kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Конспект урока по литературе в 9 классе:" И снится чудный сон Татьяне..."

Нажмите, чтобы узнать подробности

План-конспект урока литературы в 9-м классе по теме: "И снится чудный сон Татьяне…" (Композиционная роль сна Татьяны в романе "Евгений Онегин")

Цель урока: определить место и роль “сна Татьяны” в произведении, проследить его связь с другими сценами;

Задачи:

  • углубить знания учащихся о композиции художественного произведения, научить анализировать текст;
  • развить умения логически мыслить и самостоятельно делать выводы;
  • воспитать чувство любви к  чтению художественной литературы.

Эпиграф к уроку:

…неисчерпаем мир поэта:
В его глубинах – тайна света,
Который нам, как солнце, дан…

Г. Гоц.

Ход урока.

I.Оргмомент.

Объявление темы урока, ознакомление учащихся с целями и задачами.

II. Вступительное слово учителя.

А.С.Пушкин… Русская радость и русская печаль… Благородное сердце и возвышенная душа…Такая в Вас сила и такая тайна, что мы и через два века всё вглядываемся в Вас, вслушиваемся в Вашу речь, обсуждаем с друзьями каждую Вашу мысль.

Ребята, изучая творчество А.С. Пушкина, мы с вами не раз убеждались в том, что за сочинениями поэта, как будто ясными по форме, предельно глубокими по содержанию и исчерпывающими по смыслу, остаётся нечто ещё большее, что пока не разгадано. “Мы видим море, но за ним предчувствуем океан”, - писал А.Платонов.

И сегодня мы постараемся разгадать ещё одну тайну поэта – тайну V главы; проследить, каким образом она связана с другими сценами и как помогает понять весь роман в целом.

III. Подготовка к восприятию темы урока.

а) Чтение учителем I-II строфы V главы романа.

Эта картина знакома нам с детства.

б) Беседа по тексту.

-А чьими глазами мы видим этот зимний пейзаж?

(Картина зимы дана через восприятие Татьяны, это то, что она любит, что ей близко и дорого.)

Литература до Пушкина не признавала описания таких “низких” предметов, как “тулуп, дровни, лошадка, кибитка…” Поэта упрекали в том, что он вводит в поэзию уж очень прозаические слова и понятия. А он видел прекрасное в самой жизни и с мягким юмором поддразнивал своих литературных противников.

У Пушкина свой путь в литературе. И героиня у него своя, непохожая ни на одну из литературных героинь того времени именно потому, что она из жизни. Таких девушек, как Татьяна, Пушкин видел, знал и пытался понять их духовный мир.

-Так какая же она была, Татьяна Ларина?

(Любящая книги, природу…; занятая своими мыслями, чувствами, а не миром вокруг.)

-Как складывался её характер?

(Книги, рассказы няни, одинокие прогулки – мечтательность; нянины сказки – суеверие, страх перед потусторонними силами.)

в) “Разукрашивание” иллюстрации К.И. Рудакова “Татьяна Ларина”.

-Задание: цветом передать характер героини

(На иллюстрации Татьяна занята своими мыслями, чувствами, а не миром вокруг себя; в облике нежная печаль – голубовато-сиреневый тон портрета; её бледность – признак сильных чувств, страдания).

г). “Настали святки. То-то радость!

Гадает ветреная младость…” Сообщение учащегося о видах и способах гадания в старину.

Учитель:

“Татьяна, по совету няни
Сбираясь ночью ворожить,
Тихонько приказала в бане
На два прибора стол накрыть;
Но стало страшно вдруг Татьяне.
И я - при мысли о Светлане
Мне стало страшно - так и быть.
С Татьяной нам не ворожить.”

-О какой Светлане идёт речь? Какие ещё строки созвучны балладе Жуковского?

(…Скажи: которая Татьяна?
Да та, которая грустна
И молчалива, как Светлана,
Вошла и села у окна ) – III глава, V строфа.

-Чем близки эти героини?

(Светлана, как и Татьяна, гадала ночью одна, и к ней также явился долгожданный жених.)

Обратим внимание на эпиграф, это строчки из баллады Жуковского “Светлана”. И это не случайно, потому что главное место в пятой главе занимает “Сон Татьяны”.

Сон пушкинской героини не просто проблемный центр V главы, это самый загадочный эпизод романа, а может быть, и всего творчества Пушкина.

IV. –Работа над новой темой “И снится чудный сон Татьяне…” (Запись на доске темы урока.)

1) Чтение учителем XI строфы романа.

- Природа во сне Татьяны живая, земная: печальная зимняя ночь, бегущий поток, хрупкий мостик.

-Как ведёт себя Татьяна в этом лесу?

(Ведёт себя естественно: она боится.)

2) Работа с иллюстрациями Волкова И.В. и Коровина К.А. к роману “Евгений Онегин”. (Анализ репродукций: сюжет, комментарий к выбору цвета.)

Волков И. В. “Сон Татьяны”

Коровин К.А. “Сон Татьяны”

1. Как вы думаете, какое значение имеет фон картины?

2. Почему героиня изображена в таком положении? Что хотел подчеркнуть художник?

3. Какими изобразительными средствами художник раскрывает внутренний мир человека, изображенного на полотне.

3) Выразительное чтение учащимися XVI - XVII строф.

В хижине, в которую попадает Татьяна, веселье (яркий свет, “крик и звон стакана”), но поэт говорит, что происходящее “ как на больших похоронах”. И это не предвещает ничего хорошего (XVI строфа).Пируют страшные чудовища. Но главное, кроме них, Татьяна видит того, кто “мил и страшен ей”, Евгения, причём, в роли “хозяина”, атамана шайки нечисти.

4) Толкование сновидений.

Мост – “трудная работа”; метель – “большие хлопоты”; мельница – “беспокойная жизнь”; медведь – “случай, неожиданность; богатый, сильный, но жестокий жених”; нож – “знак обмана и насилия”; огонь – “ гнев, опасность”; рак, паук – “раздор, печаль, досада; коварство”.

5) - Вспомните, сюжет какой баллады Пушкина близок сюжету “сна Татьяны”?

(Баллада “Жених”, написанная в то же время, что и V глава.)

- Каков финал баллады Пушкина “Жених” и баллады Жуковского “Светлана”?

(Кошмарные сны не имеют своего продолжения и не оказывают никакого влияния на последующую жизнь героинь. Сновидение же Татьяны – вещее, и оно скоро начнёт сбываться.)

А ведь в творчестве Пушкина не раз встречались такие сны.

-Вспомните их.

(“Капитанская дочка”, “Руслан и Людмила”.)

6) “.И Таня в ужасе проснулась…”

- Найдите в тексте описания с пробуждения Татьяны. Каким оно было?

(Татьяна видит Ольгу; она являет собой полный контраст и пробуждению сестры, и мрачному сну с убийством её (Ольги) суженого.)

-Отразиться ли это предсказание на судьбе Ольги позже?

(После убийства Ленского Ольга быстро успокоится и выйдет замуж за улана.)

7) Вторая часть V главы посвящена именинам Татьяны. Пушкин начинает описывать этот день легко, весело, пародируя известную в его время оду Ломоносова “На день восшествия на престол Елизаветы Петровны”. В этом пародийном четверостишии слово “весёлый” звучит насмешливо, тем более мы знаем: Татьяне вовсе не весело; Онегин тоже, скрепя сердце, согласился поехать на праздник.

8) Выразительное чтение учащимися XXV строфы.

Прочтём внимательнее эти строки; что-то они нам напоминают.

Становится ясно, кто снился Татьяне. Соседи Лариных только внешне похожи на людей. Татьяна видела во сне не сказку, непросто ужасы, рождённые фантазией. Её тонкий ум не мог не оценить окружающих людей. А чудища из сна вот они, наяву. И неизвестно ещё, где они страшнее.

9) Прослушивание отрывка из оперы П.И. Чайковского “Евгений Онегин”.

- Как перекликается этот отрывок с текстом романа?

(В опере также присутствует сатирическое изображение образов гостей Лариных.)

V. Обобщение.

Сон оказался пророческим: он предсказал и ближайшее будущее (дуэль), и гораздо более отдалённое.

-Какова же композиционная роль сна Татьяны в романе?

(Связывает прошлое и будущее, объясняет поступки героев, определяет дальнейшее развитие событий в жизни героев, предсказывает будущее; жизнь героев не удалась, она похожа на дурной сон.)

VI. Подведение итогов.

VII. Домашнее задание:

дать характеристику гостям на именинах Лариных.

Просмотр содержимого документа
«"Конспект урока по литературе в 9 классе:" И снится чудный сон Татьяне..." »

План-конспект урока литературы в 9-м классе по теме: "И снится чудный сон Татьяне…" (Композиционная роль сна Татьяны в романе "Евгений Онегин")

Цель урока: определить место и роль “сна Татьяны” в произведении, проследить его связь с другими сценами;

Задачи:

  • углубить знания учащихся о композиции художественного произведения, научить анализировать текст;

  • развить умения логически мыслить и самостоятельно делать выводы;

  • воспитать чувство любви к чтению художественной литературы.

Эпиграф к уроку:

неисчерпаем мир поэта:
В его глубинах – тайна света,
Который нам, как солнце, дан…

Г. Гоц.

Ход урока.

I.Оргмомент.

Объявление темы урока, ознакомление учащихся с целями и задачами.

II. Вступительное слово учителя.

А.С.Пушкин… Русская радость и русская печаль… Благородное сердце и возвышенная душа…Такая в Вас сила и такая тайна, что мы и через два века всё вглядываемся в Вас, вслушиваемся в Вашу речь, обсуждаем с друзьями каждую Вашу мысль.

Ребята, изучая творчество А.С. Пушкина, мы с вами не раз убеждались в том, что за сочинениями поэта, как будто ясными по форме, предельно глубокими по содержанию и исчерпывающими по смыслу, остаётся нечто ещё большее, что пока не разгадано. “Мы видим море, но за ним предчувствуем океан”, - писал А.Платонов.

И сегодня мы постараемся разгадать ещё одну тайну поэта – тайну V главы; проследить, каким образом она связана с другими сценами и как помогает понять весь роман в целом.

III. Подготовка к восприятию темы урока.

а) Чтение учителем I-II строфы V главы романа.

Эта картина знакома нам с детства.

б) Беседа по тексту.

-А чьими глазами мы видим этот зимний пейзаж?

(Картина зимы дана через восприятие Татьяны, это то, что она любит, что ей близко и дорого.)

Литература до Пушкина не признавала описания таких “низких” предметов, как “тулуп, дровни, лошадка, кибитка…” Поэта упрекали в том, что он вводит в поэзию уж очень прозаические слова и понятия. А он видел прекрасное в самой жизни и с мягким юмором поддразнивал своих литературных противников.

У Пушкина свой путь в литературе. И героиня у него своя, непохожая ни на одну из литературных героинь того времени именно потому, что она из жизни. Таких девушек, как Татьяна, Пушкин видел, знал и пытался понять их духовный мир.

-Так какая же она была, Татьяна Ларина?

(Любящая книги, природу…; занятая своими мыслями, чувствами, а не миром вокруг.)

-Как складывался её характер?

(Книги, рассказы няни, одинокие прогулки – мечтательность; нянины сказки – суеверие, страх перед потусторонними силами.)

в) “Разукрашивание” иллюстрации К.И. Рудакова “Татьяна Ларина”.

-Задание: цветом передать характер героини

(На иллюстрации Татьяна занята своими мыслями, чувствами, а не миром вокруг себя; в облике нежная печаль – голубовато-сиреневый тон портрета; её бледность – признак сильных чувств, страдания).

г). “Настали святки. То-то радость!

Гадает ветреная младость…” Сообщение учащегося о видах и способах гадания в старину.

Учитель:

“Татьяна, по совету няни
Сбираясь ночью ворожить,
Тихонько приказала в бане
На два прибора стол накрыть;
Но стало страшно вдруг Татьяне...
И я - при мысли о Светлане
Мне стало страшно - так и быть...
С Татьяной нам не ворожить.”

-О какой Светлане идёт речь? Какие ещё строки созвучны балладе Жуковского?

(…Скажи: которая Татьяна?
Да та, которая грустна
И молчалива, как Светлана,
Вошла и села у окна ) – III глава, V строфа.

-Чем близки эти героини?

(Светлана, как и Татьяна, гадала ночью одна, и к ней также явился долгожданный жених.)

Обратим внимание на эпиграф, это строчки из баллады Жуковского “Светлана”. И это не случайно, потому что главное место в пятой главе занимает “Сон Татьяны”.

Сон пушкинской героини не просто проблемный центр V главы, это самый загадочный эпизод романа, а может быть, и всего творчества Пушкина.

IV. –Работа над новой темой “И снится чудный сон Татьяне…” (Запись на доске темы урока.)

1) Чтение учителем XI строфы романа.

- Природа во сне Татьяны живая, земная: печальная зимняя ночь, бегущий поток, хрупкий мостик.

-Как ведёт себя Татьяна в этом лесу?

(Ведёт себя естественно: она боится.)

2) Работа с иллюстрациями Волкова И.В. и Коровина К.А. к роману “Евгений Онегин”. (Анализ репродукций: сюжет, комментарий к выбору цвета.)

Волков И. В. “Сон Татьяны”

Коровин К.А. “Сон Татьяны”

1. Как вы думаете, какое значение имеет фон картины?

2. Почему героиня изображена в таком положении? Что хотел подчеркнуть художник?

3. Какими изобразительными средствами художник раскрывает внутренний мир человека, изображенного на полотне.

3) Выразительное чтение учащимися XVI - XVII строф.

В хижине, в которую попадает Татьяна, веселье (яркий свет, “крик и звон стакана”), но поэт говорит, что происходящее “ как на больших похоронах”. И это не предвещает ничего хорошего (XVI строфа).Пируют страшные чудовища. Но главное, кроме них, Татьяна видит того, кто “мил и страшен ей”, Евгения, причём, в роли “хозяина”, атамана шайки нечисти.

4) Толкование сновидений.

Мост – “трудная работа”; метель – “большие хлопоты”; мельница – “беспокойная жизнь”; медведь – “случай, неожиданность; богатый, сильный, но жестокий жених”; нож – “знак обмана и насилия”; огонь – “ гнев, опасность”; рак, паук – “раздор, печаль, досада; коварство”.

5) - Вспомните, сюжет какой баллады Пушкина близок сюжету “сна Татьяны”?

(Баллада “Жених”, написанная в то же время, что и V глава.)

- Каков финал баллады Пушкина “Жених” и баллады Жуковского “Светлана”?

(Кошмарные сны не имеют своего продолжения и не оказывают никакого влияния на последующую жизнь героинь. Сновидение же Татьяны – вещее, и оно скоро начнёт сбываться.)

А ведь в творчестве Пушкина не раз встречались такие сны.

-Вспомните их.

(“Капитанская дочка”, “Руслан и Людмила”.)

6) “..И Таня в ужасе проснулась…”

- Найдите в тексте описания с пробуждения Татьяны. Каким оно было?

(Татьяна видит Ольгу; она являет собой полный контраст и пробуждению сестры, и мрачному сну с убийством её (Ольги) суженого.)

-Отразиться ли это предсказание на судьбе Ольги позже?

(После убийства Ленского Ольга быстро успокоится и выйдет замуж за улана.)

7) Вторая часть V главы посвящена именинам Татьяны. Пушкин начинает описывать этот день легко, весело, пародируя известную в его время оду Ломоносова “На день восшествия на престол Елизаветы Петровны”. В этом пародийном четверостишии слово “весёлый” звучит насмешливо, тем более мы знаем: Татьяне вовсе не весело; Онегин тоже, скрепя сердце, согласился поехать на праздник.

8) Выразительное чтение учащимися XXV строфы.

Прочтём внимательнее эти строки; что-то они нам напоминают.

Становится ясно, кто снился Татьяне. Соседи Лариных только внешне похожи на людей. Татьяна видела во сне не сказку, непросто ужасы, рождённые фантазией. Её тонкий ум не мог не оценить окружающих людей. А чудища из сна вот они, наяву. И неизвестно ещё, где они страшнее.

9) Прослушивание отрывка из оперы П.И. Чайковского “Евгений Онегин”.

- Как перекликается этот отрывок с текстом романа?

(В опере также присутствует сатирическое изображение образов гостей Лариных.)

V. Обобщение.

Сон оказался пророческим: он предсказал и ближайшее будущее (дуэль), и гораздо более отдалённое.

-Какова же композиционная роль сна Татьяны в романе?

(Связывает прошлое и будущее, объясняет поступки героев, определяет дальнейшее развитие событий в жизни героев, предсказывает будущее; жизнь героев не удалась, она похожа на дурной сон.)

VI. Подведение итогов.

VII. Домашнее задание:

дать характеристику гостям на именинах Лариных.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
"Конспект урока по литературе в 9 классе:" И снится чудный сон Татьяне..."

Автор: Джаришова Лаззат Балтабаевна

Дата: 17.03.2015

Номер свидетельства: 187814

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства