 

 

Фамилия, имя ____________________________________

Тест: 

  1. Кто написал музыку «Ave Maria» (прослушанную на уроке).

А) В.А. Моцарт                           В) Ф.Шуберт

Б) Г.Гендель                                 Г) Ф.Лист

  1. Кто из  итальянских художников написал более 30 образов Богоматери?

А) Боттичелли                       Б) Микеланджело

В) Леонардо да Винчи        Г) Рафаэль

3. Как называется молитва (прослушанная на уроке), обращенная к Богоматери?

     

     

4. Кто из русских композиторов написал молитву Богоматери?

      А) П. Чайковский                      В) М. Глинка

      Б) С. Прокофьев                         Г) С.В.Рахманинов

 

 

Закончите предложения:

- Я узнал…

- Новые знания мне пригодятся…

- Какие нравственные  качества вы хотели бы  воспитать у себя?

- Что ярче всего запомнилось вам из урока?

Д/З: 1. Выяснить, есть ли в вашем доме икона Богоматери, как она называется? Где ещё можно увидеть икону Богоматери?

                       2. Подобрать стихи и песни о мамах.

                  3.На стихи исполненной песни на уроке подобрать фотографии, картинки о маме.

 

 

 

 

 

 

 

«Моя мама лучшая на свете».

1.Ты меня на рассвете разбудишь,
Трогать волосы ласково будешь.
Как всегда поцелуешь любя.
И улыбка согреет меня.
Когда рядом ты со мной мне тепло.
И спокойно на душе, и светло.
В целом мире мы одни ты и я.
И пою про это я мама моя.
Припев: Моя мама лучшая на свете.
Она мне как солнце в жизни светит.
Мама самый лучший в мире друг.
Как люблю тепло её я рук.
Моя мама лучшая на свете.
Она мне как солнце в жизни светит.
Мама самый лучший в мире друг.
Как люблю тепло её я рук.
Мама, мама, мама моя.
Мама, мама, мама моя.
2.Ты всегда все поймешь и простишь.
Знаю я ты ночами не спишь.
Потому, что ты любишь меня.
Потому, что я дочка твоя.
Когда рядом ты со мной мне тепло.
И спокойно на душе, и светло.
В целом мире мы одни ты и я.
И пою про это я мама моя.
Припев: Моя мама лучшая на свете.
Она мне как солнце в жизни светит.
Мама самый лучший в мире друг.
Как люблю тепло её я рук.
Моя мама лучшая на свете.
Она мне как солнце в жизни светит.
Мама самый лучший в мире друг.
Как люблю тепло её я рук.
Мама, мама, мама моя.
Мама, мама, мама моя.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по теме «Образ матери в искусстве». »

Задания историкам:

  1. Каким художником, была создана картина «Сикстинская Мадонна?»

  2. Почему образ Богородицы называют по – разному?

  3. Сформулируйте вопросы, которые вы зададите друг другу после исполнения песни.



СПРАВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ АНАЛИЗА МУЗЫКАЛЬНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ



динамика

темп

ритм

лад

тембр

регистр

интонация

(пианиссимо)- очень тихо

Медленно

Ровный


Мажор

(светло

ярко

весело

смело

Нежный


Высокий

Спокойно

Напевно

(пиано)- тихо

Широко

Размеренный

Грубый

Средний

Тревожно

Взволнованно

(меце-пиано) –

не очень тихо

Сдержанно


Упругий

Глухой

Низкий

Плавно

Мелодично

(меце-форте) –

не очень громко

Умеренно


Острый

Звонкий


Энергично

Бодро

(форте)- громко


Подвижно


Пунктирный

Минор

(тускло

грустно

робко)

Сиплый


Весёло

Радостно

(фортиссимо) – очень громко

Живо

Синкопированный



Грустно

Печально

(сфорцандо) -

внезапно громко

Скоро




Торжественно

Празднично


Быстро





Осторожно

Таинственно


Стремительно





Мужественно

Уверенно


Молниеносно






Шутливо

Забавно















Задания искусствоведам:

  1. Представьте анализ музыкального произведения. (Композитор, название произведения)

  2. Определите цветовую гамму произведения.

  3. Сформулируйте вопросы, которые вы зададите друг другу после исполнения песни.

СПРАВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ АНАЛИЗА МУЗЫКАЛЬНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

динамика

темп

ритм

лад

тембр

регистр

интонация

(пианиссимо)- очень тихо

Медленно

Ровный


Мажор

(светло

ярко

весело

смело

Нежный


Высокий

Спокойно

Напевно

(пиано)- тихо

Широко

Размеренный

Грубый

Средний

Тревожно

Взволнованно

(меце-пиано) –

не очень тихо

Сдержанно


Упругий

Глухой

Низкий

Плавно

Мелодично

(меце-форте) –

не очень громко

Умеренно


Острый

Звонкий


Энергично

Бодро

(форте)- громко


Подвижно


Пунктирный

Минор

(тускло

грустно

робко)

Сиплый


Весёло

Радостно

(фортиссимо) – очень громко

Живо

Синкопированный



Грустно

Печально

(сфорцандо) -

внезапно громко

Скоро




Торжественно

Празднично


Быстро





Осторожно

Таинственно


Стремительно





Мужественно

Уверенно


Молниеносно






Шутливо

Забавно

















Задания литераторам:

1.Как начинаются латинские молитвы, обращённые к матери Христа?

