Русское народное творчество отличается исключительным богатством и разнообразием.
Особое место в творчестве каждого народа занимает песня. Она сопровождает человека от колыбели до могилы. Радости и печали, надежды и ожидания, мечты о счастье – всё это находило и находит отражение в народном песнетворчестве. Отсюда – богатство и многообразие жанров русской народной песни.
Содержание и характер народной песни определялись историческими условиями и бытом простых людей.
Народная песня наиболее доступна для восприятия детей, т.к. музыкальные образы раскрываются и в словах песни, а выразительная мелодия близка детям по своему характеру. Изучение народной песни воспитывает у детей восприятие всего комплекса выразительных средств, раскрывающих тот или иной музыкальный образ. Целенаправленная работа над восприятием русской народной песни заставляет детей активно мыслить, вызывает в их сознании соответствующие образы, понятия, представления, эстетические чувства, учит любить и понимать народную музыку, побуждает интерес к прошлому своего народа.
Благодаря знакомству с различными видами русского народно-песенного творчества дошкольники более глубоко проникают в образный мир произведений не только русских композиторов-классиков, но и современных композиторов. Нравственный смысл, мотивы и идеи, заложенные в русской народной песне, обладают огромной воспитательной силой.
«Русская песня – это русская история», - говорил А.М. Горький. Слушая старинные русские песни, мы можем многое узнать о прошлом нашего народа. В песне народ выражал свои радости и печали, мечты о счастье, воспевал великие битвы, подвиги героев-богатырей, рассказывал о труде, о событиях личной жизни.
Народная музыка проста и выразительна, она отличается большими художественными достоинствами. Композиторы всех времен и народов внимательно изучали народную музыку и на её основе писали свои произведения, которые мы любим и ценим.
Как же складывались русские народные песни? Каждая народная песня имела своего создателя – талантливого певца из народа. Но его имя затерялось в глубокой древности. В те времена. Когда еще не было нотной записи, песни просто передавались друг другу устно. Каждый певец вносил что-то своё, по-своему изменял мелодию. Поэтому песни становились как бы произведениями коллективного творчества.
Народные песни делятся на несколько групп: хороводно-игровые, плясовые, протяжные, трудовые, лирические. Рассмотрим некоторые из них.
Песня «Вниз по матушке по Волге» является лирической. В ней рассказывается о чувствах гребцов, попавших в ненастье на Волге. Волгу часто воспевают в народных песнях как символ связи с родной землёй. Река - крайне неоднозначный символ в русском фольклоре и может трактоваться совершенно по-разному в зависимости от контекста. В этой песне река это жизненный путь, неведомое, пугающее будущее. Ощущение тревоги усиливается грянувшим ненастьем. ( «Поднималась непогода».«Ничего в волнах не видно»). Очевидно, это означает неустойчивость, трудности, водоворот событий. Через бушующие волны ничего не видно. Лишь одинокая лодка пытается бороться с непогодой.
В этой песне противопоставлены два цвета: чёрный – цвет смерти, траура («Одна лодочка чернеет», «шляпы чернеют», чёрный кафтан на хозяине) и белый – цвет надежды, света («Только паруса белеют»). Гребцы пребывают в неведении: что же с ними произойдёт в этой страшной буре? Ожидает ли их погибель, горе или же напротив - долгая счастливая жизнь. Но вот звучит призыв хозяина двигаться к берегу («Приворачивай, ребя… ребята, Ко крутому бережочку!»).
Путешествие окончено благополучно. Сила духа победила все преграды на их пути. Это придаёт песне торжественный, героический характер.
Песня «Вниз по матушке по Волге» может послужить достойным материалом для воспитания таких нравственных качеств как патриотизм, стойкость духа, умение противостоять жизненным трудностям, умение работать в команде.
Песня «Волга- реченька глубока» относится к лирическому жанру, а по тематике её можно классифицировать как любовную(частный вид бытовых)повествует о девушке, тяжело переживающей разлуку с любимым. Как и в большинстве других любовных песен, в ней глубоко раскрывает переживания девушки. Настроение тревоги из-за того, что милый не простился с ней передано в начале: Волга «бьёт волнами берега». Пейзаж отражает состояние героини: туман и волны символизируют её печаль. Здесь присутствуют вопросительные интонации(«Неужели ко мне милый Не вернется никогда!») Далее она рассказывает о своей доле: «Цвела вишня всем на диво, ветром сдуло белый цвет». Девушка росла красивой и полной сил, но от тоски по своему возлюбленному стала увядать, потеряла надежду.( «Я б другого полюбила, да любови в сердце нет».)
Основная идея этой песни выражена в следующих строчках: «Хорошо любить такого, кто любовью дорожит». Несмотря на свои переживания, в конце она выражает надежду, что молодой человек всё-таки вспомнит о ней.
Детям будет полезно получить представление о том, какими были отношения между молодыми людьми в прошлом, ознакомиться с нравственно-этическими и эстетическими идеалами русского народа. Песня формирует такие качества как верность, преданность, искренность и сострадание.
Слушание данной песни способствует развитию музыкальности детей, однако для детского исполнения она слишком сложна, поскольку имеет большой диапазон, пение в котором ограничивает небольшой объём детских голосов.
Русская народная песня «Ах, Настасья» принадлежит к лирическому жанру. В ней иносказательно описаны переживания девушки перед самым важным событием в её жизни - свадьбой. "Ах, Настасья, ах, Настасья, отворяй-ка ворота» - очевидно, это призыв к расставанию с прежней девичьей жизнью и подготовке к жизни в доме будущего мужа. На что девушка отвечает: «Я бы рада отворила, - Буйный ветер в лицо бьёт…». А,как известно, ветер в русском фольклоре символизирует печаль. Тем более, бьющий в лицо. Это уже препятствие, дурное предзнаменование. А фраза «Частый дождичек сечёт» ассоциируется со слезами.
Повторы, обилие символов усиливают эмоциональное воздействие: «Частый дождичек сечёт, Со головки платок рвёт. Ой, люшеньки, люли, люли, Со головки платок рвёт.» Девушке нужно проститься с прежней свободной жизнью. У неё замирает сердце от пугающей неизвестности. (« Ретивое сердце мрёт.»).
Эта песня имеет игровой, плясовой характер, отличается чётким ритмом и задорной мелодией. Примечательно, что мажорная мелодия здесь сочетается с текстом, имеющим тревожные, драматические интонации.
Песня «Ах, Настасья» иллюстрирует обряд сватовства.
Для исполнения самими дошкольниками данная песня не подходит в связи с ограниченностью диапазона детского голоса. А в процессе знакомства с песней дети усваивают музыкальные средства, доступные для переноса в собственное песенное творчество, познают выразительные возможности народной музыки.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Русская народная песня»
Русская народная песня
Русское народное творчество отличается исключительным богатством и разнообразием.
Особое место в творчестве каждого народа занимает песня. Она сопровождает человека от колыбели до могилы. Радости и печали, надежды и ожидания, мечты о счастье – всё это находило и находит отражение в народном песнетворчестве. Отсюда – богатство и многообразие жанров русской народной песни.
Содержание и характер народной песни определялись историческими условиями и бытом простых людей.
Народная песня наиболее доступна для восприятия детей, т.к. музыкальные образы раскрываются и в словах песни, а выразительная мелодия близка детям по своему характеру. Изучение народной песни воспитывает у детей восприятие всего комплекса выразительных средств, раскрывающих тот или иной музыкальный образ. Целенаправленная работа над восприятием русской народной песни заставляет детей активно мыслить, вызывает в их сознании соответствующие образы, понятия, представления, эстетические чувства, учит любить и понимать народную музыку, побуждает интерес к прошлому своего народа.
Благодаря знакомству с различными видами русского народно-песенного творчества дошкольники более глубоко проникают в образный мир произведений не только русских композиторов-классиков, но и современных композиторов. Нравственный смысл, мотивы и идеи, заложенные в русской народной песне, обладают огромной воспитательной силой.
«Русская песня – это русская история», - говорил А.М. Горький. Слушая старинные русские песни, мы можем многое узнать о прошлом нашего народа. В песне народ выражал свои радости и печали, мечты о счастье, воспевал великие битвы, подвиги героев-богатырей, рассказывал о труде, о событиях личной жизни.
Народная музыка проста и выразительна, она отличается большими художественными достоинствами. Композиторы всех времен и народов внимательно изучали народную музыку и на её основе писали свои произведения, которые мы любим и ценим.
Как же складывались русские народные песни? Каждая народная песня имела своего создателя – талантливого певца из народа. Но его имя затерялось в глубокой древности. В те времена. Когда еще не было нотной записи, песни просто передавались друг другу устно. Каждый певец вносил что-то своё, по-своему изменял мелодию. Поэтому песни становились как бы произведениями коллективного творчества.
Народные песни делятся на несколько групп: хороводно-игровые, плясовые, протяжные, трудовые, лирические. Рассмотрим некоторые из них.
Песня «Вниз по матушке по Волге» является лирической. В ней рассказывается о чувствах гребцов, попавших в ненастье на Волге. Волгу часто воспевают в народных песнях как символ связи с родной землёй. Река - крайне неоднозначный символ в русском фольклоре и может трактоваться совершенно по-разному в зависимости от контекста. В этой песне река это жизненный путь, неведомое, пугающее будущее. Ощущение тревоги усиливается грянувшим ненастьем. ( «Поднималась непогода».«Ничего в волнах не видно»). Очевидно, это означает неустойчивость, трудности, водоворот событий. Через бушующие волны ничего не видно. Лишь одинокая лодка пытается бороться с непогодой.
В этой песне противопоставлены два цвета: чёрный – цвет смерти, траура («Одна лодочка чернеет», «шляпы чернеют», чёрный кафтан на хозяине) и белый – цвет надежды, света («Только паруса белеют»). Гребцы пребывают в неведении: что же с ними произойдёт в этой страшной буре? Ожидает ли их погибель, горе или же напротив - долгая счастливая жизнь. Но вот звучит призыв хозяина двигаться к берегу («Приворачивай, ребя… ребята, Ко крутому бережочку!»).
Путешествие окончено благополучно. Сила духа победила все преграды на их пути. Это придаёт песне торжественный, героический характер.
Песня «Вниз по матушке по Волге» может послужить достойным материалом для воспитания таких нравственных качеств как патриотизм, стойкость духа, умение противостоять жизненным трудностям, умение работать в команде.
Данная песня развивает умение приспосабливать голосовой аппарат к исполнению различных по высоте звуков и способствует расширению диапазона, развитию дыхания, умению петь протяжно, напевно.
Песня «Волга- реченька глубока» относится к лирическому жанру, а по тематике её можно классифицировать как любовную(частный вид бытовых)повествует о девушке, тяжело переживающей разлуку с любимым. Как и в большинстве других любовных песен, в ней глубоко раскрывает переживания девушки. Настроение тревоги из-за того, что милый не простился с ней передано в начале: Волга «бьёт волнами берега». Пейзаж отражает состояние героини: туман и волны символизируют её печаль. Здесь присутствуют вопросительные интонации(«Неужели ко мне милый Не вернется никогда!») Далее она рассказывает о своей доле: «Цвела вишня всем на диво, ветром сдуло белый цвет». Девушка росла красивой и полной сил, но от тоски по своему возлюбленному стала увядать, потеряла надежду.( «Я б другого полюбила, да любови в сердце нет».)
Основная идея этой песни выражена в следующих строчках: «Хорошо любить такого, кто любовью дорожит». Несмотря на свои переживания, в конце она выражает надежду, что молодой человек всё-таки вспомнит о ней.
Детям будет полезно получить представление о том, какими были отношения между молодыми людьми в прошлом, ознакомиться с нравственно-этическими и эстетическими идеалами русского народа. Песня формирует такие качества как верность, преданность, искренность и сострадание.
Я считаю, что для детей дошкольного возраста песня «Волга-реченька глубока» может войти в репертуар для слушания, а также использоваться на занятиях ритмикой для разучивания хороводных движений.
Слушание данной песни способствует развитию музыкальности детей, однако для детского исполнения она слишком сложна, поскольку имеет большой диапазон, пение в котором ограничивает небольшой объём детских голосов.
Русская народная песня «Ах, Настасья» принадлежит к лирическому жанру. В ней иносказательно описаны переживания девушки перед самым важным событием в её жизни - свадьбой. "Ах, Настасья, ах, Настасья, отворяй-ка ворота» - очевидно, это призыв к расставанию с прежней девичьей жизнью и подготовке к жизни в доме будущего мужа. На что девушка отвечает: «Я бы рада отворила, - Буйный ветер в лицо бьёт…». А ,как известно, ветер в русском фольклоре символизирует печаль. Тем более, бьющий в лицо. Это уже препятствие, дурное предзнаменование. А фраза «Частый дождичек сечёт» ассоциируется со слезами.
Повторы, обилие символов усиливают эмоциональное воздействие: «Частый дождичек сечёт, Со головки платок рвёт. Ой, люшеньки, люли, люли, Со головки платок рвёт.» Девушке нужно проститься с прежней свободной жизнью. У неё замирает сердце от пугающей неизвестности. (« Ретивое сердце мрёт...»).
Эта песня имеет игровой, плясовой характер, отличается чётким ритмом и задорной мелодией. Примечательно, что мажорная мелодия здесь сочетается с текстом, имеющим тревожные, драматические интонации.
Песня «Ах, Настасья» иллюстрирует обряд сватовства.
Для детей дошкольного старшего возраста эта песня может использоваться в разделе «Слушание музыки» на занятиях по ознакомлению с классификацией певческих голосов(мужских). Для исполнения самими дошкольниками данная песня не подходит в связи с ограниченностью диапазона детского голоса. А в процессе знакомства с песней дети усваивают музыкальные средства, доступные для переноса в собственное песенное творчество, познают выразительные возможности народной музыки.
object(ArrayObject)#863 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(270) "Устное народное творчество и литература. Русская народная песня «Ах, не одна-то, не одна во поле дороженька пролегала…» (урок литературы в 7 классе) "
["seo_title"] => string(159) "ustnoie-narodnoie-tvorchiestvo-i-litieratura-russkaia-narodnaia-piesnia-akh-nie-odna-to-nie-odna-vo-polie-dorozhien-ka-prolieghala-urok-litieratury-v-7-klassie"
["file_id"] => string(6) "104276"
["category_seo"] => string(10) "literatura"
["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
["date"] => string(10) "1402680545"
}
}