kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Средневековое искусство Западной Европы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка урока искусства  в 11 классе с использованием межпредметных связей ( история)со смежными видами искусств.

Тема: «Средневековое искусство Западной Европы»

Тип урока: урок обобщения и систематизации.

Задачи урока:

  1. Образовательные: Проследить межпредметную связь (история) со смежными видами искусств +(архитектурой, скульптурой, музыкой) и модой.

     2. Развивающие:

Самостоятельная работа с источниками информации по истории.

    3. Воспитательные:

Развивать познавательный интерес к искусству.

План урока:

  1. Период развития культуры и искусства Западной Европы со времени падения Римской империи  V-XV вв

а) Древние племена и их «след» в развитии истории средневекового искусства.

     б) Искусство раннего средневековья. V-IX вв.

     в) Романское искусство X-XII вв.

     г) Готика.

II. Музыка. Биография музыкальных инструментов.

III. Мода. Костюм как произведение искусства. Подчинение костюма стилю эпохи.

Краткое содержание урока:

  1. Организационная часть: готовность учащихся к занятию.

      II.        Основная часть: Изложение учащимися информации по истории средневековья. Изложение  учителем нового материала по искусству средневековья. Видеопросмотр фрагментов фильма «Айвенго».

  1. Заключительная  часть: обобщение пройденного материала. Задание на дом. Тесты.

Учитель. Средние века – большая эпоха человеческой истории, примерно 1000-й период, от V до XV веков – время господства феодального строя. «Средним веком» был назван этот период итальянскими писателями-гуманистами. Они считали это время диким и варварским в противоположность античности и культуре их времени. Подробнее изучая художественное наследие средневековья, ученые пересмотрели эту негативную оценку и сделали вывод в том, что средневековое искусство было важным и значительным этапом в развитии мировой культуры. Основные достижения в области искусства средневековья это архитектура и скульптура.

Ученик. История движения племен Западной, Центральной Европы и Азии и их «след» в истории искусства.

V век. Падение Римской империи. 476 год. Вестготский король Алярих  вступил в Рим. Победа варваров, разграбивших Рим, произвела огромное впечатление на правящую верхушку империи, ее охватил ужас. V век – это еще и движение множества  племен, особенно скотоводческих, в поисках новых просторов. Одно племя теснило другое. В водовороте гибли и возникали недолговечные государства. Тесня на запад готские и сарматские племена, гунны ворвались в причерноморские степи, сметая все на своем пути. Атилла – царь гуннов,  «разрушитель Европы». В 451 году римляне в союзе с варварами – франками, вестготами и бургундами остановили Атиллу близ города Труа (Франция).

             455 год. Вслед за вестготами в Риме побывали вандалы. 14 дней пребывания навечно сделали имя этого германского племени нарицательным, в горестных рассказах об уничтожении художественных и исторических памятников. Разгромив некогда могучий Рим, варварские народы образовали на территории империи свои королевства. Началась эпоха раннего средневековья.

 Учитель. Новые властители Европы не умели столь искусно, как римляне строить каменные здания, крайне редко и весьма условно изображали в искусстве человека. Им был ближе мир фантастических животных и сложный узор орнаментов. По мере того как в Европе усиливалась центральная власть, мысль о былом могуществе и величии Древнего Рима влекла к себе правителей новых государств, мечтавших о славе римских цезарей.

               800 год. Образование первой империи средневековья. Империя Карла Великого – огромная держава, включавшая современные: Францию, Южную и Западную Германию, Бельгию и Голландию, Среднюю и Северную Италию, север Испании.

                Статуя Карла Великого.

Франкский король, создатель огромной державы, стремясь окружить свою власть величием и блеском, короновался в Риме и старался возродить в своем дворе традиции римской культуры.

Романский период. X-XII вв.

Романский (от латинского слова «Рома» - Рим) археологи 19 века назвали постройки X-XII веков, в которых нашли черты сходства с римской архитектурой: наличие арок, сводов, украшений. Впоследствии так стали называть искусство этой эпохи в целом. Главным материалом сооружений являлся камень. Постоянные распри и военные столкновения вызвали необходимость строительства укрепленных замков. Романские постройки имеют вид крепостей: массивные стены, узкие окна, высокие башни с которых можно наблюдать за врагом.

              Романское искусство наиболее ярко раскрылось в архитектуре культовых зданий, их живописном и скульптурном украшении. Романскому храму присуща суровая, мужественная красота. В Западной Европе церкви имели вытянутую среднюю часть. Внутри это помещение делилось рядами опор, столбов или чаще аркад на более узкие продольные залы – нефы. Его отмечала специальная ниша – апсида. Алтарной части предшествовал поперечный неф – трансепт – придает зданию форму креста.

             Внутри романские церкви были расписаны фресками, снаружи украшались ярко раскрашенными рельефами на библейские темы.

Массивные формы и суровая непроницаемость толстых стен характерны для сооружений романского стиля.

Фреска – живопись по сырой штукатурке.

Готический стиль. (XII-XVI) вв.

Готическое  искусство, родиной которого является  Франция, завершает средневековое искусство Западной, Центральной и Восточной Европы. Ведущим видом искусства готики оставалась архитектура. Основные произведения величественные соборы. Строители, трудившиеся над созданием грандиозного здания, объединялись в особую организацию – ложу, в которую входили каменщики, плотники, скульпторы и стеклодувы, изготовлявшие цветные стекла для витражей.

Для готики характерны стрельчатые, устремленные вверх арки, стрельчатые порталы, огромные высокие окна, сложный орнамент. В алтаре, боковых нефах многочисленные окна светились разноцветными витражами.

Готические соборы остроконечны, удлиненной формы. Готика – стремление ввысь к Богу.

Собор Парижской Богоматери.

Кельнский собор. Германия.

Костел св. Анны. Вильнюс

Витра?ж ( фр.) оконное стекло; цветные стекла в окнах, дверях;  картина или орнаментальная композиция выполненная из стекла. Цветные стекла оправлены в свинец. Рисунок на втором месте, а на первом – цвет и с ним свет.

Портал – архитектурно выделенный на фасаде вход в здание. Роза готического собора – окно со сложным переплетом.

Мода. Начинает появляться обувь с клювообразно вытянутыми мысами; эта деталь широко распространится только в позднем средневековье. Появление «варварских» племен на исторической арене, с точки зрения исторического развития, было явлением прогрессивным, но, с точки зрения тогдашней моды, влияние «варваров» на костюм той эпохи подвергалось высмеиванию и осуждению. Мужчины носили штаны, которые так презирали римляне. Но именно с этого момента европейская одежда стала делиться на мужскую и женскую. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Средневековое искусство Западной Европы. »


М.Жұмабаев ауданы

«Медвежка орта мектебі» КММ

Район М.Жумубаева

КГУ «Медвежинская средняя школа»






Взаимодействие видов искусств в процессе обучения на уроках музыки


/доклад/






Учитель музыки: Бабайко О.В.








2014-2015уч. год





Взаимодействие видов искусств в пороцессе обучения на уроках музыки


В эстетическом воспитании школьников обозначился интегрированный процесс комплексного взаимодействия искусств. Интеграция литературы, изобразительных искусств и музыки определяется пониманием того, что разные виды искусств рефлектируют по поводу одного и того же предмета, коим является человек. С позиции понимания интегрированного подхода как средства обучения интеграция близка межпредметным связям. Обусловленные общей логикой построения дисциплин художественно-гуманитарного цикла на основе единых этических и эстетических оценок, норм и критериев змоционального отношения человека к миру.

Искусство представляет собой одну из древнейших форм человеческой деятельности. Уже при своем возникновении искусство осуществляло несколько социальных функций: оно служило средством познания окружающего мира, являлось способом выражения чувств, мыслей, желаний, стремлений человека, оно бвло формой общения людей, доставляло человеку эстетическую радость, развивало его творческие способности.

Виды искусства – это историческисложившиеся, устойчивые формы творческой деятельности, обладающие способностью художественной реализации жизненного содержания и различающиеся по способам ее материального воплощения. Каждый вид искусства обладает своим специфическим арсеналом изобразительно-выразительных средств и приемов. Таким образом, виды искусства отличаются друг от друга, как предметом изображения, так и использованием различных изобразительных средств.

В современном анализе взаимодействия видов искусств четко обозначились две тенденции: первая – состоит в сохранении суверенности каждого отдельного его вида; вторая – подчеркивает тяготение к синтезу искусств. Обе тенденции на сегодняшний день актуальны и плодотворны, ибо существующее между ними противоречие ведет не к поглощению одних видов искусств другими, а к взаимодействию и взаимообогащению, но в то же время еще раз подчеркивая их право на самостоятельное функционирование в системе культуры.

Взаимоотношение различных видов искусств - явление весьма полезное, но оно имеет свои пределы, его грани исторически подвижны, изменчивы. Существование различных видов искусств вызвано тем, что ни одно из них своими собственными средствами не может дать художественную всеобъемлющую картину мира. Такую картину может создать только вся художественная культура человечества в целом, состоящаяя из отдельных видов искусства.

В эстетической и искусствоведческой литературе сложились определенные схемы и системы классификации искусств, хотя единой до сих пор нет и все они относительны. Наиболее распространенной схемой является его деление на три больших группы. В первую – входят так называемые пространственные или пластические виды искусств. К ним относятся архитектура, все жанры изобразительного искусства и художественная фотография.

Ко второй группе относятся временные или динамические виды искусств – литература и музыка. В них ключевое значение приобретает развертывающаяся во времени композиция.

Третью группу представляют пространственно – временные виды (театр, кино, телевидение, хореография, эстрада, цирк), котрые называют также синтетическими или зрелищными искусствами.

Все виды искусств по-своему необходимы и каждый из них имеет большое значение в социальной практике. Подтверждением выше сказанному и станет качественная характеристика каждого из них.

Архитектура ( от греческого architektor – архитектор, главный строитель)- этот вид искусства, целью которого является создание сооружений и зданий. Под архитектурой понимается так же исторически сложившаяся совокупность художественных средств и приемов, проявляющаяся в выборе архитектурных форм, их пропорций и декоративных украшений, формирующих архитектурный стиль, характерный для той или иной эпохи или национальной культуры.

Изобразительными искусствами называется группа видов художественного творчества (живопись, графика, скульптура, художественная фотография), воспроизводящих конкретные явления жизни в их видимом предметном облике. В изобразительном искусстве художественный образ воплощает зрительное восприятие мира в пространстве и на плоскости. Произведения изобразительного искусства способны передать динамику жизни, воссоздавать духовный облик человека. Основными видами изобразительного искусства являются живопись, графика и скульптура.

Декоративно-прикладное искусство – один из древнейших видов творческой деятельности по созданию предметов быта, предназначенныхдля удовлетворения как практических, так и художественно-эстетических потребностей людей. В этом виде искусства используются самые разные материалы: глина, дерево, камень,металл, стекло, ткани и так далее. Большим разнообразим отличаются технические и художественные приемы изготовления изделий: лепка, чеканка, литье, резьба, ткачество, вышивка, роспись и другое.

Дизайн – это художественно - проектное творчество, способствующее эстетическому формированию предметно – пространственной среды человека. Дизайн несет современному человеку определенную информацию о постоянно совершенствующемся мире предметов, о характере их назначения.

Литература – письменная форма искусства слова, один из основных видов искусства. Литература при помощи слова создает реальное живое бытие, или то, что называется «художественная действительность». Литературные произведения делятся на три рода: эпос, лирику и драму. К эпической литературе относят жанры романа, повести, рассказа, очерка. К лирическим произведениям относятся стихотворные жанры, такие как: элегия, сонет, ода, мадригал, стихотворение. Драма предназначена для сценического воплощения. К драматическим жанрам относятся: собственно драма, трагедия, комедия, фарс, трагикомедия и другие.

Музыка- вид художественного творчества, испльзующий в качестве средства воплощения действительности и человеческих чувств звуковые образы. Музыкальный звук – это результат творческой деятельности как человеческого сознания, так и определенного развития художественной культуры общества. Содержанием музыки выступают художественно- интонационные образы, которые проявляются через мысль и чувство музыканта. Интонационная природа является главным выразительным средством музыки. Современный мир представляет собой целостную единую систему, в которой все явления существуют в неразрывной связи друг с другом. Такая тенденция находит свое отражение в стремлении к синтезу.

Синтез (от греческого – соединение, сочетание) означает соединение разнохарактерных сторон и элементов объекта в качественно новое и единое целое (систему)

На пути к синтезу особое значение приобретает опыт художественной практики. Традиционно под синтезом искусств понимается сочетание различных его видов – музыки и поэзии, живописи, театра, танца. Совершенно очевидна четкость деления искусства на разные виды – выразительные и изобразительные, пространственные и временные. Каждый их них обладает специфическими особенностями. Но вместе с тем это бесконечный процесс взаимодействия, взаимовлияния, взаимопроникновения средств художественной выразительности – ритма и звука, краски, жеста, линии и точки. Особый интерес для изучения представляет художественная культура первых десятилетий XX века. Его творцы внесли существенный вклад в разработку теоретических принципов и осуществление замыслов синтеза музыки и живописи, поэзии и танца. Художественная культура начала века отличалась многоликостью и многообразием. Объединяющим лейтмотивом явился призыв к познанию вечных духовных ценностей.

Эпоха породила ярких личностей, могущих ответить на вызов истории и реализовать в известной мере синтез искусства, науки, философии. Деятели культуры рассматривали синтез искусств как способ проникновения в суть «вселенской правды», как способ духовного исцеления и приобретения гармонии с миром.

Начиная с XIX века проблема классификации видов искусства занимает более значительное место. В настоящее время самая распространенная классификация взаимодействия искусств следующая:

1 группа – пространственные или статические - все изобразительные искусства и архитектура.

2 группа – временные или динамические – литература и музыка.

3 группа – пространственно-временные – балет, театр, кино.

Такое разделение отнюдь не означает, что есть искусства, существующие только в пространстве или только во времени. Все искусства существуют как в пространстве, так и во времени, но художественное своеобразие каждого из них раскрывается путем восприятия событий, расположенных в пространстве или развертывающихся во времени.

Изобразительное и выразительное начало, как правило, в определенной мере присутствует во всех искусствах. И если, тем не менее, мы делим искусства на изобразительные и выразительные, то лишь только потому, что это вызвано доминирующей ролью одного из этих начал в той или иной области художественного творчества.

Исследователь Р. Роллан пишет, что для современного искусства характерно тяготение к синтезу. Взаимоотношения синтезирующего характера обогащают каждое искусство в отдельности и всю художественную культуру в целом.

Музыка отражает многообразие реального мира в форме звуковых художественных образов. Но объективный мир очень многогранен и, безусловно, разные его стороны не могут быть в полной мере раскрыты средствами одного какого-нибудь искусства. И неслучайно, в настоящее время программа музыкальных занятий в школе как раз и направлена на установление внутренних связей различных видов искусства. Прежде всего – музыка и живопись, музыка и литература.

Школьная программа по музыке как раз и направлена на то, чтобы учащиеся почуствовали внутреннюю связь различных видов искусства и поняли,что знание одного из них помогает более глубокому восприятию другого.

В содержании программы по музыкальному образованию могут быть включены синтетические формы и жанры и музыкального искусства – песня, опера, в основе которых лежит связь музыки и поэтического слова. Также в программе музыкального обучения детей предусматривается связь музыки и изобразительного искусства.

Б.М. Неменский определяет взаимодействие искусств в эстетическом воспитании школьников как целостный курс общеэстетического развития. Достаточными и необходимыми условиями целостного курса общеэстетического развития младших школьников, по его утверждению, является:

- эстетическое отношение различных видов искусств к жизни как общая основа всех видов художественного творчества, единый корень, из которого произрастает многоствольное древо искусств;

- единое понимание различнвми видами искусств его эстетической сущности;

- наличие в языке искусств, наряду с зонами специфическими, общиз зон, таких,как изобразительность, ассоциативность образа, ритм, метафора, что обусловлено идеями комплексности искусства, восходящей к традициям древности;

- идентичность понимания в преподавании различных дисциплин эстетического блока

Способы усвоения связей могут быть репродуктивными, творческими, поисковыми. По форме, т.е. определенной областью усвоения связей могут быть факультативы, кружки, общества.

По способу взаимосвязи видов искусств, связи могут быть односторонние, двухсторонние и многосторонние. По постоянству реализации эти связи подразделяются на эпизодические и систематические. Эпизодические связи могут быть между предметами разных циклов, т.к. специфика межпредметных связей предполагает наиболее общие и взаимосвязанные отношения. А в межпредметных связях основой являются главные закономерности. Систематические связи возможны между предметами одного цикла (живопись, музыка, история).

Музыка – это искусство интонационно-мелодического высказывания. В некотором роде музыка является искусством обобщенной выразительности. Особенно это относится к инструментальной музыке, так как в вокальных произведениях слова, сопутствующие мелодии, уточняют смысл. В музыке находит свое отражение многообразие человеческих чувств: покой, любовь и ненависть, печаль и радость; кроме того, мысли – обобщения, заключающие в себе глубокую философскую идею: свободы, борьбы, зла, гуманности и т.д.

Все виды искусства взаимно обогащают друг друга, Существуют во взаимной связи. Все вместе они несут в себе всю полноту художественного сознания эпохи и способны многогранно, всесторонне отражать жизнь в ее сложных процессах.

Каждое искусство по-своему всматривается, вслушивается в окружающий мир, по-своему постигает, осмысливает его. Многие композиторы создавали музыкальные произведения под впечатлением увиденных картин различных художников. Например «Картинки с выставки» М.Мусоргского. Эта сюита навеяна работами художника В.Гартмана. М.Мусоргский отобрал для своей сюиты такие сюжеты, которые позволяли бы воплотить в музыке наблюдения над человеческими характерами, раздумья о жизни и смерти.

Использование синтеза искусств является одной из важнейших задач, стоящих перед учителем музыки. Используя в своей работе смежные виды искусств в диалоге с музыкой будут все больше раскрывать перед ребятами свои богатства и содержательность.

Урок музыки – урок искусства. Ведь и строится урок в опоре на закономерности самой музыки. В нем обязательно есть своя кульминация, подход к ней, заключение. Т.е. в целом урок по содержанию и по форме должен представлять собой как бы произведение искусства.

На уроках должна звучать музыка, способствующая развитию у учащихся здоровых музыкальных потребностей и высокого вкуса. Свобода в суждениях и ответах, творческая активность и инициатива учащихся, удовлетворенность от совместных занятий возникают именно благодаря музыке.

Чтобы творческие проявления учащихся носили последовательный и активный характер, учителю необходимо – подбирая дополнительный репертуар для урока музыки и для внеклассной работы, включать произведения, которые могут служить основой для развития конкретных творческих навыков и в это же время отвечать дидактическим задачам общего продвижения учащихся:

  • с целью эффективности учебной деятельности привлекать аналогичный материал из смежных областей других видов искусства;

  • использовать разнообразные формы работы, способствующие созданию на занятиях атмосферы творческой активности, заинтересованности.

  • Разрабатывать серии творческих заданий и находить наиболее эффективные формы их постановки перед школьной аудиторией (внеклассная работа)

  • Применять различные виды творческой деятельности на каждом занятии, исходя из главной задачи каждого конкретного занятия.

Современный урок музыки – это современный взгляд на роль музыки в обществе, на картину бытования искусства в общественной среде. Проблема преподавания музыки в общеобразовательной школе на современном этапе обозначилась очень остро. В силу ряда причин в системе образования сложилась стойкая недооценка предметов эстетического цикла. Отсюда, не секрет, что об уроке музыки у учителей и родителей существует мнение, что это не обязательный урок. Но ничто так не убеждает ребят в серьезности любого дела, как значительное внимание к нему со стороны взрослых. Необходимо использовать весь арсенал инновационных методов музыкального образования в школе. В тоже время в сегодняшней ситуации у искусства и педагогики задача общая – воспитание гармоничной и всесторонне развитой личности.

В музыке, как ни в какой другой форме человеческой деятельности, с особой силой выражены общечеловеческие гуманистические ценности. Песни рассказывают нам об истории человечества гораздо эмоциональнее, чем сама история или памятники материальной культуры, так как доказано, что человек ярче и прочнее усваивает информацию через слух и эмоции, нежели через наглядность и разум. Музыка и искусство в целом способны породить широкий диапазон личных ассоциаций чувств, мыслей, представленных в фантазии слушателей и исполнителя.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Средневековое искусство Западной Европы.

Автор: Бабайко Ольга Васильевна

Дата: 08.03.2015

Номер свидетельства: 183356

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "Конспект урока на тему: "Образ  культуры средневековой Западной Европы""
    ["seo_title"] => string(73) "konspiekt-uroka-na-tiemu-obraz-kul-tury-sriednieviekovoi-zapadnoi-ievropy"
    ["file_id"] => string(6) "281972"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453632071"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "Архитектура Западной Европы в XI—XIII веках. "
    ["seo_title"] => string(48) "arkhitiektura-zapadnoi-ievropy-v-xi-xiii-viekakh"
    ["file_id"] => string(6) "141142"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418058551"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Культура Западной Европы в XIV – XV веках: новые горизонты "
    ["seo_title"] => string(62) "kul-tura-zapadnoi-ievropy-v-xiv-xv-viekakh-novyie-ghorizonty-1"
    ["file_id"] => string(6) "136149"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417036529"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "Архитектура Западной Европы в 11-13 веках (презентация к уроку) "
    ["seo_title"] => string(70) "arkhitiektura-zapadnoi-ievropy-v-11-13-viekakh-priezientatsiia-k-uroku"
    ["file_id"] => string(6) "141219"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1418064349"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(213) "«Образ художественной культуры средневековой Западной Европы. Художественный образ женского и мужского костюма.” "
    ["seo_title"] => string(126) "obraz-khudozhiestviennoi-kul-tury-sriednieviekovoi-zapadnoi-ievropy-khudozhiestviennyi-obraz-zhienskogho-i-muzhskogho-kostiuma"
    ["file_id"] => string(6) "244682"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1445972047"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства