kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технологическая карта урока музыки в 4 классе по теме: "Не молкнет сердце чуткое Шопена."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока музыки в 4 классе по программе "Музыка" Критской, Сергеевой составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО. В разработке описана деятельность учителя и учащихся, а также формируемые УУД на всех этапах урока.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока музыки в 4 классе по теме: "Не молкнет сердце чуткое Шопена."»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА МУЗЫКИ

в 4 классе по теме «Не молкнет сердце чуткое Шопена...»


Посвалюк Татьяна Ивановна,

учитель музыки МБОУ СОШ № 1 с УИОП

г. Шебекино Белгородской области»


Дата урока/ класс

/___/_________/ 20___ г. / 4 класс


Раздел /Тема уро­ка

«В концертном зале»: «Не молкнет сердце чуткое Шопена…»


Педагогические цели

Осознание значения творчества Ф. Шопена для формирования национальной музыкальной культуры его родины – Польши; про­должить знакомить учащихся с музыкальными произведениями различных жанров и форм (фортепианные пьесы танцевального характера – полонез, вальс, мазурка); накопление музыкальных впечатлений, связанных с восприятием и исполнением музыки западноевропейских композито­ров-классиков на примере музыки Ф. Шопена; учить выявлять особенности музыкального языка и стиля композитора; расширение возмож­ностей речевых высказываний о содержании музыки.


Тип, форма урока

Изучение и закрепление новых знаний и способов действий, урок-исследование.


Проблема урока

Действительно ли сердце Шопена умолкло навсегда?


Планируемые ре­зультаты (пред­метные)

Учащиеся узнают: факты биографии Ф. Шопена, особенности его музыки (жанровые и стилевые), названия и особенности тан­цевальной музыки (вальс, полонез, мазурка).

Учащиеся научатся: выявлять особенности музыкального языка и стиля композитора, определять в звучании различные танцы, их нацио­нальную принадлежность..

Учащиеся получат возможность научиться: воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведе­ниях как способе выражения чувств и мыслей человека; эмоционально отвлекаться на искусство, выражая отношение к нему в различных видах дея­тельности.


Личностные ре­зультаты

Уважительное отношение к музыке других народов; целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов на основе сопоставления произведений русской музыки и музыки других стран, народов, нацио­нальных стилей.


Метапредметные универсаль­ные учебные дей­ствия

Регулятивные: освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в различных видах музыкально-твор­ческой дея­тельности (слушание, пение, пластическое движение), строить речевые высказывания, отражающие содержание музы­кальных произведе­ний.

Познавательные: сравнивать характер музыкальных произведений, анализировать средства музыкальной выразительности; овладение на­выками смыслового прочтения содержания «текстов» музыкальных произведений в соответствии с целями и зада­чами учебной деятельно­сти.

Коммуникативные: осуществляют продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных му­зыкально-творческих задач, высказывать и отстаивать свою точку зрения, прислушиваться к мнению других, ува­жать это мнение.


Основное содер­жание темы, по­нятия и термины

Фортепианное творчество Ф. Шопена. Интонации и ритмы народной музыки в творчестве Ф. Шопена. Фортепиано, инструмен­тальная му­зыка, танец, полонез, мазурка, вальс.


Образовательные ресурсы

Учебник «Музыка» 4 класс, с. 82-85; фонохрестоматия музыкального материала (CD mp3), мультимедийная презентация, видео­записи тан­цев, фрагмент фильма «Завещание», мультфильм «Вальс Шопена», раздаточный материал (рабочие карты).


Музыкальный материал

Ф. Шопен Полонез № 3 ля-мажор, Вальс № 10 си-минор, Мазурка № 2 ля-минор (слушание), А. Ермолов «Гимн музыке», поль­ская народ­ная песня «Кукушка» (пение), «Вальс дружбы» (пластическое исполнение).


Содержание урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Форма и ме­тоды контро­ля


осуществляемые действия

формируемые

умения


Мотивирование к учебной дея­тельности (ор­ганизационный момент)







Организует вход в класс под музыку Полонеза Ф. Шопена (в ор­кестровом звучании).

Исполняет музыкальное приветствие.

Проводит проверку готовности к уроку.

- Сегодня у нас очередная встреча с музыкой. Я надеюсь, что она будет для нас не только познавательной, но и приятной. Ведь му­зыка делает нас умнее, добрее, красивее. По сложив­шейся у нас традиции мы начинаем урок с песни – гимна му­зыке.

Организует исполнение песни А. Ермолова «Гимн музыке» с ис­пользованием видеокараоке.

Организованно входят в класс под музыку. Привет­ствуют учителя, испол­няют музыкаль­ную попевку-при­ветствие. Ор­ганизуют свое рабочее место, проверяют на­личие индивиду­альных учебных принадлежно­стей на парте (дневник, учеб­ник, тетрадь, ручка). исполня­ют выученную песню.

Личностные: прояв­ляют эмоциональную отзыв­чивость на слова учите­ля, проявляют доброже­лательность по отноше­нию друг к другу.

Фронтальная. Наблюд­ение, слу­шание.


Повторение изученного ма­терила (актуа­лизация зна­ний, проверка домашнего задания)


Организует повторение изученного ранее материала (про­верка домашнего задания: подготовить вопросы по прой­денным те­мам), корректирует формулировки вопросов и ответов.

- Мы вновь отправляемся в концертный зал. Но прежде, да­вайте вспомним, что мы уже знаем по этой теме. Сегодня я попрошу вас самих быть в роли учителя и самостоятельно за­давать вопросы друг другу.

(Примерные вопросы).

  • К какой группе инструментов относятся скрипка (виолон­чель)?

  • Какие еще инструменты входят в эту группу?

  • Что такое квартет?

  • Какие инструменты составляют струнный квартет?

  • Как И. Крылов называет виолончель в своей басне «Квар­тет»?

  • Что такое ноктюрн?

  • У кого из композиторов есть произведение с таким назва­нием?

  • Что означает слово рококо?

  • Чем отличается стиль рококо?

  • У кого из композиторов есть произведение в стиле рококо?

  • Для какого инструмента написано это музыкальное произ­ведение? И др.

Задают вопросы друг другу по пройденным те­мам, слу­шают и корректируют отве­ты одноклассников.

Познавательные: вос­производят по па­мяти информацию, необходи­мую для ре­шения учеб­ной задачи (в том числе, получен­ную из собственного опыта).

Коммуникативные: приобретают умение осознанного построе­ния речевого выска­зывания о содержании изученного учебного материала в со­ответствии с задачами ком­муникации.

Фронтальная.

Наблюдение, уст­ный опрос.


Постановка учебной задачи и проблемы урока

Концертная афиша – провод­ник в мир музы­ки

Умолкло ли сердце компози­тора Шопена?


Организует беседу по концертной афише, самостоятель­ную формулировку учащимися учебной задачи и способов ее реше­ния; подводит учащихся к формулировке пробле­мы урока.

  • Что перед вами?

  • Почему вы решили, что это афиша?

  • Для чего нужна афиша?

  • Какую информацию несет в себе афиша?

  • Что в ней нам знакомо, а что — нет?

- Давайте рассмотрим афишу внимательно.

  • Вам знакомо имя композитора?

  • Это русский композитор или зарубежный?

  • В исполнении какого инструмента будет звучать му­зыка?

  • Что вы знаете об этом инструменте?

  • Что означает его название?

  • Какие разновидности этого инструмента вы знаете?

  • Кто из композиторов писал произведения для форте­пиано?

  • Произведения какого жанра будут звучать в сего­дняшнем концерте? Вам знакомы эти жанры?

  • Что мы постараемся узнать из сегодняшнего урока?

  • Как мы будем это делать, чем воспользуемся?

Организует работу с учебником (с. 82), формулировку темы урока «Не молкнет сердце чуткое Шопена…».

  • Как вы понимаете тему урока? Мы можем сейчас от­ветить на этот вопрос?

- Мы попробуем дать ответ на этот вопрос в конце урока.

Рассматривают и читают афишу концерта, озву­чивают извест­ные им сведения и проблемные вопросы, предлагают фор­мулировки учеб­ной задачи, фор­мы му­зыкально-творческой дея­тельности, вы­страивают план урока.

Регулятивные: ста­вят и принимают учебную за­дачу, сформулирован­ную совместно с учи­телем, выбирают соот­ветствующие виды му­зыкально-творческой дея­тельности для рас­крытия темы урока.

Коммуникативные: владеют монологиче­ской и диалогической форма­ми речи в соот­ветствии с нормами родного языка и современных средств коммуникации.

Личностные: применяю­т правила де­лового сотрудничества.

Фронтальная. Уст­ный опрос.


Усвоение но­вых знаний

Фридерик Шо­пен – трудная судьба





















Знакомит учащихся с фактами биографии Ф. Шопена и орга­низует заполнение рабочих карт урока (задание 1).

- Я хочу рассказать вам о польском гении – Фридерике Шо­пене. По ходу моего рассказа я попрошу вас заполнить недо­стающими данными текст в ваших рабочих картах.

Родился Фридерик Шопен 216 лет назад в 1810 году в поль­ском городке Желязова Воля. Его мать хорошо играла на фортепиано и прекрасно пела. Именно она и привила своему сыну любовь к му­зыке. Музыка всегда звучала в доме. Но родители замечали, что при первых звуках музыки, Фриде­рик начинал плакать. Первая мысль – музыка раздражает ре­бенка, но оказалось, что наоборот, музыка производила на Фридерика очень сильное эмоциональное впечатление. От своей матери Шопен узнал и полюбил польские народные песни и танцы, любовь к которым он пронес через всю жизнь. Вся его музыка буквально пронизана интонациями и рит­мами польской народной музыки.

В девятнадцатилетнем возрасте у Шопена проявляются первые признаки тяжелого заболевания легких. Врачи ставят ему неуте­шительный диагноз и говорят о том, что ему оста­лось жить год-полтора. Но наперекор всем Шопен проживет еще 20 лет! Музыка учила его дышать правильно, и болезнь на время отступала. На­верное, поэтому музыка Шопена та­кая воздушная, дышащая. А еще она очень душевная. Неда­ром друзья Фридерика Шопена на­зывали его «душой форте­пиано».

Со совету своих друзей Фридерик Шопен отправляется с кон­цертами по городам Европы. Уезжая из Польши, его не оставляет ощущение, что он покидает ее навсегда. Разлука с Родиной была очень болезненной. Живя за границей, серд­цем Шопен был вместе со своей Польшей. В Европе Шопена ожидает грандиозный успех, но вместе с тем и тяжелая жизнь. Болезнь все-таки побеждает. Не дожив до 40 лет, композитор умирает во Франции. Но свое сердце Шопен за­вещает отвезти и похоронить на родине. В Варшаве, в ко­стеле Святого Креста, по сей день в каменном сосуде поляки бережно хранят умолкнувшее сердце Фридерика Шопена.

Действительно ли сердце Шопена умолкло навсегда?

Слушают рассказ учителя, самостоятельно вносят от­веты на вопросы в рабо­чую карту.


























Регулятивные: приним­ают и сохраняют учеб­ную задачу, соответствующ­ую этапу обучения; удержива­ют цель деятельности до по­лучения ее ре­зультатов; оценивают правильность выпол­нения действий; вно­сят необходимые кор­рективы в действие после его завершения на основе оценки и учета характера сде­ланных ошибок; осу­ществляют саморегу­ляцию как способ­ность к мобилиза­ции сил к волевому уси­лию и преодолению трудностей.

Познавательные: овла­девают основами смыс­лового чтения текста, умением выде­лять суще­ственную информацию из тек­ста в учебнике и речи учителя; осуще­ствляют выбор наибо­лее эффективных способов решения за­дач в зависимости от конкретных условий.

Личностные: осуще­ствляют развитие музы­кально-эстетических чувств, проявляющегося в эмоционально-ценностном отноше­нии к искусству.

Фронтальная. Уст­ный опрос, слу­шание, на­блюдение.


Усвоение но­вых знаний (про­должение)

Полонезы Ф. Шопена




























Организует работу с музыкальными произведениями Ф. Шопе­на: слушание, музыкальная характеристика, срав­нение.

- Пришло время познакомиться с музыкой Фридерика Шопе­на.

  • Вы обратили внимание, какая музыка звучала при входе в класс? Она вам знакома?

Повторное слушание Полонеза № 3 ля-мажор (фортепи­анное исполнение).

  • Как вы охарактеризуете эту музыку – маршевая, танцевальн­ая или песенная?

- Это звучит полонез – танец-шествие. Его название озна­чает польский. Этим парадным танцем – полонезом – обычно открыва­лись балы при дворе польского короля. Длинной ве­реницей ше­ствовали красиво одетые гости, изящно приседая в конце каждого такта. В первой паре выступал хозяин бала с самой уважаемой го­стьей.

«В полонезах Шопена собраны наиболее благородные, исконн­ые чувства древней Польши... Перед нашим взором как бы встают образы древних поляков, какими рисуют их лето­писи: крепкого сложения, ясного ума ... необузданной хра­брости в сочетании с рыцарством, не покидавшим сынов Польши» (Ф. Лист). Неслучай­но в мелодии Государственного Гимна Польши слышны интона­ции и ритмы полонеза.

Слушание Гимна Польши.

- Прислушайтесь к ритму полонеза: он не ровный, как в мар­ше, а пунктирный. Прохлопаем этот ритм.

Организует проведение ритмической игры.

- Запишите в рабочих листах характеристику полонеза, выбе­рите из предложенных характеристик только те, которые соответствую­т полонезу.

Организует и контролирует проведение работы (задание 2).

Предлагает посмотреть исполнение полонеза в видеоза­писи.

- Еще один излюбленный Шопеном танцевальный жанр – вальс. Родиной вальса является Австрия. Немецкое слово вальцен – озна­чает вращение. И действительно, основное движение в вальсе это плавные вращательные движения партнеров. Давайте вспомним, как танцуют вальс.

Слушают рассказ учителя, музыку, делают записи в тетра­ди.

Регулятивные: учат­ся работать по предложен­ному учи­телем плану, анализи­руют эмоцио­нальное состояние, полу­ченное от успешной (неуспешной) деятельн­ости; планируют свои действия с соот­ветствии с поставлен­ной задачей и условия­ми ее реализа­ции; выполняют учеб­ные действия в материализов­анной, гром­коречевой и ум­ственной форме; осуще­ствляют контроль по ре­зультату деятельно­сти под руководством учите­ля.

Познавательные: ори­ентируются в учебнике и рабочей карте, находят ответы на вопросы; овла­девают навыками смыс­лового прочтения содер­жания «текстов» музык­альных произведе­ний различных жан­ров в со­ответствии с целями и задачами учебной дея­тельности.

Личностные: выра­жают положительное отноше­ние к процессу познания.

Фронтальная, наблюд­ение, слу­шание.


Физкультминутка

«Вальс дружбы»

Организует разучивание и исполнение «Вальса дружбы» в со­ответствии с характером музыки, акцентирует вни­мание на трехдольности вальса.

Слушают музы­ку и испол­няют под нее танце­вальные движе­ния.

Познавательные: учат­ся соотносить ха­рактер движений с ха­рактером музыки.

Коммуникативные: умение согласовывать свои действия с парт­нером.

Фронтальная, наблюд­ение.


Усвоение но­вых знаний (про­должение)

Вальсы и мазур­ки Ф. Шопена

- Для Шопена вальс был больше, чем просто танец. Вальсы Шопе­на – поэтичные музыкальные повествования о любви, разлуке, по­терях и встречах. Посмотрите фрагмент мульт­фильма, послу­шайте музыку шопеновского вальса и подбе­рите к слову вальс подходящее парное понятие (вальс-танец, вальс-воспоминание, вальс-впечатление, вальс-рассказ), запишите в рабочую карту ха­рактеристику вальса.

Организует просмотр фрагмента мультфильма «Вальс Шопе­на» и прослушивание Вальса № 10 си-минор, контролирует вы­полнение работы учащимися.

Проверка выполнения задания.

- И еще один польский танец, который занимает большое ме­сто в фортепианном творчестве Фридерика Шопена – мазур­ка.

Работа с учебником: найти в учебнике (с. 84) описание поня­тия «мазурка».

- Мазурка – танец польского происхождения, от названия од­ной из областей Польши – Мазовии, жителей которой назы­вали мазу­рами. Сам Шопен любовно называл мазурки образ­ками – т.е. картинками. Это действительно миниатюрные живописные кар­тинки из польской жизни.

  • Мазурка схожа уже со знакомым вам польским тан­цем. Ка­ким?

  • Что их роднит?

  • Что отличает?

- Посмотрите, как танцуют мазурку, послушайте музыку ма­зурки Шопена и запишите характеристику танца в рабочую карту.

Организует просмотр видеофрагмента и прослушивание аудиозаписи.

Контролирует выполнение работы учащимися.

Проверка выполнения задания.

Слушают музы­ку, смотрят ви­деофрагменты, соотносят уви­денное и услы­шанное с на­строением, ха­рактером музы­ки, находят со­ответствующие музыке понятия; делают записи.

Регулятивные: осущес­твляют коррек­цию, вно­сят необхо­димые допол­нения и коррективы в план и действия.

Познавательные: овла­девают логиче­скими дей­ствиями сравнения, ана­лиза, обобщения, уста­новления аналогий; осваи­вают способы ре­шения проблем творче­ского характера в про­цессе восприя­тия, оцен­ки музыкальных произ­ведений.

Личностные: восприним­ают речь учи­теля, непосредственно не обращенную к учащемус­я; выражают поло­жительное отноше­ние к процессу познания; развивают мотивы учеб­ной деятельности и лич­ностного смысла учения.

Фронтальная, наблюд­ение, слу­шание.


Вокально-хоровая работа

Польская народ­ная песня «Ку­кушка»

Организует разучивание польской народной песни «Ку­кушка» в ритме мазурки. Работа над точностью испол­нения пунктир­ного ритма, четкостью дикции, правиль­ностью интонирова­ния. Исполнение выученной песни в соответствующем харак­тере.

Слушают испол­нение пес­ни учителем, разу­чивают мелодию песни, обращают внимание на ритм, точное и правильное ис­полнение мелод­ии песни.

Исполняют пес­ню в соответс­твующем харак­тере в опоре на текст.

Регулятивные: коррект­ируют свою деятельн­ость, вносят из­менения в процесс ис­полнения с учетом возникших труд­ностей и допущенных ошибок, намечают способы их устране­ния.

Познавательные: при­меняют на практи­ке по­лученные знания о нацио­нальных особеннос­тях музыки.

Коммуникативные: учатся согласовывать свои действия с действиям­и партнеров.

Фронтальная, наблюд­ение, слу­шание.


Закрепление знаний и спосо­бов действия

Организует закрепление изученного на уроке материла.

- Наше музыкальное путешествие в концертный зал подхо­дит к завершению. Давайте снова посмотрим на афишу: давайте вспо­мним, какие новые тайны сегодня вам открыла музыка, о ком рассказала. Вам помогут ваши рабочие карты, в которых в течение урока мы фиксиро­вали все новые сведения.

  • Какая страна подарила миру гениального пианиста и композитора Фридерика Шопена?

  • Какой музыкальный инструмент стал смыслом жиз­ни для Шопена, выразителем его мыслей и чувств?

  • Как называли Шопена друзья и поклонники?

  • С какими жанрами фортепианной музыки Шопена мы по­знакомились?

  • Что их объединяет?

  • Что лежит в основе музыки Шопена?

  • Что завещал Шопен своей Родине?

  • Вспомните, судьба какого русского композитора схожа с судьбой Шопена: кто живя на чужбине, сердцем и душой оставался со своей Родиной?

- Напишите на листочке одно слово и прикрепите к афише, чтобы окружающие люди, прочитав афишу, заинтересовались данным концертом.

  • А теперь давайте вернемся к теме нашего урока «Не молк­нет сердце чуткое Шопена…». Как теперь, по­сле знаком­ство с композитором и его музыкой, вы можете объяснить смысл этих слов?

Помогает в формулировании вывода урока: сердце Шопена бу­дет биться, пока в мире звучит его музыка.

Отвечают на во­просы учи­теля, опираясь на за­писи в рабочих картах и учебни­ке, формулиру­ют вывод, исхо­дя из поставленной цели и темы уро­ка.

Регулятивные: оцениваю­т результат ра­боты, определяют, что усвоено и что еще подле­жит усвоению, осознают качество и уровень усвое­ния осу­ществляют саморегу­ляцию как способность к преодолен­ию трудно­стей.

Коммуникативные: оформляют свои мыс­ли в устной форме, слушают и понимают речь других, уважают мнение од­ноклассников.

Личностные: накоплен­ие музыкальных впечат­лений, связан­ных с вос­приятием и исполнением музыки; осознают значе­ние музыки в жизни че­ловека.

Фронтальная, уст­ный опрос.


Рефлексия учебной дея­тельности на уроке

Организация осмысления собственной деятельности на уроке. Предлагает продолжить фразу:

  • Сегодня я узнал новое для себя…

  • Мне было интересно узнать, что…

  • Сегодня я научился…

  • Мне было непонятно…

Оценка деятельности учащихся на уроке (выставление и аргу­ментация отметок).

Обычно, в конце концерта звучат аплодисменты.

  • Кого из своих одноклассников вы могли бы поблаго­дарить аплодисментами за активную работу на уро­ке?

Мне кажется правильным, если свои аплодисменты мы адре­суем и главному участнику нашего урока – музыке Фридери­ка Шопена.

Анализируют свою деятельн­ость и деятель­ность однокласс­ников.

Регулятивные: открыто осмысливают и оценива­ют свою дея­тельность на уро­ке; анализируют эмо­циональное состоя­ние, полученное от успешной (неуспеш­ной) деятельно­сти; адекватно восприни­мают оценку своей работ­ы.

Фронтальная. Уст­ный опрос.


Домашнее зада­ние

Подобрать стихи созвучные одному из вальсов Шопена.

Объяснение содержания и способов выполнения домашне­го за­дания.

Делают записи в дневнике, слу­шают инструк­цию учи­теля.

Регулятивные: приним­ают учебное зада­ние в соответствии с уровнем своего разви­тия.

Индивидуальная.

Запись в тетради.





9


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Технологическая карта урока музыки в 4 классе по теме: "Не молкнет сердце чуткое Шопена."

Автор: Посвалюк Татьяна Ивановна

Дата: 09.04.2017

Номер свидетельства: 407815

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства