Открытый урок по музыке в 4 классе на тему
«Путешествие в Германию»
Тип урока: урок расширения и углубления темы.
Цель урока: формирование у школьников ощущения широты стиля композитора, многогранности его восприятия жизни.
Задачи:
воспитывать личность ребенка, его духовность и нравственность на произведения музыкального искусства;
формировать умения сравнивать, анализировать, выделять главное, осуществлять перенос известных знаний и способов в новые ситуации;
развивать творческое воображение.
Музыкальный материал:
1.Песня « Солнечный круг! »(на немецком языке)
2. И. С. Бах « Шутка»
3.Песня «Музыканты»
4. И.С. Бах « Токката и фуга ре минор»
5. Фрагменты из фильма « Ломоносов»
Оборудование и наглядные пособия:
1.Музыкальный центр.
2. Ноутбук, проектор, экран.
3. Портреты композиторов в электронном виде
4. Аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке
5.? Презентации
Структура урока:
Вводная часть.
1.Организационный момент.
2. Беседа о творчестве И. С. Баха.
Основная часть
1.« Шутка», ее особенности.
2. Орган- король инструментов.
3. Орган в нашей республике
4. Музыкальная разминка
Заключительная часть.
1. Исполнение песни « Музыканты »
2. Оценивание ЗУН обучающихся.
Ход урока:
Дети входят под музыку в класс (звучит песня на немецком языке «Солнечный круг »), встают около своих парт. Звучит музыкальное приветствие.
Организационный момент ( приветствие)
Учитель: « Здравствуйте ребята, добрый день!
Дети: Здравствуйте Зухра Анваровна!»
Учитель: Ребята, скажите, когда вы заходили в класс обратили ли внимание на то, на каком языке исполнялась детская песенка? (ответы ребят).
Учитель: Напевая песенку педагог знакомит детей с текстом песни. ( « Солнечный круг»)
Учитель: Не случайно, мы начали урок со звучания немецкой песенки, почему? Да потому, что сегодня мы вместе с вами отправимся в музыкальное путешествие, в Германию. Что это за страна? Германия – это немецкая страна, поэтому мы с вами будем сегодня говорить, размышлять, слушать музыку немецких композиторов. Кстати, назовите мне пожалуйста немецких композиторов. Кто знает?
Дети: Шуман, Штраус, Карл Орф, Мендельсон, Глюк, Вагнер, Бетховен, Бах.( слайд 2)
Учитель: Давайте поговорим с вами о И. С. Бахе, что мы знаем о нем?
Итак, большинство людей знает, что Бах:
Немецкий композитор, представитель эпохи барокко, органист-виртуоз, музыкальный педагог. Родился давным-давно в 1685 году в Германии, которая еще не была единой страной, а была разделена на множество отдельных княжеств. Музыкой в ту пору серьезно можно было заниматься либо при дворах князей и королей, либо в храмах и монастырях.
В семье Баха многие были музыкантами - скрипачами, органистами. Семья была большой. Часто вечерами они собирались вместе, чтобы поиграть на музыкальных инструментах. (слайд 3)
Давайте и мы с вами представим домашнее музицирование. Покажите жестами как играют на клавесине?
-На флейте?
-На скрипке?
Дети: 1 ряд показывает игру на клавесине, 2ряд - флейту, 3ряд - скрипку.
Звучит « Шутка». Учитель дирижирует. ( слайд 4 ).
Учитель: Чем она вам понравилась?
Дети: Легкостью, веселым настроением.
Учитель: Как бы вы назвали это произведение?
Дети: Юмореска, Шутка, Смех.
Учитель: Вы очень близки к замыслу автора. «Шутка» так назвал композитор свое сочинение.
Учитель: Еще раз послушаем это произведение и посмотрим на музыкальные инструменты времен Баха.
(видео фрагмент « Шутки» в исполнении музыкантов на старинных инструментах.) (слайд 5)
Учитель: А как вы думаете, что могли делать еще на музыкальных вечерах того времени?
Дети: Петь.
Учитель: Правильно, и поэтому я предлагаю вам превратиться в певцов. Но прежде чем мы с вами исполним песню давайте распоемся.
Распевка (дети поют)
Учитель: Молодцы! Теперь послушайте немецкую песню, которую мы с вами будем разучивать.
( учитель голосом исполняет песню).
План работы над песней:
исполнение мелодии (звукообразование, единая линия мелодии, распевы);
мягкие окончания фраз (приходим через музыкальную характеристику);
знакомство с текстом 2 куплета;
работа над дыханием и закрепление 2 куплета;
пение каноном.
исполнение песни.
Немецкая народная песня «Музыканты»
Учитель: Мог бы такую музыку сочинить И.С. Бах? (ответы учащихся)
Учитель: Это немецкая народная песня, а, как известно, Бах очень любил народное творчество, даже использовал темы некоторых народных песен в своих произведениях.
Учитель: Ребята, эта песенка исполняется каноном. Вы спросите меня? А что это такое канон?
Канон – это полифоническая форма, или многоголосная пьеса, в которой все голоса исполняют одну и ту же мелодию, но не вместе, вступая поочередно. Для канона характерно еще и то, что обязательно в мелодии присутствует контрапункт.
Учитель: Давайте сейчас эту песню исполним каноном ( дети исполняют)
Учитель: Что такое полифония? Переводим “поли” – много, а фон? Я приглашаю вас к творческому поиску. Дети придумывают слова, оканчивающиеся на суффикс “фон” – телефон, магнитофон, саксофон и делают вывод: звук! Отсюда следует, полифония – многозвучие, многоголосие.
На доске появляется слово “многоголосие”.
Учитель предлагает игру “Мелодия”.
Звучит органная фуга соль-минор.
Учитель: Ребята, поднимите руку тогда, когда услышите как вступают голоса
Вывод делают сами ученики: “ Полифония – вид многоголосия в музыке, где по значению все голоса равны, т.е. много равных голосов, которые звучат одновременно.
Игра в ритмическую полифонию (девочки хлопают ритмический рисунок в ладоши, а мальчики – по коленкам)
Учитель: Ребята, песню я вам аккомпанировала на фортепиано. А кто знает, какой инструмент был прародителем фортепиано? (клавесин). Правильно! А ведь в игре на клавесине композитору среди его талантливых современников не было равных!
Учитель: Скажите, а музыку Баха можем ли мы считать современной? Где мы можем услышать его музыку? Я вам предлагаю послушать « Прелюдию» в исполнении вашего одноклассника Арсена. Пожалуйста, Арсен, тебе слово! (ученик на фортепиано играет « Прелюдию» И. С. Баха)
Учитель: “Великий Бах, ты – музыка Вселенной,
Дыхание органа обуздав,
И в XXI веке современном
Ты будешь в человеческих сердцах.
Ручьем сольется мощное звучанье
В последний, торжествующий аккорд,
И человек – частица мирозданья
Почувствует бессмертия восторг”.
Учитель: Ребята, о каком музыкальном инструменте я сейчас упомянула?
Дети: Орган!
Учитель: Правильно! А как вы думаете, почему орган называют королем инструментов?
Почему его называют “Ваше Высочество?” (Очень большой инструмент размером с пятиэтажный дом, может издавать звуки разных инструментов, звучать на дальнем расстоянии, звучит мощно).
Учитель: Давайте представим, что мы сейчас находимся во временах Баха, и обратим внимание как звучит сам орган.
Видеофрагмент из кинофильма, где композитор исполняет « Токкату и фугу ре минор»
Учитель: Ребята, скажите, а какой тембр у органа?
Дети: Величавый, грозный, властный, могучий, низкий, мощный, грациозный, по-царски
Учитель: внимание, снова на экран!
Видеофрагмент из кинофильма (после чего дети сами делают вывод о том, что звучание органа очень похож на характер самого композитора)
Учитель: Ребята, а как вы думаете, есть ли этот инструмент у нас, в нашей республике? Есть!
Около 30 лет в Малом зале Башкирской государственной филармонии г.Уфы звучат мелодии самого большого среди когда-либо созданных музыкальных инструментов в мире – органа. ( слайд)
Творческое задание. Ребята решают кроссворд.
Кроссворд « Музыкальное путешествие»
- Пение мелодии на два голоса, когда один голос повторяет другой, вступая позже.
- Страна - родина великого композитора.
- Имя великого немецкого композитора.
- Фамилия великого немецкого композитора.
- Музыка, в которой много равных голосов, и голоса звучат одновременно.
- Самый большой инструмент «Король инструментов»
Домашнее задание: Узнать из интернета имена наших, уфимских органистов.
Учитель: Друзья! Сегодня мы провели с вами замечательные минуты общения с музыкой И.С. Баха. Я благодарю вас за сотрудничество, за прекрасное исполнение немецких песен и ваше творчество. Спасибо и я говорю : “До новых встреч!”.