2. Как называется молитва, обращенная к матери? (назовите композитора)

3. Сформулируйте вопросы, которые вы зададите друг другу после исполнения песни.



СПРАВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ АНАЛИЗА МУЗЫКАЛЬНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ



динамика

темп

ритм

лад

тембр

регистр

интонация

(пианиссимо)- очень тихо

Медленно

Ровный


Мажор

(светло

ярко

весело

смело

Нежный


Высокий

Спокойно

Напевно

(пиано)- тихо

Широко

Размеренный

Грубый

Средний

Тревожно

Взволнованно

(меце-пиано) –

не очень тихо

Сдержанно


Упругий

Глухой

Низкий

Плавно

Мелодично

(меце-форте) –

не очень громко

Умеренно


Острый

Звонкий


Энергично

Бодро

(форте)- громко


Подвижно


Пунктирный

Минор

(тускло

грустно

робко)

Сиплый


Весёло

Радостно

(фортиссимо) – очень громко

Живо

Синкопированный



Грустно

Печально

(сфорцандо) -

внезапно громко

Скоро




Торжественно

Празднично


Быстро





Осторожно

Таинственно


Стремительно





Мужественно

Уверенно


Молниеносно






Шутливо

Забавно











Фамилия, имя ____________________________________

Тест: 

  1. Кто написал музыку «Ave Maria» (прослушанную на уроке).

А) В.А. Моцарт В) Ф.Шуберт

Б) Г.Гендель Г) Ф.Лист

  1. Кто из итальянских художников написал более 30 образов Богоматери?

А) Боттичелли Б) Микеланджело

В) Леонардо да Винчи Г) Рафаэль

3. Как называется молитва (прослушанная на уроке), обращенная к Богоматери? (католическая, христианская)

      1.

2.

4. Кто из русских композиторов написал молитву Богоматери?

      А) П. Чайковский                      В) М. Глинка

      Б) С. Прокофьев                         Г) С.В.Рахманинов



Фамилия, имя ____________________________________

Тест: 

  1. Кто написал музыку «Ave Maria» (прослушанную на уроке).

А) В.А. Моцарт В) Ф.Шуберт

Б) Г.Гендель Г) Ф.Лист

  1. Кто из итальянских художников написал более 30 образов Богоматери?

А) Боттичелли Б) Микеланджело

В) Леонардо да Винчи Г) Рафаэль

3. Как называется молитва (прослушанная на уроке), обращенная к Богоматери? (католическая, христианская)

      1.

2.

4. Кто из русских композиторов написал молитву Богоматери?

      А) П. Чайковский                      В) М. Глинка

      Б) С. Прокофьев                         Г) С.В.Рахманинов










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Разработка урока по теме «Образ матери в искусстве».

Автор: Морковкина Любовь Николаевна

Дата: 28.10.2014

Номер свидетельства: 123428

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(164) "Открытый урок в 3 классе на тему "Образ матери в поэзии, музыке, изобразительном искусстве""
    ["seo_title"] => string(80) "otkrytyi_urok_v_3_klasse_na_temu_obraz_materi_v_poezii_muzyke_izobrazitelnom_isk"
    ["file_id"] => string(6) "499162"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1549796373"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(199) "Методическая разработка урока литературы. Русская природа в поэзии А. С. Пушкина. (урок литературы в 6 классе) "
    ["seo_title"] => string(113) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-litieratury-russkaia-priroda-v-poezii-a-s-pushkina-urok-litieratury-v-6-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "137366"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417343279"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(164) "Методическая разработка урока: Вечная тема искусства. «Мира заступница, Матерь всепетая»"
    ["seo_title"] => string(86) "mietodichieskaiarazrabotkaurokaviechnaiatiemaiskusstvamirazastupnitsamatiervsiepietaia"
    ["file_id"] => string(6) "278364"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453057423"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(278) "Обобщение опыта по методической теме «Использование и разработка уроков на основе ИКТ  с целью повышения познавательного интереса учащихся на уроках»"
    ["seo_title"] => string(175) "obobshchieniie-opyta-po-mietodichieskoi-tiemie-ispol-zovaniie-i-razrabotka-urokov-na-osnovie-ikt-s-tsiel-iu-povyshieniia-poznavatiel-nogho-intieriesa-uchashchikhsia-na-urokakh"
    ["file_id"] => string(6) "254731"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1447794690"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(278) "Обобщение опыта по методической теме «Использование и разработка уроков на основе ИКТ  с целью повышения познавательного интереса учащихся на уроках»"
    ["seo_title"] => string(177) "obobshchieniie-opyta-po-mietodichieskoi-tiemie-ispol-zovaniie-i-razrabotka-urokov-na-osnovie-ikt-s-tsiel-iu-povyshieniia-poznavatiel-nogho-intieriesa-uchashchikhsia-na-urokakh-1"
    ["file_id"] => string(6) "254732"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1447794697"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства