Урок «Первое путешествие в музыкальный театр»
Прежде чем начать урок по теме « Первое путешествие в музыкальный театр », мне хотелось бы у вас спросить:
- А можем ли мы отнести театр к искусству? ( да )
- Какие ещё виды искусства вы знаете? ( литература, изобразительное искусство,
музыка, кино ).
- А какие театральные жанры бывают? ( опера, балет, мюзикл, оперетта ).
Конечно, театральных жанров много, но наш урок сегодня посвящён опере.
Это слово имеет итальянское происхождение и переводится как труд, дело, сочинение. Возникла опера в Италии на рубеже 16 и17 веков и первоначально называлась драма на музыке. Появление оперы в Италии не случайно. Именно эта страна считается родиной бельканто - прекрасного пения. Толчком к созданию оперы послужила идея возрождения жанра древнегреческой трагедии, в которой хор как бы комментировал, пояснял действие.
Первые оперные спектакли поразили публику. Театральные актёры, к которым зрители давно привыкли, вместо того чтобы разговаривать на сцене, вдруг запели! Один из критиков писал: « Можно ли нечто более смешное видеть, как дуэль, пением сопровождаемую! Люди к смерти готовятся, скорбят о страшном несчастии с приятной и спокойной арией! »
И всё-таки опера стала распространяться по всему миру, все больше завоёвывая симпатии многочисленных слушателей-зрителей.
Опера – это синтетический жанр, объединяющий в едином театральном действии различные виды искусства: литература (текст), музыка ( вокальная и инструментальная ), драматургия ( театральное действие ), хореография (балет ), изобразительное искусство ( костюмы, декорации ).
Развитие оперы тесно связано с историей культуры человеческого общества. Она отражала мысли, чувства людей, а так же острые проблемы современности – социальное неравенство, борьбу за национальную независимость, патриотизм.
- Работа с учебником: стр. 49.
- Героев каких опер ты видишь на этих страницах? (Руслан, Черномор, Снегурочка, Иван Сусанин ).
-Какие литературные произведения вдохновили композиторов на создание этих опер? ( А. С. Пушкин « Руслан и Людмила », сказка «Снегурочка» и т.д. )
Слушание:
М. Глинка « Марш Черномора » из оперы « Руслан и Людмила »
Ребята, в основе каждой оперы обязательно лежит какое-либо литературное произведение: сказка, повесть, былина, поэма, драма, роман.
Например:
- Опера М.Коваля «Волк и семеро козлят» в основе сказка с тем же названием.
- С.Прокофьев «Повесть о настоящем человеке» - повесть Б.Полевого с тем же названием.
- М.Глинка опера «Руслан и Людмила» - поэма А.С.Пушкина.
- М.Мусоргский опера «Борис Годунов» - драма А.С.Пушкина.
- С.Прокофьев опера «Война и мир» - роман Л.Н.Толстого.
-Ребята! Скажите, а все ли литературные жанры: сказка, повесть, роман, одинаковые по объёму страниц?
-Как вы считаете, слова мы дольше говорим или поём?
-А можно ли слово в слово поставить на сцене оперу, в основе которой лежит роман? Например, как у Л.Н.Толстого «Война и мир», который состоит из четырёх книг?
Вот для того, чтобы приблизить литературное произведение к сцене, убрать малозначительные сцены, второстепенные персонажи, литературное произведение переделывают и как бы переписывают заново, делая удобным к постановке на сцене. Это «новое» произведение назвали – либретто.
Либретто:
1. пьеса, на основе которой пишут оперу.
2. литературный текст.
3. краткое содержание оперы.
Либретто слово итальянское и в переводе означает книжечка. Либретто может быть издано в виде отдельной брошюры, листовки или помещено в театральной программе. Часто сами композиторы принимают участие в создании текста либретто или его доработке, отделке.
Сегодня, мы с вами познакомимся с композитором, творческий багаж которого составляют 15 опер. Это - Николай Андреевич Римский-Корсаков (18
Почти все его оперы написаны на сказочные сюжеты:
- «Сказка о царе Салтане» (А.С.Пушкин)
- «Золотой петушок» (А.С.Пушкин)
- «Ночь перед рождеством» (Н.В.Гоголь)
- «Майская ночь» (Н.В.Гоголь)
- «Снегурочка» (Н.Островский)
- «Кощей Бессмертный» (сказка),
- а также «Млада», «Царская невеста», «Псковитянка» и другие.
Сегодня речь пойдёт о его опере, в основе которой лежит былина об отважном путешественнике, мореплавателе, певце-гусляре, торговом посланце Господина Великого Новгорода – о Садко.
Как во славном Нове-городе
Был Садко, весёлый молодец,
А имел лишь гусельки яровчаты;
По пирам ходил-играл Садко,
Потешал купцов, людей посадских.
Такими словами начинается былина о Садко.
-Ребята, кто помнит, что такое былина?
Былина – сказание, исполняемое нараспев. Это один из самых древних жанров русского песенного фольклора. Народные певцы-сказители исполняли былины под аккомпанемент гуслей, нараспев, как неторопливое повествование.
-О чём рассказывали былины? О народных героях, о важных событиях, о защитниках земли русской.
Опера «Садко» открывается вступлением, своего рода былинным зачином. Вступление рисует образ моря, который проходит через всё произведение.
Слушание:
Н.А.Римский-Корсаков вступление из оперы «Садко» «Океан – море синее»
(Послушать главную интонацию, рисующую картину моря, ведь в ней всего три звука, а каким они рисуют море?)
Ну, а кто же является главным героем оперы? Конечно, Садко. Слава о новгородском купце, певце и гусляре Садко лилась по Великому Новгороду. Как заиграет он да заведёт напев – все слушают гусляра, не наслушаются. Были рады ему и на городских площадях, зазывали его и в боярские терема златоверхие, и в купеческие хоромы белокаменные. Много песен знал Садко, много их звучит и в опере. Одну из них мы сейчас послушаем.
Слушание:
Н.А.Римский-Корсаков «Ой, ты тёмная дубравушка» из оперы-былины «Садко»
-Какому инструменту подражает симфонический оркестр? (гуслям)
Основу оперы-былины «Садко» составляют не только рассказ о приключениях бесстрашного мореплавателя и талантливого музыканта, но и рассказ о волшебной силе его искусства. Молодецкие и сердечные, грустные и весёлые песни Садко покорили силы природы, подводное царство, принесли славу великому Новгороду. И царевна Волхова, дочь морского царя, очарована его музыкой. Она пробудила в царевне человеческую душу и сердце, которое любит и страдает. В опере-былине «Садко»,как в любой сказке, много чудес. Но самое большое чудо сотворило искусство человека. Оно превратило фантастическое существо, бездушную красавицу Волхову в чудесного доброго человека, который горячо любит и готова отдать свою жизнь во имя счастья людей. Сейчас пропоёт она над спящим Садко свою прощальную колыбельную, (совсем как мать над уснувшим ребёнком), и разольётся для всех людей полноводной и судоходной рекой Волховой.
Слушание:
Н.А.Римский-Корсаков « Колыбельная Волховы », из оперы-былины «Садко».
- Какой предстаёт перед нами Волхова? Фантастической или человеческой? Почему?
- Есть ли в музыке необычные, волшебные интонации?
- Что сближает мелодию «Колыбельной» с русской народной песней? (Распевы, плавность мелодии, старинные слова «дрёма», «бранном», «бережку» и другие )
- Что можно сказать о характере музыки? (Напевная, нежная, грустная, трогательная, печальная.)
Эта мелодия, словно из старинных напевов, грустно плывёт над замёршим озером, словно вся природа заслушалась и растворилась в ней. И совсем не простая эта колыбельная. Музыка становится таинственной, завораживающей, колдовской. Волшебным сном спит гусляр.
Разучивание:
Н.А.Римский-Корсаков « Колыбельная Волховы »
Работа над дыханием, звуком, интонацией, распевами.