Тема урока «Путешествие в мир народной песни»
Тип урока:
Урок обобщения и систематизации знаний
На доске эпиграф к уроку: «Народная песня – зеркало жизни народа»
1. Дети входят в класс под русскую плясовую песню.
У: – Здравствуйте, ребята!
Приятно видеть вас нарядными, улыбнитесь, начинаем урок.
2. Сегодня наш урок посвящен русской народной песне. Чтобы подробнее узнать о видах русской народной песни, мы отправимся в путешествие. Будьте внимательны, в конце нашего путешествия вы должны мне правильно назвать виды русской народной песни. Активность на уроке будет поощряться, в виде карточек с набором музыкальных инструментов. Ваша задача набрать свой оркестр народных инструментов.
3. Сегодня в школу пришло удивительное письмо, я его прочитаю, а вы послушайте.
Учитель достает из конверта письмо и читает детям:
«Здравствуйте, ребятишки!
Озорники и шалунишки
Я – Тимошка
Из деревни Гармошка.
В гости вас к себе зову,
Сладким чаем угощу.
Жду вас всех в своей избушке,
Возле леса на опушке.
Чтобы вы поторопились,
Чтоб в лесу не заблудились
Посылаю карту вам,
я ее составил сам»
Учитель обращает внимание ребят на доску с картой от Тимошки.
У: Ребята, кто такой Тимошка, об этом мы узнаем в конце путешествия. Что же ждет нас впереди? Отправимся в гости к Тимошке?
Дети: Да!
У: Но, так как урок наш музыкальный, то и путешествие в деревню «Гармошка» тоже будет музыкальным. Согласны?
Дети: Да!
У: Тогда отправляемся в путь, а поможет нам в дороге Тимошино письмо, прочитаем, что же ждет нас впереди:
«Впереди вас ждет река, широка и глубока.
Вы по ней плывите, да не утоните»
У: Ребята, а в какой знакомой нам русской народной песне упоминается о реке?
Дети: В песне «Вниз по матушке по Волге»
У: Ребята, песня «Вниз по матушке по Волге» композиторская или народная?
Дети: Эта песня народная.
У: Скажите, почему мы сразу определяем, что это русская народная песня?
Дети: У русской народной песни есть отличительная черта – ее распевность.
У: Послушайте русскую народную песню «Вниз по матушке по Волге». В этой песне раскрывается сердечность и широта души русского народа, красота русской природы.
Слушание русской народной песни
У: разучим небольшой фрагмент этой песни, помните о правильном дыхании.
Исполнение фрагмента песни
У: Ребята, как вы думаете, зачем мы учим народные песни?
Дети: русская песня может о многом рассказать: о том, как жили наши предки, что их волновало, о чем мечтали. Русская песня может быть поучительной. Чтобы помнить об историческом прошлом России и россиян, мы изучаем русскую народную песню.
У: Спасибо за интересный ответ, (можно отметить карточкой)
Многие русские композиторы в своем творчестве обращаются к русской народной песне. А.С.Даргомыжский написал «Вариации» к известной песне. Послушайте и подумайте, интонация какой песни звучит?
Слушание. «Вариации к русской народной песне «Вниз по матушке по Волге»
Дети: Интонации русской народной песни «Вниз по матушке по Волге»
У: Молодцы! В чьем исполнении звучат «Вариации» Даргомыжского?
Дети: «Вариации» исполняет симфонический оркестр.
У: Правильно. Кто из композиторов использовал русскую песню в своем творчестве?
Дети: П.И.Чайковский, Н.А.Римский – Корсаков, Р. Щедрин.
У: С трудной загадкой справились, а наше путешествие продолжается. Прочитаем в Тимошином письме, куда идти дальше?
«Речку одолели –
и вперед смелее.
На пригорке деревушка
Под названьем «Веселушка»
Развеселый в ней народ
Песни русские поет.
И вы запевайте
В деревню ту шагайте,
Чтобы легче вам шагалось
В эту деревушку
Запевайте дети дружно
Песню «Солдатушки»…
Исполнение песни «Солдатушки, бравы ребятушки»
У: Весело, с задором спели песню. Молодцы! А теперь ответьте на мой вопрос, народная эта песня или композиторская?
Дети: Песня – русская народная.
У: Правильно, и еще эта песня относится к солдатским песням. Какие старые слова есть в этой песне?
Дети: В песне есть старые слова: востры, держава.
У: На мои вопросы отвечали правильно, молодцы, а наше путешествие продолжается. Что же ждет нас впереди и куда сейчас идти? Об этом мы прочитаем в Тимошином письме.
«Слева видите? – гора,
Вам идти как раз туда.
Под этой горой
Живет волк злой.
Тише идите,
Волка не будите»
У: Ребята, споем волку колыбельную песню. Внимательно слушаем первый звук, начинаем петь, не громко.
Разучивание колыбельной песни «Котик – коток», «Ходит сон по горе» и т.д.
У: Колыбельная от слова «колыбель», что означает приспособление для укачивания малыша. Кто пел колыбельные песни и как?
Дети: Колыбельную песню пела мама своему ребенку, чтобы тот уснул. Мама пела ласково, нежно, негромко.
У: Правильно. А еще такие песни в старину называли «баюканными» - от слова «баюкать», т.е. «укачивать». В колыбельных песнях есть одна особенность, можно спеть имя того ребенка, кому поют. А еще в колыбельных песнях есть реально существующие герои и фантастические. Внимательно посмотрите на карточки. И назовите реальных героев и фантастических.
Котик
Дрема
Волчок
Сон
Зайчик
Бука
Собачка
Угомон
У: Молодцы ребята! С заданием справились на «отлично».
Волк остался спать под горой благодаря нашим колыбельным.
«Пол дороги,
пол пути
быстро мы смогли пройти.
А сейчас мы отдохнем
И опять вперед пойдем»
У: Какие элементы движения подходят для русской народной плясовой? Итак, «Барыня».
С ребятами проводится физкультминутка
У: Наше путешествие продолжается, а вот в какую сторону пойдем – в письме Тимошином прочтем.
«Справа медведь,
он любит петь,
громко поет
пройти не дает.
По секрету вам скажу:
С этим мишкой я дружу.
Вы ему – частушек много,
Он уступит вам дорогу»
У: Очень любит Мишка частушки, и мы их любим петь. Частушка – это короткая народная песня, с юмором. Частушка бойкая, веселая, поется в быстром темпе. Но есть медленные – страдания. А с какими инструментами можно исполнять частушки?
Дети: Частушки можно исполнять с гармошкой и с баяном.
Дети: Еще и с балалайкой.
У: Ребята, есть еще один способ пения частушек, который широко применялся в России XIX века – называется он под «язык». Это когда один поет частушки, а все остальные подражают голосом, какому – либо музыкальному инструменту.
Раздаю инструменты
У: Запомните, как они звучат. Разучим несколько куплетов на музыку воронежских куплетов на слова Викторова. Будем петь частушки весело, бойко, не забывая о том, что некоторые из вас играют на трещотке, бубне и ложках.
Исполнение частушек
-Вижу все вы музыканты, уникальные таланты
вот для вас детвора музыкальная игра.
С детьми проводится музыкальная викторина «Узнай музыкальный инструмент» с использованием аудиозаписи «Русские народные инструменты». Определить звучание: трещотки, дудки, балалайки, свистульки, бубенцы, треугольник. (см. Приложение).
У: Наше путешествие продолжается, надо спешить. Нам опять поможет Тимошино письмо.
«А теперь - наискосок,
через тропочку в лесок.
Вот, ребята, здесь мой дом.
Хорошо, уютно в нем.
Хочешь – прыгай,
Хочешь – стой,
Хочешь – песню даже спой»
У: Ребята, мы дошли до дома, где живет Тимошка. А кто такой Тимошка вы узнаете из этой песни. Послушайте и подумайте кто главный герой этой песни?
Слушание песни Д.Львова - Компанейца «Самовар». Исполнение песни. Оценка исполнения.
Показ иллюстрации
У: Самовар – один из важных предметов русского быта, традиционно вся семья собиралась за столом, во главе которого стоял самовар.
Итог урока
Наше музыкальное путешествие подошло к концу. Вспомните, на каких остановках мы с вами побывали, что исполняли?
Вывод: народная песня – зеркало жизни народа, в которой отражаются не только те или иные события, но и дух, атмосфера всей его жизни. Песня помогает и в работе и в отдыхе. Есть замечательная пословица: «Где песня льется, там легче живется». Любите русскую песню!
А сейчас домашнее задание – кроссворд.
Раздаю карточки каждому
Выставление оценок за урок.
- Ребята, кто собрал меньше трех карточек – хорошо, кто больше – отлично.
Урок закончен, всем спасибо!
Сюрпризный момент
Звучит плясовая мелодия, в класс входит ребенок с самоваром в руках, ставит самовар на стол:
«Самовар вас угощает
крепким и душистым чаем.
Чай – с вареньем и лимоном
С кренделями и поклоном.
Он – бальзам от всех болезней
И напитка нет полезней.
Рады всех вас пригласить
Вволю чаем напоить».
Используемые учебники и учебные пособия:
1. Бахметьева Т.Н. Детские частушки, шутки, прибаутки. – М.: «Академия развития».
2. Котикова П., Добровольский Б. Песня – душа народа. – М.: «Советский композитор»
3. Хрестоматия к урокам музыки, 4 класс.
4. Челышева Т.В. Спутник учителя музыки. – М.: «Просвещение»
Используемая методическая литература:
1. «Музыка в школе» № 3, 2002. \ из отечественного опыта \ С.А.Лапина.
2. «Певучая Россия» № 22 – М.: «Советская Россия»