kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка урока по литературе для 5 класса по теме "Добро из добра явилось" по сказке А.П. Платонова “Волшебное кольцо”."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема:  “Добро из добра явилось” по сказке А.П.  Платонова “Волшебное кольцо”.

Цель: осмысление содержания сказки и решение проблемы выбора   героями жизненного

            пути.

Оборудование: Портрет Андрея Платонова, иллюстрации учащихся к сказкам писателя,

                           детали костюмов (платок, рубаха, корона, кольцо).

Задачи: 

  • рассмотреть специфические свойства волшебной сказки: выразительность и красоту речи, яркостью вымысла (чудесными предметами), противоборство злых и добрых сил, непременной победой добра;

·роль образа-символа кольца в сказке;

  • создать эмоциональную атмосферу на уроке посредством презентации, костюмов;
  • способствовать нравственному развитию учащихся, формированию у них гуманного отношения к животным, к старшим; 
  • расширить представления учащихся о роли детали в раскрытии авторской позиции;
  • способствовать развитию устной речи учащихся, умения давать развёрнутые аргументированные ответы на вопросы.

Ход урока

Вступительное слово:  объявление темы урока, постановка целей и задач, запись темы в рабочие тетради по литературе.

Слайд № 2

(В самом начале урока тихо звучит музыка из телепередачи «В гостях у сказки».

На интердоске картинка с теремком и тема урока сверху, а цель внизу.

- Тему записать.  Ребята, обращение к сказке — это всегда праздник. Мы ещё не умели читать, а уже с интересом слушали сказки.

-«Волшебное кольцо» - это сказка – творение народа, писатель её по-своему пересказал.

- Условно вы поделились на 3 группы. В течение урока будете задавать противоположным командам вопросы, дополнять ответы. В конце урока оцените друг друга.

- Команда Семёна, команда Скоропеи, команда Кошки  Собаки.   

- Ребята,  сказка «Волшебное кольцо» бытовая, волшебная или сказка о животных?

- Какие признаки волшебной сказки мы здесь наблюдаем?                        

+яркость вымысла (исполнение желаний с помощью волшебного                 появляются на

   кольца, необычные для реальной жизни желания: хрустальный мост),       доске: мост,

+ чудесные предметы (кольцо, хрустальный мост),                                           кольцо, дворец.

+ противоборство злых и добрых сил, непременная победа добра.

Слайд № 3 по ходу ответов

- Герои сказки «Волшебное кольцо» перед нами. Каждый из них  расскажет о

   себе. Если у  героев возникнут затруднения, ребята,  помогите им, а противоположные команды задавайте вопросы ответчикам.

- Итак, кто главный герой сказки? (Семён).

- Здравствуйте, Семён! Мы рады вас приветствовать.  Расскажите о себе.

Рассказ Семёна.

Вопросы к классу:

- Любители сказок, о чём бы вы хотели  спросить Семёна?

- Сказка поддерживает Семёна всеми своими чудесными силами.

- Подберите имена прилагательные для характеристики Семёна (после ответов детей на

  доске появляется Семён и прилагательные вокруг него, как лучики солнца).

 Слайд № 4

Слайд № 5

ИГРАЕМ В СЫЩИКОВ:  «Найди хозяина вещей» (на доске название игры)

  1. Сундуки с приданым.
  2. Копейка.
  3. Верёвка и кнут.
  4. Мост.
  5. Котлеты.
  6. 12 молодцев.
  7. Сети рыболовные.
  8. Золотые парчовые штаны.
  9. Солома в углу избы.

- Молодцы! Здравствуйте, Кошка и Собака.  Вопросы кошке и собаке.

+ Вы дружно живёте? Доверяете друг другу?

+ Что заставило вас рисковать жизнью ради Семёна?

- Вы сделали ему добро, отплатили добром за добро! Вы молодцы!

- Скоропея, здравствуй!  Расскажи о себе.

+ Легко тебе было принять решение – отдать кольцо Семёну?

+ Ты пожалела об этом поступке?

- Кто желал зла Семёну?

Слайд № 6

(на доске появляется слово «скарабей», «Аспид», «кольцо» - и толкование этих слов)

- Запишем эти слова и их толкования в тетради.

- Что появилось у Семёна вместе с волшебным кольцом?  (богатство, но и горе, разочарование в любви).

- Волшебное  кольцо - это образ – символ, например – посох деда Мороза. Много сказок с волшебным кольцом.

- Какую помощь ещё кольцо оказывает положительному герою? (В борьбе со Злом, воспитывать в нас доброту).

Слайд № 7 (на доске появляется надпись «Всё возвращается на круги своя»)

- Вы слышали выражение: «Всё возвращается на круги своя»?

