kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Природа и музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Природа и музыка»

3 класс

 

Цель:

Через взаимосвязь таких предметов как музыка, литература, изобразительное искусство, путешествуя по различным этапам урока, раскрыть чудесный период времени года - Осень.

Задачи:

Обучающие:

- углубить знания о творчестве русского композитора П.И.Чайковского

- познакомиться со стилевым направлением в искусстве – Романтизмом.

- побудить детей к знаниям через игровые формы: «анаграмма», «заморочки из бочки».

Развивающие:

  • развить чувство прекрасного; операционное мышление; пространственное воображение.
  • организовать творческий процесс:

а) услышал — почувствовал — подумал — обсудил

б) услышал — почувствовал — увидел — нарисовал.

Воспитательные:

  • воспитать всесторонне-развитую личность, интерес к музыке, искусству, литературе, окружающей среде.

- воспитать в детях эстетический вкус, стремление к творчеству, прекрасному.

Материал к уроку:

  • Видео П.И.Чайковский «Октябрь»
  • П.И.Чайковский «Времена года» «Осенняя песнь»
  • фонограмма песни
  • рисунки детей об осени
  • листы - заготовки для рисования
  • «бочка» с вопросами
  • Презентация «Путешествие в мир прекрасного. Природа и музыка»

Оборудование:

Компьютер, медиапроектор, экран (интерактивная доска), музыкальный центр.

План урока:

I. Организационный момент

II. Творчество П.И. Чайковского «Времена года. Осень»

III.Анаграммы: - импровизация

- скульптура

IV. Самостоятельная работа детей «Фантазия осени».

V. «Заморочки из бочки»

VI. Итог урока. Рефлексия.

VII. Вокально- хоровая работа. Исполнение песни об осени.

 

Ход урока:

I. Организационный момент.

Подготовка к активной деятельности. Эмоциональный настрой.

Придумано кем–то просто и мудро.

При встрече здороваться:

- Доброе утро! (хором)

- Доброе утро!

- Солнцу и птицам! (хором)

- Доброе утро!

- Приветливым лицам (хором)

И каждый становится добрым, доверчивым

Доброе утро, длится до вечера (хором).

Сегодня у нас необычный урок - мы отправляемся в путешествие.

Перед нами стоит задача: через взаимосвязь таких предметов как литература, музыка, искусство рассмотреть чудесный период времени года - Осень.

  1. Первая наша станция, на которой мы с вами остановимся

«Музыкально - литературная».

*

Уж трава желтеет в поле,

Листья падают сухие.

Скоро птички - щебетуньи

Улетят в края чужие.

Всё в таинственном молчанье

Холм оделся темнотой.

Ходит в облачном сиянье

Полумесяц молодой.

                                                                                              Алексей Плещеев.

Осень… Этому времени года посвящено очень много стихотворений, картин, музыкальных произведений. Она является предметом восхищения, размышления, описания, изображения.

- Давайте мы с вами поговорим о композиторе, который в своем творчестве обращался к временам года.

- Это, Петр Ильич Чайковский.

Велик вклад П.И.Чайковского в сокровищницу русской музыкальной культуры. Его перу принадлежат оперы, балеты, симфонии, романсы, фортепианные пьесы.

- Произведение П.И.Чайковского, в котором он обращался к временам года -

 это цикл «Времена года» (цикл - музыкальное произведение, которое состоит из нескольких частей и все части объединены единым замыслом, одной идеей; идея произведения - показать различное время года с её характерными чертами).

- Каждой пьесе Чайковский подобрал небольшой поэтический эпиграф, заимствованный из стихотворений русских поэтов. Эпиграфом к осеннему времени года, к месяцу Октябрь стали строки Алексея Толстого «Осенняя песнь»:

«Осень, осыпается весь наш бедный сад,

Листья пожелтелые по ветру летят …»

Сейчас прозвучит «Осенняя песнь».

Послушайте. Прочувствуйте. И постарайтесь передать то настроение, которое навеяла вам эта пьеса. Мысленно нарисуйте картину природы, основываясь на полученные эмоции в результате прослушивания.

♫ П.И. Чайковский «Времена года» Октябрь.

- Что вы почувствовали?

Какое настроение передает музыка?

(ответы детей)

- Что вы представили себе? Какую картину природы?

(ответы детей)

♫ Послушайте фрагмент ещё раз. Мы вместе его проанализируем.

С первых же звуков музыки мы погружаемся в иное состояние, музыка передает, как вы уже сказали, грустное, печальное настроение.

-  изменялось ли настроение мелодии?

- Правильно. Несмотря на то, что мелодия такая же спокойная, лирическая, она стала более светлой, прозрачной.

Это изменение в музыке раскрывает иную сторону осени - не только как грустной унылой поры, но и теплой, солнечной осени.

И это восприятие осеннего настроения мы можем услышать в стихах Александра Сергеевича Пушкина:

«Унылая пора!

Очей очарованья!

Приятна мне твоя

Прощальная краса

Люблю я пышное природы увяданье.

В багрец и золото, одетые леса».

III. И мы движемся дальше… станция «Анаграмма».

Ваша задача состоит в том, что из данных букв вы должны составить слово, которое будет являться ответом на заданный вопрос:

а) так называется сочинение музыки сразу во время ее исполнения, без подготовки.

(импровизация)

б) это объемно - пространственный вид искусства, обрабатывается со всех сторон, воспринимается с различных точек зрения, воздействует языком пластики, воспроизводится средствами лепки или высекания.

(скульптура)

IV. Следующая наша станция - «Изобразительная».

Всем хорошо знакомы чувства, которые пробуждает осень. Деревья скидывают свои желтоватые листья, блистающие золотом, которые подхватывает и кружит в своем танце легкий ветерок. Земля покрыта красочным, разноцветным ковром. Цветы, трава — все уже пожухло. Солнечных дней становится меньше, серое небо и низкие облака навевают нам грусть. Звери и природа готовятся к зимней спячки. Но, несмотря на это, мы радуемся этому прекрасному времени года. Именно осенью мы восторгаемся хрустящим шуршанием листьев под ногами и красочным листопадом. Тем, как пробиваются тонкие лучики солнца через почти оголевшие ветви деревьев. Щебетанье птиц поутихло, они уже готовы с нами проститься на долгие зимние месяцы.

Все это мы уже сегодня слышали в произведении П.И.Чайковского, в лирике поэтов. А как бы художник выразил эти чувства?

«Художник рисует осень

И словно прощенья просит

У грустной поры прощаний

За искренний свой пейзаж.

 

Задумавшись над палитрой,

Он вдруг улыбнется хитро

И снова за кисть берется.

Берется за карандаш.

 

И катятся по дорожкам

Лимоны и апельсины ­

Так видит художник листья,

И кисть колдует всласть.

 

Мне весело и тревожно

И это необъяснимо

И хочется мне с картины

Опавшие листья украсть».

Сергей Чалов.

- Ребята, а как бы вы изобразили осень?

(ответы детей)

И нам осталось побыть в роли художника и отразить на бумаге все свои впечатления об осени.

Перед вами лежат листочки с различными фрагментами, давайте превратим их в осеннюю фантазию. Дорисуйте фрагменты так, чтобы у вас получился интересный рисунок.

- Самостоятельная работа детей

(видео «Времена года»)

- Анализ рисунков.

  1. Путешествие наше продолжается и следующая станция

«3аморочки из бочки».

Перед вами бочка, в ней бочонки с вопросами и тремя вариантами ответов. Ваша задача выбрать правильный вариант ответа на поставленный вопрос:

1. Музыкальный спектакль, в котором все танцуют.

а) дискотека

б) карнавал

в) балет

2. Автором какой картины является Шишкин?

а) «Опять двойка»

б) «Рожь колосистая»

в) «Мадонна с младенцем»

3. Как называется балет П.И.Чайковского?

а) «Щелкунчик»

б) «Деревянный принц»

в) « Буратино»

4. Картина, которую написал Малевич?

а) « Желтый круг»

б) « Черный квадрат»

в) «Белый треугольник»

5. Чем внешне отличается хоровой дирижер от оркестрового?

а) костюмом

б) обувью

в) отсутствием в руке дирижерской палочки

6. С чего начинает художник работу над картиной?

а) с антракта

б) с эскиза

в) с физкультминутки

7. Как называется торжественная государственная песня?

а) ода

б) гимн

в) кантата

8. Как называется здание, в котором располагается большое количество картин?

