kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка урока "Сказочные сюжеты в опере. Опера - сказка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок музыки в 1 классе

«Сказочные сюжеты в  опере»

МОДУЛЬ: Путешествие в мир музыкального театра.

Цель модуля: формирование и развитие музыкальной культуры как части художественной и общей культуры личности каждого учащегося

ТЕМА УРОКА: «Сказочные сюжеты в опере. Опера - сказка»

МИКРОЦЕЛИ УРОКА:

Для ученика

Для учителя

1. Понять, что песенность, танцевальность, маршевость в музыке  - путь, который ведет в жанр оперы.

2.Сформировать первичные представления  об оперном жанре, в котором герои  поют и музыка является главным действующим лицом, соединяющим в опере все номера. 

3. Выявить, что сюжетами опер  часто становятся сказки. Такая опера называется оперой-сказкой.

4. Познакомиться с двумя хорами из детских опер «Волк и семеро козлят»  и «Муха-цокотуха».

5.Сформировать представления о том, что персонажи опер имеют свои яркие музыкальные характеристики – мелодии-темы.

6. Понять, что герои опер могут петь по одному (солисты) и вместе (хор) в сопровождении фортепиано либо оркестра. В операх могут быть эпизоды, когда звучит только инструментальная музыка в исполнении симфонического оркестра. Герои в опере могут танцевать, водить хороводы, играть на музыкальных инструментах.

7.  Разучить хор из оперы «Волк и семеро козлят» органично соединив его исполнение с маршировкой, инструментальным сопровождением, четырехручием, изобразительными движениями.

1.Помочь выявить и раскрыть особенности песенной, танцевальной, маршевой музыки.

 2. Способствовать формированию представления о том, что  музыка объединяет в  опере все действие, являясь в опере главной.

3. Донести информацию, что сюжетами опер  часто становятся известные сказки.

4.Осуществить анализ двух хоров из опер «Волк и семеро козлят» и «Муха-цокотуха».

5.Сформировать понятие, что музыкальная  характеристика персонажа в опере представлена мелодией-темой.

6. Объяснить, что в опере герои могут петь по одному (солисты), вместе (хор), в некоторых эпизодах может звучать только инструментальная музыка.

7.Осуществить анализ хора  « Волк и семеро козлят» и разучить его с ребятами.

5.Выявить ЗУН учащихся по теме: «Сказочные сюжеты в опере».

Опорные понятия, термины

Новые понятия, термины

Музыкальный театр. Артисты. Симфонический оркестр, инструментальная музыка. Дирижер. Песенность. Солист. Хор – как коллектив исполнителей.

Опера. Музыкальная характеристика. Хор – как музыкальный жанр.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: Прослушать фрагменты  оперы Коваля «Волк и семеро козлят»

 

ЭТАПЫ УРОКА

МЕТОДИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ

  1. Организационный момент

Приветствие – распевание, установка  готовности к уроку, постановка цели.

  1. Повторение пройденного материала.

    Запускается презентация. Задаются вопросы и даются задания для выявления у детей знаний о музыкальном театре, как доме, в котором всегда звучит музыка. Выявляются   особенности звучащей там   музыки. Осуществляется проверка усвоения правил поведения в музыкальном театре.

Предлагается тест  (раздаются листы с тестом для 3-х уровней).

Учащийся отвечает на вопросы, находящиеся в презентации, согласно уровневым заданиям.

  1. Актуализация знаний учащихся.

     Учащимся предлагается объяснить, что они понимают под понятиями музыкальный театр, артист, симфонический оркестр, инструментальная музыка, дирижер, хор.

Учитель включается в обсуждение, дополняет ответы учащихся.

  1. Изучение новой темы.

 

     Устное объяснение нового материала строится на основе прослушивания и анализа  хора из оперы М.Коваля «Волк и семеро козлят». Заключительного хора из оперы «Муха-цокотуха». Осуществляется  знакомство с музыкальной характеристикой персонажей, выраженной через мелодию-тему.  Объяснение сопровождается прослушиванием музыки, просмотром видеофрагментов из данных опер. Предлагается по рисункам вспомнить названия сказок, с героями которых можно встретиться в музыкальном театре в операх-сказках, что сказки   часто становятся  сюжетами опер.

     Формируется представление, что       вокальные номера  (пение) и действие в опере   объединяет музыка: петь по одному (солисты) и вместе (хор) в сопровождении фортепиано либо оркестра. В операх могут быть эпизоды, когда звучит только инструментальная музыка в исполнении симфонического оркестра.

Песенность в музыке  - путь, который ведет в жанр оперы.

Разучивание хора «Волк и семеро козлят» 

Учащийся слушает объяснение нового материала,

Включается в обсуждение.

Слушает и включается в обсуждение, приводит примеры. Учитель как можно больше подчеркивает песенный, напевный характер мелодии при упругом, четком ритмическом рисунке. Отрабатывает одновременные окончания в конце фраз (особенно на закрытых слогах), стремиться к подчеркиванию логических ударений в словах и целых фразах, смягчать произношение окончаний.

Проведение физкультминутки.

  Разучив хор из оперы «Волк и семеро козлят» органично соединить его исполнение с маршировкой, инструментальным сопровождением, четырехручием, изобразительными движениями

Учащиеся самостоятельно придумывают  варианты движения, передающие содержание песни,  и исполняют их вместе с пением.

  1. Закрепление материала.

Учащимся предлагается просмотреть и прослушать видеофрагмент оперы «Муха-цокотуха»,  закрепить понятие об опере. Вводится новое значение   хора в опере, как музыкального жанра. ( В конце или начале оперы могут звучать данные хоры?)   Закрепляется понятие, что музыкальная  характеристика персонажа представлена в опере мелодией-темой.

Разыграть с товарищами фрагменты из опер на уроке.

Учитель обращает внимание, что в зависимости от того, о каком персонаже поется, часто меняется темп и динамика, что требует специальной работы над различным характером звуковедения, четкого произношения согласных в конце слов.

Учащиеся обращают внимание на интонацию, изображающую удары в колокол.

  1. Обобщение урока.

Итак, с какими новыми понятиями мы познакомились сегодня (Опера. Музыкальная характеристика. Хор – как музыкальный жанр).идеоинформация)ни и танца.

Вспоминает, какие новые понятия прошли на уроке.

  1. Подведение итогов урока.

Комментируются работа учащихся на уроке.

 

  1. Задание на дом.

 Прослушать фрагменты  оперы Коваля «Волк и семеро козлят»

 Разучить заключительный хор из оперы

 

 

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока "Сказочные сюжеты в опере. Опера - сказка" »

Урок музыки в 1 классе

«Сказочные сюжеты в опере»



МОДУЛЬ: Путешествие в мир музыкального театра.



Цель модуля: формирование и развитие музыкальной культуры как части художественной и общей культуры личности каждого учащегося

ТЕМА УРОКА: «Сказочные сюжеты в опере. Опера - сказка»





МИКРОЦЕЛИ УРОКА:

Для ученика

Для учителя

1. Понять, что песенность, танцевальность, маршевость в музыке - путь, который ведет в жанр оперы.

2.Сформировать первичные представления об оперном жанре, в котором герои поют и музыка является главным действующим лицом, соединяющим в опере все номера.

3. Выявить, что сюжетами опер часто становятся сказки. Такая опера называется оперой-сказкой.

4. Познакомиться с двумя хорами из детских опер «Волк и семеро козлят» и «Муха-цокотуха».

5.Сформировать представления о том, что персонажи опер имеют свои яркие музыкальные характеристики – мелодии-темы.

6. Понять, что герои опер могут петь по одному (солисты) и вместе (хор) в сопровождении фортепиано либо оркестра. В операх могут быть эпизоды, когда звучит только инструментальная музыка в исполнении симфонического оркестра. Герои в опере могут танцевать, водить хороводы, играть на музыкальных инструментах.

7. Разучить хор из оперы «Волк и семеро козлят» органично соединив его исполнение с маршировкой, инструментальным сопровождением, четырехручием, изобразительными движениями.

1.Помочь выявить и раскрыть особенности песенной, танцевальной, маршевой музыки.

2. Способствовать формированию представления о том, что музыка объединяет в опере все действие, являясь в опере главной.

3. Донести информацию, что сюжетами опер часто становятся известные сказки.

4.Осуществить анализ двух хоров из опер «Волк и семеро козлят» и «Муха-цокотуха».

5.Сформировать понятие, что музыкальная характеристика персонажа в опере представлена мелодией-темой.

6. Объяснить, что в опере герои могут петь по одному (солисты), вместе (хор), в некоторых эпизодах может звучать только инструментальная музыка.

7.Осуществить анализ хора « Волк и семеро козлят» и разучить его с ребятами.

5..Выявить ЗУН учащихся по теме: «Сказочные сюжеты в опере».


Опорные понятия, термины

Новые понятия, термины

Музыкальный театр. Артисты. Симфонический оркестр, инструментальная музыка. Дирижер. Песенность. Солист. Хор – как коллектив исполнителей.

Опера. Музыкальная характеристика. Хор – как музыкальный жанр.



ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: Прослушать фрагменты оперы Коваля «Волк и семеро козлят»



ЭТАПЫ УРОКА

МЕТОДИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ

  1. Организационный момент



Приветствие – распевание, установка готовности к уроку, постановка цели.


  1. Повторение пройденного материала.

Запускается презентация. Задаются вопросы и даются задания для выявления у детей знаний о музыкальном театре, как доме, в котором всегда звучит музыка. Выявляются особенности звучащей там музыки. Осуществляется проверка усвоения правил поведения в музыкальном театре.

Предлагается тест (раздаются листы с тестом для 3-х уровней).

Учащийся отвечает на вопросы, находящиеся в презентации, согласно уровневым заданиям.

  1. Актуализация знаний учащихся.

Учащимся предлагается объяснить, что они понимают под понятиями музыкальный театр, артист, симфонический оркестр, инструментальная музыка, дирижер, хор.


Учитель включается в обсуждение, дополняет ответы учащихся.

  1. Изучение новой темы.


Устное объяснение нового материала строится на основе прослушивания и анализа хора из оперы М.Коваля «Волк и семеро козлят». Заключительного хора из оперы «Муха-цокотуха». Осуществляется знакомство с музыкальной характеристикой персонажей, выраженной через мелодию-тему. Объяснение сопровождается прослушиванием музыки, просмотром видеофрагментов из данных опер. Предлагается по рисункам вспомнить названия сказок, с героями которых можно встретиться в музыкальном театре в операх-сказках, что сказки часто становятся сюжетами опер.



Формируется представление, что вокальные номера (пение) и действие в опере объединяет музыка: петь по одному (солисты) и вместе (хор) в сопровождении фортепиано либо оркестра. В операх могут быть эпизоды, когда звучит только инструментальная музыка в исполнении симфонического оркестра.

Песенность в музыке - путь, который ведет в жанр оперы.

Разучивание хора «Волк и семеро козлят»


Учащийся слушает объяснение нового материала,













Включается в обсуждение.




Слушает и включается в обсуждение, приводит примеры. Учитель как можно больше подчеркивает песенный, напевный характер мелодии при упругом, четком ритмическом рисунке. Отрабатывает одновременные окончания в конце фраз (особенно на закрытых слогах), стремиться к подчеркиванию логических ударений в словах и целых фразах, смягчать произношение окончаний.

Проведение физкультминутки.

Разучив хор из оперы «Волк и семеро козлят» органично соединить его исполнение с маршировкой, инструментальным сопровождением, четырехручием, изобразительными движениями

Учащиеся самостоятельно придумывают варианты движения, передающие содержание песни, и исполняют их вместе с пением.

  1. Закрепление материала.

Учащимся предлагается просмотреть и прослушать видеофрагмент оперы «Муха-цокотуха», закрепить понятие об опере. Вводится новое значение хора в опере, как музыкального жанра. ( В конце или начале оперы могут звучать данные хоры?) Закрепляется понятие, что музыкальная характеристика персонажа представлена в опере мелодией-темой.


Разыграть с товарищами фрагменты из опер на уроке.

Учитель обращает внимание, что в зависимости от того, о каком персонаже поется, часто меняется темп и динамика, что требует специальной работы над различным характером звуковедения, четкого произношения согласных в конце слов.

Учащиеся обращают внимание на интонацию, изображающую удары в колокол.

  1. Обобщение урока.

Итак, с какими новыми понятиями мы познакомились сегодня (Опера. Музыкальная характеристика. Хор – как музыкальный жанр).идеоинформация)ни и танца.

Вспоминает, какие новые понятия прошли на уроке.

  1. Подведение итогов урока .

Комментируются работа учащихся на уроке.


  1. Задание на дом.

Прослушать фрагменты оперы Коваля «Волк и семеро козлят»

Разучить заключительный хор из оперы








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Методическая разработка урока "Сказочные сюжеты в опере. Опера - сказка"

Автор: Ковальчук Елена Вячеславовна

Дата: 18.05.2015

Номер свидетельства: 212929

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Методическая разработка урока "Сказочные сюжеты в балете" "
    ["seo_title"] => string(66) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-skazochnyie-siuzhiety-v-balietie"
    ["file_id"] => string(6) "212925"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1431952639"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства