Урок музыки в 1 классе
«Сказочные сюжеты в опере»
МОДУЛЬ: Путешествие в мир музыкального театра.
Цель модуля: формирование и развитие музыкальной культуры как части художественной и общей культуры личности каждого учащегося
ТЕМА УРОКА: «Сказочные сюжеты в опере. Опера - сказка»
МИКРОЦЕЛИ УРОКА:
Для ученика
Для учителя
1. Понять, что песенность, танцевальность, маршевость в музыке - путь, который ведет в жанр оперы.
2.Сформировать первичные представления об оперном жанре, в котором герои поют и музыка является главным действующим лицом, соединяющим в опере все номера.
3. Выявить, что сюжетами опер часто становятся сказки. Такая опера называется оперой-сказкой.
4. Познакомиться с двумя хорами из детских опер «Волк и семеро козлят» и «Муха-цокотуха».
5.Сформировать представления о том, что персонажи опер имеют свои яркие музыкальные характеристики – мелодии-темы.
6. Понять, что герои опер могут петь по одному (солисты) и вместе (хор) в сопровождении фортепиано либо оркестра. В операх могут быть эпизоды, когда звучит только инструментальная музыка в исполнении симфонического оркестра. Герои в опере могут танцевать, водить хороводы, играть на музыкальных инструментах.
7. Разучить хор из оперы «Волк и семеро козлят» органично соединив его исполнение с маршировкой, инструментальным сопровождением, четырехручием, изобразительными движениями.
1.Помочь выявить и раскрыть особенности песенной, танцевальной, маршевой музыки.
2. Способствовать формированию представления о том, что музыка объединяет в опере все действие, являясь в опере главной.
3. Донести информацию, что сюжетами опер часто становятся известные сказки.
4.Осуществить анализ двух хоров из опер «Волк и семеро козлят» и «Муха-цокотуха».
5.Сформировать понятие, что музыкальная характеристика персонажа в опере представлена мелодией-темой.
6. Объяснить, что в опере герои могут петь по одному (солисты), вместе (хор), в некоторых эпизодах может звучать только инструментальная музыка.
7.Осуществить анализ хора « Волк и семеро козлят» и разучить его с ребятами.
5.Выявить ЗУН учащихся по теме: «Сказочные сюжеты в опере».
Опорные понятия, термины
Новые понятия, термины
Музыкальный театр. Артисты. Симфонический оркестр, инструментальная музыка. Дирижер. Песенность. Солист. Хор – как коллектив исполнителей.
Опера. Музыкальная характеристика. Хор – как музыкальный жанр.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: Прослушать фрагменты оперы Коваля «Волк и семеро козлят»
ЭТАПЫ УРОКА
МЕТОДИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ
ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
- Организационный момент
Приветствие – распевание, установка готовности к уроку, постановка цели.
- Повторение пройденного материала.
Запускается презентация. Задаются вопросы и даются задания для выявления у детей знаний о музыкальном театре, как доме, в котором всегда звучит музыка. Выявляются особенности звучащей там музыки. Осуществляется проверка усвоения правил поведения в музыкальном театре.
Предлагается тест (раздаются листы с тестом для 3-х уровней).
Учащийся отвечает на вопросы, находящиеся в презентации, согласно уровневым заданиям.
- Актуализация знаний учащихся.
Учащимся предлагается объяснить, что они понимают под понятиями музыкальный театр, артист, симфонический оркестр, инструментальная музыка, дирижер, хор.
Учитель включается в обсуждение, дополняет ответы учащихся.
- Изучение новой темы.
Устное объяснение нового материала строится на основе прослушивания и анализа хора из оперы М.Коваля «Волк и семеро козлят». Заключительного хора из оперы «Муха-цокотуха». Осуществляется знакомство с музыкальной характеристикой персонажей, выраженной через мелодию-тему. Объяснение сопровождается прослушиванием музыки, просмотром видеофрагментов из данных опер. Предлагается по рисункам вспомнить названия сказок, с героями которых можно встретиться в музыкальном театре в операх-сказках, что сказки часто становятся сюжетами опер.
Формируется представление, что вокальные номера (пение) и действие в опере объединяет музыка: петь по одному (солисты) и вместе (хор) в сопровождении фортепиано либо оркестра. В операх могут быть эпизоды, когда звучит только инструментальная музыка в исполнении симфонического оркестра.
Песенность в музыке - путь, который ведет в жанр оперы.
Разучивание хора «Волк и семеро козлят»
Учащийся слушает объяснение нового материала,
Включается в обсуждение.
Слушает и включается в обсуждение, приводит примеры. Учитель как можно больше подчеркивает песенный, напевный характер мелодии при упругом, четком ритмическом рисунке. Отрабатывает одновременные окончания в конце фраз (особенно на закрытых слогах), стремиться к подчеркиванию логических ударений в словах и целых фразах, смягчать произношение окончаний.
Проведение физкультминутки.
Разучив хор из оперы «Волк и семеро козлят» органично соединить его исполнение с маршировкой, инструментальным сопровождением, четырехручием, изобразительными движениями
Учащиеся самостоятельно придумывают варианты движения, передающие содержание песни, и исполняют их вместе с пением.
- Закрепление материала.
Учащимся предлагается просмотреть и прослушать видеофрагмент оперы «Муха-цокотуха», закрепить понятие об опере. Вводится новое значение хора в опере, как музыкального жанра. ( В конце или начале оперы могут звучать данные хоры?) Закрепляется понятие, что музыкальная характеристика персонажа представлена в опере мелодией-темой.
Разыграть с товарищами фрагменты из опер на уроке.
Учитель обращает внимание, что в зависимости от того, о каком персонаже поется, часто меняется темп и динамика, что требует специальной работы над различным характером звуковедения, четкого произношения согласных в конце слов.
Учащиеся обращают внимание на интонацию, изображающую удары в колокол.
- Обобщение урока.
Итак, с какими новыми понятиями мы познакомились сегодня (Опера. Музыкальная характеристика. Хор – как музыкальный жанр).идеоинформация)ни и танца.
Вспоминает, какие новые понятия прошли на уроке.
- Подведение итогов урока.
Комментируются работа учащихся на уроке.
- Задание на дом.
Прослушать фрагменты оперы Коваля «Волк и семеро козлят»
Разучить заключительный хор из оперы