Разработка научит эмоционально и осознанно воспринимать музыку, видеть связь музыки с другими видами искусства.
Цель урока:
Научиться эмоционально и осознанно воспринимать музыку. Увидеть связь музыки с другими видами искусства.
Тип урока:
Урок - углубление знаний учащихся о взаимосвязи разных видов искусств.
Форма урока: Творческий проект
Методы обучения:
метод проблемно-творческого изложения,
метод эмоциональной драматургии,
метод художественного и нравственно-эстетического познания музыки.
Оформление и материалы:
• портрет Камиля Сен-Санса;
• репродукции картин художников (В.М Васнецов «Аленушка», М.Врубеля "Царевна-Лебедь», И.Левитана "Золотая Осень»");
• мимические сердечки;
• репродукции картин художников: В.М Васнецов «Аленушка», М.Врубеля "Царевна Лебедь», И.Левитана "Золотая Осень» (в виде карточек)
ИКТ:
На уроке использована презентация (Power Point 2007) «Содружество искусств»
ХОД УРОКА.
Здравствуйте ребята! Я рада нашей новой встрече на уроке музыки.
Вы помните, что в 5 классе, на уроках музыке мы с вами будем говорить о содружестве, о взаимосвязи различных видов искусств.
(слайд № 1)
- Какие виды искусства вы знаете?
Тема сегодняшнего урока продолжает тему нашего прошлого урока «Связь музыки с другими видами искусства»
(слайд № 2)
На прошлом уроке мы с вами больше говорили о связи музыки и литературы, а сегодня предлагаю поговорить о музыке и живописи.
Существует ли какая то связь между ними?
Может ли музыка «нарисовать» картину? Можно ли музыку назвать живописной?
Обо всем этом мы сегодня с вами и поговорим.
Давайте прочтем слова известного немецкого писателя и художника Германа Гессе
Всех звуков и цветов соотношенья,
А так же способы переложенья
Любых оттенков цвета в ноты, звуки
О, как хотелось мне азы науки
Такой постичь!
(слайд № 4.)
Портрет K.Ceн-Санса. Музыка «Лебедь»
Под музыку «Лебедь» учитель говорит:
Музыка приглашает нас во Францию начала XX века, в небольшую уютную гостиную, в которой собрались друзья Камиля Сен-Санса послушать его новое сочинение.
«Тот вечер был особенным. Он сел за рояль, и комната наполнилась божественными звуками. В его полуприкрытых глазах светились искорки счастья и затаённой светлой грусти. Слегка раскачивающаяся фигура была необыкновенно одухотворённой и величественной. А в виртуозном мелькании пальцев рук чувствовалась такая нежность, что невозможно было удержаться от слёз. Сколько в музыке было очарования и умиления, так хотелось совершить что-нибудь большое, доброе. Звуки стихли, и, расчувствовавшись, кто то из друзей воскликнул: "Ты гений, Камиль. Эта музыка будет жить вечно»
С тех пор прошло более 100 лет. Сейчас начало XXI века. А музыка Сен-Санса по-прежнему живёт и волнует. Мне показалось, что и вас, ребята, она не оставила равнодушными. Почему?
Что вы чувствовали, когда звучала музыка?
(Беседа по впечатлению от прослушанного. практическая работа с наглядностью
(слайд №5)
Замечательно! Спасибо ребята. А теперь запишите в ваш «Словарь музыкальных
характеристик», те характеристики музыки, которые вы выбрали.
(запись в' тетрадь)
I
У вас на столах есть лист бумаги, расчерченный в виде мозаики и конвертики с
заданиями. Из первого конвертика возьмите то мимическое сердечко, которое отражает именно ваши чувства, вызванные данной музыкой. Вклейте его в первую часть мозаики.
Ребята, есть много интересных фактов о том, что некоторых художников на создание своих картин вдохновляла музыка. Возможно, поэтому их работы такие проникновенные, мелодичные, живые. Например, И. Репина вдохновляла «Лунная соната» Бетховена.
Как вы думаете, какая картина могла быть написана под музыку Сен-Санса?
(слайд № 6, три картины, музыка)
В конвертике.N 2 вложены картины. Выберите ту, которая, как вы думаете, могла быть написана под музыку Сен -Санса. Вклейте ее во второй части мозаики.