Дата урока/ класс | /___/_________/ 20___ г. / 4 класс | |
Раздел /Тема урока | «В концертном зале»: «Не молкнет сердце чуткое Шопена…» | |
Педагогические цели | Осознание значения творчества Ф. Шопена для формирования национальной музыкальной культуры его родины – Польши; продолжить знакомить учащихся с музыкальными произведениями различных жанров и форм (фортепианные пьесы танцевального характера – полонез, вальс, мазурка); накопление музыкальных впечатлений, связанных с восприятием и исполнением музыки западноевропейских композиторов-классиков на примере музыки Ф. Шопена; учить выявлять особенности музыкального языка и стиля композитора; расширение возможностей речевых высказываний о содержании музыки. | |
Тип, форма урока | Изучение и закрепление новых знаний и способов действий, урок-исследование. | |
Проблема урока | Действительно ли сердце Шопена умолкло навсегда? | |
Планируемые результаты (предметные) | Учащиеся узнают: факты биографии Ф. Шопена, особенности его музыки (жанровые и стилевые), названия и особенности танцевальной музыки (вальс, полонез, мазурка). Учащиеся научатся: выявлять особенности музыкального языка и стиля композитора, определять в звучании различные танцы, их национальную принадлежность.. Учащиеся получат возможность научиться: воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека; эмоционально отвлекаться на искусство, выражая отношение к нему в различных видах деятельности. | |
Личностные результаты | Уважительное отношение к музыке других народов; целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов на основе сопоставления произведений русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей. | |
Метапредметные универсальные учебные действия | Регулятивные: освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в различных видах музыкально-творческой деятельности (слушание, пение, пластическое движение), строить речевые высказывания, отражающие содержание музыкальных произведений. Познавательные: сравнивать характер музыкальных произведений, анализировать средства музыкальной выразительности; овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов» музыкальных произведений в соответствии с целями и задачами учебной деятельности. Коммуникативные: осуществляют продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач, высказывать и отстаивать свою точку зрения, прислушиваться к мнению других, уважать это мнение. | |
Основное содержание темы, понятия и термины | Фортепианное творчество Ф. Шопена. Интонации и ритмы народной музыки в творчестве Ф. Шопена. Фортепиано, инструментальная музыка, танец, полонез, мазурка, вальс. | |
Образовательные ресурсы | Учебник «Музыка» 4 класс, с. 82-85; фонохрестоматия музыкального материала (CD mp3), мультимедийная презентация, видеозаписи танцев, фрагмент фильма «Завещание», мультфильм «Вальс Шопена», раздаточный материал (рабочие карты). | |
Музыкальный материал | Ф. Шопен Полонез № 3 ля-мажор, Вальс № 10 си-минор, Мазурка № 2 ля-минор (слушание), А. Ермолов «Гимн музыке», польская народная песня «Кукушка» (пение), «Вальс дружбы» (пластическое исполнение). | |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Форма и методы контроля | |
осуществляемые действия | формируемые умения | |
Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент) | Организует вход в класс под музыку Полонеза Ф. Шопена (в оркестровом звучании). Исполняет музыкальное приветствие. Проводит проверку готовности к уроку. - Сегодня у нас очередная встреча с музыкой. Я надеюсь, что она будет для нас не только познавательной, но и приятной. Ведь музыка делает нас умнее, добрее, красивее. По сложившейся у нас традиции мы начинаем урок с песни – гимна музыке. Организует исполнение песни А. Ермолова «Гимн музыке» с использованием видеокараоке. | Организованно входят в класс под музыку. Приветствуют учителя, исполняют музыкальную попевку-приветствие. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на парте (дневник, учебник, тетрадь, ручка). исполняют выученную песню. | Личностные: проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя, проявляют доброжелательность по отношению друг к другу. | Фронтальная. Наблюдение, слушание. | |
Повторение изученного материла (актуализация знаний, проверка домашнего задания) | Организует повторение изученного ранее материала (проверка домашнего задания: подготовить вопросы по пройденным темам), корректирует формулировки вопросов и ответов. - Мы вновь отправляемся в концертный зал. Но прежде, давайте вспомним, что мы уже знаем по этой теме. Сегодня я попрошу вас самих быть в роли учителя и самостоятельно задавать вопросы друг другу. (Примерные вопросы). К какой группе инструментов относятся скрипка (виолончель)? Какие еще инструменты входят в эту группу? Что такое квартет? Какие инструменты составляют струнный квартет? Как И. Крылов называет виолончель в своей басне «Квартет»? Что такое ноктюрн? У кого из композиторов есть произведение с таким названием? Что означает слово рококо? Чем отличается стиль рококо? У кого из композиторов есть произведение в стиле рококо? Для какого инструмента написано это музыкальное произведение? И др. | Задают вопросы друг другу по пройденным темам, слушают и корректируют ответы одноклассников. | Познавательные: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи (в том числе, полученную из собственного опыта). Коммуникативные: приобретают умение осознанного построения речевого высказывания о содержании изученного учебного материала в соответствии с задачами коммуникации. | Фронтальная. Наблюдение, устный опрос. | |
Постановка учебной задачи и проблемы урока Концертная афиша – проводник в мир музыки Умолкло ли сердце композитора Шопена? | Организует беседу по концертной афише, самостоятельную формулировку учащимися учебной задачи и способов ее решения; подводит учащихся к формулировке проблемы урока. Что перед вами? Почему вы решили, что это афиша? Для чего нужна афиша? Какую информацию несет в себе афиша? Что в ней нам знакомо, а что — нет? - Давайте рассмотрим афишу внимательно. Вам знакомо имя композитора? Это русский композитор или зарубежный? В исполнении какого инструмента будет звучать музыка? Что вы знаете об этом инструменте? Что означает его название? Какие разновидности этого инструмента вы знаете? Кто из композиторов писал произведения для фортепиано? Произведения какого жанра будут звучать в сегодняшнем концерте? Вам знакомы эти жанры? Что мы постараемся узнать из сегодняшнего урока? Как мы будем это делать, чем воспользуемся? Организует работу с учебником (с. 82), формулировку темы урока «Не молкнет сердце чуткое Шопена…». - Мы попробуем дать ответ на этот вопрос в конце урока. | Рассматривают и читают афишу концерта, озвучивают известные им сведения и проблемные вопросы, предлагают формулировки учебной задачи, формы музыкально-творческой деятельности, выстраивают план урока. | Регулятивные: ставят и принимают учебную задачу, сформулированную совместно с учителем, выбирают соответствующие виды музыкально-творческой деятельности для раскрытия темы урока. Коммуникативные: владеют монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами родного языка и современных средств коммуникации. Личностные: применяют правила делового сотрудничества. | Фронтальная. Устный опрос. | |
Усвоение новых знаний Фридерик Шопен – трудная судьба | Знакомит учащихся с фактами биографии Ф. Шопена и организует заполнение рабочих карт урока (задание 1). - Я хочу рассказать вам о польском гении – Фридерике Шопене. По ходу моего рассказа я попрошу вас заполнить недостающими данными текст в ваших рабочих картах. Родился Фридерик Шопен 216 лет назад в 1810 году в польском городке Желязова Воля. Его мать хорошо играла на фортепиано и прекрасно пела. Именно она и привила своему сыну любовь к музыке. Музыка всегда звучала в доме. Но родители замечали, что при первых звуках музыки, Фридерик начинал плакать. Первая мысль – музыка раздражает ребенка, но оказалось, что наоборот, музыка производила на Фридерика очень сильное эмоциональное впечатление. От своей матери Шопен узнал и полюбил польские народные песни и танцы, любовь к которым он пронес через всю жизнь. Вся его музыка буквально пронизана интонациями и ритмами польской народной музыки. В девятнадцатилетнем возрасте у Шопена проявляются первые признаки тяжелого заболевания легких. Врачи ставят ему неутешительный диагноз и говорят о том, что ему осталось жить год-полтора. Но наперекор всем Шопен проживет еще 20 лет! Музыка учила его дышать правильно, и болезнь на время отступала. Наверное, поэтому музыка Шопена такая воздушная, дышащая. А еще она очень душевная. Недаром друзья Фридерика Шопена называли его «душой фортепиано». Со совету своих друзей Фридерик Шопен отправляется с концертами по городам Европы. Уезжая из Польши, его не оставляет ощущение, что он покидает ее навсегда. Разлука с Родиной была очень болезненной. Живя за границей, сердцем Шопен был вместе со своей Польшей. В Европе Шопена ожидает грандиозный успех, но вместе с тем и тяжелая жизнь. Болезнь все-таки побеждает. Не дожив до 40 лет, композитор умирает во Франции. Но свое сердце Шопен завещает отвезти и похоронить на родине. В Варшаве, в костеле Святого Креста, по сей день в каменном сосуде поляки бережно хранят умолкнувшее сердце Фридерика Шопена. Действительно ли сердце Шопена