а) большой театр

б) Макдоналдс

в) Картинная галерея

VI. И последняя наша станция - «Итоговая».

Рефлексия. Давайте вспомним, с чем мы сегодня познакомились:

1) На уроке мы с вами познакомились с творчества П.И.Чайковского­ как романтика, где главное место занимают чувства, эмоции, воспоминания человека.

Прослушали из цикла «Времена года», пьесу «Осеннюю песню», навеянную картиной природы.

2) Разгадали анаграммы.

3) Отразили в рисунке то настроение, которое вызвало данное время года.

4) Ответили на вопросы в конкурсе «Заморочки из бочки».

Мы замечательно справились с поставленными задачами. Вы все были активны, прекрасно работали. И мы сегодня «МОЛОДЦЫ».

VII. Наш урок мы завершаем песней «Осень - раскрасавица». Автор слов: Айгуль Шакирова.
Композитор: Cтанислав Пожлаков.

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Природа и музыка»

«Природа и музыка»

3 класс


Трифонова Ирина Анатольевна

учитель музыки

«Средняя школа-гимназия № 1»

Акмолинская обл, г. Кокшетау

27.10.2017

Цель:

Через взаимосвязь таких предметов как музыка, литература, изобразительное искусство, путешествуя по различным этапам урока, раскрыть чудесный период времени года - Осень.


Задачи:

Обучающие:

- углубить знания о творчестве русского композитора П.И.Чайковского

- познакомиться со стилевым направлением в искусстве – Романтизмом.

- побудить детей к знаниям через игровые формы: «анаграмма», «заморочки из бочки».

Развивающие:

  • развить чувство прекрасного; операционное мышление; пространственное воображение.

  • организовать творческий процесс:

а) услышал — почувствовал — подумал — обсудил

б) услышал — почувствовал — увидел — нарисовал.

Воспитательные:

  • воспитать всесторонне-развитую личность, интерес к музыке, искусству, литературе, окружающей среде.

- воспитать в детях эстетический вкус, стремление к творчеству, прекрасному.


Материал к уроку:

  • Видео П.И.Чайковский «Октябрь»

  • П.И.Чайковский «Времена года» «Осенняя песнь»

  • фонограмма песни

  • рисунки детей об осени

  • листы - заготовки для рисования

  • «бочка» с вопросами

  • Презентация «Путешествие в мир прекрасного. Природа и музыка»


Оборудование:

Компьютер, медиапроектор, экран (интерактивная доска), музыкальный центр.


План урока:

I. Организационный момент

II. Творчество П.И. Чайковского «Времена года. Осень»

III.Анаграммы: - импровизация

- скульптура

IV. Самостоятельная работа детей «Фантазия осени».

V. «Заморочки из бочки»

VI. Итог урока. Рефлексия.

VII. Вокально- хоровая работа. Исполнение песни об осени.


Ход урока:


I. Организационный момент.

Подготовка к активной деятельности. Эмоциональный настрой.


Придумано кем–то просто и мудро.

При встрече здороваться:

- Доброе утро! (хором)

- Доброе утро!

- Солнцу и птицам! (хором)

- Доброе утро!

- Приветливым лицам (хором)

И каждый становится добрым, доверчивым

Доброе утро, длится до вечера (хором).


Сегодня у нас необычный урок - мы отправляемся в путешествие.

Перед нами стоит задача: через взаимосвязь таких предметов как литература, музыка, искусство рассмотреть чудесный период времени года - Осень.


  1. Первая наша станция, на которой мы с вами остановимся

«Музыкально - литературная».


***

Уж трава желтеет в поле,

Листья падают сухие.

Скоро птички - щебетуньи

Улетят в края чужие.

Всё в таинственном молчанье

Холм оделся темнотой.

Ходит в облачном сиянье

Полумесяц молодой.

Алексей Плещеев.

Осень… Этому времени года посвящено очень много стихотворений, картин, музыкальных произведений. Она является предметом восхищения, размышления, описания, изображения.

- Давайте мы с вами поговорим о композиторе, который в своем творчестве обращался к временам года.

- Это, Петр Ильич Чайковский.

Велик вклад П.И.Чайковского в сокровищницу русской музыкальной культуры. Его перу принадлежат оперы, балеты, симфонии, романсы, фортепианные пьесы.

- Произведение П.И.Чайковского, в котором он обращался к временам года -

это цикл «Времена года» (цикл - музыкальное произведение, которое состоит из нескольких частей и все части объединены единым замыслом, одной идеей; идея произведения - показать различное время года с её характерными чертами).

- Каждой пьесе Чайковский подобрал небольшой поэтический эпиграф, заимствованный из стихотворений русских поэтов. Эпиграфом к осеннему времени года, к месяцу Октябрь стали строки Алексея Толстого «Осенняя песнь»:

«Осень, осыпается весь наш бедный сад,

Листья пожелтелые по ветру летят …»


Сейчас прозвучит «Осенняя песнь».

Послушайте. Прочувствуйте. И постарайтесь передать то настроение, которое навеяла вам эта пьеса. Мысленно нарисуйте картину природы, основываясь на полученные эмоции в результате прослушивания.


♫ П.И. Чайковский «Времена года» Октябрь.

- Что вы почувствовали?

Какое настроение передает музыка?

(ответы детей)

- Что вы представили себе? Какую картину природы?

(ответы детей)


♫ Послушайте фрагмент ещё раз. Мы вместе его проанализируем.


С первых же звуков музыки мы погружаемся в иное состояние, музыка передает, как вы уже сказали, грустное, печальное настроение.

- изменялось ли настроение мелодии?

- Правильно. Несмотря на то, что мелодия такая же спокойная, лирическая, она стала более светлой, прозрачной.

Это изменение в музыке раскрывает иную сторону осени - не только как грустной унылой поры, но и теплой, солнечной осени.


И это восприятие осеннего настроения мы можем услышать в стихах Александра Сергеевича Пушкина:

«Унылая пора!

Очей очарованья!

Приятна мне твоя

Прощальная краса

Люблю я пышное природы увяданье.

В багрец и золото, одетые леса».


III. И мы движемся дальше… станция «Анаграмма».

Ваша задача состоит в том, что из данных букв вы должны составить слово, которое будет являться ответом на заданный вопрос:


а) так называется сочинение музыки сразу во время ее исполнения, без подготовки.

(импровизация)

б) это объемно - пространственный вид искусства, обрабатывается со всех сторон, воспринимается с различных точек зрения, воздействует языком пластики, воспроизводится средствами лепки или высекания.

(скульптура)


IV. Следующая наша станция - «Изобразительная».

Всем хорошо знакомы чувства, которые пробуждает осень. Деревья скидывают свои желтоватые листья, блистающие золотом, которые подхватывает и кружит в своем танце легкий ветерок. Земля покрыта красочным, разноцветным ковром. Цветы, трава — все уже пожухло. Солнечных дней становится меньше, серое небо и низкие облака навевают нам грусть. Звери и природа готовятся к зимней спячки. Но, несмотря на это, мы радуемся этому прекрасному времени года. Именно осенью мы восторгаемся хрустящим шуршанием листьев под ногами и красочным листопадом. Тем, как пробиваются тонкие лучики солнца через почти оголевшие ветви деревьев. Щебетанье птиц поутихло, они уже готовы с нами проститься на долгие зимние месяцы.

Все это мы уже сегодня слышали в произведении П.И.Чайковского, в лирике поэтов. А как бы художник выразил эти чувства?


«Художник рисует осень

И словно прощенья просит

У грустной поры прощаний

За искренний свой пейзаж.


Задумавшись над палитрой,

Он вдруг улыбнется хитро

И снова за кисть берется.

Берется за карандаш.


И катятся по дорожкам

Лимоны и апельсины ­

Так видит художник листья,

И кисть колдует всласть.


Мне весело и тревожно

И это необъяснимо

И хочется мне с картины

Опавшие листья украсть».

Сергей Чалов.

- Ребята, а как бы вы изобразили осень?

(ответы детей)

И нам осталось побыть в роли художника и отразить на бумаге все свои впечатления об осени.

Перед вами лежат листочки с различными фрагментами, давайте превратим их в осеннюю фантазию. Дорисуйте фрагменты так, чтобы у вас получился интересный рисунок.


- Самостоятельная работа детей

(видео «Времена года»)


- Анализ рисунков.


  1. Путешествие наше продолжается и следующая станция

«3аморочки из бочки».

Перед вами бочка, в ней бочонки с вопросами и тремя вариантами ответов. Ваша задача выбрать правильный вариант ответа на поставленный вопрос:

1. Музыкальный спектакль, в котором все танцуют.

а) дискотека

б) карнавал

в) балет


2. Автором какой картины является Шишкин?

а) «Опять двойка»

б) «Рожь колосистая»

в) «Мадонна с младенцем»


3. Как называется балет П.И.Чайковского?

а) «Щелкунчик»

б) «Деревянный принц»

в) « Буратино»


4. Картина, которую написал Малевич?

а) « Желтый круг»

б) « Черный квадрат»

в) «Белый треугольник»


5. Чем внешне отличается хоровой дирижер от оркестрового?

а) костюмом

б) обувью

в) отсутствием в руке дирижерской палочки


6. С чего начинает художник работу над картиной?

а) с антракта

б) с эскиза

в) с физкультминутки


7. Как называется торжественная государственная песня?

а) ода

б) гимн

в) кантата


8. Как называется здание, в котором располагается большое количество картин?

а) большой театр

б) Макдоналдс

в) Картинная галерея


VI. И последняя наша станция - «Итоговая».

Рефлексия. Давайте вспомним, с чем мы сегодня познакомились:


1) На уроке мы с вами познакомились с творчества П.И.Чайковского­ как романтика, где главное место занимают чувства, эмоции, воспоминания человека.

Прослушали из цикла «Времена года», пьесу «Осеннюю песню», навеянную картиной природы.

2) Разгадали анаграммы.

3) Отразили в рисунке то настроение, которое вызвало данное время года.

4) Ответили на вопросы в конкурсе «Заморочки из бочки».


Мы замечательно справились с поставленными задачами. Вы все были активны, прекрасно работали. И мы сегодня «МОЛОДЦЫ».


VII. Наш урок мы завершаем песней «Осень - раскрасавица».

Автор слов: Айгуль Шакирова.
Композитор: Cтанислав Пожлаков.


Светит солнце ласково, нежно улыбается.

Это в гости к нам пришла осень - раскрасавица.

Яркая, зелёная, жёлтая и красная,

Но всегда веселая, и всегда прекрасная,

Ветерком гонимая, листьями шуршащая,

Очень осень любим мы, и поём от счастья.



Всё раскрасила вокруг красками красивыми.

Собираются на юг стаи журавлиные.

Так уж им положено и судьбою велено.

Прилетайте к нам весной, с самой первой зеленью!

Пусть помашет вам рукой осень - раскрасавица,

Рады будем мы весной снова повстречаться!



Никогда не унывай, не смотри с грустинкою.

Оглянись вокруг давай, насладись картинкою.

Яркою, зелёною, жёлтою и красною,

Но всегда вёселою и всегда прекрасною.

До чего ж красивая осень настоящая!

Мы с тобой счастливые и поём от счастья!




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
Природа и музыка

Автор: Трифонова Ирина Анатольевна

Дата: 16.05.2019

Номер свидетельства: 510540

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(134) "Конспект и презентация к уроку музыки "Картины природы в музыке и поэзии" "
    ["seo_title"] => string(77) "konspiekt-i-priezientatsiia-k-uroku-muzyki-kartiny-prirody-v-muzykie-i-poezii"
    ["file_id"] => string(6) "126532"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415192160"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "Классный час на тему: "Весна в  поэзии, музыке  и искусстве" "
    ["seo_title"] => string(59) "klassnyi-chas-na-tiemu-viesna-v-poezii-muzykie-i-iskusstvie"
    ["file_id"] => string(6) "222101"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1435849107"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "Классный час во 2-ом  классе. Тема: Природа — бесценный дар "
    ["seo_title"] => string(60) "klassnyi-chas-vo-2-om-klassie-tiema-priroda-biestsiennyi-dar"
    ["file_id"] => string(6) "209386"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1431107346"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(38) "Музыка планирование "
    ["seo_title"] => string(20) "muzyka-planirovaniie"
    ["file_id"] => string(6) "245370"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1446122326"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(144) "Конспект урока русскому языку по теме "Правописание приставок. Зима в природе"."
    ["seo_title"] => string(81) "konspiekt-uroka-russkomu-iazyku-po-tiemie-pravopisaniie-pristavok-zima-v-prirodie"
    ["file_id"] => string(6) "257019"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448265920"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства