kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока "Первое путешествие в музыкальный театр."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок «Первое путешествие в музыкальный театр»

Прежде чем начать урок по теме « Первое путешествие в музыкальный театр », мне хотелось бы у вас спросить:

- А можем ли мы отнести театр к искусству? ( да )

-  Какие ещё виды искусства вы знаете?  (  литература, изобразительное искусство,

музыка, кино ).

-  А какие театральные жанры бывают? ( опера, балет, мюзикл, оперетта ).

Конечно, театральных жанров много, но наш урок сегодня посвящён опере.

Это слово имеет итальянское происхождение и переводится как труд, дело, сочинение. Возникла опера в Италии на рубеже 16 и17 веков и первоначально называлась драма на музыке. Появление оперы в Италии не случайно. Именно эта страна считается родиной бельканто - прекрасного пения. Толчком к созданию оперы послужила идея возрождения жанра древнегреческой трагедии, в которой хор как бы комментировал, пояснял действие.

Первые оперные спектакли поразили публику. Театральные актёры, к которым зрители давно привыкли,  вместо того чтобы разговаривать на сцене, вдруг запели! Один из критиков писал: « Можно ли нечто более смешное видеть, как дуэль, пением сопровождаемую! Люди к смерти готовятся, скорбят о страшном несчастии с приятной и спокойной арией! »

И всё-таки опера стала распространяться по всему миру, все больше завоёвывая симпатии многочисленных слушателей-зрителей.

Опера – это синтетический жанр, объединяющий в едином театральном действии различные виды искусства: литература (текст), музыка ( вокальная и инструментальная ), драматургия ( театральное действие ), хореография (балет ), изобразительное искусство     ( костюмы, декорации ).

Развитие оперы тесно связано с историей культуры человеческого общества. Она отражала мысли, чувства людей, а так же острые проблемы современности – социальное неравенство, борьбу за национальную независимость, патриотизм.

- Работа с учебником: стр. 49.

-  Героев каких опер ты видишь на этих страницах? (Руслан, Черномор, Снегурочка, Иван Сусанин ).

-Какие литературные произведения вдохновили композиторов на создание этих опер? ( А. С. Пушкин « Руслан и Людмила », сказка «Снегурочка» и т.д. )

Слушание:

М. Глинка « Марш Черномора » из оперы « Руслан и Людмила »

Ребята, в основе каждой оперы обязательно лежит какое-либо литературное произведение: сказка, повесть, былина, поэма, драма, роман.

Например:

  1. Опера М.Коваля «Волк и семеро козлят» в основе сказка с тем же названием.
  2. С.Прокофьев «Повесть о настоящем человеке» - повесть Б.Полевого с тем же названием.
  3. М.Глинка опера «Руслан и Людмила» - поэма А.С.Пушкина.
  4. М.Мусоргский опера «Борис Годунов» - драма А.С.Пушкина.
  5. С.Прокофьев опера «Война и мир» - роман Л.Н.Толстого.

-Ребята! Скажите, а все ли  литературные жанры: сказка, повесть, роман, одинаковые по объёму страниц?

-Как вы считаете, слова мы дольше говорим или поём?

-А можно ли слово в слово поставить на сцене оперу, в основе которой лежит роман? Например, как у Л.Н.Толстого «Война и мир», который состоит из четырёх книг?

Вот для того, чтобы приблизить литературное произведение к сцене, убрать малозначительные сцены, второстепенные персонажи, литературное произведение переделывают и как бы переписывают заново, делая удобным к постановке на сцене. Это «новое» произведение назвали – либретто.

Либретто:

1. пьеса, на основе которой пишут оперу.

2. литературный текст.

3. краткое содержание оперы.

Либретто слово итальянское и в переводе означает книжечка. Либретто может быть издано в виде отдельной брошюры, листовки или помещено в театральной программе. Часто сами композиторы принимают участие в создании текста либретто или его доработке, отделке.

Сегодня, мы с вами познакомимся с композитором, творческий багаж которого составляют 15 опер. Это - Николай Андреевич Римский-Корсаков (18

 Почти все его оперы написаны на сказочные сюжеты:

  1. «Сказка о царе Салтане» (А.С.Пушкин)
  2. «Золотой петушок» (А.С.Пушкин)
  3. «Ночь перед рождеством» (Н.В.Гоголь)
  4. «Майская ночь» (Н.В.Гоголь)
  5. «Снегурочка» (Н.Островский)
  6. «Кощей Бессмертный» (сказка),
  7. а также «Млада», «Царская невеста», «Псковитянка» и другие.

Сегодня речь пойдёт о его опере, в основе которой лежит былина об отважном путешественнике, мореплавателе, певце-гусляре, торговом посланце Господина Великого Новгорода – о Садко.

Как во славном  Нове-городе

Был Садко, весёлый молодец,

А имел лишь гусельки яровчаты;

По пирам ходил-играл Садко,

Потешал купцов, людей посадских.

Такими словами начинается былина о Садко.

-Ребята, кто помнит, что такое былина?

Былина – сказание, исполняемое нараспев.  Это один из самых древних жанров русского песенного фольклора. Народные певцы-сказители исполняли былины под аккомпанемент гуслей, нараспев, как неторопливое повествование.

-О чём рассказывали былины? О народных героях, о важных событиях, о защитниках земли русской.

 

Опера «Садко» открывается вступлением, своего рода былинным зачином. Вступление рисует образ моря, который проходит через всё произведение.

Слушание:

Н.А.Римский-Корсаков вступление из оперы «Садко» «Океан – море синее»

(Послушать главную интонацию, рисующую картину моря, ведь в ней всего три звука, а каким они рисуют море?)

Ну, а кто же является главным героем оперы? Конечно, Садко. Слава о новгородском купце, певце и гусляре Садко лилась по Великому Новгороду. Как заиграет он да заведёт напев – все слушают гусляра, не наслушаются. Были рады ему и на городских площадях, зазывали его и в боярские терема златоверхие, и в купеческие хоромы белокаменные. Много песен знал Садко, много их звучит и в опере. Одну из них мы сейчас послушаем.

Слушание:

Н.А.Римский-Корсаков «Ой, ты тёмная дубравушка» из оперы-былины «Садко»

-Какому инструменту подражает симфонический оркестр? (гуслям)

Основу оперы-былины «Садко» составляют не только рассказ о приключениях бесстрашного мореплавателя и талантливого музыканта, но и рассказ о волшебной силе его искусства. Молодецкие и сердечные, грустные и весёлые песни Садко покорили силы природы, подводное царство, принесли славу великому Новгороду. И царевна Волхова, дочь морского царя, очарована его музыкой. Она пробудила в царевне человеческую душу и сердце, которое любит и страдает. В опере-былине «Садко»,как в любой сказке, много чудес. Но самое большое чудо сотворило искусство человека. Оно превратило фантастическое существо, бездушную красавицу Волхову в чудесного доброго человека, который горячо любит и готова отдать свою жизнь во имя счастья людей. Сейчас пропоёт она над спящим Садко свою прощальную колыбельную, (совсем как мать над уснувшим ребёнком), и разольётся для всех людей полноводной и судоходной рекой Волховой.

 

Слушание:

Н.А.Римский-Корсаков « Колыбельная Волховы », из оперы-былины «Садко».

- Какой предстаёт перед нами Волхова? Фантастической или человеческой? Почему?

- Есть ли в музыке необычные, волшебные интонации?

- Что сближает мелодию «Колыбельной» с русской народной песней? (Распевы, плавность мелодии, старинные слова «дрёма», «бранном», «бережку» и другие )

- Что можно сказать о характере музыки? (Напевная, нежная, грустная, трогательная, печальная.)

Эта мелодия, словно из старинных напевов, грустно плывёт над замёршим озером, словно вся природа заслушалась и растворилась в ней. И совсем не простая эта колыбельная. Музыка становится таинственной, завораживающей, колдовской. Волшебным сном спит гусляр.

Разучивание:

Н.А.Римский-Корсаков « Колыбельная Волховы »

Работа над дыханием, звуком, интонацией, распевами.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«конспект урока "Первое путешествие в музыкальный театр." »

Урок «Первое путешествие в музыкальный театр»

Прежде чем начать урок по теме « Первое путешествие в музыкальный театр », мне хотелось бы у вас спросить:

- А можем ли мы отнести театр к искусству? ( да )

- Какие ещё виды искусства вы знаете? ( литература, изобразительное искусство,

музыка, кино ).

- А какие театральные жанры бывают? ( опера, балет, мюзикл, оперетта ).

Конечно, театральных жанров много, но наш урок сегодня посвящён опере.

Это слово имеет итальянское происхождение и переводится как труд, дело, сочинение. Возникла опера в Италии на рубеже 16 и17 веков и первоначально называлась драма на музыке. Появление оперы в Италии не случайно. Именно эта страна считается родиной бельканто - прекрасного пения. Толчком к созданию оперы послужила идея возрождения жанра древнегреческой трагедии, в которой хор как бы комментировал, пояснял действие.

Первые оперные спектакли поразили публику. Театральные актёры, к которым зрители давно привыкли, вместо того чтобы разговаривать на сцене, вдруг запели! Один из критиков писал: « Можно ли нечто более смешное видеть, как дуэль, пением сопровождаемую! Люди к смерти готовятся, скорбят о страшном несчастии с приятной и спокойной арией! »

И всё-таки опера стала распространяться по всему миру, все больше завоёвывая симпатии многочисленных слушателей-зрителей.


Опера – это синтетический жанр, объединяющий в едином театральном действии различные виды искусства: литература (текст), музыка ( вокальная и инструментальная ), драматургия ( театральное действие ), хореография (балет ), изобразительное искусство ( костюмы, декорации ).


Развитие оперы тесно связано с историей культуры человеческого общества. Она отражала мысли, чувства людей, а так же острые проблемы современности – социальное неравенство, борьбу за национальную независимость, патриотизм.


- Работа с учебником: стр. 49.

- Героев каких опер ты видишь на этих страницах? (Руслан, Черномор, Снегурочка, Иван Сусанин ).

-Какие литературные произведения вдохновили композиторов на создание этих опер? ( А. С. Пушкин « Руслан и Людмила », сказка «Снегурочка» и т.д. )


Слушание:

М. Глинка « Марш Черномора » из оперы « Руслан и Людмила »


Ребята, в основе каждой оперы обязательно лежит какое-либо литературное произведение: сказка, повесть, былина, поэма, драма, роман.

Например:

  1. Опера М.Коваля «Волк и семеро козлят» в основе сказка с тем же названием.

  2. С.Прокофьев «Повесть о настоящем человеке» - повесть Б.Полевого с тем же названием.

  3. М.Глинка опера «Руслан и Людмила» - поэма А.С.Пушкина.

  4. М.Мусоргский опера «Борис Годунов» - драма А.С.Пушкина.

  5. С.Прокофьев опера «Война и мир» - роман Л.Н.Толстого.


-Ребята! Скажите, а все ли литературные жанры: сказка, повесть, роман, одинаковые по объёму страниц?

-Как вы считаете, слова мы дольше говорим или поём?

-А можно ли слово в слово поставить на сцене оперу, в основе которой лежит роман? Например, как у Л.Н.Толстого «Война и мир», который состоит из четырёх книг?


Вот для того, чтобы приблизить литературное произведение к сцене, убрать малозначительные сцены, второстепенные персонажи, литературное произведение переделывают и как бы переписывают заново, делая удобным к постановке на сцене. Это «новое» произведение назвали – либретто.


Либретто:

1. пьеса, на основе которой пишут оперу.

2. литературный текст.

3. краткое содержание оперы.

Либретто слово итальянское и в переводе означает книжечка. Либретто может быть издано в виде отдельной брошюры, листовки или помещено в театральной программе. Часто сами композиторы принимают участие в создании текста либретто или его доработке, отделке.


Сегодня, мы с вами познакомимся с композитором, творческий багаж которого составляют 15 опер. Это - Николай Андреевич Римский-Корсаков (18


Почти все его оперы написаны на сказочные сюжеты:

  1. «Сказка о царе Салтане» (А.С.Пушкин)

  2. «Золотой петушок» (А.С.Пушкин)

  3. «Ночь перед рождеством» (Н.В.Гоголь)

  4. «Майская ночь» (Н.В.Гоголь)

  5. «Снегурочка» (Н.Островский)

  6. «Кощей Бессмертный» (сказка),

  7. а также «Млада», «Царская невеста», «Псковитянка» и другие.


Сегодня речь пойдёт о его опере, в основе которой лежит былина об отважном путешественнике, мореплавателе, певце-гусляре, торговом посланце Господина Великого Новгорода – о Садко.


Как во славном Нове-городе

Был Садко, весёлый молодец,

А имел лишь гусельки яровчаты;

По пирам ходил-играл Садко,

Потешал купцов, людей посадских.


Такими словами начинается былина о Садко.

-Ребята, кто помнит, что такое былина?

Былина – сказание, исполняемое нараспев. Это один из самых древних жанров русского песенного фольклора. Народные певцы-сказители исполняли былины под аккомпанемент гуслей, нараспев, как неторопливое повествование.

-О чём рассказывали былины? О народных героях, о важных событиях, о защитниках земли русской.


Опера «Садко» открывается вступлением, своего рода былинным зачином. Вступление рисует образ моря, который проходит через всё произведение.

Слушание:

Н.А.Римский-Корсаков вступление из оперы «Садко» «Океан – море синее»

(Послушать главную интонацию, рисующую картину моря, ведь в ней всего три звука, а каким они рисуют море?)

Ну, а кто же является главным героем оперы? Конечно, Садко. Слава о новгородском купце, певце и гусляре Садко лилась по Великому Новгороду. Как заиграет он да заведёт напев – все слушают гусляра, не наслушаются. Были рады ему и на городских площадях, зазывали его и в боярские терема златоверхие, и в купеческие хоромы белокаменные. Много песен знал Садко, много их звучит и в опере. Одну из них мы сейчас послушаем.

Слушание:

Н.А.Римский-Корсаков «Ой, ты тёмная дубравушка» из оперы-былины «Садко»

-Какому инструменту подражает симфонический оркестр? (гуслям)

Основу оперы-былины «Садко» составляют не только рассказ о приключениях бесстрашного мореплавателя и талантливого музыканта, но и рассказ о волшебной силе его искусства. Молодецкие и сердечные, грустные и весёлые песни Садко покорили силы природы, подводное царство, принесли славу великому Новгороду. И царевна Волхова, дочь морского царя, очарована его музыкой. Она пробудила в царевне человеческую душу и сердце, которое любит и страдает. В опере-былине «Садко»,как в любой сказке, много чудес. Но самое большое чудо сотворило искусство человека. Оно превратило фантастическое существо, бездушную красавицу Волхову в чудесного доброго человека, который горячо любит и готова отдать свою жизнь во имя счастья людей. Сейчас пропоёт она над спящим Садко свою прощальную колыбельную, (совсем как мать над уснувшим ребёнком), и разольётся для всех людей полноводной и судоходной рекой Волховой.


Слушание:

Н.А.Римский-Корсаков « Колыбельная Волховы », из оперы-былины «Садко».

- Какой предстаёт перед нами Волхова? Фантастической или человеческой? Почему?

- Есть ли в музыке необычные, волшебные интонации?

- Что сближает мелодию «Колыбельной» с русской народной песней? (Распевы, плавность мелодии, старинные слова «дрёма», «бранном», «бережку» и другие )

- Что можно сказать о характере музыки? (Напевная, нежная, грустная, трогательная, печальная.)


Эта мелодия, словно из старинных напевов, грустно плывёт над замёршим озером, словно вся природа заслушалась и растворилась в ней. И совсем не простая эта колыбельная. Музыка становится таинственной, завораживающей, колдовской. Волшебным сном спит гусляр.


Разучивание:

Н.А.Римский-Корсаков « Колыбельная Волховы »

Работа над дыханием, звуком, интонацией, распевами.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
конспект урока "Первое путешествие в музыкальный театр."

Автор: Чекалина Елена Юрьевна

Дата: 20.12.2014

Номер свидетельства: 145973

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(160) "Методическая разработка конспект- урока"Первое путешествие в музыкальный театр. Опера""
    ["seo_title"] => string(80) "mietodichieskaia_razrabotka_konspiekt_uroka_piervoie_putieshiestviie_v_muzykal_n"
    ["file_id"] => string(6) "424806"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1501695795"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(138) "Конспект открытого урока на тему " Первое путешествие в музыкальный театр". "
    ["seo_title"] => string(81) "konspiekt-otkrytogho-uroka-na-tiemu-piervoie-putieshiestviie-v-muzykal-nyi-tieatr"
    ["file_id"] => string(6) "237423"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444311300"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(161) "Конспект урока: «Первое путешествие в музыкальный театр. Опера. Н.А.Римский – Корсаков» "
    ["seo_title"] => string(89) "konspiekt-uroka-piervoie-putieshiestviie-v-muzykal-nyi-tieatr-opiera-n-a-rimskii-korsakov"
    ["file_id"] => string(6) "115535"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412007797"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "Конспект урока музыки "Первое путешествие в музыкальный театр". "
    ["seo_title"] => string(68) "konspiekt-uroka-muzyki-piervoie-putieshiestviie-v-muzykal-nyi-tieatr"
    ["file_id"] => string(6) "168509"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423241595"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "Куда ведет нас танец? конспект урока во 2 классе "
    ["seo_title"] => string(53) "kuda-viediet-nas-taniets-konspiekt-uroka-vo-2-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "141899"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418205522"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства