Тема урока:
«Музыкальная живопись и живописная музыка».
Цель: - познакомить с направлением в искусстве – импрессионизм.
Задачи:
- образовательные – познакомить с историей создания инструментов; показать, что музыка имеет свои краски, в том числе тембровые; дать представление учащимся об особенностях импрессионизма в живописи и музыке; формирование умений следить за развитием музыкального образа через средства музыкальной выразительности.
- развивающие – развитие тембрового восприятия слуха; овладение вокально-хоровыми навыками.
-воспитательные – воспитывать интерес к музыкальному искусству.
Ход урока:
1. На прошлом уроке мы начали разговор о музыкальных красках-тембрах. Сегодня мы продолжим эту тему, поговорим об истории создании струнных инструментах и о необыкновенном направлении в искусстве - импрессионизм.
Запишите в тетрадях тему урока: «Музыкальная живопись и живописная музыка».
- Что такое тембр? (Тембр - музыкально- выразительное средство, особая окраска звука, характер, свойственный инструменту или голосу.)
На экране вы видите две похожие картины. Одна изображена в чёрно-белых тонах, а другая яркая и красочная, т. е. на второй картине явно мы видим преобладание цвета, красок.
В музыке происходит то же самое - одна и та же мелодия будет звучать по-разному. Например: в исполнении фортепиано или оркестра, гитары или органа. То есть появляется другая окраска звучания-тембра, более яркая, красочная, насыщенная.
- От чего зависит тембр? Ответ детей: зависит тембр от многих причин. От материала, из которого сделан инструмент (деревянный или духовой); от того, каким способом извлекается звук (духовые, ударные, струнные, смычковые или щипковые); от размеров инструмента.
Среди всех музыкальных инструментов самый красивый, самый выразительный и волнующий звук у струнных. Праматерью всех струнных является арфа. Появилась она на самой заре человеческой культуры. Случилось это, возможно, так: однажды, натягивая тетиву лука, охотник заметил, что она красиво звучит. Тогда он решил натянуть ещё одну тетиву, так и получились уже два музыкальных звука разной величины. Можно было сыграть простую мелодию. Это было великое открытие - возник первый струнный щипковый инструмент.
Итак, роль тембровой окраски в музыке очень большая. Используя музыкальные краски (тембровые, ладовые, ритмические, динамические), композиторы создают музыкальные образы и картины. Музыка часто вызывает в нашем воображении разные картины.
- Назовите тему второго полугодия? ( Ответ детей. Тема второго полугодия: «Музыка и изобразительное искусство».)
- Я хотела бы, чтобы вы вспомнили и назвали жанры встречающие в живописи. И в этом нам поможет стихотворение Э. Успенского, которое называется
« О картинах».
Мы перечисли три основных жанра в живописи: портрет, натюрморт, пейзаж. В музыке тоже есть пейзаж.
Музыкальный пейзаж – это « пейзаж настроения», в котором выразительность интонаций сливается с изобразительными подробностями музыкального языка.
Создание многих пейзажных образов принадлежит художественному направлению в искусстве – импрессионизму.
2. Знакомство с направлением в искусстве – импрессионизм.
Во второй половине 19 века в европейском искусстве появляется направление импрессионизм.
Впервые этот термин появился в 1874 году, когда состоялась первая выставка импрессионистов. Пытаясь избежать монотонности в названиях своих картин, французский художник Клод Моне озаглавил одну из них необычно: «Впечатление. Восходящее солнце».
Музыкальный критик Леруа в сатирическом отчёте зло высмеял этих мазил – « впечатленщиков».
Они же признали правильной уничижительную кличку и увековечили её в истории культуры.
Импрессионизм - (от фр. – впечатление) – художественное направление, сложившееся в Западной Европе, в последней четверти 19 – начале 20 века.
- Посмотрите внимательно на репродукции картин художников импрессионистов, которые будут представлены на экране, и отметьте, что характерно для всех авторов?
Итак: движение импрессионистов создавали Э. Мане, К. Моне,
К. Писсаро, О. Ренуар. (Ответы детей).
Живописность присутствует даже в названии произведений композиторов – импрессионистов: например, «Ветер на равнине», «Шаги на снегу», « Паруса» (всё это названия прелюдий К. Дебюсси), « Чудесный вечер», « Лунный свет», «Сентиментальный пейзаж» (романсы К. Дебюсси), « Игра воды», «Отражения» (фортепианные пьесы М. Равеля), « Впечатления от природы» (оркестровые циклы Джана Малипьеро).
Признанной главой импрессионистов в музыке был французский композитор, пианист, дирижёр, музыкальный критик Клод Ашиль Дебюсси (1862 – 1918). «Художник, который рисует звуками» - так, называли К. Дебюсси. Его звукопись была близка манере письма К. Моне, Писарро и других художников, его современников.
Дебюсси так же, как и художники – импрессионисты, стремился передавать свои впечатления от окружающего его мира.
Не случайно композитор назвал свою симфоническую сюиту так: «Ноктюрны» с этюдами в серых тонах. Музыкант, как и его друг, художник, искал комбинацию красок – только звуковых, способных передать одного и того же цвета.
« Ноктюрны» - это пьеса, состоящая из трёх произведений: «Облака», « Празднества», « Сирены».
Вопросы для обсуждения:
1. Каково ваше впечатление?
2. Тембровые краски, каких групп инструментов симфонического оркестра использовал в своей картине композитор (струнные, медные духовые, деревянные духовые, ударные)?
3. Опишите мелодию, охарактеризуйте её с помощью эмоциональных терминов, которые даны на экране (выбрать точно соответствующие данному произведению).
Слушание. К. Дебюсси « Празднества».
(Ответы детей).
Сам композитор писал о своих « Празднества»: « Это движение, пляшущий ритм атмосферы со взрывами внезапного света. Это праздник, смешение музыки со светящейся пылью».
Ещё одно произведение К. Дебюсси – « Лунный свет». Строки из стихотворения С. Малларме « Явление» могут быть отнесены к музыке К. Дебюсси – яркого и последовательного выразителя неуловимых чудес природы:
Луна печалилась. Смычками в забытьи
Водили ангелы. Из трепетной груди
Виол в тиши цветов рождался плач горючий
То белых, как туман, то голубых созвучий.
Слушание. К. Дебюсси «Лунный свет».
Вопросы для обсуждения:
1. Какое настроение и какой образ создаёт у слушателей музыка?
2. Опишите мелодию, охарактеризуйте её с помощью эмоциональных терминов, которые даны на экране (выбрать точно соответствующие данному произведению) ?
Пленительная лунная ночь, полная волшебного очарования, таинственная, загадочная – образ этой музыки.
Самопроверка характеристики мелодий двух музыкальных произведений.
Музыка К. Дебюсси красочная, нарядная, воздушная. Дебюсси был выдающимся мастером звуковой живописи. Он писал множество картин для симфонического оркестра, фортепиано и голоса.