kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка технологической карты к уроку музыки

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная технологическая карта написана в соответствии с ФГС НОО. Представленна разработка урока по теме "Русь сказачная. Опера Н. Римского- Корсокова "Сказка о царе Салтане".Деятельность учителя написана в полной мере. Так же биография Н. Римского- Корсакова представлена в интересном для детей описании. 

В данном уроке присутствуют фрагименты из оперы, а точнее "Полет шмеля" и "Три чуда", из теккста самой сказки. Таким образом, у учащихся есть возможность сравнить как передает описание происходящегр в сказке автор, самой сказки, А.С.Пушкин и композитор Н. Римский- Корсоков.  

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка технологической карты к уроку музыки»

Тема урока: Русь сказочная. Н.А. Римский- Корсоков опера "Сказка о царе Салтане".

Тип урока: Изучение нового материала.

Цель урока: познакомить учащихся с оперой "Сказка о царе Салиане ", вспомнить биографию Н.А. Римского- Корсокова.

Задачи урока:

Формируемые УУД

Регулятивные: -принимать и сохранять учебные цели и задачи, в соответствии с ними планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия;

- осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

- прогнозировать содержание музыкального произведения по его названию и жанру;

Коммуникативные: -планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

Познавательные: - слушать собеседника и вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении, принимать различные точки зрения на одну и ту же проблему; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения понимать сходство и различие разговорной и музыкальной речи.

Личностные: - Уметь адекватно оценивать свою деятельность;

-Развивать уважительное отношение к собеседнику.





Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1. Орг. момент

Приветствие учащихся. Проверка готовности учащихся к уроку.

Приветствие учителя. Проверка своей готовности к уроку.

2.Введение в тему урока

-Ребята, что вы можете сказать о Н. Римском-Корсокове?

- Верно, он русский композитор, педагог, общественный деятель. Родился в городе Тихвине Новгородской губернии.(слайд 1)

В возрасте 6 лет началось его домашнее обучение, в том числе и игре на фортепиано, однако в сравнении с книгами, музыка производила на ребёнка меньшее впечатление: из последней ему больше нравилась церковная музыка, а также русские народные песни. В 11 лет он начал сочинять свои первые музыкальные произведения.(слай2)

В 1856 году отец отдал мечтавшего о путешествиях Николая в Морской кадетский корпус. (слайд3)

Николай с отличием окончил Морской корпус и был принят на морскую службу. С 1862 по 1865 год он служил на клипере «Алмаз», участвовавшем в экспедиции к берегам Северной Америки, благодаря чему посетил ряд стран — Англию, Норвегию, Польшу, Францию, Италию, Испанию, США, Бразилию.(слайд4)

Служба на клипере не оставляла времени для музыки. В 1890-х его творчество приобрело исключительную интенсивность: одна за другой из-под пера композитора появляются оперы «Ночь перед Рождеством» (1895), «Садко» (1896), «Моцарт и Сальери» (1897), пролог к опере «Псковитянка» и «Царская невеста». (слайд5)


Сегодня мы познакомимся с одной из его опер "Сказка о царе Салтане".

- Вы все, наверное, знаете «Сказку о царе Салтане» А.С. Пушкина. Помните — царь Салтан решил жениться и выбрал себе в жены одну из трех девиц, ту, которая пообещала родить для батюшки-царя богатыря. Сестры никак не могли смириться с мыслью, что не он» стали царицами, не знали, что и придумать от зависти и злости.

Когда царь Салтан уехал на войну, Милитриса родила сына. Злые же сестры подменили гонцу письмо, и царь получил такое известие:

«Родила царица в ночь
Не то сына, не то дочь;
Не мышонка, не лягушку,
А неведому зверюшку».
А. дальше по приказу царя
Царицу в тот же час
В бочку с сыном посадили,
Засмолили, покатили
И пустили в Окиян —
Так велел-де царь Салтан.
В синем небе звезды блещут,
В синем море волны хлещут;
Туча по небу идет,
Бочка по морю плывет.
Словно горькая вдовица,
Плачет, бьется в ней царица;
И растет ребенок там
Не по дням, а по часам.

Волны выбрасывают бочку на остров, и царевич выбивает дно, «Мать и сын теперь на воле». Здесь он встречает Лебедь-птицу, которую спасает от злого коршуна. В благодарность за это волшебная Лебедь-птица ведет Гвидона с Милитрисой в сказочный город Леденец. Гремят пушечные выстрелы, раздается торжественный колокольный звон, народ приветствует князя Гвидона.

Но Гвидон и его мать Милитриса все думают о царе Салтане. На помощь приходит Лебедь-птица. Она превращает Гвидона в шмеля, и тот отправляется к своему отцу в Тмутараканское царство. Там Гвидон слышит, как прибывшие к царю Салтану корабельщики рассказывают ему о тех чудесах, которые они видели на острове, о волшебном городе Леденце, о прекрасной Царевне-лебеди, о белочке, которая грызет изумрудные орешки с золотыми скорлупками, о тридцати трех богатырях, выходящих из морской пучины.

Конечно, как и в каждой сказке, здесь все окончилось благополучно. Лебедь-птица превратилась в прекрасную девицу, и Гвидон женился на ней, а царь Салтан, заинтересовавшись чудесами, о которых ему рассказали, решил сам поехать на остров Буян, чтобы посмотреть на них. Тут он встретился с царицей Милитрисой и своим сыном Гвидоном. На радостях простили злых сестер — повариху и ткачиху. Сказка закончилась веселым пиром.

Композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков написал на этот сказочный сюжет оперу.

- это русский композитор.


- Слушают рассказ учителя.




























- Вспоминают сказку.






















3. Изучение нового материала.

Откройте учебник на стр.52. и прочтите текст.



Мы послушаем из этой оперы оркестровые фрагменты.

Аудиозапись "Полет шмеля".

- Какая это музыка?

- Какие чувства, вы испытали?

- Кто помнит, кого Царевна-лебедь превратила в шмеля и зачем? 






- А теперь послушаем целую симфоническую картину. В ней композитор различными оркестровыми красками рассказывает об отдельных персонажах сказки. (Включается аудиозапись «Три чуда»).



Да, это «Три чуда» — так назвал Римский-Корсаков вступление ко второй картине четвертого действия оперы. Это программное произведение можно услышать не только в опере, но и в концертном исполнении.

А теперь сравним, как поэт и композитор, каждый своими средствами (словом и музыкой), рассказал нам о чудесах острова Буяна.



Чудо первое.

...под елкою высокой
Видит, белочка при всех
Золотой грызет орех,
Изумрудец вынимает,
А скорлупку собирает,
Кучки ровные кладет,
И с присвисточкой поет
При честном при всем народе:
«Во саду ли, в огороде».



Чудо второе:

Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Расплеснется в шумном беге,
И очутятся на бреге
В чешуе, как жар, горя,
Тридцать три богатыря.



Третье чудо:

За морем царевна есть,
Что не можно глаз отвесть:
Днем свет божий затмевает,
Ночью землю освещает,
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.

Читают текст.



- Слушают музыку.


-Быстрая, веселая, не надоедает жужание.

- Радости, счастья и т.д.

- Царевич Гвидон стал шмелем. Он очень тосковал по своему отцу — царю Салтану, хотел повидать родные края. Когда Лебедь превратила Гвидона в шмеля, шмель полетел за кораблем, забился в щель и поплыл в гости к славному Салтану. Вот почему полет шмеля звучит так радостно.


- Вспоминают, что в сказке говорится о белочке, которая грызет золотые орешки, о тридцати трех богатырях и о Царевне-лебеди. Они узнают все три чуда в этой оркестровой музыке.







- Сравнивают как поэт и композитор рассказывает о чудесах.



- Маленькая, юркая, грациозная белочка, грызущая золотые орешки, характеризуется легкой и подвижной музыкой и народной песенкой «Во саду ли, в огороде»







- В этом чуде нисходящие гаммаобразные пассажи в сопровождении создают впечатление рокота морских волн. Сигнальные возгласы труб и энергичные аккорды передают маршеобразную поступь тридцати трех богатырей, выходящих из пены морской под предводительством дядьки Черномора.



-Царевну-лебедь характеризует нежная «узорчатая» музыка.

4. Рефлексия

-Что нового узнали?

- Что было интересным?

- Что вызвало трудности?

Отвечают на вопросы.

5. Итог урока.

Оценка за деятельность на уроке.

Оценка своей деятельности.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Разработка технологической карты к уроку музыки

Автор: Мягкая Валентина Васильевна

Дата: 08.12.2015

Номер свидетельства: 263746

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(153) "Технологическая карта урока музыки "разыграй песню", 1 класс, программа Е.Д.Критской "
    ["seo_title"] => string(91) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-muzyki-razyghrai-piesniu-1-klass-proghramma-ie-d-kritskoi"
    ["file_id"] => string(6) "108308"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403664746"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(160) "Технологическая карта урока музыки в 4 классе по теме: "Не молкнет сердце чуткое Шопена.""
    ["seo_title"] => string(80) "tiekhnologhichieskaia_karta_uroka_muzyki_v_4_klassie_po_tiemie_nie_molkniet_sier"
    ["file_id"] => string(6) "407815"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1491725076"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "Технологическая карта урока музыки во 2 классе по теме "Мелодия""
    ["seo_title"] => string(66) "tekhnologicheskaia_karta_uroka_muzyki_vo_2_klasse_po_teme_melodiia"
    ["file_id"] => string(6) "477102"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1536081314"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "Технологическая карта урока музыки в 1 классе по теме "Музыка утра""
    ["seo_title"] => string(68) "tekhnologicheskaia_karta_uroka_muzyki_v_1_klasse_po_teme_muzyka_utra"
    ["file_id"] => string(6) "614818"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1665570852"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Технологическая карта урока по русскому языку "Что такое корень?" "
    ["seo_title"] => string(71) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-po-russkomu-iazyku-chto-takoie-korien"
    ["file_id"] => string(6) "205228"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1429840121"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства