Разработка урока музыки в 3 классе "Балет – неповторимый мир сказки"
Разработка урока музыки в 3 классе "Балет – неповторимый мир сказки"
Разработка урока музыки в 3 классе Ульянченко Ирины Ильиничны
Учитель музыки высшей категории СШ № 7 г.Степногорска, Акмолинской области
Тема урока: «Балет – неповторимый мир сказки»
Тип урока: урок творчества
Ход урока:
IОрганизационный момент:
Музыкальное приветствие «Здравствуйте ребята!»
IIВступительное слово учителя:
«Эти чарующие мелодии приходят к нам в детстве и остаются с нами на всю жизнь», «Там звуки рождают волшебство», «Ах, какая музыкальная сказка». Все эти выражения о прекрасной и волшебной стране, где живет опера и балет. Встреча с прекрасным – это всегда праздник. А любой праздник начинается с песни.
Исполнение:«Дружат музыка и дети»
То, что все искусства родственны между собой, люди чувствовали уже очень давно. Мифы Древней Греции рассказывают нам о девяти музах, покровительницах искусства. Три из них посвятили себя музыке: Эвтерпа – муза лирической поэзии, Эрато – муза любовных песен и Полигимния – муза священных гимнов. Но небыли чужды музыкальному искусству Каллиопа – муза эпической поэзии, Талия и Мельпомена – покровительницы театра, комедии и трагедии; и, конечно, муза танца Терпсихора.
Все музы – сестры, и в их родстве – глубокий смысл. Миф о музах заключается в том, что в древности искусства были тесно связаны друг с другом.
Песня, танец, зрелище… Они встретились и подружились во время народных гуляний, карнавалов, празднеств. Музыкальный театр еще до сцены существовал на улице. И вот возникла необходимость в создании театров. Существует несколько видов театра: театр юного зрителя, кукольный театр, театр оперы и балета.
IIIПовторение пройденного материала.
В каком театре мы можем увидеть музыкально-театрализованные представления? (в театре оперы и балета) А с какими операми мы с вами знакомились? (опера «Орфей», «Алпамыс», «Садко») Кто автор опер «Орфей», «Алпамыс», «Садко»? На основе чегосоздана опера «Орфей», «Алпамыс», «Садко»?.............................................................................
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Разработка урока музыки в 3 классе "Балет – неповторимый мир сказки" »
Разработка урока музыки в 3 классе Ульянченко Ирины Ильиничны
Учитель музыки высшей категории СШ № 7 г.Степногорска, Акмолинской области
Тема урока: «Балет – неповторимый мир сказки»
Тип урока: урок творчества
Ход урока:
IОрганизационный момент:
Музыкальное приветствие «Здравствуйте ребята!»
IIВступительное слово учителя:
«Эти чарующие мелодии приходят к нам в детстве и остаются с нами на всю жизнь», «Там звуки рождают волшебство», «Ах, какая музыкальная сказка». Все эти выражения о прекрасной и волшебной стране, где живет опера и балет. Встреча с прекрасным – это всегда праздник. А любой праздник начинается с песни.
Исполнение:«Дружат музыка и дети»
То, что все искусства родственны между собой, люди чувствовали уже очень давно. Мифы Древней Греции рассказывают нам о девяти музах, покровительницах искусства. Три из них посвятили себя музыке: Эвтерпа – муза лирической поэзии, Эрато – муза любовных песен и Полигимния – муза священных гимнов. Но небыли чужды музыкальному искусству Каллиопа – муза эпической поэзии, Талия и Мельпомена – покровительницы театра, комедии и трагедии; и, конечно, муза танца Терпсихора.
Все музы – сестры, и в их родстве – глубокий смысл. Миф о музах заключается в том, что в древности искусства были тесно связаны друг с другом.
Песня, танец, зрелище… Они встретились и подружились во время народных гуляний, карнавалов, празднеств. Музыкальный театр еще до сцены существовал на улице. И вот возникла необходимость в создании театров. Существует несколько видов театра: театр юного зрителя, кукольный театр, театр оперы и балета.
IIIПовторение пройденного материала.
В каком театре мы можем увидеть музыкально-театрализованные представления? (в театре оперы и балета) А с какими операми мы с вами знакомились? (опера «Орфей», «Алпамыс», «Садко») Кто автор опер «Орфей», «Алпамыс», «Садко»? На основе чегосоздана опера «Орфей», «Алпамыс», «Садко»?
IV Подготовительный этап к восприятию нового учебного материала.
Мы сегодня с вами продолжим знакомство с балетами, основанными на сказках. Итак, что же мы знаем об этой удивительной, волшебной стране?
1ученик: Французское слово «балет» произошло от итальянского «балетто», что значит «танец», «пляска». История балета начинается в солнечной Италии, где всегда любили искрящиеся весельем танцы. Вот уже 400 лет этим словом называют спектакль, в котором соединились музыка и танец, драматическое и изобразительное искусство. Балет – это мир выразительнейших танцевальных движений, жестов, мимики.
2ученик: Особую роль в балете играет пантомима – язык мимики и жестов. Пантомима дополняет танцевальные движения, помогает лучше передать чувства героев. Греческое слово пантомима означает «все воспроизводящий подражанием». Это движения, жесты, которыми актеры как бы разговаривают друг с другом. При помощи пантомимы передается содержание спектакля, развитие его сюжета. В основе каждого балета лежит какая-либо история, но танцующие не говорят, ни единого слова, они «показывают» ее с помощью жестов и танца.
3ученик: Исполнителей балета называют: балерина, танцовщик, кордебалет (группа танцоров). Над балетным спектаклем работают: композитор, балетмейстер, хореограф (тот, кто придумывает танцевальные движения), сценарист (тот, кто работает над сюжетом), костюмер и многие другие.
4ученик: Драматический замысел балета раскрывает и передает музыка в ее синтезе с хореографией. В танце раскрываются содержание балета, характеры действующих лиц, их мысли, чувства, настроения и поступки. Искусство артистов – балерин и танцовщиков – делает его одухотворенным, осмысленным, поэтически содержательным. Декорации, костюмы воссоздают время и место действия, атмосферу, в которой происходят события.
Итак, что такое балет?
V Введение нового материала.
Конечно, самое главное в балете – союз танца и музыки. Гнев и печаль, любовь и ненависть, счастье и радость – все это могут передать движения танцоров в сочетании с прекрасной музыкой. Балет – неповторимый мир сказки, где главное волшебство совершается не феями и колдунами, а музыкой.
Слушание:П.И.Чайковский «Вальс» из балета «Спящая красавица».
- Что происходит под эту музыку? Где она звучит? (ответы детей)
- А что танцуют? Определите форму произведения - (танец-вальс)
- Как вы определили, что это вальс? (трехдольный размер)
- Какие размеры еще бывают? (ответы детей)
Отхлопать двух-, трех-, и четырех дольные размеры.
VIРабота над музыкальной грамотой:
1. вспомнить название нот
2. определить длительность нот
3. отхлопать размер, связав с нотами и их длительностью
4. спеть полученную мелодию
5. определить ее принадлежность
Распевка:«Маленькой елочке» (исполнение по нотам)
- А какая сказка начинается с того, что в одном доме устраивают елку, приходят все гости и мастер кукол дарит всем детям игрушки.
VIIСлушание:П.И.Чайковский «Марш» из балета «Щелкунчик»
- Определите размер и форму музыкального произведения (марш)
VIIIМузыкальная разминка: Звучит «Марш» из балета «Щелкунчик»
Задание: Соединить движения марша и отхлопать сильные доли в соответствии с размером.
- Где, в какой момент звучит это произведение?
-А что же происходит дальше?
Краткое содержание балета «Щелкунчик» (… Щелкунчик превращается в красивого юношу и вместе с Машей отправляются в сказочную страну лакомств и сластей. Начинаются танцы)
Танцуют все и все вокруг оживает. Прислушайся и ты увидишь?
IXСлушание:П.И.Чайковский «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик».
Как называется это музыкальное произведение?
Какие музыкальные инструменты нам рассказывают о волшебном превращении? (ответы детей)
Все эти инструменты относятся к симфоническому оркестру, потому что балет исполняет симфонический оркестр. А какие оркестры вы еще знаете? (народный, духовой).
-А кто руководит оркестром? (дирижер)
-А кто сочиняет музыку в балетах? (композитор)
-Кто сочинил балет «Щелкунчик»? «Спящая красавица»?
-На основе чего созданы эти балеты? Конечно П.И.Чайковский на основе сказок «Спящая красавица», и «Щелкунчик и мышиный король» сочинил балеты.
-А вы все сказки знаете?
-А в какой сказке героиня теряет все свои подарки и волшебство ее рушится? (ответы детей) Мы сейчас послушаем, как композитор об этом рассказал в музыке.
XСлушание:С.С.Прокофьев «Вальс и полночь» из балета «Золушка»
Определить изменение в музыке, сопоставить характер музыки с настроением героини.
Работа по карточкам: «радость», «тревога»
Сказку о Золушке читают и любят во всех странах мира. А фильмы про Золушку снимали и германские кинорежиссеры, и польские, и русские, и французские. Сюжет немного видоизменяется, но в каждом фильме Золушка попадает на бал. В русской постановке, когда Золушка попадает на бал, она поет песню и танцует.
Входит героиня сказки и исполняет песню (слушая, определите форму произведения)
- Определите форму этого произведения (песня – танец – полька)
Как мы определили форму? А размер, какой?
XI Музыкальная разминка: «Добрый жук»
(исполнение с танцевальными движениями)
Вот, Золушка мечтала попасть на этот бал и она попала. Все сбывается на свете, если очень захотеть.
XIIИсполнение: «Все сбывается на свете» (работа над метроритмической мелодией)
XIIIРабота над ритмом: составить ритмическую мозаику на слова строчки из песни (проверить и проанализировать)
Итак, мы сегодня с вами познакомились с фрагментами, каких балетов?
На основе чего созданы балеты «Спящая красавица», «Щелкунчик», «Золушка»? Назовите авторов этих балетов. Как называются фрагменты, которые мы слушали?
XIVМузыкальная загадка:
определить последовательность музыкальных фрагментов
№
музыкальное произведение
композитор
литературный жанр
«Вальс» из балета
«Спящая красавица»
П.И.Чайковский
сказка
«Вальс» из балета «Щелкунчик»
П.И.Чайковский
сказка
«Вальс» из балета
«Золушка»
С.С.Прокофьев
сказка
Подведение итогов работы учащихся.
XVРефлексия:
Итак, мы сегодня с вами познакомились с удивительно волшебным и сказочным миром музыкального искусства. Так, что такое балет? Кто принимает участие в исполнении? (балерина, танцовщик, кордебалет, симфонический оркестр, дирижер).
Балет – это союз танца – музыки – пантомимы.
Балеты, с которыми мы познакомились, основаны на сказках. Как заканчиваются сказки, в которых есть и злые и добрые герои?