- Можно сказать, что кольцо завершило круг зла, чтоб наказать за плохие поступки?

(От кого зло пришло, к тому и вернулось, но  с большей силой:  Аспид превратился в змею

  и в человека он уже никогда не превратится, а царевне жить с этим змеем).

- Семён, ты сказал маме, что “добро … явилось из добра”, как понимать твои слова?

Слайд № 8

ИГРА. (На доске слово викторина «Узнай героя», по щелчку вылетают вопросы и

               после - ответы)

- Поиграем в викторину “Узнай  героя». (Учащиеся читают характеристики главных героев и угадываю их).  

  • Чьи это слова: «Да там и мыши с голоду подохли!»
  • С ним Семён встречался 3 раза.
  • Из блюдца брызги летят, чай проливается, а чай с сахаром. Кто так некультурно чай пил.
  • Обратился в молодца, приблизился к царевне, протянул ей руку…
  • Надкусила ей ухо, научила уму-разуму…
  • Возвращалась на тюремную ограду, ходит поверху, глядит…
  • И не мог он обратиться в молодца, потому что не проходила в нём злоба на царевну…

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОК

- Что же объединяет всех главных героев сказки Платонова? (всех их объединяет

  стремление к справедливости, желание добиться счастья прежде всего с помощью

  собственных сил, высоких душевных качеств, стремление жить в мире и согласии.

Слайд № 9 (Все пословицы выходят на доску).

- Ребята, вы согласны с высказыванием Александра Сергеевича Пушкина:

"Что за прелесть эти сказки!."

- Ребята, на что похоже выражение “Добро из добра явилось”? (На пословицу).

- Народная мудрость богата поговорками, пословицами, прочитайте пословицы:

“Один в поле не воин» -  в народных и авторских сказках герои действуют сообща.

«Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок».

«Один за всех, все – за одного».

- ОЦЕНИТЕ ДРУГ ДРУГА

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

- Юные любители сказок!  Дома, пожалуйста, напишите мини-сочинение «Я обладатель волшебного кольца», подумайте, какие поступки и желания достойны уважения.

- Уверена, справитесь.

Слайд № 10

(Слова А.С. Пушкина на доске и слово «Спасибо за внимание и понимание» с уважением учитель из села Ратта Юлия Викторовна Дмитриевских)

Спасибо! Молодцы!

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«жетоны на урок»

Просмотр содержимого документа
«конспект урока»

Тема: “Добро из добра явилось” по сказке А.П. Платонова “Волшебное кольцо”.

Цель: осмысление содержания сказки и решение проблемы выбора героями жизненного

пути.


Оборудование: Портрет Андрея Платонова, иллюстрации учащихся к сказкам писателя,

детали костюмов (платок, рубаха, корона, кольцо).



Задачи:

  • рассмотреть специфические свойства волшебной сказки: выразительность и красоту речи, яркостью вымысла (чудесными предметами), противоборство злых и добрых сил, непременной победой добра;

  • роль образа-символа кольца в сказке;
  • создать эмоциональную атмосферу на уроке посредством презентации, костюмов;

  • способствовать нравственному развитию учащихся, формированию у них гуманного отношения к животным, к старшим;

  • расширить представления учащихся о роли детали в раскрытии авторской позиции;

  • способствовать развитию устной речи учащихся, умения давать развёрнутые аргументированные ответы на вопросы.

Ход урока

Вступительное слово: объявление темы урока, постановка целей и задач, запись темы в рабочие тетради по литературе.

Слайд № 2

(В самом начале урока тихо звучит музыка из телепередачи «В гостях у сказки».

На интердоске картинка с теремком и тема урока сверху, а цель внизу.


- Тему записать. Ребята, обращение к сказке — это всегда праздник. Мы ещё не умели читать, а уже с интересом слушали сказки.

-«Волшебное кольцо» - это сказка – творение народа, писатель её по-своему пересказал.


- Условно вы поделились на 3 группы. В течение урока будете задавать противоположным командам вопросы, дополнять ответы. В конце урока оцените друг друга.


- Команда Семёна, команда Скоропеи, команда Кошки Собаки.


- Ребята, сказка «Волшебное кольцо» бытовая, волшебная или сказка о животных?

- Какие признаки волшебной сказки мы здесь наблюдаем?

+яркость вымысла (исполнение желаний с помощью волшебного появляются на

кольца, необычные для реальной жизни желания: хрустальный мост), доске: мост,

+ чудесные предметы (кольцо, хрустальный мост), кольцо, дворец.

+ противоборство злых и добрых сил, непременная победа добра.

Слайд № 3 по ходу ответов


- Герои сказки «Волшебное кольцо» перед нами. Каждый из них расскажет о

себе. Если у героев возникнут затруднения, ребята, помогите им, а противоположные команды задавайте вопросы ответчикам.

- Итак, кто главный герой сказки? (Семён).

- Здравствуйте, Семён! Мы рады вас приветствовать. Расскажите о себе.


Рассказ Семёна.

Вопросы к классу:


- Любители сказок, о чём бы вы хотели спросить Семёна?


- Сказка поддерживает Семёна всеми своими чудесными силами.


- Подберите имена прилагательные для характеристики Семёна (после ответов детей на

доске появляется Семён и прилагательные вокруг него, как лучики солнца).

Слайд № 4


Слайд № 5

ИГРАЕМ В СЫЩИКОВ: «Найди хозяина вещей» (на доске название игры)

  1. Сундуки с приданым.

  2. Копейка.

  3. Верёвка и кнут.

  4. Мост.

  5. Котлеты.

  6. 12 молодцев.

  7. Сети рыболовные.

  8. Золотые парчовые штаны.

  9. Солома в углу избы.


- Молодцы! Здравствуйте, Кошка и Собака. Вопросы кошке и собаке.

+ Вы дружно живёте? Доверяете друг другу?

+ Что заставило вас рисковать жизнью ради Семёна?


- Вы сделали ему добро, отплатили добром за добро! Вы молодцы!


- Скоропея, здравствуй! Расскажи о себе.

+ Легко тебе было принять решение – отдать кольцо Семёну?

+ Ты пожалела об этом поступке?


- Кто желал зла Семёну?

Слайд № 6

(на доске появляется слово «скарабей», «Аспид», «кольцо» - и толкование этих слов)


- Запишем эти слова и их толкования в тетради.


- Что появилось у Семёна вместе с волшебным кольцом? (богатство, но и горе, разочарование в любви).


- Волшебное кольцо - это образ – символ, например – посох деда Мороза. Много сказок с волшебным кольцом.


- Какую помощь ещё кольцо оказывает положительному герою? (В борьбе со Злом, воспитывать в нас доброту).


Слайд № 7 (на доске появляется надпись «Всё возвращается на круги своя»)

- Вы слышали выражение: «Всё возвращается на круги своя»?

- Можно сказать, что кольцо завершило круг зла, чтоб наказать за плохие поступки?

(От кого зло пришло, к тому и вернулось, но с большей силой: Аспид превратился в змею

и в человека он уже никогда не превратится, а царевне жить с этим змеем).


- Семён, ты сказал маме, что “добро … явилось из добра”, как понимать твои слова?


Слайд № 8

ИГРА. (На доске слово викторина «Узнай героя», по щелчку вылетают вопросы и

после - ответы)

- Поиграем в викторину “Узнай героя». (Учащиеся читают характеристики главных героев и угадываю их).

  • Чьи это слова: «Да там и мыши с голоду подохли!»

  • С ним Семён встречался 3 раза.

  • Из блюдца брызги летят, чай проливается, а чай с сахаром. Кто так некультурно чай пил.

  • Обратился в молодца, приблизился к царевне, протянул ей руку…

  • Надкусила ей ухо, научила уму-разуму…

  • Возвращалась на тюремную ограду, ходит поверху, глядит…

  • И не мог он обратиться в молодца, потому что не проходила в нём злоба на царевну…


ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОК


- Что же объединяет всех главных героев сказки Платонова? (всех их объединяет

стремление к справедливости, желание добиться счастья прежде всего с помощью

собственных сил, высоких душевных качеств, стремление жить в мире и согласии.


Слайд № 9 (Все пословицы выходят на доску).

- Ребята, вы согласны с высказыванием Александра Сергеевича Пушкина:

"Что за прелесть эти сказки!.."


- Ребята, на что похоже выражение “Добро из добра явилось”? (На пословицу).

- Народная мудрость богата поговорками, пословицами, прочитайте пословицы:

“Один в поле не воин» - в народных и авторских сказках герои действуют сообща.

«Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок».

«Один за всех, все – за одного».


- ОЦЕНИТЕ ДРУГ ДРУГА


ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:


- Юные любители сказок! Дома, пожалуйста, напишите мини-сочинение «Я обладатель волшебного кольца», подумайте, какие поступки и желания достойны уважения.


- Уверена, справитесь.

Слайд № 10

(Слова А.С. Пушкина на доске и слово «Спасибо за внимание и понимание» с уважением учитель из села Ратта Юлия Викторовна Дмитриевских)


Спасибо! Молодцы!


















Просмотр содержимого презентации
«урок литературы»

2 Тема:  “Добро из добра явилось”  по сказке А.П. Платонова  “Волшебное  кольцо”.                    5 класс  Цель: осмысление содержания сказки и решение проблемы выбора  героями жизненного пути. МОУ РШИ ООО им. С.И. Ирикова Учитель русского языка и литературы Дмитриевских Юлия Викторовна

2

Тема: “Добро из добра явилось” по сказке А.П. Платонова “Волшебное кольцо”.

5 класс

Цель: осмысление содержания сказки и решение проблемы выбора

героями жизненного пути.

МОУ РШИ ООО им. С.И. Ирикова Учитель русского языка и литературы

Дмитриевских Юлия Викторовна

Волшебные предметы:  кольцо  мост  дворец    3

Волшебные предметы: кольцо мост дворец

3

Добрый ответственный справедливый бескорыстный   душевный оптимистичный   заботливый   терпеливый   4

Добрый

ответственный

справедливый

бескорыстный

душевный

оптимистичный

заботливый

терпеливый

4

Солома в углу избы. ИГРАЕМ В СЫЩИКОВ: «Найди хозяина вещей» 5  Сети рыболовные 12 молодцев Копейка Верёвка, кнут. Котлеты Мост Сундуки с приданым

Солома в углу избы.

ИГРАЕМ В СЫЩИКОВ: «Найди хозяина вещей»

5

Сети рыболовные

12 молодцев

Копейка

Верёвка, кнут.

Котлеты

Мост

Сундуки с приданым

Заглянем же,   как Пушкин встарь,  в толковый наш словарь   6  «Скарабей» - изображение священного жука на монетах.  Монеты или камни с изображением жука.  Священное волшебное животное.  «Аспид»  - ядовитая змея. Укус смертелен для человека.  «кольцо» - предмет в форме окружности.  То, что окружает, замыкает. Круговой. (ЗАПОМНИТЬ)

Заглянем же, как Пушкин встарь, в толковый наш словарь

6

«Скарабей» - изображение священного жука на монетах.

Монеты или камни с изображением жука.

Священное волшебное животное.

«Аспид» - ядовитая змея. Укус смертелен для человека.

«кольцо» - предмет в форме окружности.

То, что окружает, замыкает. Круговой. (ЗАПОМНИТЬ)

К справедливости;  быть счастливыми,  жить в мире и согласии. «Всё возвращается   на круги своя» 7

К справедливости;

быть счастливыми,

жить в мире и согласии.

«Всё возвращается на круги своя»

7

8                    викторина «Узнай героя»              Ответы Вопросы Чьи это слова? Цитаты «Да там и мыши с голоду подохли!» О ком речь? С ним Семён встречался три раза. Кто так некультурно чай пил? Из блюдца брызги летят, чай проливается, а чай с сахаром. Кто кому руку протянул? Обратился в молодца, приблизился, к царевне, протянул ей руку… О ком это? О ком это? Надкусила ей ухо, научила уму-разуму… О ком это? Возвращалась на тюремную ограду, ходит поверху, глядит… И не мог он обратиться в молодца, потому что не проходила в нём злоба на царевну…    Мамы О мужике, который мучил животных Царь с царицей Аспид царской дочке Кошка мышке Кошка Об Аспиде

8

викторина «Узнай героя»

Ответы

Вопросы

Чьи это слова?

Цитаты

«Да там и мыши с голоду подохли!»

О ком речь?

С ним Семён встречался три раза.

Кто так некультурно чай пил?

Из блюдца брызги летят, чай проливается, а чай с сахаром.

Кто кому руку протянул?

Обратился в молодца, приблизился, к царевне, протянул ей руку…

О ком это?

О ком это?

Надкусила ей ухо, научила уму-разуму…

О ком это?

Возвращалась на тюремную ограду, ходит поверху, глядит…

И не мог он обратиться в молодца, потому что не проходила в нём злоба на царевну…  

Мамы

О мужике, который мучил животных

Царь с царицей

Аспид царской дочке

Кошка мышке

Кошка

Об Аспиде

Пословицы 9 “ Один в поле  не воин»

Пословицы

9

“ Один в поле

не воин»

"Что за прелесть эти сказки!.."

«Один за всех, все – за одного»

«Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам

урок».

«Спасибо за внимание и понимание» с уважением учитель Юлия Викторовна Дмитриевских

«Спасибо за внимание и понимание»

с уважением учитель Юлия Викторовна Дмитриевских


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Дмитриевских Юлия Викторовна

Дата: 26.02.2015

Номер свидетельства: 179019


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства