kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока музыки в 3 классе "Балет – неповторимый мир сказки"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока музыки в 3 классе Ульянченко Ирины Ильиничны

Учитель музыки высшей категории СШ № 7 г.Степногорска, Акмолинской области

  Тема урока: «Балет – неповторимый мир сказки»

   Тип урока: урок творчества

Ход урока:

 I Организационный момент:                                                                                                          

  Музыкальное приветствие «Здравствуйте ребята!»

II Вступительное слово учителя:

  «Эти чарующие мелодии приходят к нам в детстве и остаются с нами на всю жизнь», «Там звуки рождают волшебство», «Ах, какая музыкальная сказка». Все эти выражения о прекрасной и волшебной стране, где живет опера и балет. Встреча с прекрасным – это всегда праздник. А любой праздник начинается с песни.

  Исполнение: «Дружат музыка и дети»  

  То, что все искусства родственны между собой, люди чувствовали уже очень давно. Мифы Древней Греции рассказывают нам о девяти музах, покровительницах искусства. Три из них посвятили себя музыке: Эвтерпа – муза лирической поэзии, Эрато – муза любовных песен и Полигимния – муза священных гимнов. Но небыли чужды музыкальному искусству Каллиопа – муза эпической поэзии, Талия и Мельпомена – покровительницы театра, комедии и трагедии; и, конечно, муза танца Терпсихора.

   Все музы – сестры, и в их родстве – глубокий смысл. Миф о музах заключается в том, что в древности искусства были тесно связаны друг с другом.

      Песня, танец, зрелище… Они встретились и подружились во время народных гуляний, карнавалов, празднеств. Музыкальный театр еще до сцены существовал на улице.  И вот возникла необходимость в создании театров. Существует несколько видов театра: театр юного зрителя, кукольный театр, театр оперы и балета.

III Повторение пройденного материала.

  В каком театре  мы можем увидеть музыкально-театрализованные представления? (в театре оперы и балета) А с какими операми мы с вами знакомились? (опера «Орфей», «Алпамыс», «Садко») Кто автор опер «Орфей», «Алпамыс», «Садко»? На основе чегосоздана опера «Орфей», «Алпамыс», «Садко»?.............................................................................

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока музыки в 3 классе "Балет – неповторимый мир сказки" »

Разработка урока музыки в 3 классе Ульянченко Ирины Ильиничны

Учитель музыки высшей категории СШ № 7 г.Степногорска, Акмолинской области

Тема урока: «Балет – неповторимый мир сказки»

Тип урока: урок творчества

Ход урока:

I Организационный момент:

Музыкальное приветствие «Здравствуйте ребята!»

II Вступительное слово учителя:

«Эти чарующие мелодии приходят к нам в детстве и остаются с нами на всю жизнь», «Там звуки рождают волшебство», «Ах, какая музыкальная сказка». Все эти выражения о прекрасной и волшебной стране, где живет опера и балет. Встреча с прекрасным – это всегда праздник. А любой праздник начинается с песни.

Исполнение: «Дружат музыка и дети»

То, что все искусства родственны между собой, люди чувствовали уже очень давно. Мифы Древней Греции рассказывают нам о девяти музах, покровительницах искусства. Три из них посвятили себя музыке: Эвтерпа – муза лирической поэзии, Эрато – муза любовных песен и Полигимния – муза священных гимнов. Но небыли чужды музыкальному искусству Каллиопа – муза эпической поэзии, Талия и Мельпомена – покровительницы театра, комедии и трагедии; и, конечно, муза танца Терпсихора.

Все музы – сестры, и в их родстве – глубокий смысл. Миф о музах заключается в том, что в древности искусства были тесно связаны друг с другом.

Песня, танец, зрелище… Они встретились и подружились во время народных гуляний, карнавалов, празднеств. Музыкальный театр еще до сцены существовал на улице. И вот возникла необходимость в создании театров. Существует несколько видов театра: театр юного зрителя, кукольный театр, театр оперы и балета.

III Повторение пройденного материала.

В каком театре мы можем увидеть музыкально-театрализованные представления? (в театре оперы и балета) А с какими операми мы с вами знакомились? (опера «Орфей», «Алпамыс», «Садко») Кто автор опер «Орфей», «Алпамыс», «Садко»? На основе чегосоздана опера «Орфей», «Алпамыс», «Садко»?


IV Подготовительный этап к восприятию нового учебного материала.

Мы сегодня с вами продолжим знакомство с балетами, основанными на сказках. Итак, что же мы знаем об этой удивительной, волшебной стране?

1ученик: Французское слово «балет» произошло от итальянского «балетто», что значит «танец», «пляска». История балета начинается в солнечной Италии, где всегда любили искрящиеся весельем танцы. Вот уже 400 лет этим словом называют спектакль, в котором соединились музыка и танец, драматическое и изобразительное искусство. Балет – это мир выразительнейших танцевальных движений, жестов, мимики.

2ученик: Особую роль в балете играет пантомима – язык мимики и жестов. Пантомима дополняет танцевальные движения, помогает лучше передать чувства героев. Греческое слово пантомима означает «все воспроизводящий подражанием». Это движения, жесты, которыми актеры как бы разговаривают друг с другом. При помощи пантомимы передается содержание спектакля, развитие его сюжета. В основе каждого балета лежит какая-либо история, но танцующие не говорят, ни единого слова, они «показывают» ее с помощью жестов и танца.

3ученик: Исполнителей балета называют: балерина, танцовщик, кордебалет (группа танцоров). Над балетным спектаклем работают: композитор, балетмейстер, хореограф (тот, кто придумывает танцевальные движения), сценарист (тот, кто работает над сюжетом), костюмер и многие другие.

4ученик: Драматический замысел балета раскрывает и передает музыка в ее синтезе с хореографией. В танце раскрываются содержание балета, характеры действующих лиц, их мысли, чувства, настроения и поступки. Искусство артистов – балерин и танцовщиков – делает его одухотворенным, осмысленным, поэтически содержательным. Декорации, костюмы воссоздают время и место действия, атмосферу, в которой происходят события.

Итак, что такое балет?

V Введение нового материала.

Конечно, самое главное в балете – союз танца и музыки. Гнев и печаль, любовь и ненависть, счастье и радость – все это могут передать движения танцоров в сочетании с прекрасной музыкой. Балет – неповторимый мир сказки, где главное волшебство совершается не феями и колдунами, а музыкой.

Слушание: П.И.Чайковский «Вальс» из балета «Спящая красавица».

- Что происходит под эту музыку? Где она звучит? (ответы детей)

- А что танцуют? Определите форму произведения - (танец-вальс)

- Как вы определили, что это вальс? (трехдольный размер)

- Какие размеры еще бывают? (ответы детей)

Отхлопать двух-, трех-, и четырех дольные размеры.

VI Работа над музыкальной грамотой:

1. вспомнить название нот

2. определить длительность нот

3. отхлопать размер, связав с нотами и их длительностью

4. спеть полученную мелодию

5. определить ее принадлежность

Распевка: «Маленькой елочке» (исполнение по нотам)

- А какая сказка начинается с того, что в одном доме устраивают елку, приходят все гости и мастер кукол дарит всем детям игрушки.

VII Слушание: П.И.Чайковский «Марш» из балета «Щелкунчик»

- Определите размер и форму музыкального произведения (марш)

VIII Музыкальная разминка: Звучит «Марш» из балета «Щелкунчик»

Задание: Соединить движения марша и отхлопать сильные доли в соответствии с размером.

- Где, в какой момент звучит это произведение?

-А что же происходит дальше?

Краткое содержание балета «Щелкунчик» (… Щелкунчик превращается в красивого юношу и вместе с Машей отправляются в сказочную страну лакомств и сластей. Начинаются танцы)

Танцуют все и все вокруг оживает. Прислушайся и ты увидишь?

IX Слушание: П.И.Чайковский «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик».

Как называется это музыкальное произведение?

Какие музыкальные инструменты нам рассказывают о волшебном превращении? (ответы детей)

Все эти инструменты относятся к симфоническому оркестру, потому что балет исполняет симфонический оркестр. А какие оркестры вы еще знаете? (народный, духовой).

-А кто руководит оркестром? (дирижер)

-А кто сочиняет музыку в балетах? (композитор)

-Кто сочинил балет «Щелкунчик»? «Спящая красавица»?

-На основе чего созданы эти балеты? Конечно П.И.Чайковский на основе сказок «Спящая красавица», и «Щелкунчик и мышиный король» сочинил балеты.

-А вы все сказки знаете?

-А в какой сказке героиня теряет все свои подарки и волшебство ее рушится? (ответы детей) Мы сейчас послушаем, как композитор об этом рассказал в музыке.

X Слушание: С.С.Прокофьев «Вальс и полночь» из балета «Золушка»

Определить изменение в музыке, сопоставить характер музыки с настроением героини.

Работа по карточкам: «радость», «тревога»

Сказку о Золушке читают и любят во всех странах мира. А фильмы про Золушку снимали и германские кинорежиссеры, и польские, и русские, и французские. Сюжет немного видоизменяется, но в каждом фильме Золушка попадает на бал. В русской постановке, когда Золушка попадает на бал, она поет песню и танцует.

Входит героиня сказки и исполняет песню (слушая, определите форму произведения)

- Определите форму этого произведения (песня – танец – полька)

Как мы определили форму? А размер, какой?

XI Музыкальная разминка: «Добрый жук»

(исполнение с танцевальными движениями)

Вот, Золушка мечтала попасть на этот бал и она попала. Все сбывается на свете, если очень захотеть.

XII Исполнение: «Все сбывается на свете» (работа над метроритмической мелодией)

XIII Работа над ритмом: составить ритмическую мозаику на слова строчки из песни (проверить и проанализировать)

Итак, мы сегодня с вами познакомились с фрагментами, каких балетов?

На основе чего созданы балеты «Спящая красавица», «Щелкунчик», «Золушка»? Назовите авторов этих балетов. Как называются фрагменты, которые мы слушали?

XIV Музыкальная загадка:

определить последовательность музыкальных фрагментов


музыкальное произведение

композитор

литературный жанр


«Вальс» из балета

«Спящая красавица»

П.И.Чайковский

сказка


«Вальс» из балета «Щелкунчик»

П.И.Чайковский

сказка


«Вальс» из балета

«Золушка»

С.С.Прокофьев

сказка


Подведение итогов работы учащихся.

XV Рефлексия:

Итак, мы сегодня с вами познакомились с удивительно волшебным и сказочным миром музыкального искусства. Так, что такое балет? Кто принимает участие в исполнении? (балерина, танцовщик, кордебалет, симфонический оркестр, дирижер).

Балет – это союз танца – музыки – пантомимы.

Балеты, с которыми мы познакомились, основаны на сказках. Как заканчиваются сказки, в которых есть и злые и добрые герои?

В сказке бессильно зло

Перед хорошим делом

В сказке всегда везло

Честным, прямым и смелым.

Исполнение: «Сказки гуляют по свету»

Выход детей под музыку


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
Разработка урока музыки в 3 классе "Балет – неповторимый мир сказки"

Автор: Ульянченко Ирина Ильинична

Дата: 20.10.2014

Номер свидетельства: 120949


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства