Тема: «Музыкальное путешествие с деревню «Гармошка»
Цели:
- Сформировать представления детей о музыке русского народа; обогащать духовный мир детей;
- Способствовать коррекции недостатков развития музыкального слуха, внимания, восприятия, памяти через выполнение различных заданий;
- Воспитывать доброжелательное отношение к одноклассникам, взаимоуважение; эмоциональную адекватность поведения.
Оборудование: магнитофон, музыкальные инструменты, самовар, карта путешествия, мультимедийный проектор, экран.
Ход мероприятия
. Организация начала мероприятия.
Здравствуйте, ребята! Настал новый день. Сегодня мы снова все вместе. Мы спокойны, добры и приветливы. Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните всю обиду, забудьте о ней, вдохните свежесть и красоту белого снега, тепло солнечных лучей. Возьмите за руки сидящего рядом с вами, ощутите тепло его рук. Желаю вам отличного настроения.
Вступление
Наш сегодняшний классный час посвящён русской народной песне. Но оно будет не совсем обычным: утром в школу пришло удивительное письмо, давайте прочитаем.
Здравствуйте, ребятишки!
Озорники и шалунишки!
Я – самовар Тимошка
Из деревни «Гармошка»,
В гости вас к себе зову,
Сладким чаем угощу.
Жду вас всех в своей избушке,
Возле леса на опушке.
Чтобы вы поторопились,
Чтоб в лесу не заблудились,
Посылаю карту вам –
Я её составил сам.
Поскольку наше путешествие музыкальное, то и путешествие тоже будет музыкальным.
2. Основная часть мероприятия
Отправимся в путь, а поможет нам в дороге Тимошкино письмо, прочитаем, что же ждёт нас впереди.
Впереди нас ждёт река –
Широка и глубока.
Вы по ней плывите,
Да не утоните.
В какой знакомой вам песне упоминается река?
«Вниз по матушке по Волге»
Послушаем песню. Вспомните, как должны сидеть слушатели.
(Прослушивание)
Скажите, эта песня композиторская или народная?
Русская народная.
А как вы определили?
У русской народной песни есть отличительная черта – её распевность.
Сегодня мы узнаем, какие жанры русской народной песни бывают. И первый жанр песни, которую мы с вами прослушали – протяжная.
Наше путешествие продолжается. Прочитаем в письме Тимоши, куда идти дальше.
Речку одолели –
И вперёд смелее.
На пригорке деревушка
Под названием «Веселушка».
Развесёлый в ней народ
Песни русские поёт.
И вы запевайте,
В деревню ту шагайте.
Чтобы легче вам шагалось
В эту деревушку,
Запевайте, дети, дружно
Песню «Солдатушки»…
(Исполнение песни «Солдатушки, браво ребятушки»)
Весело с задором спели песню. А теперь ответьте, народная эта песня или композиторская?
Русская народная.
Да, это солдатская песня. И это второй жанр русской народной песни.
Что же ждёт нас впереди, и куда сейчас идти? Об этом мы прочитаем в Тимошкином письме.
Слева видите, - гора?
Вам идти как раз туда.
Под этой горой
Живёт волк злой.
Тише идите,
Волка не будите.
Давайте споём волку нашу колыбельную.
(Исполнение русской народной колыбельной)
Я предлагаю вам прослушать колыбельную песню, вы подумайте, как исполняется песня по темпу, громкости.
(прослушивание песни «Колыбельная»)
Почему эта песня называется «Колыбельная»?
Это ещё один жанр русской народной песни.
От какого слова образовалась колыбельная песня?
От слова «Колыбель».
Словарная работа
Колыбель – это приспособление для укачивания малыша.
Кто пел колыбельные песни и как?
Колыбельную песню пела мама своему малышу, чтобы тот уснул. Пела она ласково, нежно и негромк.
Колыбельная – песня особенная. У каждой мамы есть своя такая песня. И ещё об одной особенности колыбельных песен мне хочется вам рассказать: в любую из них можно вставить имя того младенца, которому она поётся.
Итак, волк остался спать под горой, благодаря нашей колыбельной.
Полдороги, полпути
Быстро мы смогли пройти.
А теперь мы отдохнём
И опять вперёд пойдём.
3.Физкультминутка «Весёлая зарядка»
Путешествие к самовару продолжается, а вот в какую сторону пойдём – в письме Тимошкином прочитаем.
Справа – медведь,
Он любит петь,
Громко поёт,
Пройти не даёт.
По секрету вам скажу:
С этим Мишкой я дружу.
Вы ему – частушек много,
Он уступит вам дорогу.
Очень любит мишка частушки. И мы их любим петь и слушать.
- А что такое частушка?
...
Частушка – короткая русская народная песня с юмором. Частушка бойкая, весёлая, поётся в быстром темпе.
А с каким инструментом исполняют частушки?
С гармошкой, баяном, с балалайкой и без сопровождения.
О частушках мы знаем много интересного, а спеть мы их сможем?
Да.
(Исполнение частушек)
Вижу – все вы музыканты,
Уникальные таланты.
Вот для вас, детвора,
Музыкальная игра.
(с детьми проводится музыкальная викторина «Узнай музыкальный инструмент» с использованием аудиозаписи «Русские народные инструменты»).
Демонстрация инструментов.
Наше путешествие продолжается, надо спешить. Нам опять поможет Тимошкино письмо.
А теперь - наискосок,
Через тропочку в лесок.
Вот, ребята, здесь мой дом.
Хорошо, уютно в нём.
Хочешь – прыгай,
Хочешь – стой,
Хочешь – песню даже спой.
Ребята, как тепло и уютно у Тимошки, красиво. Давайте поблагодарим Тимошку за увлекательное путешествие и поблагодарим его, подарим песню «Солнечные зайчики».
- Итоги.
Наше музыкальное путешествие подошло к концу, но прежде чем расстаться, ответьте мне на вопросы:
- Какие жанры народной музыки узнали?
- О чём русская народная песня?
О народной жизни.
Народная песня – зеркало жизни народа, с её горестями и радостями. Надо помнить о том, что у каждого народа существует своя народная музыка. До новых встреч!