умолкло навсегда? | Слушают рассказ учителя, самостоятельно вносят ответы на вопросы в рабочую карту. | Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения; удерживают цель деятельности до получения ее результатов; оценивают правильность выполнения действий; вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учета характера сделанных ошибок; осуществляют саморегуляцию как способность к мобилизации сил к волевому усилию и преодолению трудностей. Познавательные: овладевают основами смыслового чтения текста, умением выделять существенную информацию из текста в учебнике и речи учителя; осуществляют выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. Личностные: осуществляют развитие музыкально-эстетических чувств, проявляющегося в эмоционально-ценностном отношении к искусству. | Фронтальная. Устный опрос, слушание, наблюдение. | |
Усвоение новых знаний (продолжение) Полонезы Ф. Шопена | Организует работу с музыкальными произведениями Ф. Шопена: слушание, музыкальная характеристика, сравнение. - Пришло время познакомиться с музыкой Фридерика Шопена. Повторное слушание Полонеза № 3 ля-мажор (фортепианное исполнение). - Это звучит полонез – танец-шествие. Его название означает польский. Этим парадным танцем – полонезом – обычно открывались балы при дворе польского короля. Длинной вереницей шествовали красиво одетые гости, изящно приседая в конце каждого такта. В первой паре выступал хозяин бала с самой уважаемой гостьей. «В полонезах Шопена собраны наиболее благородные, исконные чувства древней Польши... Перед нашим взором как бы встают образы древних поляков, какими рисуют их летописи: крепкого сложения, ясного ума ... необузданной храбрости в сочетании с рыцарством, не покидавшим сынов Польши» (Ф. Лист). Неслучайно в мелодии Государственного Гимна Польши слышны интонации и ритмы полонеза. Слушание Гимна Польши. - Прислушайтесь к ритму полонеза: он не ровный, как в марше, а пунктирный. Прохлопаем этот ритм. Организует проведение ритмической игры. - Запишите в рабочих листах характеристику полонеза, выберите из предложенных характеристик только те, которые соответствуют полонезу. Организует и контролирует проведение работы (задание 2). Предлагает посмотреть исполнение полонеза в видеозаписи. - Еще один излюбленный Шопеном танцевальный жанр – вальс. Родиной вальса является Австрия. Немецкое слово вальцен – означает вращение. И действительно, основное движение в вальсе это плавные вращательные движения партнеров. Давайте вспомним, как танцуют вальс. | Слушают рассказ учителя, музыку, делают записи в тетради. | Регулятивные: учатся работать по предложенному учителем плану, анализируют эмоциональное состояние, полученное от успешной (неуспешной) деятельности; планируют свои действия с соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; выполняют учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме; осуществляют контроль по результату деятельности под руководством учителя. Познавательные: ориентируются в учебнике и рабочей карте, находят ответы на вопросы; овладевают навыками смыслового прочтения содержания «текстов» музыкальных произведений различных жанров в соответствии с целями и задачами учебной деятельности. Личностные: выражают положительное отношение к процессу познания. | Фронтальная, наблюдение, слушание. | |
Физкультминутка «Вальс дружбы» | Организует разучивание и исполнение «Вальса дружбы» в соответствии с характером музыки, акцентирует внимание на трехдольности вальса. | Слушают музыку и исполняют под нее танцевальные движения. | Познавательные: учатся соотносить характер движений с характером музыки. Коммуникативные: умение согласовывать свои действия с партнером. | Фронтальная, наблюдение. | |
Усвоение новых знаний (продолжение) Вальсы и мазурки Ф. Шопена | - Для Шопена вальс был больше, чем просто танец. Вальсы Шопена – поэтичные музыкальные повествования о любви, разлуке, потерях и встречах. Посмотрите фрагмент мультфильма, послушайте музыку шопеновского вальса и подберите к слову вальс подходящее парное понятие (вальс-танец, вальс-воспоминание, вальс-впечатление, вальс-рассказ), запишите в рабочую карту характеристику вальса. Организует просмотр фрагмента мультфильма «Вальс Шопена» и прослушивание Вальса № 10 си-минор, контролирует выполнение работы учащимися. Проверка выполнения задания. - И еще один польский танец, который занимает большое место в фортепианном творчестве Фридерика Шопена – мазурка. Работа с учебником: найти в учебнике (с. 84) описание понятия «мазурка». - Мазурка – танец польского происхождения, от названия одной из областей Польши – Мазовии, жителей которой называли мазурами. Сам Шопен любовно называл мазурки образками – т.е. картинками. Это действительно миниатюрные живописные картинки из польской жизни. - Посмотрите, как танцуют мазурку, послушайте музыку мазурки Шопена и запишите характеристику танца в рабочую карту. Организует просмотр видеофрагмента и прослушивание аудиозаписи. Контролирует выполнение работы учащимися. Проверка выполнения задания. | Слушают музыку, смотрят видеофрагменты, соотносят увиденное и услышанное с настроением, характером музыки, находят соответствующие музыке понятия; делают записи. | Регулятивные: осуществляют коррекцию, вносят необходимые дополнения и коррективы в план и действия. Познавательные: овладевают логическими действиями сравнения, анализа, обобщения, установления аналогий; осваивают способы решения проблем творческого характера в процессе восприятия, оценки музыкальных произведений. Личностные: воспринимают речь учителя, непосредственно не обращенную к учащемуся; выражают положительное отношение к процессу познания; развивают мотивы учебной деятельности и личностного смысла учения. | Фронтальная, наблюдение, слушание. | |
Вокально-хоровая работа Польская народная песня «Кукушка» | Организует разучивание польской народной песни «Кукушка» в ритме мазурки. Работа над точностью исполнения пунктирного ритма, четкостью дикции, правильностью интонирования. Исполнение выученной песни в соответствующем характере. | Слушают исполнение песни учителем, разучивают мелодию песни, обращают внимание на ритм, точное и правильное исполнение мелодии песни. Исполняют песню в соответствующем характере в опоре на текст. | Регулятивные: корректируют свою деятельность, вносят изменения в процесс исполнения с учетом возникших трудностей и допущенных ошибок, намечают способы их устранения. Познавательные: применяют на практике полученные знания о национальных особенностях музыки. Коммуникативные: учатся согласовывать свои действия с действиями партнеров. | Фронтальная, наблюдение, слушание. | |
Закрепление знаний и способов действия | Организует закрепление изученного на уроке материла. - Наше музыкальное путешествие в концертный зал подходит к завершению. Давайте снова посмотрим на афишу: давайте вспомним, какие новые тайны сегодня вам открыла музыка, о ком рассказала. Вам помогут ваши рабочие карты, в которых в течение урока мы фиксировали все новые сведения. Какая страна подарила миру гениального пианиста и композитора Фридерика Шопена? Какой музыкальный инструмент стал смыслом жизни для Шопена, выразителем его мыслей и чувств? Как называли Шопена друзья и поклонники? С какими жанрами фортепианной музыки Шопена мы познакомились? Что их объединяет? Что лежит в основе музыки Шопена? Что завещал Шопен своей Родине? Вспомните, судьба какого русского композитора схожа с судьбой Шопена: кто живя на чужбине, сердцем и душой оставался со своей Родиной? - Напишите на листочке одно слово и прикрепите к афише, чтобы окружающие люди, прочитав афишу, заинтересовались данным концертом. Помогает в формулировании вывода урока: сердце Шопена будет биться, пока в мире звучит его музыка. | Отвечают на вопросы учителя, опираясь на записи в рабочих картах и учебнике, формулируют вывод, исходя из поставленной цели и темы урока. | Регулятивные: оценивают результат работы, определяют, что усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения осуществляют саморегуляцию как способность к преодолению трудностей. Коммуникативные: оформляют свои мысли в устной форме, слушают и понимают речь других, уважают мнение одноклассников. Личностные: накопление музыкальных впечатлений, связанных с восприятием и исполнением музыки; осознают значение музыки в жизни человека. | Фронтальная, устный опрос. | |
Рефлексия учебной деятельности на уроке | Организация осмысления собственной деятельности на уроке. Предлагает продолжить фразу: Оценка деятельности учащихся на уроке (выставление и аргументация отметок). Обычно, в конце концерта звучат аплодисменты. Мне кажется правильным, если свои аплодисменты мы адресуем и главному участнику нашего урока – музыке Фридерика Шопена. | Анализируют свою деятельность и деятельность одноклассников. | Регулятивные: открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке; анализируют эмоциональное состояние, полученное от успешной (неуспешной) деятельности; адекватно воспринимают оценку своей работы. | Фронтальная. Устный опрос. | |
Домашнее задание | Подобрать стихи созвучные одному из вальсов Шопена. Объяснение содержания и способов выполнения домашнего задания. | Делают записи в дневнике, слушают инструкцию учителя. | Регулятивные: принимают учебное задание в соответствии с уровнем своего развития. | Индивидуальная. Запись в тетради. | |