Конспект урока музыки в 3 классе
Тема: «Радость и печаль»
Цель: воспитание представление о связи музыки и различных видов искусства с действительностью, внутренним миром человека.
Задачи: формирование чувства эстетического сопереживания произведениями искусства; дальнейшее сопротивление понятий «автор», «контраст», «ритм», «лад», «мажор», «минор».
Материал: В. Васнецов «Алёнушка», Павел Ефремов «Радость и печаль», Р. Шуман. Пьесы «Весёлый крестьянин» и «Бедный сиротка» из «Альбома для юношества»; «Время сбора винограда» и «Первая утрата».
Методы: наблюдение, игровая импровизация, сопоставление.
СОДЕРЖАНИЕ
Этап
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Применение ПК
Организационный момент
Работа с дежурными
Подготовка к уроку
Прослушивание
Звучат пьесы Р. Шумана «Время сбора винограда весёлое время» и «Первая утрата», «Весёлый крестьянин» и «Бедный сиротка».
Слушают.
Слайд № 4, 5, 6, 7.
Беседа
1.Какие чувства, настроение выражены в этих произведениях?
2.Какое существует понятие для обозначения противоположных по настроению произведений? (контраст)
Ответы детей
Прослушивание
Учитель исполняет отдельные фрагменты из пьес Р. Шумана, рекомендует внимательно вслушаться в них, заостряет внимание на том, что они различны не только по содержанию, эмоциональному настроению (об этом и говорят сами названия), но и по ладовой и
ритмической организации.
Изучение нового материала
1. Объяснение понятий «лад», «ритм». 1.От какого слова происходит понятие «лад»?
2.Какое значение имеет лад в музыке? (С помощью лада звуки согласовываются между собой).
3. На основе чего организуются звуки во времени? (Ритма). (Демонстрируется несколько детских рисунков).
Приводится пример, как точно некоторые дети чувствуют контраст ладов, например: мажор-«Боевая жизнь», «Удар о камни», «Восход солнца»; минор-«Заход солнца», «Беседа деревьев в лесу», «Звёзды ведут хоровод».
. Учитель обращает внимание детей на то, что звуки различаются по длительности. Существуют долги по продолжительности ноты (целая, половинная), средние (четверти) и совсем короткие, быстро сменяющие друг друга (восьмые и шестнадцатые.)
Демонстрация таблицы длительностей
4. Учитель предлагает школьникам внимательно вглядеться в картину В. Васнецова «Алёнушка», «прислушаться» к ней.
Ученики рассказывают о своих впечатлениях, наблюдениях, отталкиваясь от следующих примерных вопросов:
5. Учитель читает два стихотворения С. Есенина: «Звуки печали» и «Восход солнца» - и задаёт школьникам вопросы:
Задание:
1.Найти оригинальные эмоциональные характеристики двух основных ладов: мажора и минора.
2.Прохлопать ритмический рисунок мелодии (первые четыре такта) в пьесах «Весёлый крестьянин» и «Бедный сиротка». Можно использовать шумовые инструменты.
Работа с таблицей длительностей.
1.Что мы слышим? (вокруг тишина)
2.Как изображены на картине девочка, её фигура, глаза? (Она сидит, опустив голову, у неё босые ноги, растрёпанные волосы.)
3.Что хотел автор выразить в картине?
4.Слышает ли Алёнушка тишину?
5.Каков смысл этой тишины, настроения девочки? (Она прислушивается, надеется, что отзовётся её братец Иванушка. Это печальная тишина.)
6.Почему художник изобразил на картине вечер? ( Для того, чтобы подчеркнуть усталость Алёнушки, её тревогу: скоро наступит ночь, а она ещё не нашла брата .)
7. Что вы, ребята, чувствуете, когда смотрите на картину? Вам тоже становится грустно или это вас не волнует?
1.Меняется ли в каждом из стихотворений настроение?
2.Какое чувство у вас возникло при чтении стихотворений?
3.Какие строчки из стихотворений (можно еще их повторить) вам больше всего запомнились, понравились?
4.Какие из музыкальных произведений можно было бы объединить (по содержанию, образному смыслу) С. поэтическими творениями С. Есенина?
Слайд № 8.
Слайд № 9.
Слайд № 10.
Слайд № 11.
Сравнительный анализ
Учитель рассказывает детям, что различное настроение, состояние человека могут быть выражены не только в музыкальных сочинениях, но и в словесных, живописных; произведения искусства в целом помогают нам стать лучше и добрее, увидеть как больно бывает от зла и как оно некрасиво.
Домашнее задание
Сочинить мелодию на следующие слова: «Веселей хоровод! Все ребята рады, в руки к нам упадёт яблоко из сада»
Слайд № 12