kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока по музыке "Музыкальная живопись и живописная музыка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока:
 «Музыкальная живопись и живописная музыка».

Цель: - познакомить с направлением в искусстве – импрессионизм.
Задачи:
 - образовательные – познакомить с историей создания инструментов; показать, что музыка имеет свои краски, в том числе тембровые; дать представление учащимся об особенностях импрессионизма в живописи и музыке; формирование умений следить за развитием музыкального образа через средства музыкальной выразительности.
- развивающие – развитие тембрового восприятия слуха; овладение вокально-хоровыми навыками.
-воспитательные – воспитывать интерес к музыкальному искусству.

                         Ход урока:  
1. На прошлом уроке мы начали разговор о музыкальных красках-тембрах. Сегодня мы продолжим эту тему, поговорим об истории создании струнных инструментах и о необыкновенном  направлении в искусстве -  импрессионизм.
      Запишите в тетрадях тему урока: «Музыкальная живопись и живописная музыка».
- Что такое тембр? (Тембр - музыкально- выразительное средство, особая окраска звука, характер, свойственный инструменту или голосу.)
      На экране вы видите две похожие картины. Одна изображена в чёрно-белых тонах, а другая яркая и красочная, т. е. на второй картине явно мы видим преобладание цвета, красок.
      В музыке происходит то же самое - одна и та же мелодия  будет звучать по-разному. Например: в исполнении фортепиано или оркестра, гитары или органа. То есть появляется другая окраска звучания-тембра, более яркая, красочная, насыщенная.
        - От чего зависит тембр? Ответ детей: зависит тембр от многих причин. От материала, из которого сделан инструмент (деревянный или духовой); от того, каким способом извлекается звук (духовые, ударные, струнные, смычковые или щипковые); от размеров инструмента.
        Среди всех музыкальных инструментов самый красивый, самый выразительный и волнующий звук у струнных. Праматерью всех струнных является арфа. Появилась она на самой заре человеческой культуры. Случилось это, возможно, так: однажды, натягивая тетиву лука, охотник заметил, что она красиво звучит. Тогда он решил натянуть ещё одну тетиву, так и получились уже два музыкальных звука разной величины. Можно было сыграть простую мелодию. Это было великое открытие - возник первый струнный щипковый инструмент. 
         Итак, роль тембровой окраски в музыке очень большая. Используя музыкальные краски (тембровые, ладовые, ритмические, динамические), композиторы создают музыкальные образы и картины. Музыка часто вызывает в нашем воображении разные картины.
     - Назовите тему второго полугодия? ( Ответ детей. Тема второго полугодия: «Музыка и изобразительное искусство».)
       - Я хотела бы, чтобы вы вспомнили и назвали жанры встречающие  в живописи. И в этом нам поможет стихотворение Э. Успенского, которое называется
                               « О картинах».
 Мы перечисли три основных жанра в живописи: портрет, натюрморт, пейзаж. В музыке тоже есть пейзаж.
 Музыкальный пейзаж – это « пейзаж настроения», в котором выразительность интонаций сливается с изобразительными подробностями музыкального языка.
       Создание многих пейзажных образов принадлежит художественному направлению в искусстве – импрессионизму.


2. Знакомство с направлением в искусстве – импрессионизм.

Во второй половине 19 века в европейском  искусстве появляется направление импрессионизм.
   Впервые этот термин появился в 1874 году, когда состоялась первая выставка импрессионистов. Пытаясь избежать монотонности в названиях своих картин, французский художник Клод Моне озаглавил одну из них необычно: «Впечатление. Восходящее солнце».
     Музыкальный критик Леруа в сатирическом отчёте зло высмеял этих мазил – « впечатленщиков».
    Они же признали правильной уничижительную кличку и увековечили её в истории культуры. 
     Импрессионизм -  (от фр. – впечатление) – художественное направление, сложившееся в Западной Европе, в последней четверти 19 – начале 20 века.
     - Посмотрите внимательно на репродукции картин художников импрессионистов, которые будут представлены на экране, и отметьте, что характерно для всех авторов? 
     Итак: движение импрессионистов создавали Э. Мане, К. Моне, 
К. Писсаро, О. Ренуар. (Ответы детей).
       
       Живописность присутствует даже в названии произведений композиторов – импрессионистов: например, «Ветер на равнине», «Шаги на снегу», « Паруса» (всё это названия прелюдий К. Дебюсси), « Чудесный вечер», « Лунный свет», «Сентиментальный пейзаж» (романсы К. Дебюсси), « Игра воды», «Отражения» (фортепианные пьесы М. Равеля), « Впечатления от природы» (оркестровые циклы Джана Малипьеро).
      Признанной главой импрессионистов в музыке был французский композитор, пианист, дирижёр, музыкальный критик Клод Ашиль Дебюсси (1862 – 1918). «Художник, который рисует звуками» - так, называли К. Дебюсси. Его звукопись была близка манере письма К. Моне, Писарро и других художников, его современников.
       Дебюсси так же, как и художники – импрессионисты, стремился передавать свои впечатления от окружающего его мира.
Не случайно композитор назвал свою симфоническую сюиту так: «Ноктюрны» с этюдами в серых тонах. Музыкант, как и его друг, художник, искал комбинацию красок – только звуковых, способных передать одного и того же цвета.
      « Ноктюрны» - это пьеса, состоящая из трёх произведений: «Облака», « Празднества», « Сирены».
        Вопросы для обсуждения: 
1. Каково ваше впечатление?
2. Тембровые краски, каких групп инструментов симфонического оркестра  использовал в своей картине композитор (струнные, медные духовые, деревянные духовые, ударные)?
3. Опишите мелодию, охарактеризуйте её с помощью эмоциональных терминов, которые даны на экране (выбрать точно соответствующие данному произведению).
       Слушание. К. Дебюсси « Празднества».
         (Ответы детей).
    Сам композитор писал о своих « Празднества»: « Это движение, пляшущий ритм атмосферы со взрывами внезапного света. Это праздник, смешение музыки со светящейся пылью».
     Ещё одно произведение К. Дебюсси – « Лунный свет». Строки из стихотворения С. Малларме « Явление» могут быть отнесены к музыке К. Дебюсси – яркого и последовательного выразителя неуловимых чудес природы:
        
          Луна печалилась. Смычками в забытьи 
          Водили ангелы. Из трепетной груди
          Виол в тиши цветов рождался плач горючий
          То белых, как туман, то голубых созвучий.
Слушание. К. Дебюсси «Лунный свет».
     Вопросы для обсуждения:
1. Какое настроение и какой образ создаёт у слушателей музыка?
2. Опишите мелодию, охарактеризуйте её с помощью эмоциональных терминов, которые даны на экране (выбрать точно соответствующие данному произведению) ?
      Пленительная лунная ночь, полная волшебного очарования, таинственная, загадочная – образ этой музыки.
      Самопроверка характеристики мелодий двух музыкальных произведений.
Музыка К. Дебюсси красочная, нарядная, воздушная. Дебюсси был выдающимся мастером звуковой живописи. Он писал множество картин для симфонического оркестра, фортепиано и голоса.
      

Просмотр содержимого документа
«разработка урока по музыке "Музыкальная живопись и живописная музыка" »

Тема урока:

«Музыкальная живопись и живописная музыка».


Цель: - познакомить с направлением в искусстве – импрессионизм.

Задачи:

- образовательные – познакомить с историей создания инструментов; показать, что музыка имеет свои краски, в том числе тембровые; дать представление учащимся об особенностях импрессионизма в живописи и музыке; формирование умений следить за развитием музыкального образа через средства музыкальной выразительности.

- развивающие – развитие тембрового восприятия слуха; овладение вокально-хоровыми навыками.

-воспитательные – воспитывать интерес к музыкальному искусству.



Ход урока:


1. На прошлом уроке мы начали разговор о музыкальных красках-тембрах. Сегодня мы продолжим эту тему, поговорим об истории создании струнных инструментах и о необыкновенном направлении в искусстве - импрессионизм.

Запишите в тетрадях тему урока: «Музыкальная живопись и живописная музыка».

- Что такое тембр? (Тембр - музыкально- выразительное средство, особая окраска звука, характер, свойственный инструменту или голосу.)

На экране вы видите две похожие картины. Одна изображена в чёрно-белых тонах, а другая яркая и красочная, т. е. на второй картине явно мы видим преобладание цвета, красок.

В музыке происходит то же самое - одна и та же мелодия будет звучать по-разному. Например: в исполнении фортепиано или оркестра, гитары или органа. То есть появляется другая окраска звучания-тембра, более яркая, красочная, насыщенная.

- От чего зависит тембр? Ответ детей: зависит тембр от многих причин. От материала, из которого сделан инструмент (деревянный или духовой); от того, каким способом извлекается звук (духовые, ударные, струнные, смычковые или щипковые); от размеров инструмента.

Среди всех музыкальных инструментов самый красивый, самый выразительный и волнующий звук у струнных. Праматерью всех струнных является арфа. Появилась она на самой заре человеческой культуры. Случилось это, возможно, так: однажды, натягивая тетиву лука, охотник заметил, что она красиво звучит. Тогда он решил натянуть ещё одну тетиву, так и получились уже два музыкальных звука разной величины. Можно было сыграть простую мелодию. Это было великое открытие - возник первый струнный щипковый инструмент.

Шли годы, десятилетия, столетия. К первым струнам добавлялись новые и новые, но музыкальный инструмент сохранял форму лука. Его держали в руках и играли на нём, перебирая пальцами струны. Арфу любили в Древнем Египте, в Финикии, Ассирии, в Древней Греции и Риме. В средние века арфа завоёвывает Европу. Особенно славились ирландские арфисты, исполняющие свои предания- саги под аккомпанемент арфы. Её изображение даже вошло в национальный герб Ирландии.

- Найдите герб Ирландии на экране?

Потом люди заметили, если струны натянуть не на тетиву лука, а на пустую внутри ёмкость, звук получится красивее. Эту ёмкость делали разной формы и величины, да и струны к ней крепились неодинаково. Так возникли разные инструменты, каждый со своим особенным тембром - лютня, гитара, мандолина, гусли, цимбалы. Способ игры на них также вырабатывался разный. На некоторых играли пальцами (гитара) или специальной пластинкой- плектром, которым цепляли за струны (мандолина). На других – с помощью молоточка или палочки, которой ударяли по струнам. Этот способ игры сохранился на цимбалах и фортепиано. (Слушание музыкального фрагмента: Конради. Менуэт из сюиты до мажор в исполнении лютни.)

Но вот кто-то из древних музыкантов задумался: щипок или удар вызывает короткий звук? А нельзя ли сделать, чтобы звук тянулся? И появился смычок – палочка с натянутым на неё пучком конского волоса, которым вели по струне. При этом струна звучала долго, всё время, пока смычок дотрагивается до неё. Так появилась целая группа инструментов - струнных смычковых. Их делали большими и маленькими. И звук у них был более высокий или более низкий.

Современные смычковые – скрипка и возникшие за нею альт, виолончель и контрабас. Они похожи и отличаются в основном размерами, и тембром звучания.

Струнные смычковые играют главную роль в симфоническом оркестре. Это самая важная и самая многочисленная группа инструментов. Они исполняют ответственные эпизоды. Вспомните, как часто в оркестровых произведениях слышится пение скрипок, виолончелей, иногда широкое и спокойное, иногда взволнованное, а иногда и драматически напряжённое. (Слушание: А.П.Бородин Струнный квартет №2. Ноктюрн.)

В симфоническом оркестре есть и современная арфа. Звучит она очень поэтично. Композиторы используют её, когда надо создать фантастические образы, картины спокойной мирной природы, имитировать звучание народных струнных инструментов. ( Слушание. П.И. Чайковский «Вальс цветов» из балета « Щелкунчик»).

Итак, роль тембровой окраски в музыке очень большая. Используя музыкальные краски (тембровые, ладовые, ритмические, динамические), композиторы создают музыкальные образы и картины. Музыка часто вызывает в нашем воображении разные картины.

- Назовите тему второго полугодия? ( Ответ детей. Тема второго полугодия: «Музыка и изобразительное искусство».)

- Я хотела бы, чтобы вы вспомнили и назвали жанры встречающие в живописи. И в этом нам поможет стихотворение Э. Успенского, которое называется

« О картинах».


Если видишь: на картине нарисована река,

Или ель и белый иней, или сад и облака,

Или снежная лавина, или поле и шалаш,

Обязательно картина называется - Пейзаж.


Если видишь на картине чашку кофе на столе,

Или морс в большом графине, или розу в хрустале,

Или бронзовую воду, или грушу, или торт,

Или все предметы сразу,

Знай, что это- Натюрморт.


Если видишь, что с картины смотрит кто - нибудь на нас,

Или принц в плаще старинном,

Или Колька, твой сосед,

Обязательно картина называется - Портрет.


Мы перечисли три основных жанра в живописи: портрет, натюрморт, пейзаж. В музыке тоже есть пейзаж.

Музыкальный пейзажэто « пейзаж настроения», в котором выразительность интонаций сливается с изобразительными подробностями музыкального языка.

Создание многих пейзажных образов принадлежит художественному направлению в искусстве – импрессионизму.



2. Знакомство с направлением в искусстве – импрессионизм.


Во второй половине 19 века в европейском искусстве появляется направление импрессионизм.

Впервые этот термин появился в 1874 году, когда состоялась первая выставка импрессионистов. Пытаясь избежать монотонности в названиях своих картин, французский художник Клод Моне озаглавил одну из них необычно: «Впечатление. Восходящее солнце».

Музыкальный критик Леруа в сатирическом отчёте зло высмеял этих мазил – « впечатленщиков».

Они же признали правильной уничижительную кличку и увековечили её в истории культуры.

Импрессионизм - (от фр. – впечатление) – художественное направление, сложившееся в Западной Европе, в последней четверти 19 – начале 20 века.

- Посмотрите внимательно на репродукции картин художников импрессионистов, которые будут представлены на экране, и отметьте, что характерно для всех авторов?

Итак: движение импрессионистов создавали Э. Мане, К. Моне,

К. Писсаро, О. Ренуар. (Ответы детей).

Характерные черты импрессионизма в живописи:

- новое ощущение света и цвета,

- внимание к фактуре мазка,

- отход от больших социальных тем,

- сосредоточенность на « красоте мига» - « остановись, мгновенье - ты прекрасно!»

Как мы только что убедились, импрессионизм возник как направление в живописи, но его стали применять и по отношению к другим видам искусства, в т. ч. и к музыке.

Говоря об импрессионизме в музыке, имеют в виду « живописные» моменты.


Характерные черты импрессионизма в музыке:



- утончённость, изысканность мелодики,

- красочность тембров и гармонии (т. е. объединение звуков в созвучия),

- стремление к воплощению мимолётных впечатлений, к одухотворённой пейзажности.

Живописность присутствует даже в названии произведений композиторов – импрессионистов: например, «Ветер на равнине», «Шаги на снегу», « Паруса» (всё это названия прелюдий К. Дебюсси), « Чудесный вечер», « Лунный свет», «Сентиментальный пейзаж» (романсы К. Дебюсси), « Игра воды», «Отражения» (фортепианные пьесы М. Равеля), « Впечатления от природы» (оркестровые циклы Джана Малипьеро).

Признанной главой импрессионистов в музыке был французский композитор, пианист, дирижёр, музыкальный критик Клод Ашиль Дебюсси (1862 – 1918). «Художник, который рисует звуками» - так, называли К. Дебюсси. Его звукопись была близка манере письма К. Моне, Писарро и других художников, его современников.

Дебюсси так же, как и художники – импрессионисты, стремился передавать свои впечатления от окружающего его мира.

Не случайно композитор назвал свою симфоническую сюиту так: «Ноктюрны» с этюдами в серых тонах. Музыкант, как и его друг, художник, искал комбинацию красок – только звуковых, способных передать одного и того же цвета.

« Ноктюрны» - это пьеса, состоящая из трёх произведений: «Облака», « Празднества», « Сирены».

Вопросы для обсуждения:

1. Каково ваше впечатление?

2. Тембровые краски, каких групп инструментов симфонического оркестра использовал в своей картине композитор (струнные, медные духовые, деревянные духовые, ударные)?

3. Опишите мелодию, охарактеризуйте её с помощью эмоциональных терминов, которые даны на экране (выбрать точно соответствующие данному произведению).

Слушание. К. Дебюсси « Празднества».

(Ответы детей).

Сам композитор писал о своих « Празднества»: « Это движение, пляшущий ритм атмосферы со взрывами внезапного света. Это праздник, смешение музыки со светящейся пылью».

Ещё одно произведение К. Дебюсси – « Лунный свет». Строки из стихотворения С. Малларме « Явление» могут быть отнесены к музыке К. Дебюсси – яркого и последовательного выразителя неуловимых чудес природы:

Луна печалилась. Смычками в забытьи

Водили ангелы. Из трепетной груди

Виол в тиши цветов рождался плач горючий

То белых, как туман, то голубых созвучий.

Слушание. К. Дебюсси «Лунный свет».

Вопросы для обсуждения:

1. Какое настроение и какой образ создаёт у слушателей музыка?

2. Опишите мелодию, охарактеризуйте её с помощью эмоциональных терминов, которые даны на экране (выбрать точно соответствующие данному произведению) ?

Пленительная лунная ночь, полная волшебного очарования, таинственная, загадочная – образ этой музыки.

Самопроверка характеристики мелодий двух музыкальных произведений.

Музыка К. Дебюсси красочная, нарядная, воздушная. Дебюсси был выдающимся мастером звуковой живописи. Он писал множество картин для симфонического оркестра, фортепиано и голоса.



3. Исполнение песни «Музыка» Г. Струве, слова И. Исаковой.

Перед исполнением песни, вокально – хоровая работа в распевании. Задачи: выработка навыков певческого дыхания и правильное формирование гласных звуков.

Вокально – хоровая работа в песни: правильное интонирование; точное выполнение ритмического рисунка; выразительное исполнение.



4. Итог урока.

( Небольшая самостоятельная работа. В завершении урока напишите в своих тетрадях два вопроса по теме нашего урока и постарайтесь на них же и ответить.)

Используя музыкальную палитру, композиторы – импрессионисты передают игру света и тени, сверкание солнечных бликов, радужное сиянье водяных струй и чистую прозрачность голубого неба. Каждый человек в душе – художник. Красота жизни, дотронувшись до человеческой души, рождает в ней мелодию. И может быть, благодаря такой музыке и наше восприятие станет богаче, полнее, эмоциональнее. Мы лучше начнём видеть и чувствовать детали, постигать краски и настроения, слышать во всём своеобразную музыку.

« Ничто по музыкальности, не может сравниться с закатом солнца», - писал К. Дебюсси, и эта музыкальность восприятия мира становиться равной восприятию его безграничной красоты. В способности к такому восприятию и заключается секрет одухотворённости человека – самого высокого из всех присущих ему начал.



















Государственное бюджетное образовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 471

Выборгского района Санкт-Петербурга








Конспект открытого урока музыки

в 5 классе


Тема: «Музыкальная живопись и живописная музыка»











Учитель музыки

ГБОУ СОШ № 471

Дёмина А.И.











Санкт-Петербург

2014г.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
разработка урока по музыке "Музыкальная живопись и живописная музыка"

Автор: Дёмина Алла Ивановна

Дата: 17.05.2015

Номер свидетельства: 212575

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(76) "Живописная музыка и музыкальная живопись"
    ["seo_title"] => string(38) "zhivopisnaiamuzykaimuzykalnaiazhivopis"
    ["file_id"] => string(6) "336925"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1467639531"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "Разработка урока по теме :"Небесное и земное в звуках и красках"."
    ["seo_title"] => string(63) "razrabotka_uroka_po_teme_nebesnoe_i_zemnoe_v_zvukakh_i_kraskakh"
    ["file_id"] => string(6) "512173"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1558772719"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(172) "Методические рекомендации по теме:"Современные образовательные технологии на уроках вокала" "
    ["seo_title"] => string(107) "mietodichieskiie-riekomiendatsii-po-tiemie-sovriemiennyie-obrazovatiel-nyie-tiekhnologhii-na-urokakh-vokala"
    ["file_id"] => string(6) "237652"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1444364006"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "Средневековое  искусство Западной Европы. "
    ["seo_title"] => string(44) "sriednieviekovoie-iskusstvo-zapadnoi-ievropy"
    ["file_id"] => string(6) "183356"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425832357"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства