1. 2. 5. | Организационный момент Цель, которая должна быть достигнута учащимися: подготовиться к продуктивной работе на уроке. Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: Способствовать подготовке учащихся к продуктивной работе. Задачи: -создать положительный эмоциональный настрой; -помочь принять правильную рабочую позу; Методы: словесные, объяснительно-иллюстративные. Ознакомление с новым учебным материалом. Цель: сформулировать цель урока. Цель: обсудить наиболее яркие художественно-выразительные интонации жанра, познакомить с образно-эмоциональной палитрой произведений Методы: наглядно-слуховой, моделирование, эмоциональной отзывчивости, метод наблюдения за музыкой. Закрепление учебного материала Цель: научиться определять художественно-эмоциональные особенности произведений Цель, которую ставит перед собой учитель: создать условия для формирования определять художественно-эмоциональные особенности произведения Задачи: -применять полученные знания -давать адекватную самооценку Методы: репродуктивные Цель: осознание учащимися своей УД, самооценка результатов деятельности своей и класса Домашнее задание Цель: закрепить умения. Цель, которую хочет достичь учитель: развивать умение определять на слух лейтмотив и свободно ориентироваться в выборе средств музыкальной выразительности, уметь выявлять особенности жанра. | - (учитель поет) Здравствуйте, ребята! -Садитесь! - Я очень рада вас видеть! И надеюсь, что сегодняшний урок станет для вас удивительным путешествием в мир искусств, которые подарят вам много новых впечатлений и эмоций! - На прошлых уроках мы отвечали на вопрос: «Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы?» ( не было оперы, песен и др.) Сегодня на уроке мы продолжим постигать секреты музыки, но уже через содружество с другим видом искусства, посмотрите на слайд и скажите: « Какой это вид искусства?» (живопись). 1.Как вы считаете, рассматривая произведения изобразительного искусства. Можно ли услышать живопись, а, вслушиваясь в музыкальные сочинения, можно ли увидеть музыку? (да, при помощи внутреннего видения) 2.Как Вы понимаете, смысл выражения: «музыкальный язык не требует перевода, он понятен всем»? ( да, музыка не требует перевода, она понятна всем т.к. мы слышим ее и представляем, при помощи внутреннего слуха) - - С каким же видом искусства надо подружиться, что бы суметь увидеть музыку? - Ответ вы найдёте, прочитав эпиграф к новой теме швейцарского поэта и художника Германа Гёссе. Всех звуков и цветов соотношенья, А также способы переложенья Любых оттенков цвета в ноты, звуки. О, как хотелось мне азы науки Такой постичь! Итак, сегодня на уроке мы будем сравнивать произведения музыкального и изобразительного искусства. Рассматривая произведения живописи, будем думать, можно ли услышать живопись, а, вслушиваясь в музыкальные сочинения, можно ли увидеть музыку. Тема нашего урока: «Музыкальная живопись и живописная музыка». Цель урока:выявить взаимосвязь между музыкой и живописью. - Что помогло вам правильно определить вид искусства, описанный в стихотворении? ( Слова: цвет, оттенки цвета употребляются в изобразительном искусстве.) - Найдите строки, в которых автор выражает главную мысль. Какую проблему он открывает для себя? ( «О, как бы мне хотелось азы науки такой постичь». Соотношение звука и цвета, переложение оттенка цвета в звуки.) - Посмотрите внимательно на репродукции картин. - Опишите и попробуйте сформулировать их эмоциональное настроение. «Начало весны» - Ендогуров Иван «Три богатыря» - Васнецов «Масленница» – Грузинский Петр «Рассвет» -Федор Васильев Рассвет - А сейчас мы с вами прослушаем несколько фрагментов музыкальных произведений. Вы должны понять к какой из картин подходит музыкальный фрагмент. - Скажите, прослушав музыкальные фрагменты смогли ли мы увидеть музыку и услышать живопись? - Запись в тетрадь фамилий композиторов. - Какие средства выразительности роднят музыку и эти живописные полотна: мелодия-рисунок, линия-ритм, лад-краска. Тембр-колорит, форма-композиция? ( мелодия-рисунок) Вывод: Итак, мы убедились, что, несмотря на то, что средства воплощения у музыкальных произведений и произведений изобразительного искусства разные - темы и образы, к которым обращаются композиторы и художники, остаются едиными. Все художественные произведения рождаются из единого источника. Источник этот - сама жизнь. Викторина «Подбери музыку» - Вам необходимо подобрать подходящий музыкальный фрагмент. Вывод: Музыка многому научилась у живописи в передаче облика, видения природы. Благодаря такой музыке наше восприятие природы становится богаче, полнее, эмоциональнее. Сегодня мы продолжаем разучивать песню « Мир который нужен мне» Посмотрите клип песни,и обратите внимание как современный художник-клипмейкер передал художественный образ в песне. Какими красками здесь передано настроение песни? Яркие звуки, цветы. Вокально-хоровая работа …..Д.Б. Кабалевский писал, что «живописная музыка» это та, которая настолько ярко и убедительно передает впечатления композитора от картины природы. Что мы начинаем, словно бы видеть эти картины, а «музыкальной живописью» называют живопись, наполненную столь тонким поэтическим чувством, что его трудно передать словами. А можно выразить только такой же поэтичной мелодией. | (поют хором): Здравствуйте, учитель! 1.Слайд 2.Слайд(М+Л) Отвечают дети 3. Слайд с произведениями живописи 4.Слайд вопросы Отвечают дети 5. Слайд Г. Гессе Читает ученик Дети произносят вслух эпиграф вместе, по одному в цепочке. 6. Слайд Тема урока, цель урока 7. Слайд Картины И. Левитан «Большая вода» В. Васнецов «Три богатыря» «Зимний день» «Рассвет над рекой» Звучат: П. Чайковский «Апрель» М. Мусоргский «Рассвет на Москве реке» С. Рохманинов романс «Весенние воды» 8. Слайд Композиторы 9. Слайд Средства Слайд Картина |