Ход урока.
-Ребята, сегодня на уроке мы продолжаем изучение одного из жанров изобразительного искусства. Какого?
Ответ: - Портрет.
-Правильно, продолжаем изучать портрет, и знакомится с различными видами портретного жанра. На предыдущих уроках мы изучили пропорции человеческого лица, узнали основные лицевые мышцы, изображали человека с натуры, рисовали автопортрет и портрет соседа по парте, пытаясь передать портретное сходство.
-Цель нашего сегодняшнего урока – закрепить умения изображения особенностей лица человека и попробовать передать эмоциональное состояние и чувства человека.
-Тема урока: «Мимика лица».
-Как вы думаете, что такое «мимика»?
Ответ: «Мимика» (от греч. «подражательный») – выразительное движение мышц лица, одна из форм проявления чувств человека.
-Давайте назовем чувства человека, отражающиеся на лице в виде яркого мимического выражения.
Ответы: - радость, отражаемая улыбкой, смехом или криком радости;
-
печаль, отражаемаягрустным выражением лицаили слезами;
-
удивление, недоумение
-А теперь попытаемся охарактеризовать выражения лица человека соответственно некоторым его чувствам.
В этом нам поможет зеркало, которое каждый из вас принес на урок. Глядя в зеркало на свое отражение, вы должны увидеть, что происходит с нашим лицом, когда мы улыбаемся, плачем, хохочем, злимся, удивляемся и т. д.
А еще нам будет помогать главный герой нашего сегодняшнего урока – колобок, который пригласил друзей – мультяшек.
(Учащиеся, с помощью учителя и изображений мультипликационных животных, расположенных на доске, дают характеристику мимике лица и позе при определенных чувствах.)
Радость. Когда человек искренне радуется, он выпрямляется и расправляет плечи. На лице появляется улыбка, а глаза, наоборот, могут превратиться в щелочки. Улыбка растягивает губы, уголки рта поднимаются, щеки приподнимаются и расширяются.
Грусть. Огорченный человек кажется безвольным. Он наклоняется вперед, спина согнута, колени подгибаются. Даже одежда на нем обвисает грустными складками. Брови немного приподнимаются, а уголки рта, наоборот, опускаются. Если человек плачет, то брови сдвигаются, а между ними образуется складка. Губы искажаются как будто в открытой улыбке, но нижняя губа подтягивается к верхней.
Испуг. Испугавшись, человек должен отшатнуться от увиденного, его глаза широко раскрыты, рот искажен, брови приподняты, плечи подтянуты к голове.
Злость. Когда человек злится, он нахмуривает брови, опускает уголки рта, сжимает губы, немного приподнимает и выпячивает подбородок. Если человек пришел в ярость, то изображать его надо смотрящим исподлобья, нахмуренным. Он угрожающе наклоняется вперед, сжимает кулаки и весь его вид говорит о готовности к решительным действиям.
Важность. Важничая, человек выпячивает грудь, надувает щеки и задирает нос. На лице играет самодовольная улыбка или, наоборот, нижняя губа презрительно выпячена.
Удивление. Глаза человека широко раскрываются, зрачки сведены к носу, брови высоко подняты, рот приоткрыт. У мультяшек даже уши и те выражают удивление.
- Подводя итог нашему анализу, я предлагаю вам выполнить небольшое упражнение, как бы поиграть с колобком
(Учитель поясняет суть задания.)
На данном этапе урока перед нами стоит задача: нарисовать на альбомном листе, разделенном на 4 части, 4 головы человека с различными мимическими выражениями. Вам необходимо передать чувства удивления, радости, злости или ярости и грусти (плачущего человека). Эти чувства выделены красным цветом в ваших карточках. Но прежде чем рисовать, мы должны повторить пропорции человеческого лица.
(Учитель проводит экспресс-опрос)
-Ну а теперь можно приступать к работе. Сначала нарисовать карандашом, а если останется время, выполнить работу в цвете. За это задание оценки будет 2: первая за передачу чувств, а вторая за правильность пропорций человеческого лица. Тот, кто чувствует, что справится хорошо с данным заданием, может усложнить себе работу, изобразив на всех 4 рисунках лицо одного и того же человека. Пусть вам помогают в этой работе герои мультфильмов и колобок из задания - упражнения.
(Учащиеся выполняют работу.)