Постановка учебных задач | Учитель предлагает рассмотреть слайд и определить тему урока: -Ребята, посмотрите на слайд и скажите, какое время суток изображено на картинках? - Почему вы так решили? Что вам подсказало? -Какова же тема урока? С музыкой какого времени суток мы сегодня познакомимся? Тема урока: «Музыка утра» Учитель предлагает детям определить цель урока: -Какова цель нашего урока? Цель: знакомство с образами утренней природы в различных видах искусства - Давайте составим план работы, который поможет достигнуть поставленной цели. Расставьте пункты плана в правильном порядке План урока: 1.Познакомиться с образами утренней природы в различных видах искусства 2.Научиться анализировать музыкальные произведения; 3.Выучить песню «Утро». | Беседуют с учителем, отвечают на вопросы: -утро -на растениях видна роса, солнце встает из-за горизонта, дети делают зарядку -Сегодня мы познакомимся с музыкой утра Дети определяют цель урока Дети составляют план работы | -формулировать собственное мнение и позицию; - адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; - учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; -планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; |
Учебные действия Слушание фрагмента П. И. Чайковский «Зимнее утро» | -Просыпаясь утром, мы всегда подходим к окошку и смотрим, какая погода на улице, светит ли солнце, идёт ли снег или дождь. И, конечно, мы сразу хотим как-то передать свои чувства, эмоции, настроения от утренней природы, рассказать об этом. Вы со мной согласны, ребята? -А вот музыканты, поэты и художники, чтобы выразить свои чувства используют особые средства. Как вы думаете, что же им нужно, чтобы нарисовать картину природы, передать своё настроение? -Стихотворения, картины, музыкальные пьесы – всё это произведения искусства. Слушание стихотворения: - Послушайте стихотворение Ивана Савича Никитина. Подумайте, какое время суток изображает поэт в этом стихотворении? Какие слова помогают нам это понять? «Вот и солнце встает, Из-за пашен блестит, За морями ночлег свой покинуло, На поля, на луга, На макушки ракит Золотыми потоками хлынуло.» -Теперь давайте посмотрим, как изображают утро художники: -Обратите внимание на картину А. Рябушкина «Зимнее утро» Беседа о картине: 1. Какое утро изобразил художник? -Обратите внимание на краски, которые использовал художник. Это холодные оттенки, которые хорошо передают нам атмосферу зимнего морозного утра. 2.Ребята, какие чувства вызывает у вас эта картина? Учитель демонстрирует на слайде следующую картину: Василий Петрович Золотцев " Восход солнца на лугу" -Какие оттенки красок мы можем увидеть в этой картине? -Какое настроение вызывает у вас картина «Восход солнца на лугу»? -А, сейчас мы с вами послушаем, как наступление нового дня нарисовали музыкальными красками русский композитор П.И.Чайковский и норвежский композитор Э.Григ. (На слайде учитель демонстрирует портреты композиторов) -Прослушайте первый музыкальный фрагмент произведения и ответьте на вопрос, какое время года изобразил звуками П.И.Чайковский? После слушания музыкального произведения учитель задает детям следующие вопросы: -Какое же время года изобразил П.И.Чайковский? -Какая погода? Солнце светило в музыке или было ненастье? -Какие чувства вызывает у вас эта музыка? - Произведение «Зимнее утро» исполнялось на фортепиано | -да! -композитору - звуки, художнику – краски, поэту - слова Дети слушают стихотворение и отвечают на вопросы: -Поэт изображает «Утро» -Солнце встает, блестит, золотыми потоками хлынуло -Зимнее, снежное утро -чувство красоты природы, чувство домашнего уюта - на картине преобладают зеленые оттенки -спокойное, умиротворенное Дети слушают музыкальное произведение П. И. Чайковского «Зимнее утро» -И. П. Чайковский изобразил зиму - мелодия как-бы закручивалась, вьюжила, это зимнее утро. (Ответы детей) | Познавательные: -внимательно слушать, формулировать ответы на вопросы; Коммуникативные: -допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; Предметные: -научатся слушать и анализировать музыкальные произведения. Личностные: -развитое музыкально – эстетическое чувство; |
Слушание фрагмента Э.Григ «Утро» | Учитель предлагает детям прослушать следующее произведение: -А теперь следующая музыкальная картина композитора из Норвегии Э.Грига «Утро». После слушания музыкального произведения учитель задает детям следующие вопросы: -Что вы услышали в этой музыке? Какое время года? - Почему вы так решили? - Скажите, пожалуйста, а в исполнении мы слышим один инструмент или много? - А солнышко сразу появилось или оно появлялось постепенно? -Для создания этого произведения использовались такие музыкальные инструменты, как: флейта, гобой, скрипка и др. В музыке звучность усиливалась благодаря постепенно добавлению новых инструментов, которые создавали эффект восхода солнца. -Ребята, вы прослушали два музыкальных фрагмента. Попробуйте определить, какое музыкальное произведение подойдет к картине «Зимнее утро», а какое – к картине «Восход солнца на лугу» Проведение физкультминутки. Для проведения физминутки учитель использует музыкальное произведение Э. Грига «Утро» -Ребята, а сейчас давайте с вами закрепим наши знания. -С произведениями, каких композиторов, мы познакомились? -В каких картинах художники изображали утро? | - Похоже и на лето, и на весну. - В музыке, как будто выглянуло солнце. - Много, это оркестр -Солнце не сразу появилось, оно появлялось в музыке постепенно. -Музыкальный фрагмент «Утро» подходит к картине «Восход солнца на лугу», а музыкальный фрагмент «Зимнее утро» - к картине «Зимнее утро» - П.И. Чайковский, Э. Григ - «Зимнее утро», «Восход солнца на лугу» | -учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; Познавательные: - осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме |
Разучивание песни | -А теперь мы с вами тоже будем исполнителями и разучим музыку утра. -Какой инструмент всегда находится с нами? - Правильно! И как любой инструмент его надо настроить. Дети вместе с учителем выполняют упражнение из дыхательной гимнастики. Прослушивание в аудиозаписи песни «Новый день» Работа над песней (разучивание): Проговаривание слов 1-го куплета (по фразам). Вокальное исполнение 1-го куплета (по фразам). Вокальное исполнение 1-го куплета (целиком) и т.д | -голос Первичное слушание Исполняют песню стоя | Предметные: -устойчивый интерес к музыке, музыкально – творческому виду деятельности-пению; -развитие музыкального восприятия |
Контроль | В завершении, учитель совместно с детьми подводит итоги урока: -Что нового и интересного узнали на уроке? -С картинами, каких художников, вы сегодня познакомились? - С какими способами изображения утра мы сегодня познакомились? Возвращается к плану работы и отмечает, что каждый из пунктов плана выполнен: -Все ли пункты плана, составленные в начале урока, были нами соблюдены? -Значит можно сказать о том, что мы смогли достичь поставленной цели | Дети совместно с учителем подводят итоги урока: -Узнали, какие художники и поэты изображали утро в своем творчестве -А. Рябушкин - В. П. Золотцев -С литературным, художественным и музыкальным -Да | Регулятивные: -различать способ и результат действия Познавательные: - анализировать и делать выводы; |