На уроках первого полугодия мы говорили о том, что связь музыки с литературой не только обогащает и музыку, и литературу, но и дает более полное и гармоничное представление о жизни. Но, слушая музыкальные произведения, всякий раз мы представляем зримые образы, рисуем в нашем воображении представляемые картины. Во многих музыкальных произведениях усилена изобразительность, благодаря чему музыка становится поистине живописной. В тоже время мы встречаем множество картин, изображающих различных музыкантов-исполнителей, исходя из этого, мы можем сделать вывод, что музыку и живопись также связывают прочные незримые нити. И наша цель понять, а как проявляется эта взаимосвязь.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
На уроках первого полугодия мы говорили о том, что связь музыки с литературой не только обогащает и музыку, и литературу, но и дает более полное и гармоничное представление о жизни. Но, слушая музыкальные произведения, всякий раз мы представляем зримые образы, рисуем в нашем воображении представляемые картины. Во многих музыкальных произведениях усилена изобразительность, благодаря чему музыка становится поистине живописной. В тоже время мы встречаем множество картин, изображающих различных музыкантов-исполнителей, исходя из этого, мы можем сделать вывод, что музыку и живопись также связывают прочные незримые нити. И наша цель понять, а как проявляется эта взаимосвязь.
Тема нашего сегодняшнего урока «Небесное и земное в красках и звуках».
Как часто говоря о вполне естественных и подчас обыденных вещах, выражая свое восхищение, наделяем их неземными качествами. Неземная красота, неземная любовь…
Ты в моих помыслах такая: небесная голубизна – светла, ясна.
В прозрачности глубоких красок, неизъяснимой чистоты, с глазами голубых мечтаний остановилась ты, подняв дитя, чтобы оно могло взглянуть на уходящий к роще путь в лучащемся тумане. А на лице твоем Покой и Благодать – две спутницы твои и каждой женщины, которая готова страдать и ждать, когда дитя – ей, первое ей, произнесет свое вот-вот родившееся слово.
Как не гордиться ей, одной из матерей, начальным зернышком огромной жизни, которому она дала родиться – как каждая на свете мать, что миру дарит детство. И как тот, кто может взвесить не руке песчинку, способен ощутить весь вес планеты, так и мать, свое дитя подъемля – всю Землю держит. И только потому ее святой позволено звать.
Так в красках Рафаэля возникая, равно держа и Землю, и зерно, ты в моих помыслах такая.
C давних пор образ матери с младенцем стоит в центре поклонения людей. Пожалуй, одна из самых прекрасных картин на земле – «Сикстинская мадонна» Рафаэля. В центре картины как бы парит, едва касаясь ногами облаков, прекрасная женщина с младенцем на руках. У младенца недетское лицо, очень серьезный взгляд обращен к людям. В глазах матери – печаль и спокойствие. Ее кроткое, ясное лицо выражает разные оттенки переживаний: и нежность, и робость, и едва уловимую тревогу за будущее сына. Ее взгляд по словам Жуковского «никуда особенно не устремленный, но как будто видящий необъятное». Она несет своего сына людям, зная, что жизнь его, станет ценой за их грядущее спасение. Имя младенца Иисус, имя его матери – Мария. Безграничная любовь к сыну, душевная чистота, которая сквозит во всем обличии, заставляют Святую Варвару и Святого Сикста (отсюда и название) с благоговением склонить перед ней колени.
Все латинские молитвы, обращенные к матери Иисуса, начинаются словами Ave Maria. Есть неизменный латинский текст молитвы, который много веков вдохновлял и вдохновляет композиторов на создание произведений. Франц Шуберт написал свою версию Ave Maria.
У Какой была эта музыка?
У.: Что вы почувствовали, слушая эту музыку? О чем вы думали?
О.о.: Умиротворение, покой.
У.: Что общего в картине Рафаэля «Сикстинская мадонна» и Ave Maria
Ф.Шуберта?
1. Какое настроение – цветовая гамма (грусть и свет – светлые и темные
краски. Работа с карточками)
2. Тесситура – композиция картины. Все образы парят над облаками.
3. Линия сопровождения – облака, драпировка, расположение образов
5. Мелодическая линия – неопределяемость движения на картине, возврат
к высокому звуку – возвышение ( ВОКАЛИЗАЦИЯ)
Если мы всмотримся в линию мелодии то, что мы видим? (устремленность ввысь)
Почему же авторы подчеркивают величие. Кем была Мария? Почему в глазах Марии такая глубокая печаль? В чем материнский подвиг Марии?
Такой подвиг удел не только святых. Сколько матерей проводили своих сыновей на войну в 1941-45 годах. Не всем было суждено вернуться назад. Но жизни они отдали во имя спасения нас ныне живущих. И их матери приняли этот геройский путь своих детей и прошли его с ними до конца.
Средь лицемерных наших дел
И всякой пошлости и прозы
Одни я в мире подсмотрел
Святые, искренние слезы -
То слезы бедных матерей!
Им не забыть своих детей,
Погибших на кровавой ниве,
Как не поднять плакучей иве
Своих поникнувших ветвей...
Всем матерям погибших героев посвящен монумент «Скорбящая мать».
Сегодня мы с вами познакомимся с новой песней «Матерям погибших героев»,
которую написал Г.Струве.
У.: О чем рассказывает песня?
У.: Какие чувства она у вас вызывает?
У.: Мы часто слышим песни, посвященные героям. Как вы думаете, почему авторы посвятили свою песню их матерям?
(РАБОТА НАД ПЕСНЕЙ)
Вывод
У.: Какую идею раскрыли произведения, прозвучавшие на сегодняшнем уроке?