Конспект урока по теме: сочинение по картине А. А. Пластова «Первый снег»
3 класс.
Разработала:
учитель начальных классов
МБОУ СОШ №7 г.Гулькевичи
Березовская Ольга Ивановна
Тема: Сочинение
по картине А. А. Пластова «Первый снег»
Задачи урока:
— познакомить с жизнью и творчеством А. А. Пластова;
— учить «читать» картину, осмысливать ее содержание;
— привлечь внимание детей к красоте зимней природы;
— способствовать эмоциональному восприятию картины как произведения искусства;
— совершенствовать умение отбирать нужные для описания слова;
— формировать умение составлять заключительную часть сочинения, правильно выбирать концовку сочинения;
— учить соотносить художественный текст и художественные средства картины.
Ход урока
1. Оргмомент.
2. Подготовка к восприятию картины.
— Прочитайте на доске два слова: первый и последний. Прислушайтесь к себе: какие чувства вызывают у вас эти слова? С какими воспоминаниями, событиями жизни ассоциируется у вас слово первый? (Первый цветок, первая печаль, первый грач, первое огорчение, первый снег, первая разлука.)
— Каким вы представляете первый снег? Каким вы его видели? Какие чувства он у вас вызывает?
3. Сопоставление личных наблюдений детей и описания первого снега в литературных произведениях,
— Послушайте, как о первом снеге сказал К. Г. Паустовский:
«Снег сыпался, как стеклянный дождь, падающий с ёлки. Земля была нарядная, похожая на застенчивую невесту. День как будто дремал. С пасмурного высокого неба изредка падали снежинки. Зима начала хозяйничать над землей».
— Найдите образные выражения о снеге, о зиме в тексте Паустовского,
— Каково отношение самого писателя к первому снегу? Как он это показал? А ваше отношение к первому снегу? Что вы чувствуете, когда его видите?
—Послушайте, каким увидел первый снег писатель Г.Скребицкий.
Первый снег
Голая земля промерзла, а зима все еще не наступала. Но вот потеплело, и к вечеру пошел снег. Крупные мохнатые снежинки закружились в воздухе, с каждой минутой их становилось все больше. И,наконец-то, снег повалил хлопьями.
Я накинул на плечи полушубок и вышел на крыльцо….Воздух был чистый и свежий. В нем как-то особенно хорошо пахло молодым, только что выпавшим снегом…. Кругом было совсем тихо…. Я стоял и следил за тем, как из вечернего неба сыпал и сыпал на землю белый пух зимы…
4. Рассматривание картины.
Художник написал эту картину в 1946 году. Это одно из самых очаровательных лирических произведений Аркадия Александровича Пластова, Он передал свое ощущение свежего зимнего дня и того особого состояния природы, которое бывает в час первого снегопада, Пластов хорошо знает жизнь русской деревни и в своей картине, он сумел показать сельский зимний пейзаж во всей его красоте и прелести.
5. Беседа по содержанию картины.
— Какое время года изобразил художник? (Начало зимы.)
— Почему вы догадались, что это именно начало зимы? (Нет сугробов, местами еще видна голая земля.)
— Какое время суток изображено? Как вы догадались? (Снег выпал ночью, сейчас утро» дети второпях выбежали на крыльцо, они еще не выходили из дома.)
— Кого изобразил художник на переднем плане? (Девочку лет десяти и мальчика лет семи. Это деревенские ребята.)
— Опишите их внешний вид. (Мальчик в пальто, девочка без верхней одежды, только набросила платок. Они, наверное, торопились. Им очень хочется скорее увидеть первый снег, У девочки валенки не по размеру, видно, одевались второпях. Ребята поднимают голову к небу, смотрят на хлопья снега,)
— Что можно сказать, глядя на выражение лиц детей? Можно ли сказать, что ребятам нравится первый снег? (Их очень заинтересовал первый снегопад, дети любознательны и наблюдательны, они рады снегу, для них это праздник.)
6. Работа со словарём настроений.
- Посмотрите на карточки, выберите слова— названия чувств, которые помогут вам передать настроение детей.
радость восторг волнение
удивление интерес восхищение
беспокойство испуг грусть
(Дети удивлены, обрадованы, им еще и интересно смотреть на первый снег, они очень любознательны.) — Почему их удивляет первый снег? (Первый снег мягкий. Тёплый. Добрый. Он тихо падает с неба крупными хлопьями.)
— Что еще показывает художник на переднем плане? ( В палисаднике большая старая берёза с раскидистыми ветвями. Кажется. Что она обрадовалась снегу. Береза, наверное, давно ждала этого события, она как будто именно для встречи первого снега раскинула ветви так широко в стороны.)
— Здесь есть еще один герой — ворона. А что она переживает? ( Ворона около берёзы тоже как будто рада первому снегу, хочет его попробовать.)
— Художник на картине хочет подчеркнуть единство живой и неживой природы.
В чём это проявляется? (Снег покрывает землю, крыши домов, ветви деревьев. На заднем плане уже появились люди на санях. Кажется, что природа ликует, радуется первому снегу вместе с человеком, со всем живым на земле.)
7. Выявление изобразительных средств картины.
— А почему художник показал на картине только часть берёзы?, а не всё дерево? (Берёза- это часть зимнего пейзажа, а художник хотел сказать, что главное в картине — дети и их настроение.)
— Почему художник использовал вертикальный формат картины, случайно ли это сделано? (Снег сыплется сверху. Дети запрокинули головы. Художник хочет усилить впечатление от бездонности неба. Долгого полёта снежинок.)
8. Речевая подготовка к сочинению.
—Выберите несколько опорных слов, которые являются главными для описания картины:
снег дети земля ворона небо берёза
— попробуйте описать снег. Используя сравнения. Эпитеты. Слова. Характеризующие действия снега. очень к лицу земле, белая скатерть полей, робкий и тихий, пушистый и мохнатый, укрыл землю, порошил, щекотал лицо, кружился, порхал
танцевал, опускался большими хлопьями
— Попробуйте смотреть глазами художника. Будьте при подборе слов более чуткими, внимательными, наблюдательными. Вспоминайте произведения о зиме.
—Какие чувства и настроение вызывает у вас картина? (Художник помог нам еще ярче пережить радостное чувство восторга при виде первого снега.)
— Как бы вы закончили свой рассказ по этой картине? (У меня возникает ощущение радости, счастья, праздника, когда я смотрю на эту картину. Я благодарен художнику, что еще раз могу пережить чувство радости при виде первого снега. Трудно оставаться равнодушным, когда видишь первый снег.)
9 Составление плана сочинения:
1) Первый день зимы.
2) Радость детей.
3) Настроение картины.
4) Мое отношение к картине.
10. Устное коллективное составление текста-описания.
11. Самостоятельная работа
12. Самопроверка
13. Итог