Автор разработки: Кулакова Валентина Васильевна, учитель музыки первой категории
Образовательное учреждение: Синеутесовский филиал начальной школы
МАОУ «Спасская СОШ» Томского района, Томской области
Разработка урока музыки в группе разновозрастного обучения
в малокомплектной школе
3-4 класс
Тема I полугодия «Музыка нашего народа»
Тема урока «Путешествие в страну народных музыкальных инструментов»
(2 урок по теме)
Цель: Познакомить детей с разнообразием народных музыкальных инструментов.
Образовательная: пробудить интерес к истории возникновения и бытования музыкальных инструментов на Руси, узнать особенности состава оркестра русских народных инструментов.
Развивающая: формировать умения сравнивать, классифицировать, обобщать изучаемые факты и понятия, развивать тембровый слух, чувство ритма.
Воспитательная: любовь к народной музыке нашей страны.
Метод: системно-деятельностный подход в группах разновозрастного обучения;
Форма урока: урок – путешествие (работа с маршрутным листом)
Формировались УУД:
РЕГУЛЯТИВНЫЕ:
- Планировать свои действия с поставленной задачей;
- Осуществлять пошаговый и итоговый контроль по результату работы;
- Планировать поиск знаний «От общего к частному».
КОММУНИКАТИВНЫЕ:
- Формировать умение совместной деятельности в группе, в парах;
- Формирование мыслительной деятельности (сравнение, сопоставление),
- Быть ответственным за результат общего дела (работа в коллективе);
- Умение договариваться, принимать решение в результате совместной деятельности.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ:
- Проводить сравнение и классифицировать по заданным критериям;
-Расширять представление о народной музыке, разнообразии народных инструментов.
ЛИЧНОСТНЫЕ:
- Воспитание интереса к музыкальным традициям и истории нашей страны;
- Познание различных явлений окружающей действительности.
Оборудование:
- проектор, слайдовая презентация;
- народные музыкальные инструменты;
- шумовые музыкальные инструменты;
- маршрутные листы;
- звукозапись народных песен.
Ход урока.
Звучит фонограмма «Во поле березка стояла»
Приветствие учащихся и педагога: Добрый день, добрый день, здравствуйте!
Учитель: Ребята, сегодня мы с вами продолжим наше путешествие в удивительный мир музыки, и не просто музыки, а самой родной и близкой каждому русскому человеку. Возможно, кто-то из вас сегодня сделает для себя открытие, кто-то вспомнит забытое, кто-то проявит свои исполнительские таланты, а кто-то окажется благодарным слушателем. Все найдется сегодня место в нашем путешествии.
Для начала давайте вспомним, что мы узнали на прошлом уроке.
(Ответы: заполняли маршрутные листы, познакомились с разными музыкальными инструментами – перечисляют).
Учитель: В нашем маршрутном листе появились названия станций («Музыкальные инструменты» – 1 станция, «Народные музыкальные инструменты» – 2 станция)
Звучит народная музыка
Учитель: Для того чтобы нам продолжить наше путешествие мы должны с вами определить дальнейший маршрут, наметить цели. Что мы хотим еще узнать о народных музыкальных инструментах?
1.Основная часть урока.
Учитель: Ребята, посмотрите вокруг, что вы видите в оформлении нашего кабинета? (Инструменты)
- Да, вокруг нас сегодня множество самых разных инструментов. Со многими из них вы уже знакомы, слышали их звучание.
С ними мы познакомились на 1 станции – «МУЗЫКАЛЬНЫЕ НИСТРУМЕНТЫ».
- Давайте же попробуем разобраться, какие из них были лишними на второй станции? (Гитара, скрипка, труба). Почему? ( Они не являются народными музыкальными инструментами)
- Правильно. Давайте их уберем в сторону, пусть в нашем путешествии они будут гостями, поближе мы с ними познакомимся на следующих занятиях.
- Как же называлась вторая станция, на которой мы побывали на прошлом занятии? (2 станция – НАРОДНЫЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ НИСТРУМЕНТЫ) Почему мы их так называем? (На них играли в древности, они придуманы народом, под них исполняются народные песни).
- Где и в чьем исполнении мы можем услышать их звучание? (На праздниках, в оркестре)
- Как называется оркестр? (Народных инструментов) Хотите услышать?
ЗАДАНИЕ: Узнать, какие инструменты звучат.
Звучит фонограмма оркестра «Пойду ли выйду ль я»
(Звучит баян, балалайка)
Учитель: Итак, наше путешествие продолжается.
Давайте еще внимательней посмотрим на наши инструменты. Можно ли их разделить по группам?
ЗАДАНИЕ: Разделить инструменты по группам
(1.Балалайка, гармонь; 2. Маракасы, трещотки, бубны, бубенцы….)
- По каким признакам вы их разделили? (Ответы детей)
Учитель: В нашем маршрутном листе есть третья станция, пока без названия.
Давайте подумаем, как мы можем её назвать? (Ответы детей) Почему?
- Вспомните, какие звуки бывают ЗВУКИ ШУМОВЫЕ И МУЗЫКАЛЬНЫЕ.
МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ - 3 СТАНЦИЯ
«Шумовые музыкальные инструменты»
Подберите однокоренные слова к слову «ШУМОВЫЕ» - шумные, шум, шумливые, шумный. Правильно ли я вас поняла, что при помощи этих инструментов можно издавать различные шумы и звуки? Совершенно верно.
- Звучат они совершенно по-разному:
МЕТАЛЛИЧЕСКИЕ И ДЕРЕВЯННЫЕ
Деятельность учащихся: заполняют индивидуальный маршрутный лист
СЛАЙД
Учитель: С незапамятных времен человека сопровождают звуки природы, которые в последствии помогли появиться и музыкальным звукам. Слушая завывание ветра, натягивая тетиву лука, стуча камень о камень, человек слышал различные звуки и шумы. Конечно, до музыки было ещё очень далеко. Но первые музыкальные инструменты уже существовали.
- Как вы думаете, какие инструменты самые древние? (Ответы: бубен, ложки….)
СЛАЙД
БУБЕН – один из самых древних инструментов.
Кто и когда обнаружил удивительную способность окружающих предметов звучать от удара, сказать невозможно. Но впоследствии были созданы ударные музыкальные инструменты
Деятельность учащихся: заполняют маршрутный лист (бубен, ложки, барабан)
- Ребята, посмотрите, у нас на столе есть множество предметов, из которых можно извлекать звуки. Назовите их. (ЛОЖКИ)
СЛАЙД
ЛОЖКИ.
Давайте же познакомимся с Госпожой ложкой. Что ей можно делать? А для того чтобы она стала музыкальным инструментом, нужно ударять друг об друга. Послушайте, как она звучит.
Кто хочет попробовать?
(Дети пробуют)
Вот так во время праздников и гуляний музыканты – умельцы веселили честной народ игрой на ложках.
СЛАЙД
ТРЕЩЕТКА
Трещетка – тоже ударный музыкальный инструмент из связанных пластинок. В старину на них в основном играли женщины, исполняя величальные песни на свадьбах и девичниках.
СЛАЙД
РУБЕЛЬ
А кто знает, что это такое? (Рубель). Это старинный утюг – гладильный инструмент, но народ ухитрился и из него сделать музыкальный инструмент. Послушайте, как он звучит. При помощи его издаются ударные звуки.
СЛАЙД
КОЛОКОЛЬЧИК
- Где мы можем слышать звучание колокольчика? (Ответы…) Назовите, какие инструменты можно назвать братьями колокольчику и почему (бубенцы, треугольник. по металлическому звуку). Они звучат, если к ним прикоснуться или ударить, значит они тоже относятся к группе ударных музыкальных инструментов.
МЕТАЛЛИЧЕСКИЕ (треугольник, колокольчик…)
Когда появился металл люди стали замечать и его звучание…
Из наших инструментов, какие можно отнести к металлическим музыкальным инструментам (Колокольчик, треугольник)
Учитель: Ребята, посмотрите, а ведь у нас есть еще одна группа музыкальных инструментов, которую мы не можем оставить без внимания.
Давайте попробуем издать звук при их помощи (Дети играют на маракасах, киндерах, погремушках) Что мы слышим – ШУМ. А звук издается при помощи рук или встряхивания и удара.
Значит, как мы их можем назвать - ШУМОВЫЕ УДАРНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ, ШУМОВЫЕ ПОГРЕМУШКИ
( погремушки, маракасы, шумовые яйца…)
Учитель: Заполняя маршрутные листы, посоветуйтесь с соседями, возможно, они запомнили больше, или помогите соседям, если они что-то забыли в дороге.
(совместная деятельность)
- Давайте внимательно посмотрим на наш маршрутный лист
С какими музыкальными инструментами мы сегодня познакомились? Значит, наша станция имела название?
(Ответы детей)
- Вернемся к цели нашего путешествия: Что мы хотели с вами узнать? Что узнали?
(Ответы детей)
- Вот мы и приближаемся к концу нашего путешествия. Но оно было бы не законченным, если бы мы не услышали звучание всех инструментов вместе.
Деятельность учащихся: коллективное музицирование на примарных музыкальных инструментах.
Звучи музыка «Во кузнице».
2.Рефлексия
Учитель: Оцените свою работу на уроке. Подумайте, почему такая оценка, что нужно еще узнать, что хотели бы узнать?
(Ответы детей)
Домашнее задание: каждый прописывает в своем в маршрутном листе.
- Ребята, но ведь есть инструменты еще древнее, они есть у каждого из нас с самого рождения (ладошки, ноги, голос)
Давайте все поаплодирует себе, и поблагодарим всех за интересное путешествие: Коллективное исполнение: Спасибо, спасибо, до свидания!!!
Звучит музыка «Пойду ль я, выйду ль я да….»